Обзор конкурсных работ. Призрак Гуманизма

1.Игорь Соколов 2
"В час предназначенный сожжению Свободой"
 http://www.stihi.ru/2009/09/05/2625
В час предназначенный сожжению Свободой,
Печальною Любовью исхожу,
Предвидя сутолку животных обладаний,
Ничтожество посмертного одра
И прочее, что было под лесами,
Где всякий зверь бежал впотьмах к зверью
И жался к крайности чужой животным краем,
Дабы извлечь из тела ту же Пустоту
И броситься опять к себе в Чертоги,
Молиться Неизвестному во Тьме,
Себя постыдною беседой омрачая,
Он тщится выкрасть Вечные Слова,
Рождающие всполохи Надежды…
Но тлеют дышащие Смертью Дерева,
Вновь исчезают Светлые Одежды
И брезжит тонкой ниточкой Конца…
Весь Образ Мой двойною мукой явлен
И может быть, поэтому отравлен
Лежащей в Тьме Могильной Пустотой…
И тайным Обликом Ночного Суеверья,
Мне говорящим Смертные Слова,
Несущие Холодное Дыханье,
О Собственное Тело Уязвлен,
Бреду не сетуя, среди руин постылых,
Блиставших прежде нежной Красотой,
Теплом и Воздухом, питавшим всю Природу,
Они к Предсмертной Деве вышли в Прах,
Оставив Смертным то же Прозябанье
И жажду Вечных Слов в ненастный день…
Как Ожидание Прощального Сиянья
Пред наступленьем сумерек ночных
И самым безвозвратным обладаньем,
Когда тела свергает Божий стих
От их же Бесконечного Познанья…

Когда я вижу выделенные заглавными буквами значащие слова в таком количестве - я, как правило, не читаю стихотворение. Это я прочитал, даже дважды – по долгу службы, так сказать) По форме говорить ничего не буду – лучше посчитаем, что это подражание, стилизация, авторский прикол, что угодно. Беда в том, что я буквально по каждой строчке могу вопрос задать – а это сие означает? Поэтому и в целом – смысла не осилил. Творения эпохи Тредиаковского я читать не умею, мертвым поэтическим языком не владею.

2.Братислава
Хочу в Париж!
http://www.stihi.ru/2009/09/07/1983
К воскресному утру дожди своё отплачут,
Заглянет солнце в дом, и ты мне позвонишь:
«Поехали копать картошку к нам на дачу?»
А я хочу в Париж! А я хочу в Париж!

До Глыздово проезд тобой уже оплачен,
Тебе семнадцать лет, ты конопат и рыж,
А мне еще решать по физике задачи…
А я хочу в Париж! А я хочу в Париж!

Там каждый – Дартаньян, там пляшут в МуленРуже,
Там туфли от «Диор», там платья от «Шанель»…
Автобус: «Здесь… дыр-дыр… сошьют… дыр-дыр… не хуже»,
А я хочу отсель! А я хочу отсель!

Картофель – мелковат, у нас крупнее сливы.
«Пивка за урожай!» - ну как тут устоишь?
А ночью будет дождь выстукивать тоскливо
А-есть-ли-тот-Париж? А-есть-ли-тот-Париж?


Браво) Желание горячее и вместе с тем утопическое – чувствуется хорошо)) Рефрены работают) Юношеские мечты, отрихтованные до состояния бытовой романтики– дача вместо Парижа – кому такое не знакомо?)))  В этом значительная часть воздействующей эмоциональной силы стихотворения… Плюс ясность образного ряда без монотонности и скуки и ровная техника.. В итоге – стихотворение если не для всех, то для многих)
В стилистике провал резанул малость – «отсель» ради вынужденной рифмы.


3.Элен Смит
Зарисовочка
http://www.stihi.ru/2009/09/06/6861
Кошачьи ласки, нежности мурчащие
Случайно подсмотреть мне довелось.
любовники когтистые, рычащие-
А сколько теплоты...Какая злость?

И тёрлись мордами , и замирали томно,
И лапами друг к другу прикосались.
Их чувство бесконечно и огромно
Как море бурное по клетке разливалось.

Такая страсть в неволе...без преград!
В любовь безумную вселяют снова веру
Красивый рыжий в пятнах леопард
И грациозно-чёрная пантера.


