Портрет человека, или Рассказы эгоиста 2

            Часть II         


ЛИСТ 7. ПОРТРЕТ ВЛЮБЛЁННОГО

            О низкий из низких, всеми отринутый!
            Разве не потерял ты навек для всего
            сущего, для земных почестей, и цветов,
            и благородных стремлений?

                Э. А. По

Мелкие камешки разлетались в стороны.
Ноги его брели по жизни
всё медленнее и неувереннее.
Брели - иначе нельзя было назвать
это нелепое со стороны движение.
Он шёл, шатаясь, по трезвой жизни,
пьян своим горем.
На плечи давила тяжесть вселенной.
Медленными молниями мелькала и успокаивала
ленивая мысль: всё позади.
Было страшно, сыро и холодно.
Была осень. Была ночь.
Ночью листья казались чёрными
и почему-то не шуршали.
Человеческие ноги мяли их,
шаркая о сухой асфальт.
Горе сдавливало его всё сильнее.
Почему-то болели именно плечи,
словно тяжесть давила на них реально.
Человеческая тень медленно вдвинулась
в яркое светлое пятно фонаря.
Человека уже не было - была тень.
и были у неё душа и сердце.
Сердце, которое не было нужно никому.
Раненое, умирающее сердце.
Он подумал о завтрашнем дне - дне без него.
"Смерть людская", подумал он, "не гасит
жизни других людей. Жизнь неистребима"
И всё мира не станет с ним вместе -
не имеют права жить на земле,
если умирает любовь.
"Моя любовь", подумал он. "Какая ты была?
Нет, какая ты есть! Пока я жив, ты есть..."
Он поёжился, вышел из светлого круга,
и вновь подумал о смерти.
Ему не было жаль себя - несправедливость
жизни, давшая ему одно-единственное решение,
примирила его с этими мыслями.
Он готов был принять то, чего не мог не сделать.
Саи себе был он судьёй и палачом,
прокурором и жертвой.
Он не смог любить её,
и теперь должен был умереть.
Мимо с рёвом и треском пролетела карета.
Со светильника срывались искрящиеся капли
и мягко шлёпались оземь.
Он вскинул голову и подумал, что она -
как огни этой кареты - невозвратная,
бегущая вдаль, от него.
Огни потускнели и скрылись за поворотом.
Он осторожно наступил на светящуюся каплю.
Потом увидел перед собой свой дом.
Немного постоял, колеблясь, затем неслышно
поднялся на второй этаж и лёг.
Где-то ударил колокол.
"Наверное, кто-то родился",
подумал он, засыпая.
Его не стало с первыми птицами.
За окнами бушевала утренняя осень,
дворники взметали огромные вееры
мокрых ночных листьев.
Тяжелые, как воспоминания, они взмывали
в воздух под шарканье мётел.
День, мир, свет, вселенная, она - жили.
Жили долго и, наверное, счастливо...

ЛИСТ 8. ПОРТРЕТ СЛЕСАРЯ

            Было небо сурово и серо,
            листья были так хрупки и сиры,
            листья были так вялы и сиры.
            Был октябрь. Было горе без меры.
            Было так одиноко и сыро

