Керн. Не Анна, я о Ермолае...

Керн. Не Анна; я – о Ермолае.
Генерал, в почете и чинах…
В пятьдесят любовь не выбирают.
Ей семнадцать, юнкеры во снах…

«Не люблю его, не уважаю,
Ненавижу…» - запись в дневнике.
Дети, что от мужа Ермолая,
В Смольном институте, вдалеке.

Старый Быхов, Дерпт, Раевский, Киев,
Пушкин, Рига – ей ли устоять!
Гарнизонов сплетни непростые:
«А жена у Керна - просто б…дь!»

При живом, уже бессильном муже –
Дельвиг, Веневитинов и Лев –
Тоже Пушкин, Тютчев, дальше – хуже:
Брат в гражданском браке! Нет, не блеф…

Из кадетов был, ему шестнадцать,
Анне это время – тридцать шесть.
Керн не вынес. Не умел сдаваться.
Анна? Не пишу об Анне здесь.

***

Ермолай Фёдорович Керн (1765—1841) — русский генерал, участник войн против Наполеона.

Родился в 1765 г. [2] 10 апреля 1777 г. записан в службу вахмистром в Смоленский драгунский полк и 2 марта 1789 г. переведён сержантом в Херсонский гренадерский полк.

Под руководством А. В. Суворова принял участие в войне с турками; произведён в прапорщики за отличие при штурме Измаила 11 декабря 1790 г. и в подпоручики — за сражение при Мачине 28 июня 1891 г. Последовавшая затем война с Польшей, доставила ему следующие два чина за боевые отличия.

В 1806 г. он участвовал в военных действиях на Кавказе против Аварского хана, когда был ранен. В кампании 1806—1807 гг. против французов отличился при Гейльсберге, и 4 декабря 1807 г. назначен в чине майора командиром Перновского мушкетёрского полка (в подполковники произведён 12 декабря того же года). По окончании войны с Францией Керн принял участие в русско-шведской войне 1808—1809 гг.

Однако 29 декабря 1809 г. уволен с полным пенсионом и мундиром из-за расстроенного здоровья и до конца не оправившись от ран, полученных ещё в боях с лезгинами. Вернувшись на службу 30 марта 1811 г., Керн сразу получил в командование 48-й егерский полк. 16 апреля 1812 г. был назначен командиром Белозерского пехотного полка.

Отечественная война 1812 года и Заграничные походы 1813 и 1814 гг. вновь дали Керну возможность проявить свою храбрость и боевые таланты. В 1812 г., находясь в авангарде, он прикрывал отступление 1-й армии от Вильны к Дриссе и доблестно участвовал в сражениях под Смоленском и при д. Гедеоновой. В Бородинском бою Керн был выслан к д. Утице на подкрепление левого фланга и, участвуя в контратаке Тучкова, был ранен в ногу; за отличие произведён 21 ноября 1812 г. После сражения при Тарутине он был назначен в авангард Милорадовича и особенно отличился в сражених при Вязьме и под Красным. За отличие при Вязьме Керн был награждён чином генерал-майора (18 июля 1813 г. со старшинством от 22 октября 1812 г.), орденами св. Анны 2-й степени и св. Владимира 4-й и 3-й степеней. Совершив затем поход 1813—1814 гг., Керн был комендантом немецкого города Мейсен, под Бауценом командовал отрядом, действовавшим против неприятельской кавалерии, участвовал в «Битве народов» под Лейпцигом, был военным губернатором Касселя и за штурм Монмартра был награждён 18 марта 1814 г. орденом св. Георгия 4-й степени за № 2883.

Керн послужил поэту прототипом князя Гремина в «Евгении Онегине».