По мере чтения происходит метаморфоза картинки – вначале думается, что речь просто о кошках, а потом оказывается, что о зверюшках покрупнее)) И тогда воображение разворачивается во всей красе эстетически изысканного сочетания цветов и привычного набора признаков-клише, которыми награждает общественное мнение больших кошек – тут и грациозность, и томная страсть, и мурчащая нежность… Было бы хорошо, если бы такая шикарная (правда, довольно банальная) картина не омрачалась слабым техническим исполнением)  Оно, как обычно, резко снижает глубину передаваемых чувств…


4. Макс Зимов
Баффало Баю
http://www.stihi.ru/avtor/maxzimov
баффало баю*
ба'ю баю'
спит чингачгук притомившись в бою
дремлют ацтеки и майя
пальцы с курков не снимая

шепчутся порт и
потухший мартен
пасть разевая
зевает ай-тен**
сон отгоняя от очень
очень скрипучих обочин

город в осаде
будь начеку
хочешь глотни ледяного чайку
вместе со мною в засаде
лев и жираф в зоосаде

в лени соседа
не уличу
быть в карауле не всем по плечу
спит в городском парке буша***
рыжей кабанихи туша

еле живой
от погони удрав
спит бездыханный мемориал драйв****
темень придирчивым взором
водит по кругу с дозором.

брешь в обороне
её слабину
понял противник
взорвав тишину
сломанной молнией хрустнул
ливень ворвавшийся в хьюстон

баффало баю
бай баю бай
пенные волны бегут через край
утром придет за квартплатой
добрый большой аллигатор

бай баю бай

Ничего себе колыбельная))))  Сразу напомнило Заболоцкого – колотушка тук-тук-тук… Такая же безбашенная фантасмагорическая смена кадров, где найти связную нить повествования нереально, и от этого глаза не могут решить, что им все-таки делать – то ли закрываться, убаюкиваясь ритмом и звучанием, то ли раскрываться все шире и шире, вылезая на лоб в отчаянной попытке состыковать мартены с жирафами, молниями и сонными майя)  Мозг виснет, и ни служащий-аллигатор, ни даже попытка взрыва ничуть не колышет полотно))


5.Владимир Дорин
Бархатный сезон.
http://www.stihi.ru/2009/09/04/2857
Рассыпалось солнце лучами
по гребням растрепанных волн.
Плескаясь, лучи отражались
от меди подводных валторн.

Их звуки – таинственность моря
в чарующих песнях сирен,
мне чудятся в шуме прибоя…,
и нега берет меня в плен.

Гляжу отрешенно…. Но вскоре,
знать тянет за взгляд Посейдон,
вхожу в бархатистое море….
Ну, здравствуй, заветный сезон.

Медь подводных валторн – центральный образ в стихотворении. Но что за ним скрывается?))) И как эти валторны связаны именно с прелестями бархатного сезона? Как любят выражаться критиканы, «тема нираскрыта»)) Ритмика удачна (но не фоника – о ней, видимо, автор не слишком заботился) – плавность амфибрахия вполне соответствует перекатам волн, отрешенной неге ЛГ. Но не покидает  ощущение некой натянутости, искусственной вычурности отдельных образов – особенно на фоне таких штампованных эпитетов, как чарующие песни, пленяющая нега, отрешенный взгляд… Опять же, как говорится, - «альбомное стихотворение». Это не значит плохое, это значит – для теплой, непритязательной дружеской компании)


6.Галина Щербакова
всё суета
http://www.stihi.ru/2009/09/07/2479
Всё суета сует и ловля ветра.

К чему считать дожди и километры.

И воду в ступе незачем толочь.

И будет День, и повторится Ночь.

И прорастёт Зерно, и Плод созреет.

И будет всем отпущено по Вере.


Стихотворение из разряда тех, в которых при желании можно отрывать смысл километрами вглубь и бесконечными человеко-часами во времени))) Во-первых, оно короткое – а значит, во все стороны простор для мыслей, во-вторых, оно практически полностью состоит из общеизвестных символов, которые способны трактоваться как угодно применительно к любому проявлению бытия, и в-третьих… (кстати, тремя пунктами тоже можно не ограничиваться)) – отсутствие четко оформленной авторской идеи.
Безразмерное, аморфное, как глина, из которой читатель может сотворить что угодно по вере и разумению своему) Было бы желание… но будет ли оно? Или потенциальный творец просто пройдет мимо набора набивших оскомину штампов…?


7.Александр Ляшенко 3
Кубанонабережная.
http://www.stihi.ru/2009/09/03/1349
Кубанонабережная* вывихнула ногу,
хромой – едва до Красной* доползти,
и там уж влиться в ровную дорогу:
центральный street у города в чести.

