Посвящается Марине Цветаевой венок сонетов

ПОСВЯЩАЕТСЯ МАРИНЕ ЦВЕТАЕВОЙ

1 *   *   *

Она красива и мила,
Природа к ней щедра безмерно,
И незнакомы ей наверно
Угрюмые копылья Зла.

Вширь за плечами два крыла
Её проносят над инферно.
Не очерняет музу скверна,
Которой нынче без числа.

Одной строкой летит перо -
Еще движенья не отвычны,
Они почти математичны

И ткут молчанья серебро,
Как Арлекины и Пьеро,
Её строфа легка, лирична.

2. *   *   *

Её строфа легка, лирична,
Хранит энергию тепла.
И сердцу жизнь не безразлична -
Ведь тянет нить свою игла.

А нужно тему знать отлично -
Крута правдивости скала.
К её  вершине лишь по-птичьи
Взлететь камена бы могла.

Подчас  ещё неровен стих
И вызывает на … импичмент,
Но на защиту детскость кличет

Без оглушительных шутих…
Строфа, а в ней таланта штрих,
Пусть даже, может быть, обычна.

3. *   *   *

Пусть даже, может быть, обычна
Лиричность пэри молодой.
Не мне судить – старик седой
Как Леонардо-свет да Винчи,

Я понимаю непростой
Настрой души, чуть хаотичной,
Неясной вызванный мечтой,
Возможно, сюрреалистичной.
 
Мечта, увы, как дождь ушла -
Исчезли вместе с ними слёзы,
Вдруг пред очами полумгла -

Иль врут больные зеркала,
Иль шепчут мелкие угрозы,
Как всем известная Гала.

4. *   *   *

Как всем известная Гала
Смутила душу кабальеро -
На всех деталях интерьера
Вознесена лишь ей хвала.

Вот и в стихах звучит струна
Одной такой надрывной нотой,
Так плачет чья-нибудь жена
Перед Великою субботой.

Да не звучит из уст хула
На утончённую сюиту!
Пример Аспазии убитой

Эллада нам преподнесла.
Пиши когда душа открыта,
Но - если муза позвала!

5. *   *   *

Но если муза позвала,
Не смей увиливать от шанса -
Ведь не эпоха декаданса
(хотя эпоха суперзла…)!

Не часто небо благосклонно
К младым слагателям стихов –
В своё священнейшее лоно
Не допускает… простаков.

Вот так вполне эгоистично
Царит естественный отбор
От Сотворения привычно,

Но попадёт лишь тот в фавор,
Чья всем ветрам наперекор
Душа прекрасно-поэтична!

6. *   *   *

Душа прекрасно-поэтична
Когда в кого-то влюблена.
Она чудесно алогична,
Как древнерусская княжна:

То плачет вмиг пессимистично,
То странной радостью полна,
Что очень даже неэтично
(сие глаголят письмена).

Кто ей прикажет – не грусти?
Кто укорит? - мол, неприлично…
Суда не убоится Линча

Душа, зажатая в горсти.
Она врагов любых простит
И вся в строках всем сердцем – лично.

7. *   *   *

И вся в строках всем сердцем лично
Одна из юных поэтесс.
Её любовь свята, мистична,
Она – преддверие чудес.

По телу бродит трепетанье,
Срывает грудь глубокий вдох.
Душа себя доверит тайне,
А тайна – слово. Слово – Бог.

Но вдохновенье не случайно –
Творя, она его ждала,
Боялась будущей печали,

Боялась грубости и зла,
Увы, невинна изначально
И вся как будто из стекла!

8. *   *   *

И вся как будто из стекла
Сама мелодия печали.
Так эхо пляшет на вокзале
В экстазе, глупая юла.

Но расставание придёт -
Кому-то ветер на перроне,
Кому принцесса Турандот
В купе прокуренном в вагоне…

Затем дворец, а в нём альков,
Дурацкой страсти миг ненужный…
Вдали в ночи январской вьюжной

Всё ждёт печальный любослов…
А эхо по вокзалу кружит:
Ещё тревожна суть стихов.

9. *   *   *

Ещё тревожна суть стихов
В раскрытой на столе тетради,
И бьётся пульсом: «Не укр;ди!»
Ни крошки хлеба, ни любовь,

Не жди несбыточных даров,
Ступай вперёд по жизни-глади.
Иди одна – не лучше в стаде,
Хотя поболее углов.

Очей фиалковая глубь
Пиратом может быть убита,
Не сдай за неразменный рубль

Твоей невинности гранита -
Не в горной вышине уступ -
Так беззащитна и открыта!

10. *   *   *

Так беззащитна и открыта
Дорога нашей жизни всей.
Случайных ожиданий быта
Предугадать никто не смей!

Гудит гуцульская трембита
Меж рощ карпатских тополей.
И в песне слышится: «Защиты
От недоумков-рубарей!»

