Поймал-отпусти

На красивейшей в заполярном крае Кольском реке Поной с конца 80-х годов века минувшего существует туристическая база, организованная турфирмой Гарри Лумиса, хорошо известной в мире, специализирующейся на организации экзотического отдыха в любых частях света. Это и сафари на диких животных, и охота на пернатых, и рыбалка. Основное условие отдыха,- отдалённость от крупных населённых мест. Не случайно для организации ловли сёмги нахлыстом по системе "поймал-отпусти", был облюбован этот, можно сказать, медвежий угол неподалёку от села Каневка, где число местных жителей, саамов и коми, не превышало и сотни человек. А добраться туда было возможно только вертолётом из Кировска, находящегося в часе лёта.
Для туристов из Америки и Европы, прилетавших на этот недельный отдых, на базе были созданы все необходимые условия, сочетавшие экзотику с комфортом. Да это и понятно, поскольку менталитет публики, воспитанной в странах "цивильного" запада Европы и Штатах таков, что они готовы выносить любые тяготы жизни туземной, но недолго, а вернувшись на базу, требуют комфорта (баня, душ, симпатичная прислуга и "удобства" в номере, а не на этаже, а тем более на улице).
На первых порах существования базы весь персонал, включая поваров, официантов и горничных, набирался из областных жителей. Но вскоре от этого принципа хозяева отказались из-за недостаточной квалификации местных кадров и стали привозить на работу по контракту, специально обученный персонал из Европы. Для аборигенов же остались узкие виды деятельности: уборка территории базы, завоз дров и вывоз мусора на аэродром, для последующей переправки на свалку районного центра.
Следует заметить, что местное население села Каневка, не занятое в оленеводстве, промышляло в основном охотой и рыболовством, а ещё и браконьерством. Дело в том, что река Поной,-одно из крупнейших нерестилищ Атлантического лосося(сёмги), заходящего из Белого моря в северные реки, и любительский лов его разрешён исключительно по одноразовым платным лицензиям, позволяющим вылов не более одного экземпляра на лицензию. Не являлся исключением и лов нахлыстовыми снастями по системе "поймал-отпусти" прибывающими иностранными туристами. За весь период пребывания на базе им разрешалось забрать с собой(не отпускать) один экземпляр. Причём иностранные рыболовы были обязаны применять только специальные, определённым образом подпиленные, исключавшие травмирование пойманной рыбы, крючки на блёсенках и мушках использующихся в качестве приманок. А пойманная рыба после вываживания и видеосъёмки, высвобождалась с крючка, самым деликатным образом, с использованием специального пинцета и выпускалась на свободу в реку.
Так вот однажды один из местных жителей, доставивший на своей лодке дрова на базу, решил немного порыбачить, учитывая что было раннее утро и все обитатели базы спали. Из лодки была извлечена самопальная снасть, широко использовавшаяся в тех краях для ловли сёмги. А расчитано было это орудие лова на быстрое ("концы в воду") избавление от него при внезапном появлении на реке рыбнадзора. Изготавливалась эта снасть из жестяной высокой литровой консервной банки. На место вырезанного донышка вставлялась по диаметру круглая палка-ручка, фиксировавшаяся с боков банки парой гвоздей. По окружности банки наматывалось метров сорок миллимитровой лески, к которой крепилась самая популярная по тем временам тяжёлая белая блесна "Уралка", с мощным острым тройником. При забросе банка удерживалась за ручку в левой руке, а правой рукой производились вращательные движения блесной, выпущенной на леске на полметра, при резком отпускании которой происходил заброс на всю длинну лески. После заброса снасть перекладывалась в правую руку и производилось выматыванием лески на банку. Если попадалась рыба, её вываживали без намотки лески на банку, а занимало это иногда минут по десять-пятнадцать.
На втором же забросе у героя моего попалась рыбина на пять-шесть килограмм, которую он с величайшим трудом, обрезая натянутой леской руки в кровь, начал вытягивать, не давая слабины, но и не резко. Через пару-тройку минут борьбы с сёмгой, "везунчик" ощутил спиной своей, что кто-то наблюдает за ним. Оглянувшись, он к ужасу заметил старичка-американца, сидевшего в инвалидном кресле-коляске и снимавшего всё присходящее кинокамерой. Однако, рыбацкий азарт взял верх в этой щекотливой ситуации и борьба с рыбиной была продолжена. И хотя в голове рыбака вероятно свербило желание, чтобы эта красавица-сёмга сделав "свечку" на метр из воды, сорвалась с крюка, этого не произошло. Доведя рыбину до берега, незадачливый рыбак не стал делать, как обычно, резкого финального рывка с выбрасыванием добычи подальше от воды на каменистый берег, а медленно подвёл её к берегу, прижал левой рукой голову, а правой аккуратненько извлёк, крепко застрявший в верхней губе крюк тройника и... выпустил улов в реку.
Наблюдавший и снимавший на камеру всю эту картину американский дедок, улыбнувшись, оглянувшемуся на него рыбаку, поднял вверх большей палец правой руки, сжатой в кулак и изрёк в утренней тишине: "Окей!"
Что происходило в этот момент в голове наших героев, остаётся лишь догадываться. Скорее всего рыбак последними словами поминал своего невольного свидетеля, помешавшего стать ему обладателем столь прекрасного трофея, тянувшего минимум на три бутылки водки,- самой "твёрдой валюты" тех краёв. А турист-американец решил, скорее всего, что Каневский абориген просто разминался, дабы не потерять навыки в ловле сёмги...


Рецензии
Борис, полагаю, все Каневские аборигены после таких изощрённых издевательств и нервных потрясений вымрут от инфаркта. Садисты проклятые!

Юрий Шульгов   02.11.2010 19:40     Заявить о нарушении
Инфаркт им, Юра, не грозит, страшнее "белая горячка"...)))С улыбкой, Борис.

Борис Мацкин   02.11.2010 23:25   Заявить о нарушении
Но они же не чукчи, Борис:
http://www.stihi.ru/2009/11/30/5182
Хотя, сталкиваясь с финнами в Питере, а как-то пришлось с ними проехаться в одном вагоне поезда "Ясная поляна" из главной столицы в северную, воочие убедился есть и этого группы населения слабости к огненной воде - поболе, чем у нас!
)))

Юрий Шульгов   03.11.2010 06:13   Заявить о нарушении
А в Каневке, Юра, аборигенное население-это саамы, которые по части любви к "огненной воде" далеко превосходят "чухонцев", т.е финов, да и от чукчей мало чем отличаются, разве, что не азиаты...)))

Борис Мацкин   03.11.2010 13:03   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.