Итоги декабря 2010. Сергей Лейбград

Это конкурс. Это всё-таки конкурс. Цель конкурса, как я её понимаю, в открытии новых имён и новых стиховых возможностей. Даже если он проходит каждый месяц и на таком специфическом ресурсе. Впрочем, конкурс ещё и фиксация определенных тенденций, своего рода диагноз стихового самочувствия в это время и в этом собрании авторов.
Я внимательно прочёл все тексты, попавшие в лонг-лист. С надеждой и разочарованием. Главная моя претензия к номинаторам. Неужели ими двигало лишь стремление хоть что-то представить на конкурс? Инерция участия. Или их на самом деле потрясли и удивили стихи, которые мне пришлось читать и анализировать?
Первый вывод. Почти все стихотворения (за исключением двух-трех) написаны весьма грамотными, версификационно мастеровитыми и относительно начитанными людьми. По большей части это тексты читателей, воспроизводящих поэтику любимых авторов (персональную или синтезированную), ибо они воспринимают её как собственно поэзию. Поэзия для большинства конкурсантов нечто уже состоявшееся, она осуществлена и достигнута в прошлом, а они лишь воссоздают её по сознательно и автоматически усвоенным рецептам в соответствии со своей биографической и персонажной спецификой. То есть, вместо попыток небывшей еще поэтической речи мне пришлось знакомиться с результами промысла.
Начитанность представленных стихотворцев (во всяком случае, на уровне освоения и погружения) почему-то совершенно не отягощена опытом конкретистов, концептуалистов и поэтов постмодернистской формации, а также авторов отчаянно отстаивающих лирический дискурс внутри тотального постмодернистского неразличения. И в этом смысле передо мной оказался своеобразный музейный/реконструированный стиховой материал. И если наивность встречалась, то стихийности, интуитивного эстетического бесстрашия или открытой исповедальности я практически не обнаружил. Вероятно (даже наверное), у конкурсантов есть более сильные и характерные стихи, но номинаторы выбрали то, что выбрали.
Неопасная литература литературой не является, говорил Оскар Уайльд. Мандельштам вообще предлагал запретить писать "заведомо разрешенные вещи" ("Все произведения мировой литературы  я  делю на  разрешенные  и написанные без разрешения. Первые — это мразь, вторые — ворованный воздух. Писателям, которые пишут заведомо разрешенные вещи, я хочу плевать в лицо, хочу бить их палкой по голове и всех посадить за стол в Дом Герцена, поставив перед каждым стакан полицейского чаю и дав каждому в руки анализ мочи Горнфельда. Этим писателям я бы запретил вступать в брак и иметь детей. Как могут они иметь детей? — ведь дети должны за нас продолжить, за нас главнейшее досказать — в то время как отцы их запроданы рябому черту на три поколения вперед").
Может быть, я слишком остро воспринимаю почти нереальную ныне возможность лирического высказывания, любого непреднамеренного, не убитого высказывания. Но читать сплошь одни разрешенные, академические стихи - больно и скучно. Но данным мною самим же словом я был обречен. И честно (а значит, неизбежно субъективно) пытался среди ровных театрально-школьных упражнений и опытов найти живое или мертвое, но еще нечитанное...

Итак, моя версия победителей декабрьского БЛК

НАТАН ХЛЕБНИК, "Что женщина? Она глядит в живот"

 http://stihi.ru/2010/11/21/1708  отборочный тур БЛК (квота Аланы Эзер)

ДМИТРИЙ АРТИС «никто не приходит…»

http://stihi.ru/2010/11/26/1199 номинатор Олег Калиненков

ГРИГОРОВ АМИРАМ, "Назови меня"

http://www.stihi.ru/2010/09/30/1054 номинатор Выход из под Контроля

РОМАН С КОКАИНОМ, "Товарищ Минога"

http://www.stihi.ru/2010/04/05/3223 номинатор Светлана Чернышова

МАРЬЯНА ВЫСОЦКАЯ, "Про Вику"

http://www.stihi.ru/2010/01/23/8453 номинатор Светлана Чернышова

СЕРГЕЙ СЕМЁНОВ КОРАБЕЛ, «Уходим»

http://stihi.ru/2010/11/04/5895 номинатор Евгений Петропавловский

КОНСТАНТИН НЕВСКИЙ, "Dasa"

http://stihi.ru/2010/09/22/7116 номинатор Алексей Абашин


Представляю вашему вниманию и некоторые "заметки на полях", которые я делал, пробиваясь к окончанию лонг-листа...

