Рождественская проповедь

Предисловие.

     Этот праздник Рождества Христова я решила запечатлеть новыми вариациями Божественного слова, используя в качестве ветвей Мавританского дуба (дерева жизни) заповеди Ветхого и Нового Завета, а в качестве листвы святоотеческий опыт жизни и деятельности. Предлагаю вам изучить этот материал, последовав совету Николая Сербского:
   "Непрестанно трудись над своей душой, как трудишься над плодоносным садом, который легче всего зарастает сорняками именно потому, что плодоносный. Пусть все твои труды, внутренние и внешние, будут направлены на возделывание души, потому что это единственное, что можно спасти от беспощадной смерти. Но не ожидай, что сможешь убелить свою душу без долгой и трудной духовной брани, которая очищает души".

Заповеди Моисея

 "Я - Господь Бог твой... Да не будет у тебя других Богов перед лицом Моим."

"Отцы сказали, что человек приобретает страх Божий, если имеет память смерти и память мучений, если каждый вечер испытывает себя, как он провел день, и каждое утро - как прошла ночь, если не будет дерзновения в обращении и, наконец, если будет находиться в близком общении с человеком, боящимся Бога.
(Преп. авва Дорофей)

"Когда оплакиваешь грехи свои, никогда не слушайся оного пса, который внушает тебе, что Бог человеколюбив, ибо он делает это с тем намерением, чтобы отторгнуть тебя от плача и от бесстрашного страха. Мысль же о милосердии Божием принимай тогда только, когда видишь, что низвлекаешься в глубины отчаяния. ...
Мужественная душа воскрешает и умерший ум; уныние же и леность расточают все  богатство".
(Преп. Иоанн Лествичник)"

"Надобно иметь многий искус, пока познаем нашу немощь истинно и смиримся, и это не малым временем, а многим стяжавается... надобно заключаться в твердыню смирения, недоступную никаким татям и врагам, а пока мы еще далеки от любви и смирения, то нужен и страх Божий, ибо "страхом Господним уклоняется всяк от зла" (Притч.15, 27), нужны иногда и поползновения, к познанию самой немощи попущением Божиим бываемые, за возношение тайное и нами неуловимое, а через падения и познаем, что оные предварила гордость.
(Преп. Макарий Оптинский)"

"Не делай себе кумира"

"Возненавидь стяжание, как причину погибели души, и суетную славу, - эту губительницу добродетелей; возлюби же худость риз и брашен, и священное бдение - матерь целомудрия».
(Преп. Максим Грек)

"Не можешь, душа, "служить двум господам... Богу и мамоне (Мф. 6, 24), как нельзя одним глазом смотреть к земле, а другим на высоту небесную... Если любишь Христа, возненавидь вполне золото, потому что это одно другому противно, как жизнь и смерть, или свет или тьма".
(Прп. Максим Грек)

"Всякое лишение и всякое понуждение ценится пред Богом, по сказанному в Евангелии: "Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилия восхищают его (Мф. 11, 12)»
(Преп. Амвросий Оптинский)

"Хорошо держаться главной заповеди и ни о чем в частности не заботиться, и ни о чем в частности не молиться; но только искать Царствия и слова Божия».
(Прп. Марк Подвижник)

"Если теперь человек, побуждаемый сатаной, будет делать зло; то не сатана осуждается вместо него, но терпит истязание и наказание сам человек, как по собственной воле подчинившийся пороку».
(Преп. Макарий Египетский)

"Не прельщайся пустыми словами ложных мудрецов, а повинуясь учению евангельскому, старайся добрыми делами и смиренными слезами смыть тяжесть многих своих согрешений». 
(Прп. Максим Грек)

"Когда мы подлежим действию злых помыслов, то должны обвинять самих себя, а не прародительный грех. Корни помыслов суть явные пороки, которые мы руками и ногами и устами защищаем всегда».
 (Прав. Иоанн Кронштадский)

"Ум ослепляется сими тремя страстями, то есть: сребролюбием, тщеславием и сластолюбием. Это три дочери ненасытимости, по Писанию (Притч. 30, 15)».
(Прп. Марк Подвижник)

"Не произноси имени Господа всуе"

