В подражание Убыбу. Один против всех. Psyna

 
Тяжела и неказиста жизнь арбитра-Стихириста. Вот оцениваешь тексты очередного раунда - и регулярно приходится сравнивать морковку с трактором. И ведь приходится делать выбор - что лучше. То техника великолепная, но сюжет слюнявый, то идея замечательная, но написано грязно - и чешешь репу с тоской и раздражением на ненормированные критерии эстетики. Вот так-то.

3.Алексей Малеев  vs  Михаил Битёв 2 -  4-1
http://www.stihi.ru/2007/12/19/2296
http://www.stihi.ru/2009/11/23/1844

Согласен с Убыбом, что тема "как мы нажрались" и прочие ремиксы фильма "С лёгким паром" малость достали. Но в тексте Михаила тема пьянки не режет мне ухо или глаза, как-то деликатно и с юмором, ну и картинка забавная.
Это, кстати, отдельная тема. Когда я делал предварительную оценку стихов Зимнего Кубка, то иллюстраций не видел. И без картинки этот текст смотрится очень слабо. Тут я сам себе удивляюсь. Обычно красивые картинки я специально не рассматриваю - чтобы воспринимать текст исключительно литературно. Но есть разница - когда иллюстрация лишь повторяет текст, или его настроение, я считаю её излишней. А если текст - это продолжение иллюстрации, то учитывать её необходимо. Но это уже жанр некой литературной инсталляции, и мне кажется, что тут ноги растут из Блица. Хорошо это или плохо - не знаю, но стоит обсудить.
Текст Михаила имеет целостность, чего я бы не сказал о его сопернике.
У Алексея в тексте происходит очень сильный (на мой взгляд) перескок. Эмоциональное состояние Лирического Героя - ребёнка вначале упомянуто, но потом 2 четверостишия тема эмоций никак не развивается, а затем вдруг неожиданно появляется "Не разревусь".Для меня это слишком резкий перепрыг, недостаток связности и цельности. А ещё, кроме эмоций ЛГ так же мало прописано его отношение к двум ёлкам - искусственной и живой. Более-менее понятно, чем не нравится искусственная, но довольно мало понятно - про живую. Лично для меня это важно. Поскольку с моей точки зрения всё как раз наоборот - срубленную живую ёлку мне страшно жалко, а искусственная хоть и менее приятна на запах, но не настолько чтобы разреветься. ИМХО, чувства ЛГ натянуто-выдуманные. Вот эта натянутость, плюс резкий перескок чувств и неразвитая тема отношения определили мой выбор в пользу стиха Михаила.

9.Валентина Трофимова    vs  Алхор 1-4
http://stihi.ru/2009/06/29/5562
http://www.stihi.ru/2008/09/24/1638

Я сильно удивлён, что в этой паре оказался единственным арбитром. Текст Валентины - очень качественное произведение в жанре фольклора. Есть шаблонные для этого жанра рифмы типа "моченьки-ноченьки", но сюжет меня тронул, а образный ряд и переживания Л Героини написаны замечательно и целостно.
Текст же Алхор - неплохой, но смакование боли и катастрофичности несколько аляповатое, преувеличенное, тем более что сюжета нет вообще. Ну, конечно, экспресс непременно "чёрный", это  ведь так "готично". Есть впечатление, что сюжет вообще не важен ЛГ, а важно выглядеть романтичным страдальцем. Обилие глагольных рифм усиливает неприятное впечатление. Очень нравится мне окончание - действительно сильная метафора. Но её мне не хватило, чтобы вытащить всё произведение, в остальном текст хоть и кричащий, но не впечатляющий.

