Ван-Гог

                1.


Он, кто дерзнул начать, не знав азов,
Когда все сверстники определились,
Был взыскан мудрой милостью богов,
А боги дорого берут за милость.
       
Он смог творить природе вопреки,
И в мир его, восторженный и терпкий,
Весь сотканный из солнца и тоски,
Поверили, но только после смерти.
       
Счет справедлив, но каково ему,
Раздавленному, жалкому, больному,
Осмеянному, было одному
В тот жуткий час во тьме чужого дома?
 

                2.


В час невыносимого заката
Он поднялся и ушел в поля.
Мир еще запомнит эту дату,
Комнату с его постелью смятой,
Грубый стул у старого стола
И его, бредущего куда-то,
С тяжкой мукой ноги шевеля.
             
Цвет над ним зелено-синий – неба,
Остро-алый – где-то далеко,
Желто-белый – зреющего хлеба –
Мир горячий, ветреный, но где бы
Спрятаться ему с его тоской,
Жгущей грудь неутолимо слева?
Спрятаться? – Да ведь совсем легко!
         
В грудь ударен, он, к земле примятый,
Потерял сознанье, но, дрожа,
Вдруг очнулся: кто-то мешковатый
Пальцы у него на горле сжал.
         
В светлом небе траурные пятна –
Черный цвет метался и орал.
Жизнь ушла, и смерть почти понятна.
Тридцать семь. Роса на лбу. Пора!
 

                3.


Он поднялся и шел, задыхаясь от боли,
Как ослепший, знакомым путем.
Шел к себе, чтобы лечь, чтобы все это кончилось, что ли,
И не думал, что будет потом.

Было холодно. Поле без всякого цвета,
Просто серое поле кругом.
Мир рассыпался в прах – это все постороннее где-то,
Если пуля застряла в живом.

А вороны кричат – пусть кричат – это больше не страшно.
Их уже и не слышно почти.
Так он шел по Земле – беспредельной, пустой и вчерашней,
Шел с единственной мыслью – дойти.

Он на жесткой скамье. Золотыми цветами
Все покрыто. Ему ничего.
Скоро слава придет. Но за бойким ее лепетаньем
Я все вижу идущим его.


Рецензии
Всё-таки странно:почему же величайшие художники(я имею ввиду все жанры)часто не принимались даже самым передовым слоем общества.Меня как-то не устраивает эта заезженная формулировка:мол,художник,композитор или поэт обогнал своё время и вот только теперь его оценили по достоинству.Перечислять сколько произведений было не принято в своё время(во всех жанрах) не хватит ,наверно,и книги.Мне кажется любые жанры искусства должны иметь своих почитателей и противников,это нормально.И картины Ван-Гога тоже кому-то нравились тогда,но в обществе был другой настрой.Дело,может быть,в какой-то раскрутке,в каком-то психологическом давлении на массы и тогда "Белые розы" "Ласкового мая" - будут любимой песней миллионов.То есть истинная гениальность и всенародная любовь - разные вещи.Для меня и сейчас Ван-Гог - не мой художник.Я не могу понять как можно платить миллионы долларов за "Подсолнух"?Я предпочитаю тонкую живопись,где каждая деталь несёт какой-то смысл,радует глаз,когда выражается внутренняя сущность человека и т.д.Скорее всего именно чьё-то авторитетное мнение,высказанное о том или ином произведении,бывает зачастую подхвачено остальными и потом это становится шаблоном.Всё-таки людям надо полагаться на свой вкус,тем более,когда за плечами - годы,а не слепо доверять авторитетам.Удачи

Владимир Орлов 3   27.10.2010 12:07     Заявить о нарушении
То есть Вы хотите сказать, что я, с годами за плечами, поддался моде. Во-первых стихотворению 32 года и не было тогда многих лет за плечами. Оригинальные (то есть не переводные) папки на моей странице расположены в обратном хронологическом порядке, и эта - самая ранняя. Во-вторых, Ван-Гог и не мой художник тоже. Мои пристрастия в живописи совсем иные: ренессанс и особенно XVII век. Но и в эпохи упадка вспыхивают яркие звезды. Ван-Гог далеко не Пикассо, его яркая личность, его вИдение могут захватывать и подчинять. Случалось, подчиняли и меня. А кроме того, он заплатил жизнью. Вот об этом-то и мои стихи. Богатство деталей или их отсутствие - вопрос стиля, и всё определяется результатом. Раскрутка, как сейчас говорят, то есть манипулирование сознанием, - это уже другое и ее плоды редко остаются на века. С живописью печальней именно потому, что вложены гигантские деньги. Признать, что Пикассо и множество других - надутые пузыри, значит вызвать еще один мировой экономический кризис.

Алекс Грибанов   27.10.2010 12:53   Заявить о нарушении
Да уж денег туда вложено не счесть!Я немножко отвлёкся от темы,когда стал рассуждать о ценности работ Ван-Гога.Конечно,есть эксперты и они судят о ценности того или иного полотна,о таланте того или иного поэта или писателя,или композитора,я выразил своё удивление:почему?А тема Вашего стиха,прежде всего,о трагической личности этого художника и это,в первую очередь,и побудило написать о нём стихотворение.Я тоже читал о нём и смотрел фильм,да что и говорить:человек великого дарования и мощи, с этой вечной личной неустроенностью жизни,нищетой,непониманием окружающих.Конечно,этот образ притягивает.Но вот Н.А.Римский - Корсаков отзывается о 6-й симфонии П.И.Чайковского,как вообщем-то о неплохом сочинении,хотя,мол,и не нашёл в этом сочинении ничего оригинального и особенного.А сам Чайковский считает её вершиной своего творчества,как и оперу "Пиковая дама",которая тоже не встретила одобрения.И что же в итоге:это действительно самая выдающаяся симфония в его творчестве,какой-то крик души о жизни и смерти,а опера стала самой сильной из всех.Получается,что художник сам понимает что есть что!А вот уже всякие там ценители и эксперты могут только сбить с дороги читателя,зрителя,слушателя.Искусство очень индивидуально,а поэзия - в особенности.Пусть же люди судят о произведении не по его ценам,а по тому:трогает ли оно душу или нет?И только в этом его истинная цена.Само стихотворение мне понравилось,как и всё,что пока прочитал.Значит я - Ваш читатель,потому что с первых нескольких стихотворений почувствовал притяжение.Удачи

Владимир Орлов 3   27.10.2010 23:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.