"Если человек не имеет излишнего попечения о себе из любви к Богу и для дел добродетели, зная, что Бог печется о нем, таковая надежда есть истинная и мудрая. А если человек все упования свои возлагает на свои дела, к Богу обращается с молитвой лишь тогда, когда его постигают непредвиденные беды, и он, не видя в собственных силах средств к отвращению их, начинает надеяться на помощь Божию, то такая надежда суетная и ложная».
(Прп. Серафим Саровский)

"Через посылаемые Богом испытания каждый человек испытывается и сам узнает свое духовное состояние, принуждается к смирению и затем получает прощение своих грехов, если смиренно и с радостью принимает все эти испытания как лекарство для своей души, а также с терпением прославляет и благодарит Бога... Он здесь попускает нам искушения, чтобы они вытряхнули из нас пыль, для того, чтобы наша душа очистилась с помощью скорбей и слез мы были вынуждены прибегать к Богу в поисках спасения». (Старец Паисий Святогорец)

"Помни день субботний, чтобы святить его"

"Храни чистоту тела своего о Господе, как драгоценную жемчужину... Будь внимателен к себе, чтоб вместо Святого и Пречистого Владыки не ввести тебе в храм скверного врага и чтоб не был растлен храм твой бесстыдством сего врага, ненавистиника добру. Он бесстыден и упрям в своем намерении: многократно выгоняешь его вон с упреком, но он бесстыдно усиливается войти. Если введешь его в храм свой, Бог оставит тебя, и храм твой преисполнится всякой нечистоты, зловония и мрака».
(Преп. Ефрем Сирин)

"Как землевладелец, попечительный о собственной земле своей, сперва обновляет ее и истребляет в ней терния, а потом ввергает в нее семена, так и ожидающему от Бога приять семя благодати, надлежит сперва очистить землю сердца своего, чтобы падшее на нее семя Духа принесло совершенные и обильные плоды».
(Преп. Макарий Египетский)

"Почитай отца твоего и мать твою..."

"Дети должны быть очень внимательны в деле уважения родителей. Когда дети дерзят родителям и не оказывают им уважения, бывает, что, во-первых, уходит от детей благодать, и, во-вторых, становятся они "приемниками" демонских влияний и энергий».
 (Старец Паисий Святогорец)

"Не убивай"

"Христос повелел не только благодушно и с кротостью перенести обиду, надо идти дальше в мудрости: быть готовым терпеть больше, чем хочется обидчику, силой терпения победить его дерзкую наглость, чтобы он удивился твоей необычайной кротости и тем отошел прочь".
 (Свт. Иоанн Златоуст)

"Не прелюбодействуй"

"Если восстанет в тебе плотская брань, не бойся и не падай духом. Этим придашь против себя смелости врагу, и он начнет всевать в тебя соблазнительные мысли, внушая: "невозможно прекратиться в тебе разжжению, если не удовлетворишь своей похоти" ... не расслабевай помыслов, не приходи в изнеможение, вычерпывая воду из ладьи, потому что пристань жизни близко... не малодушествуй: Бог не оставит тебя. Он взирает на твой подвиг; смотрят на оный и лики святых Ангелов и толпа бесов... Будь же внимателен». (Прп. Ефрем Сирин)

"Кто обуздывает очи свои, тот сделается легким, а у кого взор блуждает, тот соберет на себя бремя, ибо сказано: "волнение плоти развращает ум незлобливый" (Прем. 4, 12)... Если беспокоит тебя дух блуда, запрети ему, говоря: "Господь да потребит тебя, исполненный зловония бес нечистоты", ибо знаем сказавшего "мудрование плотское - вражда на Бога" (Рим 8, 7). Всякий, кто любит чистоту и целомудрие, делается храмом Божиим».
(Преп. Ефрем Сирин)

" Как свинье приятно валяться в грязи, так и бесы находят для себя приятность в блуде и нечистоте. В чистоте обитает великой свет, и радость, и мир, и терпение, а в блуде обитает печаль, уныние, ненасытный сон и густая тьма. Как благоухание веселит обоняние, так и Дух Святой увеселяется чистотою и обитает в человеке».
(Преп. Ефрем Сирин)"

"Не кради"

"Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего"

"Не желай ... ничего, что у ближнего твоего"

Когда человек преодолеет эти преграды к совершенству, ему представится возможность взойти к вершине Благодати при помощи заповедей блаженств.

