Итоги июля. Фаустов

Павел Самсонов придумал встретиться июльским экспертам в Вологде, но когда он туда приехал, оказалось, что никого из экспертов там нет, все разъехались. Хорошая идея рухнула. Мы так и не встретились с Павлом. Сейчас я даже еще не вернулся домой, поэтому начинаю писать обзор июльского лонга, плывя на корабле по Балтийскому морю от Кёнига до Питера. Сегодня ночью смотрел в звездное небо,  и оно качалось. Море с бурунами показывало открытую на все стороны жизнь до горизонта, где видны далекие корабли и скрытую жизнь в глубинах моря, где балтийская рыба прятала свое существование и только чайки свободно жили во всех стихиях. Мне очень не хочется, чтоб символ моря влиял на восприятие стихов, поэтому я мысленно улетаю над и под метафорические волны, чтоб быть ближе к стихам, наверно, так мне будет казаться.
Посреди Балтийского моря ближе находишься к стихам, или он них удаляешься?


НЕЛЮБИТЕЛЬ АБСЕНТА, "Корабельный сонет"
http://www.stihi.ru/2010/05/31/8327  отборочный тур БЛК (квота Дмитрия Ревского)


Море и лес обнимают друг друга, и более всего эта ассоциация проявляется "в твоих глазах".  Иногда моря мало, нужны еще глаза.


ИГОРЬ ЦАРЁВ, "Бродяга и Бродский"
http://www.stihi.ru/2010/06/18/3264 номинатор Марта Синельникова


Корабль наш прибудет в порт на Васильевском острове и этот факт в поэтической категории напоминает о Бродском. И ищешь глазами бродяг.

ГЕННАДИЙ АКИМОВ "сторожа"
http://stihi.ru/2010/03/20/5946 отборочный тур БЛК


Стихотворение о жизни, о невозможности жить только на ее светлой стороне. Какая разница, в конце концов между нами.
Жизнь везде, она прекрасна
"мы с тобой посмеёмся - сторож и неземной.
мы друг друга поймём - два разномастных зверька",
А стихи? Поэт любит это чертово, это "чертостишие", этот универсальный язык, только он один, одобряя, может утверждать обратное. Впрочем, как и музыка.


ОЛЕГ ЛЮБОШЕНКО, "Рыба"
http://www.stihi.ru/2010/07/12/1718 отборочный тур БЛК


И вот опять это "чертово море", и жизнь, и рыбьи философствования и музыка Битлз в эпиграфе. Здесь "желтая подводная глыба" как юность, где адрес "не дом и не улица" которая превратилась в "благую ложь", "изможденную правду". Стих задает вопросы, они обращены к рыбе. Она молчит. И это было известно с самого начала. Слишком молоды, чтобы ошибаться в знаниях.


УЧЕНЫЙ КОТ, "Акваланг Офелии - колыбельная"
http://stihi.ru/2010/04/08/737 номинатор  Анука


Еще один образец глубинной поэзии, описываемой подводным миром. Так много поэтов бросаются в пучины, что начинает предполагать реальный недостаток чувств, которыми переполнялся в свое время Шекспир. Современные авторы в них не нуждаются. Как поющему исполнителю караоке не нужны чувства композитора, ему нужны свои собственные чувства.


ВЛАДИМИР ПЛЮЩИКОВ, "О кошках, псевдокошках и девятой жизни..."
http://www.stihi.ru/2010/07/02/4895  номинатор Юрий Катин


Не похоже, что это стихотворение заставит взволноваться нобелевский комитет по литературе, даже если члены его с детства привыкли к пушистым, а в юности к "Pussycats". Понимаю, что некорректно с моей стороны ссылаться на других, однако это хорошо тем, что в случае ошибки легко взять свои слова обратно.


САША БЕС, "История про Кошку и ее Человека"
http://www.stihi.ru/2008/04/28/3653  номинатор Юрий Катин


Стихотворение отражает ясные намеки на избыточную гуманность, переходящую в гедонизм печального настроения. Странно, в контексте этого сумасшедшего  обзора вместо кошки должна бы быть рыба, любая, хоть аквариумная.


ГАЭТАН, "КОТ"
http://www.stihi.ru/2007/05/06-2293 номинатор Марта Синельникова


И еще раз про кота. Все три стиха про котов написаны разными авторами, и в это надо верить.


ЕКАТЕРИНА ПЕРЧЕНКОВА, "почти Twin Peaks"
http://www.stihi.ru/2008/03/23/432 номинатор Мариян Шейхова


"…а девочки просто входят в черную воду
и остаются на дне…"
Современная поэзия показывает, что лирики не должно быть много. Витиеватых и гибридных рифм тоже. Только наиболее раздражающее воплощение исполненного караоке. Вторичность чувств. Вторичность воплощения. Вторичность вторичности. Это добавляет еще больше грусти к и без того печальной кельтской тоске Ника Кейва.


