Остановился поезд! В городе Тбилиси
Остановился поезд в городе Тбилиси. Она выходит на перрон с маленьким ребенком на руках. В одной руке — большой чемодан, два мешка набиты на плечах. Никто не встречает. Попробовала спросить — никто не понимает по-русски, не отвечает. Но вот к ней подходит человек в военной форме — военнослужащий. Назвал её фамилию по-русски.
— Да, это я, — обрадовалась она, — ответила она. И ей сразу легче стало.
Он был с военкомата. Устроили маму на квартиру на улицу Ниношвили. Там отца ждала с войны. Она. Война уже давно закончилась. Отца всё нет и нет. Оставили служить его в Германии. Тогда уже солдаты возвращались домой. Она сидела у окошка — всё смотрит. И вдруг получает письмо. Боится открыть его. Письмо лежит на столе. Горит свеча. Там, где жила она, — подвальное помещение. Света не было. И тихо-тихо подошла к столу. Подняла письмо. Его читает. А слёзы падают на письмо. Он пишет, что служить в Германии оставили на два года. Хотя и деньги получала, и продукты по карточкам, но на жизнь не хватало. Какой был тёплый там народ.
Не один раз рассказывали. Кто не читал — немного объясню. Мать с ребёнком на руках. Оставить не на кого. Кому доверить своё дитя? Так она пошла на базар работать. Ведь денег, получаемых на жизнь, совсем не хватало. А нужно было платить за квартиру, кормить ребёнка и себя. «Работа» была тяжелой. Держа ребёнка на руках, протягивала руку. Так милостыню просила она.
И эти добрые люди подавали что-нибудь в детские рученьки. Так и выжила. Но хочу вам рассказать немного про Кавказ, про их обычаи. Ведь траур у людей был по погибшим на войне солдатам — носили чёрную одежду, чёрную косынку на голове. Женщины — до года. И в каждом дворе был траур: по сыну, по отцу, по брату, по внуку. И так можно перечислять — списка не хватит.
Но ведь мама была одесситкой. И этими словами не хочу поранить одесситов.
Носила она пёструю одежду. Помада — красная на губах. У неё шестимесячная завивка на волосах. Шапочка с бантом — модная в то время на голове. И если так и посмотреть на неё, она словно снегирь среди ворон. Сравнивая, как она одевалась, я этим не хочу обидеть одесситов. Ещё я повторяюсь, ни в коем разе. Я только этим характер выражаю. И здесь мораль: среди нас тоже есть люди, похожие на неё.
Свидетельство о публикации №110092501242
местам! Се Ля Ви!.. С наилучшими пожеланиями,
Йозеф Зон 03.11.2018 15:31 Заявить о нарушении