В твоих стихах  герои квиты,
Они друг другом прощены…
Чего ж пугаются хариты,

Кем за обол обольщены?
Блеск, Радость, Цвет укрощены,
Но – вдруг - как след метеорита?

11. *   *   *

Но вдруг, как след метеорита,
Промчалась мысль о берегах.
На них выходит Афродита,
И Грангузье - ничтожный прах!

Ни скифа-росса, ни левита
Не обуял пред нею страх –
Иные чары из визита
У них застыли на устах.

Но есть в глубинах океанов,
Богиня пенистых валов,
Что снаряжает ураганы

Карать людей с материков.
Её стихи - булат чеканный -
Поток весомых твёрдых слов…

12. *   *   *

Поток весомых твёрдых слов
Хранят ещё скрижалей плиты,
Не верю, что они разбиты!
Разбить вселенскую любовь?

Слова с небес не позабыты –
Им всюду выстроен покров:
От лабиринтов мрачных Крита,
До приполярных синих льдов.

Ультрамариновый рассвет
Встречает эллинов элита  -
Они прияли тот Завет,

За ними следуют квириты.
Меж них почти пять тысяч лет
Живёт богиня Амфитрита.

13. *   *   *

Живёт богиня Амфитрита,
Влюблённая в пушистый снег.
Он разрумянил ей ланиты
И она стала краше всех!

В Пальмире северной пииты
Ведут истории ковчег.
Стоят дворцов кариатиды.
Меж них застыл секунд набег.

Никто теперь богов Эллады
Спасти не сможет из оков.
О них сонеты и баллады

Сложил нередкий филозоф.
Они останутся, как яды,
В душе виденьем чьих-то снов.

14. *   *   *

В душе виденьем чьих-то снов
Плывёт чудесная картина –
Жива Цветаева Марина
И её тысячи стихов.

Жива великая любовь
В Святого Духа, Бога, Сына,
И живы нимфы и ундины,
И сонмы эллинских богов.

Встают титаны и атланты -
Атлетов греческих тела!
От них науку ars amandi

Марина, ты переняла!
Строка твоя не власти ради -
Она красива и мила.

15. МАГИСТРАЛ

Она красива и мила,
Её строфа легка, лирична,
Пусть даже, может быть, обычна,
Как всем известная Гала,

Но, если муза позвала –
Душа прекрасно-поэтична,
И вся в строках всем сердцем - лично,
И вся как будто из стекла.

Ещё тревожна суть стихов,
Так беззащитна и открыта,
Но вдруг, как след метеорита,

Поток весомых твёрдых слов…
Живёт богиня Амфитрита
В душе виденьем чьих-то снов.


Рецензии
Ладно, тут и без меня похвалят, я покритикую немножко.
1. "Угрюмые копылья Зла" - за копыльями полезла в словарь, Даль просветил... но почему эти копылья угрюмые, да ещё так тесно дружат со Злом, так и не поняла. Вроде как их для добра задумали. чтобы сани не развалились... Обидно-с. За изобретателя, уважаю я их.
2. "И ткут молчанья серебро, Как Арлекины и Пьеро" - а ведь они редкие болтуны были... но и молчанье - не серебро, спишем на иронию, хотя вряд ли она здесь уместна.
3. "Ведь тянет нить свою игла" - если это нить судьбы, то её ткут, значит игла ни при чём. Тянут её пальцы... "ведь-тянет" - стыковка между "д" и "т" очень неудобная.
4. "Мечта, увы, как дождь ушла -
Исчезли вместе с ними слёзы" - "дождь ушла" - это некомильфо, лучше бы запятушку поставить... А если "ушла", тогда слёзы исчзли "с нею", а не "с ними".
5. "Одной такой надрывной нотой,
Так плачет чья-нибудь жена" - сдаётся мне, тут достаточно одного "так"-а, может быть, заменить "такой" на более конкретное нечто?
6. "Но попадёт лишь тот в фавор,
Чья всем ветрам наперекор
Душа прекрасно-поэтична!" - не верю, что Вы сохранили иллюзии молодости - сами написали в резюме, что "бездарность сама пробьётся"! :)) Но это к слову... Как часто мы в стихах себе противоречим! И здравому смыслу тоже.
7."И вся в строках всем сердцем – лично" - ну, неужели читатель такой тупица, что ему три раза одно и то же говорить надобно? И вся в строках, и сердцем там же, и лично опять же...
8. "Так эхо пляшет на вокзале
В экстазе, глупая юла" - неубедительная метафора, уж скорее эхо способно петь. И почему на вокзале?
9. «Не укр;ди!» - поправьте очепятку...
10. "И Она стала краше всех!" кто такая "Она"? :))
11. "И Её тысяча стихов" - опять двадцать пять? :)) и зияют...
Ну, вроде как всё... Удачи Вам!
С уважением,