МАМАЕНКО АННА, "Выбор"
http://www.stihi.ru/2009/11/01/5374 номинатор Евгений Петропавловский
       
"и живые слова отразятся во тьме озёрной,
когда полетишь над миром, кристально пьяный,
на сверхзвуковой, цепляясь за все заборы".
Стихотворение содержит массу поворотных моментов, неожиданных до головокружения, и, казалось бы, неправильных. Однако находишь в них гораздо больше смысла (если б не было поворотов), потому что они амбициозны, они создают и разрушают идеи, делают это с энтузиазмом, определенно наслаждаясь собственной энергетикой. Потому что есть энергия. Здесь выбор не действия, а эмоции, и достигает апогея в криминальной улетности, когда облака становятся отпечатками пальцев, идентификационным признаком изменчивости как результат работы "воздушных бульдозеристов". Тут часть стиха более значима, чем его целое. А вынужденный выбор делает ситуацию безвыходной.


Стихотворение как синтезатор странных пульсирующих образов, созданных искаженными отражениями состояний, балансирующих между классикой и абсурдом, логикой и безумием, натурализмом и фантастикой, каноном и хаосом. Напоминает качку судна. Иногда она приводит к морской болезни. Иногда к нетвердой походке. Иногда к восторгу, как от циркового аттракциона. Или ко всему вместе.
Так же могут балансировать отзывы на такие состояния. Неважно, какие они, ведь корабль плывет. Другое дело, что если у большого корабля большое плавание, то у маленького, скорее тряска на ряби.
Но я отвлекся.  Хотя аналогии возможны. Они возникли от четырех стихотворений
ЛЮДМИЛА ПАВЛОВА, "Оловянное солнце зимы"
http://stihi.ru/2002/02/05-50  номинатор Олег Анс
МАРИНА ЧЕШЕВА, "Длинных подсолнухов листья"
http://www.stihi.ru/2010/06/23/6920 номинатор Выход из под контроля
БОРИС ГОЛОВИН, "В темноте обнажается только душа. Из новой книги"
http://www.stihi.ru/2010/05/14/6412 номинатор Сергей Беленко, и
АЛЬВАНДИ МАЭРТИС, "leitmotif"
http://www.stihi.ru/2010/03/24/3  номинатор Выход из под контроля.
Методическая поэзия. Typical leitmotif. Настолько, что иногда кажется, что все стихи написаны одной рукой, одним человеком. Даже возникло желание воспользоваться  запретным приемом - составить стихотворение, выдернув по строке из каждого.


ЯНИНА ДРОЗД, "Кода.  Посвящение Гаю"
http://www.stihi.ru/2008/05/26/2660 номинатор Доктор Гумис


Дерзкое провокационное посвящение Гаю (а может быть и не ему). Оно пронизано спектром шумов, некоторые из них недалеки от того, чтобы стать главным содержанием. Иногда это звучит блестяще. Стихотворение в 7 частях штурмует само себя, постоянно качаясь между "ты" и "я", делая эту пару сложной своей непостижимостью, которую следует попытаться понять без присущей им метафоричности, просто как витраж из кусочков реальности. В каждой части своя фокусировка, вернее, ее попытка, однако coda заканчивается "etc", а это значит, "далее везде", далее все, что хотите, или не хотите.


СЕРГЕЙ ИВКИН, "первое чувство"
http://stihi.ru/2009/07/23/6114 номинатор Олег Калиненков


Стихотворение в скобках. Его строки так же можно было бы также и зачеркнуть (это становится типичным).
"бедный мой русский язык
бедный враг мой".
Герой стихотворения слишком молод, чтобы делать что-то неправильно, или ошибаться в знаниях. Автор тоже молод, потому что этими знаниями выразил безысходность, она не утешает.


ЕКАТЕРИНА НУРМАТОВА, "вслед"
http://www.stihi.ru/2007/12/10/2238 номинатор Олег Калиненков


"Каково это - плыть на облаке ватном,
Как на маленьком корабле?"
"Не понять - хорошо это, плохо"?
Вряд ли стихотворение написано с опасением выразить что-то определенно. Но почему-то остается впечатление, что стих боится сам себя. Наверное, это правильно, потому что оно показывает страх смерти.


ИРИНА ЗИНОВЬЕВНА, "С покинутым пространством..."
http://stihi.ru/2010/06/21/37 отборочный тур БЛК


В стихотворении эпиграфом включена функция "блюз", тонкая грусть в чистом виде. Она интересна не сама по себе как параметр состояния, а процессом ухода от нее. В стихе же показан уход в еще более печальную область. Не хочется следовать за этим вектором.