13.Влад Макарченко     vs   Ташмат Арыков  4-1
http://www.stihi.ru/2007/09/24/2468
http://stihi.ru/2009/08/27/6578

А вот в этой паре я не удивлён своему одиночеству. Это я даже предвидел. Стих Влада украшает замечательный рисунок, но он лишь повторяет настроение текста. И рисунок-то замечательный, но стихи совершенно неинтересные, из разряда психологического шаблона-девиза "А давайте чтоб всё было хорошо". Причём рецепты, как именно давать - обычно тоже примитивные и нежизнеспособные. Типа забыть всё плохое и думать о хорошем.
А вот такую скромную жемчужину, как стихотворение "Дом" - нужно уметь разглядеть, и я лично рад своему выбору. Оно потрясающе аутентично именно для восточного человека, восточной души и культуры. Изящная, но глубокая метафора. Очень лаконично. Так просто, что кажется - ну разве это стихотворение? Но это гениальная простота, и повторю - что очень аутентично именно от Ташмата Арыкова прочесть такое.

50.Олег Дегтярёв vs Саша Семенов  4-1
http://www.stihi.ru/2007/05/24-458
http://www.stihi.ru/2009/01/19/75

Текст Саши - ещё один пример единства иллюстрации и содержания стиха. Когда я читал предварительно - подумал "ерунда какая-то". Но в сочетании с картинкой сюжет коренным образом меняется для моего восприятия. Опять наследство Блица? Иллюстрация к тексту Влада Макарченко не меняет восприятия стиха, а лишь усиливает. Здесь же - всё становится другим, ясным и смешным.
Текст же Олега - непонятный и высокопарный. "Я тебя научил всему", говорит ЛГ. Причём перечисляет действительно всё, и я теряюсь - он кто ей? Любовник? Отец? (уже не молодой) Бог?
А метафора "Ухода в Нирвану" - это метафора чего? Поскольку ЛГ - некое всемогущее мистическое существо, логично предположить, что нирвана - настоящая буддийская. Но почему тогда "не уходи", это ведь блаженство? Это метафора смерти? Или наркотического бреда? Или просто погружённость в себя? И тогда ЛГ уже не такой всемогуще -мистический. В общем, перемудрил автор с высокопарностью. Образы не столько оригинальные, сколько странные. "Смеяться под водой" - сомнительная радость. Да и размер строчек гуляет без особой нужды и красоты.

59.Татьяна Давиденко   vs   Серова Татьяна  1-4
http://stihi.ru/2009/01/29/110
http://stihi.ru/2009/07/11/4985

Вот тут мне свой выбор объяснить сложнее всего. По количеству интересных моментов текст Татьяны Серовой может быть даже сильнее. Но мне не нравится целостная позиция, основное послание. Это просто соль на раны, но ни капли исцеления. Бесконечное самоистязание. Я не вижу в тексте - для чего он написан, и у меня закрадывается подозрение, что автору нравится переживать тему чужой смерти. Это как в компьютерные шутеры (стрелялки) играть - тебя убили уже раз 150, впечатлений море, а ты ещё жив. И в этом есть своя мистическая притягательность - оставаться в живых после всех этих ужасов. Трагедия ради трагедии.
А текст Татьяны Дивиденко, хоть и слегка наивный, но светлый, и самое главное, что мне понравилось - без заоблачных претензий, преувеличенного чувства собственной важности или ничтожности, без злобы или обиды на несправедливый мир. Живой адекватный стих. А пафос уже достал.

Всем желаю творческого развития! Вячеслав Ильин (Psyna)


Рецензии
О вкусной и здоровой пище.
(вслед за обзором Вячеслава Ильина)

Поезд, кажется, уже давно ушёл, а я тут вклиниваюсь.Только что увидел, бывает...Но , как говорится, не могу молчать.

Не читал ещё стихи всех прочих конкурсантов и вряд ли сподвигнусь на такой подвиг, но и то, что я увидел в примерах Вячеслава Ильина меня шокировало.
Не сами стихи шокировали, а выбор судей. Впрочем, не вчера родился, знаю,что наша цивилизация кое чего достигла… Суррогатные продукты, эфемерные деньги, одноразовые отвёртки и пылесосы... О нетленных ценностях и говорить нечего: глюконат натрия ценится на Стихире куда явно больше натурального продукта. И всё-таки печально, вот так в лоб, в очередной раз столкнуться с проявлением этой ситуации. Однако, по порядку:

3.Алексей Малеев vs Михаил Битёв 2 - 4-1
http://www.stihi.ru/2007/12/19/2296
http://www.stihi.ru/2009/11/23/1844