THINKERBELL, «перед зимой»

http://www.stihi.ru/2007/01/04-1710 номинатор Виктория Ленос

Филологическое стихотворение. Стилизация. Этюд на заданную тему. Студент (студентка)  вполне сносно справился с заданием. Стихотворение могло быть написано и пятьдесят, и сто лет назад. В какой-то момент вспомнился Владимир Сорокин. Но мастеровитый, пейзажно-философский, добротный белый стих так и не разомкнулся...
На разборе в народном литобъединении поэт-почвенник районного масштаба обязательно бы отметил меткую деталь: "День передлится, и искорка дома,
В золкую раннюю темень сползая, К ночи погаснет сама".

НИКОЛАЙ ТУМАНОВ, «и вышло всё по-другому»

http://www.stihi.ru/2010/12/04/9341 номинатор Виктория Ленос

Текст для туристической песни. Вполне сносный и неприхотливый. Ворд, скайп и инетный морок свидетельствуют о том, что автор принадлежит к новому поколению представителей нехитрой грушинской романтики...

ГРИГОРОВ АМИРАМ, "Назови меня"

http://www.stihi.ru/2010/09/30/1054 номинатор Выход из под Контроля

Я не знаю, зачем автору, раздираемому собственной внутренней энергетикой, пульсирующей культурой и густой, влажной, простуженной интонацией, прятаться в инерцию "чужой" речи и поэтики. "Метаметафорическая" прогулка с Мандельштамом по стерне. Вдруг вспомнился Багрицкий: "На враждебный Запад Рвутся по стерням: Тихонов, Сельвинский, Пастернак...". А также шутка 1920-х про мандельштампы и пастернакипь.
Впрочем, концовка абсолютно лапидарна и самодостаточна:

И глядят на развод ненанаглядные львы из Гирина
И тела возвращаются в глину

Мутная, туманная, расчисленная произвольность, благодаря маньчжурскому городу и его львам, вдруг сообщает, что это вовсе не прогулка по Питеру, а нирванические галлюцинации российского европейца в китайской курильне...

КОСТЕЛЬМАН, "pont de l alma"

 http://www.stihi.ru/2010/10/03/4783 номинатор Выход из под контроля

Еще одно филологическое упражнение. Стихи читателя. Вполне образованного.

АНДРЕЙ ВОЛОДЬКИН, "Шизофрения"

http://www.stihi.ru/2009/11/13/3492 номинатор Алексей Котельников

Ощущение, что ты читаешь тексты из архива провинциального литературного музея, принадлежащие членам постакмеистического или постфутуристического кружка, нарастает...

СЕРГЕЙ ШЕЛКОВЫЙ, "О львином сердце, вырванном с корнями..."

http://www.stihi.ru/2010/08/10/3767 номинатор Жан-Поль Прутков

Очень многозначительно, ученически старательно и... смешно. "Таков он, август, пащенок ущерба, свояченник непойманных убийц"...

НЭЙЛ (Очаровательная Коброчка), "welcome"

http://www.stihi.ru/2010/03/02/8150 номинатор Жан-Поль Прутков

Так, меня отсылают к "Рождественскому романсу" Бродского. Римейк? Продолжение? Полемика? Деконструкция? Просто детская игра? Домашнее музицирование? И действительно, "над чем смеяЛС разноглазый иностранец..."?...

ВИГОВСКИЙ ОЛЕГ, «Как иван, никифоров сын, в москву на заработки ходил»

http://stihi.ru/2002/08/23-480 номинатор Евгений Петропавловский

Архивные ощущения сменяются театральными. Есть такой невыносимый жанр - актерские или персонажные стихи.
Владимир Сорокин, конечно, большой писатель. А М.Ю.Лермонтов и Н.А.Некрасов - очень большие...

СЕРГЕЙ СЕМЁНОВ КОРАБЕЛ, «Уходим»

http://stihi.ru/2010/11/04/5895 номинатор Евгений Петропавловский

Хорошая песенка для капустника. Автор чистосердечен. Любит Мандельштама и обериутов. А может, и Александра Левина.

НАТАЛЬЯ НЕЧАЯННАЯ, "Господи, сделай меня солдатом"

http://www.stihi.ru/2010/07/25/349 номинатор Алексей Абашин

Героическое стихотворение. Трагическая просодия Ахматовой и Цветаевой потрачены юной поэтессой (не знаю, каков настоящий возраст автора) на школьно-книжный протест против тоталитарного распорядка/режима дня.