Заповеди блаженства:

"Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство  Небесное"

"Живущий помощью Вышнего, под кровом Бога Небесного водворится. И скажет Господу: "Ты заступник мой" (Пс.90, 1-2). Какие бы страшные бедствия не посылал Господь на грешный род человеческий, Он всегда хранит тех, кто возлюбил Его».
 (Свт. Лука Войно-Ясенецкий)"

"Во всем и на всякое время угождай Богу и думай о спасении души своей от грехов и диавола и усвоении ее Богу... думай о правости духовного хождения пред лицем Божиим и говори: "стопы моя направи по словеси Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие (Пс.118, 133))»
 (Прав. Иоанн Кронштадский)

"Намеревающиеся истинно благоуждать Богу, восприять от Него небесную благодать, возрастать и усовершаться в Духе Святом, должны прежде принуждать себя к тому, чтобы, даже против воли сердца, сохранять все добродетели, по сказанному: "сего ради всем заповедем Твоим направляхся (Псал. 118, 128)...Душа боголюбивая, если и все добро сделает, обыкновенно приписывает каждое дело не себе, но Богу».
 (Преп. Макарий Египетский)

"Только у Господа и в Господе ты можешь найти себе мир душевный. Твоя истерзанная душа только в Господе, в покаянии и исправлении жизни может найти себе отраду. Грех ядом своим убивает душу человека. Воскресает душа от живительного действия покаяния».
 (Прп. Никон Оптинский)

"Истинный признак того, что человек помнит смерть в чувстве сердца, есть добровольное беспристрастие ко всякой твари и совершенное оставление своей воли. Тот без сомнения благоискусен, кто ежедневно ожидает смерти; и тот свят, кто желает ее на всякий час".
(Преп. Иоанн Лествичник)

"Когда Бог будет во всех мыслях, желаниях, намерениях, словах и делах человека, тогда и приходит к нему Царствие Божие».
(Прав. Иоанн Кронштадский)

"Та душа есть нищая духом, которая познает язвы свои, познает и окружающую ее тьму страстей и всегда просит избавления у Господа, переносит и труды, но не радуется ни о каком земном благе, полагается на одного только прекрасного Врача и на его врачевание».
(Преп. Макарий Египетский)"

"Гордость и самомнение, вводящие в самообольщение, не дают видеть неправильности и опасности своего положения, не дают видеть ни горестного общения с демонами, ни бедственного, убийственного порабощения ими. "Оденься прежде листьями, а потом, когда повелит Бог, принесешь и плоды", - сказали Отцы. (Свт. Игнатий Брянчанинов)

"Блаженны плачущие, ибо они утешатся"

«Скорби, постигающие людей, суть порождения их собственных худых дел. Если мы перенесем их в молитве, то опять обретем приращение в добрых делах наших".
"Не полагайся приобрести добродетель без скорби, ибо находящиеся в покое неопытен".
(Прп. Марк Подвижник)

"Покаяние тогда только истинно, когда человек, восчувствуя грехи свои, коими прогневал Создателя своего, оставляет греховное действо, сожалеет об оных и раскаивается, и удостаивается прощения благодатью Христовою чрез разрешение священнослужителя Церкви».
(Прп. Макарий Оптинский)

"Благ Господь ко всем кающимся искренно и с твердым намерением  не возвращаться на прежнее.
Несть бо грех побеждающ человеколюбие Божие. Напротив, правосуден Господь для тех, которые от неверия и нерадения не хотят каяться, также и для тех, которые потом опять без страха тяжко согрешают, имея неразумное упование на то, что Господь благ».
(Преп. Амвросий Оптинский)"

"Бог не требует, братия, и не желает, чтобы человек плакал от болезни сердца, но чтобы от любви к нему радовался душевным смехом. Отыми грех, и излишни будут болезненные слезы чувственным очам; ибо когда нет раны, не нужен и пластырь". (Преп. Иоанн Лествичник)"

"Кто победил страсти, тот победил и печаль. А побежденный страстями не избежит оков печали. Как больной виден по цвету лица, так обладаемый страстью обличается от печали. Кто любит мир, тому не возможно не печалиться. А презревший мир всегда весел."
(Прп. Серафим Саровский)

"Человек до благодати живет и думает, что у него все на душе хорошо и благополучно; но когда посетит его благодать и пребудет с ним, тогда он видит себя совершенно иначе, а когда потом снова потеряет благодать, тогда только узнает он, в какой великой беде находится".
 (Прп. Силуан Афонский)

"Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю"