                Э. А. По

Плакали дети. Голоса их в темноте лачуги,
тёмной даже днём, звучали жутко.
Вчера его не пустили в кабак,
где обычно перепадали оставшиеся от шумного
сытого дня объедки.
Сегодня сгорела последняя свеча.
Нечего было есть.
Сам он уже давно привык к голоду.
Еда часто представлялась ему чем-то призрачным.
Но он знал, как можно обмануть голод -
нужно просто думать о чём-нибудь хорошем.
Часами бродил он по городу,
волоча свой тяжёлый сундук с инструментами -
единственное, что осталось ценного в семье,
и разглядывал одежды горожан.
"Нет, голод не обманешь"
Жена его, худая старуха в лохмотьях,
в десятый раз отчаянно рылась в столе -
так же безнадёжно, как и он сегодня
собирался найти работу.
Вечерело.
Где-то ударил колокол.
"Наверное, кого-то хоронят"
Ждать чего-то было бессмысленно - он встал,
отворил дверь, бросившую в лачугу
холодные мячики осеннего воздуха,
поспешно прикрыл её и побрёл по улице.
Позади него вскрикнул ребёнок
завыла жена, в доме что-то упало.
Он не обернулся.
Шёл очень долго.
Холод быстро пробрался под его старую
латаную жилетку, провёл мертвенными
щекочущими пальцами по рёбрам,
скользнул вниз, поднял волоски на ногах,
и неожиданно взвился вверх,
бешеным ветром ударив в голову,
словно изгоняя последнюю надежду
достать кусок хлеба или немного денег.
Страшно закружили поднятые с мостовой листья.
Один бросился в лицо, похлопал на ветру
по щекам и сорвался дальше.
Стало совсем темно.
Редкие прохожие, вздрагивая,
обходили стороной маленького шатающегося -
оборванного человечка с сундуком в руках.
Где-то невдалеке вскрикнули, в доме,
возле которого он проходил, что-то упало.
Выскочил из окна человек, толкнул его,
широко раскинул руки в стороны,
как бы собираясь ловить кого-то,
и, гулко стуча коваными башмаками,
побежал в темь ночной улицы.
Он упал больно, рука тяжело стукнулась
об отлетевший в сторону сундук.
От удара о твёрдую землю сундук его раскрылся,
и инструменты вывалились друг за дружкой,
образовав почти правильный полукруг.
И только одна гайка, словно в насмешку,
дала два круга у его руки
и упала возле затёртого грязью пятака,
лежавшего на краю лужи.
Но он уже не видел этого.
Где-то плакали дети...

ЛИСТ 9. ПОСЛЕСЛОВИЕ ДЛЯ ДУРАКОВ

Да, где-то плакали дети.
Это было грустно, очень грустно.
Слушайте, кто-то плачет.
Тс-с-с!
Ну да, там за дверью кто-то плачет.
Ах, это ты? Который слесарь?
Да, малыш, тебе досталась самая грустная история.
Не плачь.
Плакать нехорошо, хорошо слушать старших.
Впрочем, о чём я говорю?
Прости меня, малыш. Плачь, плачь.
Ну, хватит на сегодня. Вам пора домой.
Камин догорает, скоро здесь станет холодно.
Что? Ах да, я снова забыл об умных.
Пару слов:

ЛИСТ 10. ПОСЛЕСЛОВИЕ ДЛЯ УМНЫХ

Впрочем, как и вначале - что вам говорить?
Я не хочу говорить вам ничего.
Ни-че-го.
Устал.
Да и говорить вам бесполезно.
Вы не станете плакать - вы умные,
вы очень умные.
Я хотел бы быть с вами, но не могу.
Поэтому я скажу вам только одно.
Слушайте! Я говорю:

ЛИСТ 11.

ДУМАЙТЕ!      

ЧУВСТВУЙТЕ!      

ПОМНИТЕ!

ЛИСТ 12. ОТ АВТОРА

Я подошёл к окну.
На морозных узорах играли
слабые блёстки затухающего огня.
Я смотрел на ель, двумя стволами
упиравшуюся в ночное зимнее небо,
чистое и светлое.
Звёзд не было.
Я подошёл к камину, поворошил
умирающие угли
и, вновь повернувшись к ели,
прошептал:
- Я их не понимаю.
  Я счастлив.
  Я люблю...

~^~^~^~^~^~^~^~^~^~^~^~^~^~^~

Иллюстрация: Архив автора. Слу-
   чайно сохранившийся черновик
         одного из листов поэмы

~^~^~^~^~^~^~^~^~^~^~^~^~^~^~


Рецензии
А все-таки Вы верите в хорошее, не смотря на пессимизм (или может здравый рассудок), потому как только Влюбленный услышал бой колокола не "по ком-то", а бой в честь рождения новой жизни. Значит любовь все же сильнее смерти? . Только почему заключительный портрет - портрет Слесаря? Композиционный противовес Художнику? "Рассказы эгоиста" - значит в каждом портрете есть или была часть Вас, не зря же персонажи взаимосвязаны друг с другом (бой колокола, свет...). Но Вы их не понимаете - значит Вы уже "преодолели" все портреты. И поэтому пишите последние две строки.
Меня, правда, впечатлила поэма! Буду перечитывать. С уважением У.В.

Ульяна Вайсман   24.11.2009 16:16     Заявить о нарушении
Спасибо тебе, милая, ты, наверное, увидела всё
правильно и даже немного больше, чем я сам. Не
обижайся за столь неподробный ответ, просто
сегодня был непривычно тяжёлый день.

Философский Саксаул   24.11.2009 18:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.