Счастливый путь, осенняя дорога,
катись вперед разбитой мостовой!
Душой своей – больной и кривоногой -
я ковыляю следом за тобой.

Не убегай, заветная подруга!
Не делай вид, что нам не по пути!
Давай с тобой держаться друг за друга:
я думаю, без всякого испуга,
что нам поврозь до места не дойти!

Люби меня, хромого пешехода!
В резине лысой – дашь ли по газам?!
Как скользко мне во всякую погоду -
как страшно мне в любое время года! -
ударить от тебя по тормозам.

Но ты вильнула, скрывшись за бульваром,
и – как ему – пустой мой крик: постой...
Бредущий без тебя по тротуарам,
я наслаждаюсь чудным перегаром
от копоти машин на мостовой.


Честно скажу, начало не впечатлило) Уже первая строка смята лишним слогом в замудреном незнакомом названии)) И «уж» в третьей строке, и вся первая строфа, сходу неясная по смыслу… а дальше начинается жонглирование русским языком (в хорошем смысле слова!), задушевно-ненавязчивое расширение катренов, начинается построение образа ЛГ в тесном сплетении с этой самой дорогой, и так просто и обыденно-тепло рождается чувство этой дороги, этого пешехода, таких одинаковых и почти уже родных)  И в итоге – а хорошо же!

 

8.Анатолий Баранов
Я проснусь под вагончиком цирка...
http://www.stihi.ru/2009/09/03/2966
Я проснусь под вагончиком цирка
От прохлады и крика гиены,
И с утра дрессировщица Ирка
Приоткроет мне тайны арены.

Я за ней увяжусь, но гастроли,
Не начавшись, закончатся крахом,
И меня дрессировщица Оля
За собою поманит на плаху.

Мы покинем бродячую труппу,
Прихватив с собой лучшего тигра.
Будем пить беспросветно и тупо.
И рубиться в азартные игры.

Тигр сдохнет от острой сердечной,
Оля влюбится заново в Ирку.
Я же буду грустить и, конечно,
Шкуру тигра раз в год сдавать в стирку.


Цирковой антураж, естественно, не скрывает, какого рода гастроли происходят у ЛГ)) Но признаюсь, я не осилил до конца – где же заканчиваются символы и начинается конкретика (и есть ли она вообще)) Получается нечто улыбающее, полуреальное, действующее скорее на эмоциональном, чем на логическом уровне – в основном из-за мгновенных аналогий с собственными читательскими переживаниями) И эти ассоциации уводят от стихотворения куда-то в себя, и уже неважно, что вторая часть смутна и аморфна – главное, в ней есть знакомые слова и картинки) Режет слух последняя строка – сильно перегружена ударениями. Ладно бы, если бы там ловился основной смысловой акцент, меткий вывод – ан нет… Поэтому окончание – нехорошее.



9.Виктор Авин Ученик Сопина
"Этот глобальный, глобальный первобитный мир..."
http://www.stihi.ru/rec.html?2009/09/06/676
Сентябрь не балует, он делает деньги: из зелени – золото
По весу, каретами или на взгляд - продается недорого
На выставке всполохов и женской талии: пункция - унция
По лужам кораблики его доставляют, мешает коррупция -
Жмутся у старых причалов кристаллики - то белым порохом
На сваях патроны с палех-насечками, и тогда волоком
Тащат по тропам ее муравьи и в небе лоты -
Утки всем выставляют космопилоты
Напыщенно и до зари павлины, курьё, попугаи
По шару земному льют в соты - на каждого Бога хватает.
Но как всегда, завершают торги под Смоленском и Лыковым.
Осень глобальна. И только в России она первобытная.

И поэты печальные - они чувтсвуют ненасытную...


Творение шествует, подобно гордой дочери знойной Африки, одетой только в бусы и осознание собственной исключительности) Ни капли фальши в чувствах, в свободном потоке мыслеобразов-бус – и неважно, что бриллианты и жемчуга безоглядно соседствуют с перлами недоограненными или вообще неизвестного происхождения – ведь главное естественность и непосредственная экзотика. Пораженный наблюдатель сего гипнотического шествия теряет вместе с даром речи, кажется, и нить собственной мысли – а и плевать! Тем более иного выбора как-то и не просматривается))
Да, видимо, я не поэт. Цельно – не прочувствовал. Плотный поток аллюзий и метафор просто сметает все на своем пути)) По отдельности – не все фразы осмыслил даже на уровне синтаксиса.