"Когда ты хочешь быть и всеусильно стараешься быть безболезненным и здоровым, а между тем остаешься все болен, говори: "да будет воля Твоя"; когда предпринимаешь что, а предприятие не удается, говори: "да будет воля Твоя"; когда делаешь добро, а тебе платят злом, говори: "да будет воля Твоя"; или когда, например, ты хочешь спать, а у тебя бессонница, говори: "да будет воля Твоя";  вообще не раздражайся, когда что-либо делается не по твоей воле, и научись во всем покоряться воле Отца Небесного. Ты хотел бы, чтобы не было с тобою искушений, а между тем враг тебя томит ими, разжигает тебя, утесняет всячески, - не раздражайся, но говори: "да будет воля Твоя".
(Прав. Иоанн Кронштадский)

"Ибо как жена, вступающая в брак с мужем, до сочетания водится собственным своим расположением и поступает по своей воле, когда же соединится с ним, тогда, перестав обращать внимания на себя, начинает жить совершенно под его руководством: так и душа, хотя имеет собственную волю, собственные свои законы и собственные свои дела, но как скоро делается достойною сочетаться с небесным мужем - Христом, подчиняется закону Мужа, и следует уже не своей воле, но воле жениха ее – Христа».
(Преп. Макарий Египетский)

"Терпение есть та добрая земля, та плодовитая нива, на которой упавшее семя Божие прорастает и приносит обильный плод добрых дел".
(Свт. Дмитрий Ростовский)

"Благослови врагов моих, Господи. И я их благословляю, а не кляну. Они вместо меня исповедали пред миром грехи мои. Они бичевали меня, когда я сам желал бичевать себя. Они мучили меня, когда я от мук бегал. Они поносили меня, когда я льстил себе. Они плевали в меня, когда я был горд собой. Когда я считал себя мудрым, они называли меня безумцем. Когда я считал себя сильным, они смеялись надо мной, как над карликом. Когда я стремился быть первым, они теснили меня к последним. Когда стремился к богатству, они били меня по рукам наотмашь. Когда я собирался спать мирно, они будили меня ото сна. Когда я строил дом для долгой и тихой жизни, они разрушали его, и изгоняли меня. Воистину, враги отлучили меня от мира и помогли рукам моим дотянуться до края одежд Твоих".
 (Свт. Николай Сербский)

"Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся"

"Говори и делай всякую правду без сомнений, смело, твердо, решительно. Избегай сомнений, робости, вялости и нерешительности. "Ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия" (2Тим. 1, 7)».
(Прав. Иоанн Кронштадский)

"Если по слову апостола, сатана и умеет преображаться "Во Ангела светла"  (2Кор. 11, 14), чтобы обольщать, то, хотя бы  представлял и светлые видения, не возможет, как сказано, произвести доброго действия, что и служит точным его признаком. Не может он произвести ни любви к Богу или ближнему, ни кротости, ни смирения, ни радости, ни мира, ни благоустройства помыслов, ни ненависти к миру, ни духовного упокоения, ни вожделения небесных плодов, ни усмирить страсти и сластолюбие, все сие явным образом бывает произведением благодати».
 (Прп. Макарий Египетский)

"Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут"

"Тот, кто одержим вспыльчивостью, часто и скоро приводится в гнев даже маловажной вещью, пусть он слышит, что говорит апостол: "гнев человека не творит правды Божией" (Иак. 1, 20). И, действительно, злополучен и жалок тот, кто побеждается этими страстями. Ибо гневающийся, как говорят, убивает душу свою. (Прп. Ефрем Сирин)"

"За обиду, какая бы ни была нанесена нам, не токмо не должно отмщать, но напротив того должно еще прощать от сердца, хотя бы оно и противилось сему, и склонять его убеждением слова Божия: "если не будете прощать людям согрешения их, то Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6, 15) и еще "молитесь за обижающих вас" (Мф.5, 44)».
 (Преп. Серафим Саровский)

"Мир - больной, заболевший грехом, ибо грех - болезнь, и презрение к грешнику - презрение к больному. Молитвой ухаживает за больным наш лекарь, молитвой лечит и излечивает. Не презирай грешников, но молись за них. Жалей и сострадай всякому творению и не осуждай". (Свт. Николай Сербский)

"Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят"

"Блудник не может любить гнушающегося его страстию, а к  подобному себе прилепится муж».
(Преп. Ефрем Сирин)