КОНСТАНТИН НЕВСКИЙ, "Dasa"

http://stihi.ru/2010/09/22/7116 номинатор Алексей Абашин

Милое, тихое, альбомное стихотворение. Даже фотоальбомное.

МАРК СВЕТЛИЧНЫЙ, "Без меня"

http://www.stihi.ru/2010/04/23/3137  отборочный тур БЛК

Автор, увы, закрыл свою страницу...

НАТАН ХЛЕБНИК, "Что женщина? Она глядит в живот"

 http://stihi.ru/2010/11/21/1708  отборочный тур БЛК (квота Аланы Эзер)

Стихотворение раздражает и всё-таки цепляет. Бедная, нищая поэтика русского абсурда памяти Хармса и Введенского трещит по швам скомканных строк и небрежных рифм, "чтоб воздух в поры тонко проникал и умирал, не достигая сердца". Не столько язык, сколько дыхание живого автора долетает до моего слуха, позволяя на секунду увидеть искаженное гримасой боли лицо современника. Женщина явно не видит смотрящего на неё, но это не мешает автору восхищаться её слепым зрением.

КОЛЯНА "love"

http://www.stihi.ru/2010/12/13/468 номинатор Юрий Катин

Хорошо сделанный стихотворный текст. Как будто переводной.  Этакие ласковые "цветы зла"...

МАРИНА НЕМАРСКАЯ «Я тяжелый человек для других...»

http://stihi.ru/2010/01/10/7815 номинатор Олег Калиненков

Из этого стихотворения я узнал, что у автора есть мать, отец и ребенок. На фоне стилизаций и симуляций под букинистический лоток и это что-то...

ДМИТРИЙ АРТИС «никто не приходит…»

http://stihi.ru/2010/11/26/1199 номинатор Олег Калиненков

У этого стихотворения есть строение и настроение, размываемые дождем до полного несуществования.

АНДРЕЙ ШИРОГЛАЗОВ, "Поэт преклонных лет"

http://stihi.ru/2007/10/08/884 номинатор Игорь Волков

Робкая, очень робкая, дежурная исповедальность.

LENAS, "В разводах"

http://stihi.ru/2008/08/08/273 номинатор Доктор Гумис

Произведение удалено автором.

ДМИТРИЙ РАСТАЕВ, "У одиночества звериные глаза"

http://stihi.ru/2005/07/21-690 номинатор Ирина Зиновьевна

Еще одна песня у костра.

ЛИЛАЙ ЭНТУЭРИ, "Луна с лимонным фонарём прошла себя наполовину..."

http://www.stihi.ru/2010/08/12/2601 номинатор Мариян Шейхова

"В такую мрачь – в такую ночь скитался маленьким Бодлером". Это уже песня акына. Очень длинно, ходульно. Автор так упоён "историей своей жизни", что в какой-то момент становится похож на дискурс Дм.Ал.Пригова...

АМАРО "наипрекрасная"

http://stihi.ru/2010/05/11/7310 номинатор Андрей Сафронов

За "гранью добра и зла"...

ИГОРЬ МАРИЧЕВ, "4"

http://www.stihi.ru/2010/10/26/930 номинатор Оскар Боэций

Что-то не позволяет просто так отмахнуться от этого текста. Не стихи, но притча. Кич, трэш, "ночной дозор". Этот текст могла бы спеть группа "Ума Турман" в квазимистическом отечественном фильме. 

РОМАН С КОКАИНОМ, "Товарищ Минога"

http://www.stihi.ru/2010/04/05/3223 номинатор Светлана Чернышова

Усталый соц-арт. Игра, вызывающая, всё-таки вызывающая улыбку...

МАРЬЯНА ВЫСОЦКАЯ, "Про Вику"

http://www.stihi.ru/2010/01/23/8453 номинатор Светлана Чернышова

Реинкарнация холинской поэтики. Социально-медицинская "страшилка". Крепко, сухо, упрямо и ясно сделанное стихотворение.

РИНА ЛЕВИНЗОН, "Корни"

http://stihi.ru/2003/11/04-346 номинатор Марта Синельникова

Нельзя в энный раз то же самое о том же самом. Впрочем, если хочется, то можно. Но стихотворение слишком банальное, слабое, эстетически третичное и от того спекулятивное. Эта не та тема, чтобы на ней отметиться...


Рецензии
На это произведение написаны 24 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.