Стихотворение Алексея, на мой взгляд, есть типичная искусственная ёлка. В. Ильин уже прекрасно объяснил откуда тут взялась синтетика, добавлю лишь, что по всем признакам - это ещё и стихотворение для детей. А это уже страшно.
У Михаила Битева без сопутствующей фотографии текст явно бы лишился части своего смысла. Да, пожалуй, это не поэзия - милый капустничек. Но он живой и способен повеселить. Заметно, что автор себе иной задачи и не ставил. По моему, честно выполненная житейская задача важней необоснованных литературных претензий.
Хотя, как раз в этом случае я больше всего понимаю остальных четырёх арбитров: конкурс всё-таки поэтический и попытки изобразить нечто этакое... им показались важней, чем простая зарифмованная шутка.

9.Валентина Трофимова vs Алхор 1-4
http://stihi.ru/2009/06/29/5562
http://www.stihi.ru/2008/09/24/1638

И тут всё ясно. Бульонный кубик победил непропеченный оладушек. Но на мой взгляд, всерьёз рассматривать тут можно только "непропечённый оладушек". Потому что от таких "кубиков", как у Алхора ничего кроме изжоги возникнуть не может. Моду на инфантилизм придумали сами инфантилы. Напряглись, из своих коплексов выстрогали дудочку... Ну и дуют в неё. И это вроде как стало модным. Вопрос: стоит ли уподоблятся крысам и следовать за музыкой ведущей в чёрную морскую пучину?

13.Влад Макарченко vs Ташмат Арыков 4-1
http://www.stihi.ru/2007/09/24/2468
http://stihi.ru/2009/08/27/6578

У Влада Макарченко неплохое( по нынешним временам) стихотворение. Понравились первые четыре строки:

"Она решила, что кому-то солнца
Сегодня может просто не хватить.
Она, ручонки выставив в оконце,
К себе его хотела приманить..."

Хотя и тут "солнца- оконца" и "ручонки" уже немного напрягают. Ну а дальше идёт среднего уровня "слезодавиловка". Актуально, но с явным привкусом глюконата натрия. Был бы очень рад, чтобы этот текст победил, допустим, против текста Алхора (из предыдущего примера). Но ведь случай свёл его не с инфантильной премьерой, где комплекс на комплексе сидит и комплекс ногами попинает, а с чудом настоящей поэзии. Не смог обставить Ташмат свою идею тяжеловесной метрикой, проигнорировал кухню Макдонельса - вот и вся его вина. Шашлык, приготовленный на природе, проиграл ларёчному гамбургеру. Бывает...

50.Олег Дегтярёв vs Саша Семенов 4-1
http://www.stihi.ru/2007/05/24-458
http://www.stihi.ru/2009/01/19/75

К сожалению, ничего не могу сказать о тексте Саши Семёнова. По указанной ссылке появляется стихотворение некой Ольги Дробот. Но, честно говоря, совсем не представляю какого уровня должен быть текст, чтобы он сумел проиграть с таким счётом стихотворению Олега Дегтярёва. Не буду повторять его сомнительные достоинства, поскольку В. Ильин выразил их достаточно аргументированно. И всё-таки странно: не могу поверить, что на таком серьёзном конкурсе, каким является Кубок Стихиры, было выставлено нечто такое, достойное дружного отрицания (1:4) против "Нирваны" Олега Дегтярёва.Ведь даже неряшливое http://www.stihi.ru/2009/01/19/75 Ольги Дробот смотрится симпатичней заливной рыбы "Нирваны".

59.Татьяна Давиденко vs Серова Татьяна 1-4
http://stihi.ru/2009/01/29/110
http://stihi.ru/2009/07/11/4985

Если уже в первом туре живые стихи выпадают против откровенно пафосных( да ещё с таким счётом), то поневоле закрадывается вопрос: куда катимся? От натурального молока живот пучит...Бывает.