"Люди теряют веру и признаются со скорбью, что меркнет в их душе свет Христов. Он меркнет для тех, кто закрывает глаза от света, не желая видеть его. Он меркнет в душах многих впавших в отчаяние, погрязших в грехе. Он меркнет потому, что люди сами его заслоняют тьмой своих грехов. Свет Христов не меркнет в сердцах тех, кто возлюбил Христа, кто идет за Ним, кто живет по заповедям Его».
(Свт. Лука Войно-Ясенецкий)"

"Супружество не удаляет от Бога, а, напротив, более привязывает, потому что больше имеет побуждений... Так не обремененные житейскими заботами имеют нужду в меньшей помощи великого Бога ... а кому нужна большая помощь Божия, то взаимно и сам более Любит Бога».
 (Свт. Григорий Богослов)"

"Где лежат страсти, оттуда исходят и все наши неудобства, неладицы, неурядицы и неустройства. Но да упразднит все сие Пришедший грешных спасти, если восхощем покаяться, смириться и покориться. Начало же спасения состоит в том, чтобы оставить свои хотения и разумения и сотворить Божии хотения. Отселе постараемся положить твердое начало не разветвлять путь Христов на многообразные отрасли, но собирать воедино главное: любить Господа от всей души и иметь мир и святыню со всеми, ни о ком не думая дурно и подозрительно».
(Преп. Амвросий Оптинский)"

" В душе есть желание - телесные члены соблюдать чистыми от испорченности чувств, ограждать себя от мирских развлечений, охранять сердце, чтобы помыслов своих не рассеивало по всему пространству мира, но отовсюду их собирало и удерживало от земных попечений и удовольствий. Посему, когда Господь видит, что человек живет таким образом, ведет себя со строгостию и готов служить Ему со страхом и трепетом, тогда подает ему помощь благодати Своей».
 (Преп. Макарий Египетский)"

"Когда же кто Божиею помощью..., а более всего глубочайшим смирением очистит душу свою и сердце от всякой скверны страстей душевных и телесных, тогда Благодать Божия, общая всех мать, взяв ум, ею очищенный, как малое дитя за руку, возводит как по ступеням в вышеуказанные духовные видения, открывая ему, по мере его очищения, неизреченные и непостижимые для ума Божественные тайны».
 (Прп. Таисий Величковский).

"Блаженны миротворцы, ибо они  будут наречены сынами Божиими"

"Не старайся разрешить трудное дело посредством спора; но тем, чем повелевает закон духовный, то есть терпением, молитвой и мысленной надеждой... Бдение, молитва и терпение в постигающих нас скорбях доставляют сердцу безвредное и полезное сокрушение, если только излишеством не нарушим соразмерности в их соединении».
 (Прп. Марк Подвижник)"

"При выговоре подчиненным за их неисправность тщательно воздерживайся от рвения, раздражительности и смущения и будь кроток, исполнен любви, степенен и покоен».
 (Прав. Иоанн Кронштадский)"

"С ближними надо обходиться ласково, не делая даже и видом оскорбления. Мы в отношении к ближним должны быть как словом, так и мыслью чисты и во всем равны; иначе жизнь нашу сделаем бесполезною. Не должно питать в сердце злобы или ненависти к ближнему враждующему, но должно стараться любить его, и сколько можно стараться добро творить, следуя учению Господа нашего Иисуса Христа: "Любите враги ваша, добро творите ненавидящим вас (Мф.5, 44)... Осуждай дурное дело, а самого делающего не осуждай... должно нам... всякое дурное дело прощать ближнему, а ненавидеть только диавола, который прельстил его». (Преп. Серафим Саровский)

"Кто верит Христу относительно воздаяния, тот по мере веры, усердно переносит всякую обиду. Кто молится о людях, обижающих его, тот низлагает демонов, а сопротивляющийся первым, уязвляется последними».
"Кто, будучи презираем кем-либо, ни словом, ни мыслию не ссорится с презирающим его, тот приобрел истинное ведение и являет твердую веру Владыке».
(Прп. Марк Подвижник)"

"Блажен человек, который нелегко приходит в гнев или в раздражение. Он всегда бывает в мире. Прогоняя от себя духа раздражительности и гневливости, он далек от войны и мятежа, всегда спокоен духом и весел лицом... Кто нелегко принимает в себя духа вспыльчивости, тот делается обителью Святого Духа".
(Преп. Ефрем Сирин)"

"Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное"

"Знайте, что добродетель заключается в том, чтобы от споров уклоняться, злострадание переносить равнодушно, обучаться смирению, во всяком случает отсекать свою волю, не надеяться на свою правду, но всегда иметь пред очами грехи свои».
(Прп. авва Исаия)

"Кроме обучительного упражнения ума своего, надлежит тебе управлять и волею своею так, чтобы не позволять ей склоняться на пожелания свои, а, напротив, вести ее к тому, чтоб она совершенно была едина с волею Божиею».
(Прп. Никадим Святогорец)

"Душа - птица пугливая, и если мало, совсем мало пыли бросить в нее, она встрепенется и упорхнет. Душа дороже мира, посему не за мир - за душу бейтесь. Душа - союзник, вернее мира: с душой союз заключайте. Душа богаче мира: в ней собирайте сокровища свои. Душа сильнее мира: из нее сделайте крепость себе. Душа здоровее мира: в ней здоровья ищите. Душа прекраснее мира: ее в невесты возьмите. Нива  души плодороднее нив мирских: ее возделывайте». (Свт. Николай Сербский)

"Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за меня; радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас".

"В молчании переноси, когда оскорбляет враг, и Господу открывай сердце свое. Когда твою честь кто уничижает или отнимает, то всеми мерами старайся, чтобы простить ему».
(Прп. Серафим Саровский)

"Кто боится Бога и внимает гласу совести, тот от всех страстей отвращается. В ком же нет сего домовладыки, тот достоин всякого сожаления: в храме души его все строится против воли его, и враг насевает в ней то, что хочет; ибо сердце такого человека уже находится в руках врага».
(Прп. авва Исаия)

"Мы должны быть более благодарны тем, которые нас смиряют, обижают и огорчают, нежели тем, которые нас кормят почестями и сладкими словами или вкусной едой и сладостями, потому что огорчения являются самым лучшим лекарством для души».
(Старец Паисий Святогорец)

"Вы - соль земли"

"Богатый стол питает тела как вещественныя, а познание Бога, воздержание, благость, благотворение, благочестие и кротость - делают душу божественной».
(Прп. Антоний Великий)"

"Старайся всеми мерами житием своим утешать непрестанно Отца Небесного, то есть своей кротостью, смирением, незлобием, послушанием, воздержанием, рассудительностью, миролюбием, терпением, милосердием, искренним с людьми достойным дружеством, ласковостью ко всем, гостеприимством радушным, доброжелательностью ко всякому, исправностью в делах, простотою сердца и нрава, чистотою всех мыслей сердечных». (Прав. Иоанн Кронштадский)"

"Во время памятования о Боге, умножай моление, чтобы когда забудешь о Нем, Господь помянул тебя. Читая Божественное Писание, старайся уразуметь сокровенное в нем; ибо сказано: "а все, что написано было прежде, написано нам в наставление (Рим. 15, 4). Как из дел и слов открывается мысль, так из сердечных действий будущее воздаяние».
(Прп. Марк Подвижник)"

"Нужно не отчаиваться, но надеяться на Бога. Отчаиваться нужно только в своем "я". Нужно постараться как можно быстрее сокрушить его, пока оно не сокрушило нас самих. Всякое наше действие и всякая добродетель нуждаются в смирении, любви и рассуждении, которое является солью добродетелей. Поэтому Христос и говорит в Евангелии: "всякая жертва солью осолится" (Мк 9, 49)».
(Старец Паисий Святогорец)

"Великий Варсонофий говорит, что врата в Царство Небесное узки и что не надо давать широкого правила для вшествия в них, широкое правило даже может помешать вшествию в них, потому что, гоняясь за мелочами, мы можем упустить важнейшее".
(Свт. Игнатий Брянчанинов)

"Вы - свет мира... да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного"

"Добрый человек и сам покоен, и Богу приятен, и людям любезен. Добродетельный невольно привлекает на себя взоры всех... Оттого, что благоухание невольно заставляет остановить на себе внимание и подышать им».
(Прав. Иоанн Кронштадский)"

"Надо умом познавать бога из дел Его творения, откровения, промышления, из судеб человеческих; сердцем чувствовать любовь Божию, мир Его пренебесный, сладость Его любви, любить ближнего... свободу употреблять как средство, как орудие на то, чтобы сделать как можно больше добра, и на усовершенствование себя во всякой добродетели, чтобы принести Богу долг сторичный».
(Прав. Иоанн Кронштадский)"