АЛЕКСАНДР АНАШКИН,  "Генриетта"
http://www.stihi.ru/2004/09/28-932 номинатор Лайда


Стих о шестом дне творения, когда Генриетта (gen) участвует в актах творения тел, но странно, эти тела распадаются в верлибр, и скорлупа как последнее эхо, "Только песня останется в мире безлюдном". Это имеет смысл прочесть. Один раз. А при повторе связи и слова растворяются, идея стиха становится туманной и тусклой настолько, что перестает быть естественной и значимой.


ЛАРИСА МОРОЗОВА ЦЫРЛИНА, "Вам это, может быть, знакомо"
http://www.stihi.ru/2008/12/15/4680 номинатор Мариян Шейхова


Стих утверждает, что мог бы быть шедевром. Интригует своими эволюционными шагами от сложности Блока к сложности современности. Многое в стихе знакомо, но это не означает, что к этому не хочется возвращаться. Просто, если мы празднуем поэзию, то и Лариса Морозова Цырлина с нами в этом празднике участвует. Настоящие праздники для меня всегда неожиданны, а не прописаны в календаре. Иногда, правда, не знаешь, что с ним делать и как его праздновать. Это мне знакомо.


ЛЮБА ЛЕБЕДЕВА, "апостол фома"
http://stihi.ru/2007/10/01/869 номинатор Ноев Ковчег


По прочтении этого стихотворения следовало бы склонить голову в молитве за души всех, кто его прочел. В Судный день читатель должен узнать, что наказание последует не за то, что он читает стих, а за то, что рецензирует его. Amen.


ПЕТРОВИЧ ВЛАДИМИР "Каска"
http://www.stihi.ru/2009/11/02/5805 отборочный тур БЛК


Здесь в большой доле пафос, крепкие проверенные реалии человеческих эмоций. Земляничные поляны остаются навсегда, потому что на них были каски.


STERVA, "Встречать дождь"
http://stihi.ru/2010/07/01/2417 номинатор Алекс Павлов


В отношении этого поэта нельзя отрицать, что его сердце в нужном месте, STERVA пишет о том, что гламур и честность - разные вещи. Концовка: "Понял?" Поал. Но это ничего не означает.


ЭЭЭ-КАКЕГОТАМ, "Инахходец"
http://stihi.ru/2009/04/04/835 отборочный тур БЛК


Вместо того, чтобы написать блестящий стих, который бы рассказал об удивительных вещах, о жизни, автор, кажется, считает, что если он пишет о том, насколько он действительно любит поэзию, постоянно употребляя арго и просторечье в их наиболее пустом, простом, абстрактном смысле, что вполне может быть оправданно в 2010 году, то это и есть блестящий стих?


Я попытался объяснить, почему вышеприведенные стихи не попали в требуемую правилами БЛК форматную десятку. Те же, которые не были упомянуты, они и составили десятку. Легко объяснить, почему нравится стих, гораздо труднее объяснить, почему хорошее стихотворение приходится аргументированно отвергать, а не замалчивать причины его отсутствия.


Итак, вот десятка.


ADONATTI, "Анастасия"
http://stihi.ru/2010/06/07/236 номинатор Евгений Петропавловский


ВИК, "Остин Озеро"
http://www.stihi.ru/2007/08/09-2340 номинатор Доктор Гумис


АСЛАН НОГИЕВ, "Ослепительно Е"
http://stihi.ru/2006/10/17-1221 номинатор Светлана Езерская


КАТЯ ВОЛКОВА, "хомячки"
http://stihi.ru/2007/11/04/1203 номинатор  Анука


МИХАИЛ МИКАЭЛЬ, "Определение сторон времени"
http://www.stihi.ru/2010/04/05/1417 номинатор Лайда


А.В.ТОР, "Перевод с немоты"
http://stihi.ru/2009/07/05/6399  номинатор Олег Анс


НАТАН ХЛЕБНИК, "ВЛАДИВОСТОК"
http://www.stihi.ru/2010/07/01/4197  отборочный тур БЛК (квота Светы Чернышовой)


АЛЕКСАНДР СПАРБЕР, "Рапунцель"
http://www.stihi.ru/2010/03/25/6143 отборочный тур БЛК


ЮЛИАНА СУРЕНОВА, "Жираф"
http://stihi.ru/2008/05/24/1924 отборочный тур БЛК


ЕЛЕНА КРИВЧИК, "Жестокий романц"
http://www.stihi.ru/2009/07/28/3901 отборочный тур БЛК



Сергей Фаустов, Лондон - Калининград - Балтийское море


Рецензии
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.