Стихотворение Татьяны Давиденко каждым словом растёт из своего изначального смысла. Тут мне кажется и В. Ильин немножко себе не поверил, когда назвал этот стих слегка наивным. Впрочем, термин "наивный" имеет отрицательный оттенок лишь в наше капиталистическое время. На самом деле это замечательное качество, которое на литературоведческом уровне хорошо сформулировал ещё Ф. Шиллер: "Поэт - или сам природа или ищет её". Так вот, те кто природа - те наивны, а кто ищет - все остальные.
Но и это стихотворение, которое явно на порядок выше своего "ищущего" соперника, проиграло с разгромным счётом...

Вот и возникает недоумение: почему всё-таки случился этот праздник на улице китайской лапши?

Вопросы, вопросы...И все они грустные.

Декабрёв Сергей   22.12.2009 11:41     Заявить о нарушении
Увы, не могу разделить гастрономические предпочтения и характеристики господина Декабрёва. Кроме пары Малеев-Битев. Но в своём обзоре я отчётливо объяснил такой выбор. Однако, если доводы/взгляды г. Ильина меня пусть не убедили, то хотя бы оказались понятны. А вот экзальтированное негодование г. Декабрёва, особенно в отношении пар Трофимова-Алхор, Макарченко-Арыков и Давиденко-Серова этой участи избежало.

Убыб

Балубыб   22.12.2009 19:17   Заявить о нарушении
Сергей, разрешите мне, как одному из "поедателей китайской лапши",ответить Вам.Я не буду приводить какие-либо аргументы в пользу или против указанных стихов, но хотел бы отметить, что при оценке стихов обращаю внимание на три основные (на мой взгляд) составляющие:тематика-сюжет, грамотность стихосложения и эмоциональный посыл(заряд), который автор хочет донести до читателя.Каждая из этих составляющих может перевесить чашу весов при прочих равных составляющих.Вы же в своём замечании останавливались лишь на одной из них.Думаю, что это не совсем правильно.
Кроме того(я об этом писал на Чемпионате), 4:1 и даже 5:0 - не обязательно разгром.Просто 5 разных людей(или 4, как в данном случае)могли решить, что одно стихотворение по каким-либо параметрам(а их могут быть десятки)сильнее другого в данной паре. И это не говорит, что одно стихо сильнее другого в 4,5 или 10 раз.
С уважением

Alexander Komissarov   22.12.2009 20:26   Заявить о нарушении
Я думаю Сергей, так же как и я просто решил не остаться равнодушным (в чём нас обвинили) и высказал СВОЁ мнение.
Арбитры же сами этого хотели, что бы их покритиковали.
Просто это бессмысленное занятие критика. :)
Здесь нет единодушия и объективности, кому то нраяться голые бабы, кому то чёрный квадрат, ребята!!! о вкусах не спорят, и то и другое одинаково бессмысленно.

Юрий Блаженный   22.12.2009 21:14   Заявить о нарушении
Юрий, Вы абсолютно правы: "Сколько людей - столько и мнений". Думаю, что здесь никто не обижается. Просто идёт нормальная дискуссия. Каждый высказывает свои взгляды.От этого конкурс только выигрывает, а значит, выигрывают все: участники, арбитры, читатели.

Alexander Komissarov   22.12.2009 21:59   Заявить о нарушении
Да не, всё нормально. Очень хорошо, что кто-то ещё написал.

Убыб

Балубыб   22.12.2009 22:03   Заявить о нарушении
PS. Только ещё дело в том, что и голые квадраты, и чёрные бабы бывают разные, и разные объективно. :0)

Убыб

Балубыб   22.12.2009 22:29   Заявить о нарушении
Да, Юра совершенно прав: в первую очередь я "повёлся" за замечание Балубыба, что всем всё пофигу и т д. Ну и пошло-поехало...
А высказываться лишь с помощью одних эмоций позволил себе потому, что Вячеслав в своём обзоре действительно всё уже разложил по полочкам. К тому же, боюсь, что если бы я начал больше вникать в техническую сторону вопроса, то засомневался бы в своей правоте, а это...ну, в общем, нежелательным было в тот момент. Сознаюсь, что писал провокацию (ведь и ваше замечание, Убыб, про пофиг и т. д. есть тоже своего рода провокация).
Хотя то, что перед насквозь искусственными стихотворными построениями почему-то у нас зачастую принято делать вежливое, доброе и улыбчивое лицо - тоже имеет место быть. Особено это заметно на БЛК.