"Цель, к которой должен все свое внимание и все труды направлять вступивший на путь христианской жизни, и есть последняя цель человека, а именно - богообщение, живой союз с Богом. "Вселюся  в них"(2Кор. 6, 16), - говорит Бог. Это вселение Бога не есть только мысленное, какое  бывает в богомыслие от лица человека и в благоволении со стороны Бога, а есть живое, жизненное. Это такое единение, в котором, не поглощая сил и лица человеческого, Бог является действующим в нем, и человек, по апостолу, "уже не сам живет, но живет в нем Христос (Гал.2, 20)».
(Свт. Феофан Затворник)

"Серафим Саровский молчал, Арсений Великий молчал. Да потому он и великий, что молчал. Когда его спросили, почему он молчит все время, он отвечал: "поверьте, братья, что я вас всех люблю, но не могу быть и с вами, и с Богом, поэтому убегаю от вас".
(Прп. Никон Оптинский)

"Смерть высвечивает глубины души, тайники человеческого сердца, где в подсознании хранятся закодированные, как бы засекреченные записи всей его жизни, его слов и поступков, желаний и тайных помыслов. Ничто не проходит без следа. Все остается в тайнописи памяти сердца. То, что, казалось бы, навсегда исчезло в темных провалах прошлого, сохранилось в подсознании. Великая мудрость - познать самого себя. Но обычно мы видим только самую поверхность нашей психической жизни, ее внешний слой, а глубины остаются для нас сокрыты».
(Архим. Рафаил Карелин)

"Чтобы познать Господа, не надо иметь ни богатства, ни учености, но надо быть послушным и воздержанным, иметь смиренный дух и любить ближнего, и Господь возлюбит такую душу, и Сам явит Себя душе, и будет учить ее любви и смирению, и все полезное даст ей, чтобы обрела она покой в Боге".
(Прп. Силуан Афонский)

"Старец сказал: из людей, порабощенных суетой, никто не может подражать Господу. Но лишь те, которые могут вместе с апостолами сказать: "вот, мы, оставили все и последовали за Тобою» (Мф. 19, 27), - получают силу подражать Господу и идти по всем Его заповедям... Хотя заповедей много, но все они вмещаются в одной: "возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостью твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя (Лк. 10, 27)".
(Блаж. Диадох Фотикийский)

"Человек, достигший бесстрастия, получает как бы диплом на право входа в Царство Небесное, делается собеседником Ангелов и святых. Но предположим, что в рай вошел человек, обремененный страстями. Остаться там он сам не захочет. Как тяжело человеку невоспитанному быть в благовоспитанном обществе, так и человеку страстному быть в обществе бесстрастных».
(Прп. Варсонофий Оптинский)

Послесловие

Таким образом мы увидели основные направления добродетели. Соблюдая Заповеди, человек делается сотворцом Вселенной, обогащая этот мир своим опытом, своим творчеством. Всякое действие, направленное в разрез с требованиями морали, несет вред не только мирозданию, но и самой личности, ибо разрушает ее.
Каждая заповедь, как правило безопасной жизнедеятельности, оберегает нас от ошибок. Как вы заметили, некоторые из них я даже оставила без комментариев, ибо даже ребенку понятно, почему нельзя брать или желать чужое и клеветать на ближних.
И когда человек приучит себя жить но нормам Христианской морали, всегда и во всем полагаясь на Создателя, он очистит свое сердце и туда войдет Дух Святой. Жизнь такового, как показывает святоотеческий опыт, уже лишена ошибок, а напротив, наполнена Высшей мудрости и благолепия. И даже время не рушит эти замки, построенные в поднебесье, и не стирает слова, написанные на камнях мироздания.


Рецензии
Лариса! Спасибо тебе за твой труд. Тут читать и перечитывать не на один вечер. В каждой строке, в каждом Слове мудрость веков.

Виктория Вергун   08.01.2011 00:59     Заявить о нарушении
А осмысливать и жизни не хватит.
А труд тут не так и велик. Я пользовалась уже сливками, (взяла то, что под рукой было) из них масло сбила.

Преображенская Лариса   08.01.2011 12:59   Заявить о нарушении
Удачи тебе, Лариса и вдохновения!

Виктория Вергун   08.01.2011 13:00   Заявить о нарушении