Лекции по литературоведению. Предисловие

Сегодня начинаю публикацию своих "Лекций по литературоведению, которые часто читаю немецким студентам в качестве приглашенного доцента. Эти публикации связаны с моей докторской работой, которую я пишу и планирую года через 2 даже и закончить. Представляют они собой альтернативный взгляд на традиционное литературоведение. Думаю, что буду отстреливаться довольно быстро, чтобы к середине года все лекции были в блоге. Это перевод на русский язык, в оригинале они были написаны по-немецки, немецкий текст я тоже приложу позже.


Курс лекций по литературоведению для всех, интересующихся наукой о чтении.

Автор этих строк пока что не имеет научной степени, и возможно, никогда ее не получит. «Лень и бездарность» – скажут ученые. Возможно. Я говорю, скорее о том, что, став доктором наук, буду более консервативен и буду намного больше врать и примиряться, потому хочу высказаться теперь, пока мой юношеский максимализм не погас окончательно.

Ещё сидя за школьной партой, я удивлялся существенной разнице между чтением и уроком литературы. Первое я любил, второе нагоняло зевоту. Одноклассники, которые чтение ненавидели, смиренно воспринимали урок литературы,  - как философию или орнитологию, то есть неэмоционально. Но автор этих лекций искренне старался внимать учителю. И многого недопонимал.




С годами я начал понимать, что учитель смирился и не хочет больше противостоять всеобщей литературной апатии. Он просто устал и не может сделать ничего, что заставило бы эту разношерстную банду далеко не самых благополучных детей читать. Учитель беспомощен? Стало страшно. А потом прошло время, и сами педагоги стали попадаться на неначитанности... Современное литературоведение началось для меня с того момента, как очередная Марья Ивановна перепутала Воланда с Мефистофелем. Так как после этого стало ясно - можно сделать карьеру на погосте книг, даже не особо стремясь чистить памятники.



Неначитанность - не такой простой термин, как многие из нас, здесь собравшихся, полагают. И о ней мы будем говорить особо, в особой главе моего исследования. Но Вы всегда можете ее предполагать в своем учителе, если основным содержанием уроков литературы у него являются не книги, а биографии писателей. Вспомните сами, сколько времени Вы потеряли на это в школе, и подумайте - почему?  Для меня такие уроки были пыткой. Биографии писателей мне не были интересны тогда, и  до сих пор темнят мои ладони (вспомните Маяковского - "А темным ладоням сбежавшихся окон, раздали горящие желтые карты". Биография писателя - это ладонь, а карта - это все-таки его произведение.  .

Другое дело, что я нашел в себе мужество изучить биографии писателей в институте, несмотря на то, что понимал – теряю время. Отбираю его у книг. У эстетики. У прекрасного. У главного.



«Да» - , говорил я себе. Биографии важны. Важна история. Филолог не может не знать истории. Я не стану унижать эту аудиторию, поясняя - почему. Философия тоже нужна, чтобы понять автора, его идеи, мысли, которыми он жил – она важна как принцип, как данность..Если вы не разбираетесь в экономике, и в ее истории, вам тоже никогда не понять смысл литературного произведения. Один Онегин содержит около 15 указаний на экономическую ситуацию в стране и споры вокруг некоторых теорий.Вы не станете литератором, если не интересуетесь политикой, астрономией, физикой, математикой, техникой и автоделом, жизнью вообще…

Но УДОВОЛЬСТВИЕ, ни с чем не сравнимое, искреннее удовольствие от книги и от работы Вы получите только в том случае, если будете ее читать свободно, ни о чем этом не думая, просто так, для себя. Все мы отлично помним, что такое - хорошая книга в зимний вечер или осенью, когда дождь стучит по крыше, или летом, когда читать хочется больше, чем играть на улице с друзьями.

Оговорюсь. Я надеюсь, что мы все это помним.

Только сама книга, удовольствие от нее, должна быть во главе исследования литературы. Только о книге говорить приятно. История, Физика, Химия, - это инструменты для литературного творчества. И пока мы этого не поймем, наши дети будут скучать на уроках про писателей.

Эти лекции для тех, кто любит книгу, и хочет на ней заработать. Для тех, кто умеет говорить о литературе, а не прячется за биографии и историю. Для тех, для кого вопрос «как» важнее вопроса – «зачем». Этот завет, кстати, в русской литературе принадлежит Пушкину. Для тех, кто хочет говорить о книгах, и умеет это. Для тех, кто понимает, что литературоведение зашло в тупик, превратившись в науку, которая изучает не книги, а писателей; не тексты, а их элементы.