Декабрёв Сергей   22.12.2009 23:10   Заявить о нарушении
Сергей, я тоже не очень люблю искусственность и надуманность в стихах, хотя иногда бывает очень красивой и изысканной, что нельзя не оценить. Но для меня, например, в данных парах, искусственными являются стихи Трофимовой и Арыкова, но отнюдь не Дегтярёва и, тем более Алхора. Последний вообще самый лучший из представленных в данных парах.

(это не провокация итп, это серьёзно).

Убыб

Балубыб   22.12.2009 23:28   Заявить о нарушении
Александр! Да, вы безусловно правы. Я обратил внимание лишь на одну составляющую.В общем... поэксплуатировал известный риторический приём.
В этом, кстати, кроется основная причина конфликта между арбитрами и участниками, а также читателями. Арбитры на произведение смотрят с разных сторон, а недовольные участники, как правило, гнут какую-то одну линию. Вот и не понимают друг друга.
Ну а я, в данной ситуации, выступил в роли читателя:)

Декабрёв Сергей   22.12.2009 23:30   Заявить о нарушении
Ну, не знаю, Убыб...о вкусах, говорят, не спорят.

Декабрёв Сергей   22.12.2009 23:35   Заявить о нарушении
А это не вкусы. Потому что, опять же, из всех представленных в этих парах стихотворениях, мне, как читателю, не интересно ни одно (авторам икается уже, нверное). За исключением Алхора (отчасти). Где вы там нашли инфантильность - не знаю. Возможно, защита от каких-то собственных комплексов (а не комплексы автора, которые вы опять же увидели). Да, там не всё удачно,есть к чему придрться, но не хочется. Потому что мощно и правдиво. Возможно, вы просто не переживали подобного и ваше счастье, поэтому для вас это только игра в слова. Может и для автора это игра в слова - не знаю. Но действует и созвучно. По жизни знакомо.

Убыб

Балубыб   22.12.2009 23:48   Заявить о нарушении
Честно говоря, когда я в первый раз просмотрел тут представленные стихи, то понял, что я, будь арбитром, наверняка проголосовал бы и за Малеева и за Алхора. И за первый случай ( с Малеевым) я себя сразу возненавидел. Потому что Вячеслав прав: ни в коем случае нельзя поощрять стихи до такой степени синтетические, да ещё написанные для детей.
И вот, проклиная в себе раба внешней формы стихосложения, я вышел к следующей паре. Ну и...на эмоциональном порыве явную стилизацию предпочёл тёмному царству яческих комплексов. Хорошо написано, не спорю, а последняя строка вообще до позвоночника продирает. Но с другой стороны: страшно утомили уже эти откровения на уровне собственной персоны. Ведь такой подход к теме уже есть штамп по определению. Все, практически без исключения, юные поэты начинают с темы несчастной любви, одиночества, с того, что их никто не понимает, а значит - и жить не хочется. Замкнутость на себя мудростью уж никак не пахнет, особенно если учитывать, что этих самых «замкнутых на себя» поэтов многие тысячи, и это уже мода – не видеть окружающий мир и не попытаться даже дать свет в конце туннеля.
Но в общем-то тут я вас прекрасно понимаю, к тому же, ведь и внутри этой темы было: «И скучно, и грустно, и некому руку подать…» То есть интересные стихи очень даже возможны, поскольку тема неисчерпаема.
А моя реплика насчёт «о вкусах не спорят» касалась, собственно, стиха № 50.
Вот тут уж я не могу понять, чем могла подкупить ваше суровое сердце эта, на мой взгляд, откровенная и беспомощная халтура.
«Мстить пустоте» - это как? «Не предавать китов» - как интересно этому можно научить? Не сказано. Словом, от таких стихов хочется «сорваться в поднебесье» и уплыть «на лодке сделанных из песен». Стихи, по-моему, ниже всякой критики.

Декабрёв Сергей   23.12.2009 03:18   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.