Адела Василой   09.12.2010 18:05     Заявить о нарушении
1. Чуть дальше от брусков у Даля ниже иные значения. В том числе - Кривое долото для обделки внутри бортей и улейных колод. То есть режущий острый инструмент, несущий остротою своею зло. Там же - Зубы копылья, губы кобыльи.
2. молчанье - не серебро, спишем на иронию, Что молчание – золото, догадывался.
Они были грустными и молчаливыми ребятами в повседневной жизни. Имидж трепачей – чисто театральный
3. Соглашусь с вами – я процесс прядения вообще не представляю.
4. "Мечта, увы, как дождь, ушла – вы правы – не поставил запятую.
5. "Одной такой надрывной нотой,
И тут соглашусь – технически можно было бы сделать лучше.
6. Но вы упустили мою гениальную мысль о том, что талантам надо помогать. Я этим занимался 20 лет. Мои студийки получили рекомендацию в союз писателей. И я надеюсь дожить до пребывания в нем вместе с ними. Иллюзий у меня, как ни странно, еще предостаточно. Даже питаю иллюзию, что я даровитый бездарь. С некоторыми недостатками.
7. А что худого? В поэзии есть прием нагнетания эмоции. А читатель есть всякий. На вас я не рассчитывал и вижу, что зря.
8. "Так эхо пляшет на вокзале
На вокзале часто встречается такое явление как реверберация – эхо от различных уголков зала. Впечатление пляски, перепрыгивания звука. Юла, крутясь, выписывает непредсказуемые глазу вензеля и еще гудит. У внучки была игрушка – так запомнил. Могу ошибиться в толковании восприятия… Могу. Надеюсь, жизнь сохраните?
9. «Не укр;ди!» - поправьте очепятку... С удовольствием.
10. "И Она стала краше всех!" кто такая "Она"? :)) Да вроде бы Амфитрита.
11. "И Её тысяча стихов" - опять двадцать пять? :)) и зияют... Тут-то речь конкретно о Цветаевой. И венок целиком посвящен ей.
Прошу прощения, если не на все вопросы ответил как сумел. Спасибо за замечания – неравнодушный взор напрягает, но приносит пользу. Пустая хвала остается пустой.

Леонид Адрианов   09.12.2010 21:18   Заявить о нарушении
Кое-где Ваша аргументация меня убедила, но не везде. Например, бутылкой тоже можно убить - следует ли отсюда, что он несёт зло?
Про Арлекино и Пьеро - мы не знаем, каковы они были в жизни, поэтому неубедительно. Опираться нужно именно на то, что про них известно всем, то есть, на имидж, иначе Вас не поймут.
Вашу гениальную мысль я не упустила... поздравляю с такими достижениями. Но мне больше понравилось про бездарей - в точку! По-моему, их уже немало в разных союзах. Вам так хочется сравняться с ними чином? :)) По-моему, не стоит...но я Вас не отговариваю. Про эхо - очень интересно, хотя никогда такого на вокзале не замечала. Наверное, вокзал должен быть особенный. :)) Поверю Вам на слово, а то пришлось бы убить... на преступление я не пойду! :))
По пунктам 10 и 11 Вы меня не поняли - я большой буквой обозначила ударение. Проще говоря, у Вас там сбой ритма. И про зияние гласных - целых 3 гласных подряд. Не криминал, но всё же, вкупе с неправильным ударением неважно звучит.
Рада, что нормально отреагировали на замечания, а то Вас тут захвалили таланты... наверное, в надежде, что поддержите. :)) А я человек вольный и никого не боюсь. Если не полезут с копыльём, разумеется. :))

Адела Василой   09.12.2010 22:34   Заявить о нарушении
за другие творческие союзы не скажу, в писательских - верх уверенно берут графоманы. поэтому даже в себе сомневаюсь. объективную критику предпочитаю необоснованным панегирикам. ваши замечания четки, доказательны. попытаться найти на них объяснение доставляет удовольствие. я наверное не понял последние ваши вопросы - старею стремительно.
надеюсь извините.
с добром!

Леонид Адрианов   09.12.2010 22:42   Заявить о нарушении
Да, я это тоже заметила... в толстых журналах печатают такую дребедень! Попадается и хорошее, конечно, но не так часто, как хотелось бы. И здесь на сайте есть личности, потрясающие членскими билетами в СП, только ценность их весьма сомнительная. Вот и задаёшься вопросом - а за какие заслуги они туда попали?
Ладно, не буду занимать Ваше время... спокойной ночи!
Искренне желаю Вам всяческих успехов! Но вдохновение дороже, оно поддерживает в нас вкус к жизни. :)) Поэтому - вдохновения!
С теплом,

Адела Василой   09.12.2010 23:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.