Там, за осенью...

 
   Мне из осени беспросветной
   За дождями не виден рай, —
   Меж берёзами — месяц светлый,
   Словно сочника пресный край.                [1]
   Ах, сочельник, сквозь Пост усталый,           [2]
   Сквозь сугробов седых завалы —
   Литургия и Златоуст.                [3]
   Доживу ли?.. А, впрочем, пусть! —
   Пусть внимает Канал Печальный                [4]
   Всем печалям мирским окрест,
   Отражая и Спас, и крест,                [5]
   И Акафист Христов Пасхальный…                [6]
   Мне ж из осени, так и знай,
   За дождями — блажится рай.


   И блажит, в том вины не зная,
   Заливая дождями пал,                [7]
   Заревница моя шальная,                [8]
   И волчицы седой оскал.
   Там — заря, что слезою алой
   Каждый листик собой купала,
   Тихим сполохом красит грусть, —
   Доживу ли?.. Не знаю. Пусть
   Бродит боль вдоль заката нежно
   И печальные слёзы льёт,
   За зимою весна придёт
   И разбудит подснежник вешний.
   Мне ж из осени в Репорез                [9]
   Серповидец вещует крест.                [10]


   В феврале, за последней вьюгой,
   Отогреют костры погост,
   И от края земного круга
   Я далёко шагну — до звёзд.
   В Водотёк за шальной весною                [11]
   Змеевник отгрустит со мною,                [12]
   Расцветёт за погостом куст, —
   Доживу ли?.. Не знаю. Пусть
   Вновь придёт за дождями лето,
   На Купала сплетут венки,                [13]
   Я усну у твоей руки
   Тихой песнею недопетой...
   Там, за осенью — поворот
   На печальный погост ведёт.


[1] Сочень, сочник, соченик (Ожегов (под ред. Шведовой)) — лепёшка на конопляном масле. Сочнями в сочельник, по церковным предписаниям, должны питаться верующие.
[2] Сочельник — день накануне праздника Рождества Христова (Рождественский сочельник) или Богоявления (Крещенский сочельник). В сочельник установлен строгий пост.
[3] Златоуст — город в Челябинской области и св. Иоанн Златоуст.
[4] Канал Печальный — канал Грибоедова, проходящий рядом со Спасом-на-Крови.
[5] Спас — Храм Спаса-на-Крови. Собо;р Воскресе;ния Христо;ва на Крови; в Санкт-Петербурге — православный мемориальный однопрестольный храм во имя Воскресения Христова, сооружён в память того, что на этом месте 1 марта 1881 года в результате покушения был смертельно ранен Царь-Освободитель — император Александр II (выражение на крови указывает на кровь царя). Храм был сооружен как памятник Царю-Мученику на средства, собранные по всей России, на том самом месте где был убит император. Расположен в историческом центре Санкт-Петербурга на берегу канала Грибоедова рядом с Михайловским садом и Конюшенной площадью, неподалеку от Марсова поля. Высота девятиглавого храма 81 м, вместимость до 1600 человек. Является музеем и памятником русской архитектуры
[6] Акафист Пасхальный Воскресению Христову — составлен Святейшим Патриархом Сергием (Старогородский).
[7] Пал — степной пал, сжигание сухой травы в полях (в степи).
[8] Заревница — от св. Фекла Заревница — день 24 сентября. Получил свое название от степных палов.
[9] Репорез — от Никита Гусятник, Никита Гусепролет, Никита Репорез. Огородники в этот день вырывали в полях репу, обрезали ботву и корень. … В прошлом репа была в числе почитаемых крестьянами овощей. Говорили: «Репа — мясо, режь да ешь». «Уж видно мужику по репе, что подошли репорезы», «Не дремли, баба, на репорезов день».
[10] Серповидец — 21 февраля. Про этот день говорили: «Не тогда серпы точить, когда на жниво» идти. В этот день крестьяне доставали заткнутый в притолоку серп, которым жали, и верили, что углядит Серповидец крестьянский серп — и наточит остро, и силу спорую в серп вдохнет. Пророк Захария Серповидец происходил из колена Левиина, и в книге Неемии назван главою священническаго рода. Он был одиннадцатый из малых пророков, и «будущая видел яко сущая». В книге пророка Захарии содержатся сведения о пришествии Мессии: 6, 12; о последних днях земной жизни Спасителя, о входе Господнем в Иерусалим (9, 9); о предании Господа за 30 сребреников и покупке на них земли горшечника (11, 12—13); о прободении ребра Спасителя (12, 10); о рассеянии апостолов из Гефсиманского сада (13, 7); о затмении солнца во время крестных страданий Спасителя (14, 6—7). Своим прозванием «Серповидца» Захария обязан одному из бывших ему откровений, в котором он видел летящий по воздуху свиток, изогнувшийся наподобие угрожающего серпа (5, 1—2).
[11] Водотёк — по приметам, к этому времени начинается бурное таяние снегов. По народному календарю Алексей-Водотек. "Алексей — с гор вода", "Алексей — из каждого сугроба кувшин пролей", "На Алексея — с гор вода, а рыба со стану".
[12] Змеевник (Исаакий-змеевник) — день преподобного Исаакия-исповедника, память которого церковь отмечает 30 мая /12 июня. На Исаакия-змеевника "выползает из нор всякий гад". По поверью, это день змеиных свадеб. Второй «Змеевник» — это 25 сентября — Артамон-змеевник. Змеи с этого дня перебираются из полей в леса и уходят в землю, вереницей ползут они в полдень по рощам да дубравам. Ещё одно название этого дня ФЕДОРА-ЗАМОЧИ ХВОСТ.
[13] Купала, Купа;ло — предполагаемый восточнославянский мифологический персонаж, связанный с празднованием летнего солнцестояния — дня Купалы (впоследствии совмещённого с христианским праздником Рождества Иоанна Предтечи 24 июня — Иван Купала).


Рецензии
Привет, Сергей!
Как много нового узнала, спасибо!:)) Хорошие стихи!
Пришла узнать, когда мне приступить к моим обязанностям -
я же редактор, в некотором роде... :))
С улыбкой и теплом,

Адела Василой   17.09.2010 17:17     Заявить о нарушении
Уже скоро, Адела. Уже скоро!

Сергей Стукало   18.09.2010 16:50   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.