Иллюстрация:
Керн Ермолай Федорович (из Военной галереи Зимнего дворца)
Автор: Доу Джордж (George Dawe)


Рецензии
Владимир, - сие полемическое стихо помню еще по конкурсу, - «чудному мгновению» посвященному -) И тогда показалось оно мне резковатым.., но, составить собственное мнение по вопросу не удосужился… Потом обстоятельства, все-таки – «ткнули носом» в Википедию… И у Вас, насколько могу судить по тексту – источник инфы = тот же самый... А прочтение у нас - сильно разнится. И – вот эта, предыдущая реца – тоже «подвигает» хоть как-то уравновесить мнение, которое может сложиться в «пустых файлах» молодежи…
Итак – как мною воспринимаеюся стих и ситуация:
Несмотря на заключение – весь стих именно об Анне К. Причем, канвой его служит лишь первая часть биографии её… Сначала чуть о цитировании ( я прекрасно понимаю, что прозаические цитаты невозможно впихнуть в стих дословно, но, - согласитесь, что «почти ненавижу » (да еще в полном контексте) и короткое «ненавижу».., «троюродный брат» и брат» - это, всё же, очень разные вещи… Вот Вы ставите ей «в вину» неравный (да еще и гражданский, и отчасти родственный!) брак с А. Марковым-Виноградским. Но – это было совершенно свободное соединение судеб!.. А с чего все начиналось? Девушку, коей еще и 17-ти нет, выдают замуж за 52-летнего. Ей – деваться некуда (в омут только?!).., родителей её «понять» можно.., но – у генерала-то должна была быть голова на плечах??! И – опыт жизненный какой-никакой? Ведь, та самая «почти ненависть» - очень чувствуется в межличностных отношениях. И – я не могу припомнить случаев, чтобы она у кого-то переросла в любовь (хотя, обратное – сплошь и рядом случается)… И – при всей распространенности неравных браков в то время (как и браков между отдаленными родственниками) отношение к ним в обществе было достаточно однозначное (и отрицательное)… И атмосферу в военных гарнизонах можно себе представить… Так вот – попробуйте поглядеть на эту ситуацию не с позиции «потерявшего голову» генерала, а, хотя бы стороннего наблюдателя – это же = узаконенное насилие! И – не мимолетный эпизод, который (с помощью психотерапевтов ли.., аутотренингов.., или еще как) можно попытаться изжить, перебороть (хотя и от такого у значительной части жертв «крыша едет» и жизнь перекашивается необратимо), а – по сути – пожизненное «наказание» ни за что ни про что… Как после этого ей можно хоть какие-то «претензии» предъявлять?..
И – 2я половина жизни её, в общем, показывает, что – все могло сложиться совершенно по-другому. Не было у нее ни корысти, ни патологической блудливости – верная, заботливая жена и любящая мать – просто, эти качества могут раскрыться лишь в подходящей атмосфере (коей генерал Е. Керн создать не смог или не захотел… Любил ли он ее вообще?)… А до этого был «бунт», который никогда не бывает адекватен вызвавшим его причинам…
И самый последний = риторический - вопрос, который всегда в подобных ситуациях возникает: настолько ли чисты и безгрешны были те, кто «кидал в нее камни», или представлялся жертвой?…
Наверное, и меня можно тут в чем-то «уличить» -)) Но, в целом, мне кажется, - ситуация стала более «равновесной», и – если кому-то захочется составить свое мнение - они обязательно почитают что-то еще (а, на основе чтения только стиха такого желания не возникает – всё кажется однозначным…)

Аку-Аку   23.03.2013 21:44     Заявить о нарушении
Сколько людей - столько мнений.
"Как гений чистой красоты..." и "вавилонская блудница" - это мнение даже одного и того же человека. Стоит ли судить однозначно?
И еще: если бы я хотел сказать только об Анне - я не давал бы обширную прозаическую ссылку по Ермолаю Керну, герою нескольких войн, забытому ныне из-за вертихвостки-жены.
У него - скромный портрет "у русского царя в чертогах...", у Анны Керн - полдюжины памятных и мемориальных досок. За что?

Репин В.   23.03.2013 22:14   Заявить о нарушении
Так и я = не судить призываю -) Тем более, однозначно. Лишь - попытаться понять... И право стиха на существование - не оспариваю.
У "царя в чертогах" - многие десятки, если не сотни портретов таких же достойных людей висят, но - парадоксальным образом = из-за отсутствия вертихвосток-жён?! - их вспоминают еще реже (если вспоминают вообще)...
А четверть дюжины досок - из-за банальной сопричастности к судьбе того самого человека, столь неоднозначно о ней отзывавшегося...

Аку-Аку   23.03.2013 23:09   Заявить о нарушении
Их вспоминают, хотя и реже, чем следовало бы:
http://www.stihi.ru/2010/04/25/6305

Репин В.   23.03.2013 23:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.