И конечно для тех, кто хочет зарабатывать на литературе деньги честным путем. Это тоже должно быть важно для литературоведения, так как финансировать его государство никогда не будет, это уже понятно. Учителя литературы – одни из самых нищих людей в стране. Недаром же по миру ходит образ литературоведа в вязаной мамой кофточке и толстых очках.

На самом деле, этот образ ошибочен. Реальный учитель литературы и преподаватель ее в наше время – это нищая женщина, отягощенная семьей, вынужденная работать на 3000 рублей в месяц, злая на мир, и, конечно же, не начитанная. Так как в учителя вообще идут только безнадежные люди. И вы все это знаете. И разве удивительно, что они никого ничему не учат, эти люди? А научить им надо только одному – любви к чтению. Попробуйте-ка, не читая.

Курс лекций состоит из двух частей. В первой мы говорим о теории литературы. Во второй части мы даем обзор крупных литературоведческих работ современности, доказывая, что они не имеют отношения ни к книге, ни к науке о ней. Текст лекций может быть полезен для всех, кто планирует изучать литературу, и для читателей вообще.


Первая часть лекции в аудио-формате выложена на Youtube:



Рецензии
Мало того, что учителя не читают книг, их не читают даже писатели...
Большинство литературоведческих текстов я лично воспринимаю, как оправдание литературоведческих же зарплат...
А вот биография писателя полезна...моё мнение, что поэт либо писатель всегда пишет самого себя только в разных вариациях, преломляя собою отличное от себя бытие...Интересна прочитанная мысль - лишние люди классической литературы были списаны писателями с самих себя, но были лишены ими своей писательской профессии, а потому в отличие от своих авторов оказались такими неприкаянными...

Неистовый Виссарионыч   05.10.2013 13:28     Заявить о нарушении
У нас в обществе не выработано почтительное отношение к профессионалам. Как-то в России это не принято. Любой человек может публично похлопать философа, филолога или физика по плечу и сказать "твоя наука - фикция, а ты отрабатываешь свою зарплату". Это общая беда России. Отсюда и этот ужас: филолога подозревают в некомпетентности потому, что он делает ошибки (при этом работа филолога с ошибками не связана никаким образом, и в гос экзаменах диктантов нет), философам говорят, что они - бесполезные мыслители (при этом ведущие физики мира пишут философско-физические диссертации) и пр. Не надо говорить ничего о науке, в которой не понимаешь ни зги. Сидеть и внимать. Литературоведение во всех цивилизованных странах мира неплохо оплачивается и государством и частниками. То, что в России литературоведения нет - это уже частная беда РФ.

А про литературоведческие зарплаты - это Вы о чем:)

Спасибо за поток рецензий.

Вадим Фельдман   05.10.2013 15:11   Заявить о нарушении
Так вобшем-то никто ни в какой науке ничего не понимает, просто потому, что ей не занимается, руководствуясь популярными объяснениями единиц, которые ей как раз и занимаются...Вы предлагаете набрать в рот воды, а как же в этом случае демонстрировать глупость свою...
Но когда пишут, дескать, поэт задумал то-то и то-то, да хитро чередовал гласные для ассоциативных звучаний и т.п. и т.д....да ничего он не задумывал, просто у таланта получается талантливо, а у другого не очень...

Неистовый Виссарионыч   06.10.2013 18:17   Заявить о нарушении
Да, Вы правы, литературоведение часто занимается ерундой (это уже отзыв профессионала):) Вопрос, однако, не в том, что поэт задумал. Если есть такие работы - то их можно сжечь. Однако вопрос о влиянии звуков на значение слова и текста - не ложный. Сепир провел ряд экспериментов со звуком "и" и ассоциациями у людей на него и получал интересные результаты. Но поэты этим не пользуются, филологи же анализируют не то, как поэт пришел к мастерству, а само мастерство. Спасибо за внимание

Вадим Фельдман   07.10.2013 14:28   Заявить о нарушении
Вот он камушек зарытый...Поэты Сепира не ведают, а потому и не рулят всплесками литературного языка...или... Коли я Сепира знаю (каюсь, по ночам украдкой под одеялом почитываю учебники по языкознанию, чесспионрское), так стало быть и не Поэт...

Неистовый Виссарионыч   09.10.2013 15:57   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.