10.Галинасмирнова
Ветвей освобожденье...
http://www.stihi.ru/2009/09/07/4541
Ветвей освобожденье. Обреченность
последних листьев, прилепившихся к стволам,
их желтизна, как седина увядших дам,
сухой пергамент кожи, утонченность
прозрачных пальцев, обозначенность прожилок,
нелепая невинность по утрам,
вернее - утренняя неопределенность.
В тумане расплывающийся цвет
губной помады, листьев под ногами,
обременённость перезрелыми плодами –
каштанов колкость, яблочная прель,
хруст желудей под детскими шагами,
застывших облаков горизонтали
и отстранённость выросших детей.


Опасно писать вещи с таким количеством перечислений) Есть риск соскользнуть в монотонность, тормозящую осмысление – и это произошло, на мой взгляд, в первой части. Несколько встряхивают перебросы мысли со строки на строку, но они не оправдывают ожиданий чего-то значимого, выделяющегося из общей массы.. Когда ожидание акцента (и подспудно – сказуемого))) достигает максимальной точки, оно разрешается разочаровывающее – мало того, что смысл уже воспринимается с трудом (при чем тут невинность по утрам?), да еще и «неопределенность», прямо сформулированная, буквально подкрепившая впечатление от прочитанного) Да еще тут же и два пиррихия подряд, плюс на фоне неравностопности – отчетливый провис по ритму. Вторая половина получилась живее; контрастнее, что ли, и последняя строка особенно чувствительна в эмоциональном плане, так что в целом – неплохо, осеннее настроение передано вполне.


11.Егор Мирный
Дымка
http://www.stihi.ru/2009/09/06/5956

Проструилась кисейною дымкой
Да в межзвёздностей мглу-глухоту
Удалилась... След - в душу горбинкой,
В сердце - мОроком, спиртом во рту.

Сплюнув вязких мгновений горячность,
Передёрнуть мысль-нерв до щелчка,
Затаясь, не дышать, целя в мрачность,
У тщеты отражаться в зрачках.

Пламенеть от фривольных попыток
Обнажать инфантильности чувств,
Цепенеть, но стучаться в "избито",
Презирая сомнений спазм-хруст.

Может, хватит? - бессмысленным эхом
Вслед за дымкой умчалось, ночь-стон
Заглушила зудящей помехой -
Безнадёжностей слаб баритон.

Вдох и выдох - воздушные массы
Претворяют печали в наркоз.
Думой-радугой грёз опоясан,
Задыхаюсь в фарватере гроз.


Сразу же восприятие смысла тонет в издерганном ритме и тяжелой фонетике. Это не дымка! Это ломка, метания, метафорический передоз, обрывки мыслей и чувств, которые не поддаются логическому осмыслению (я попробовал препарировать образы – тяжело накручено, сложно)) Оцепенеть при расшифровке смысла – удалось, понять впоследствии, что к чему – тоже, но как выяснилось, ничего нового в чувственно воспринимаемом плане это не дало – достаточно было первого прочтения. Но где граница между искусностью и искусственностью? Вопрос…



12.Татьяна Владимировна Дёмина
Чудо
http://www.stihi.ru/2009/09/03/5773
Я - носительница чуда,
Мне доверен важный труд,
Стенки хрупкого сосуда
Прочно тайну берегут.

Что получится в итоге -
Неразгаданный секрет,
В нём сойдутся все дороги,
Опыт многих тысяч лет.

Скоро явью станет небыль,
Опасаюсь одного:
Как бы мир большой, враждебный,
Не разрушил волшебство.

Страх мешается с надеждой,
Муки с радостью сплелись,
Всё впервые, всё, как прежде,
Чудо - крохотная жизнь.

Простенько, по-доброму так) И хорошо, что смысл доходит ненавязчиво, неназываемо – поэзия, «речь метафорическая», выполняет свою роль исчерпывающе-образцово (как идеальная, упрощенная модель), и вместе с тем не прорываясь через спутанные чащи витиеватых образов, как это часто модно в последнее время (конечно, ведь на другом полюсе – банальность, которой нужно бежать любым способом, пусть даже самым головоломным (см. предыдущее стихотворение))) Конечно, далеко не шедевр. Сделать шедевр простым – нужно великое мастерство… Миленько, ровненько, незатейливо, но ничего нового, в принципе, не открывает и ахать повода не дает. Стихи «для внутреннего употребления».



13.Фима Жиганец
Сонет ночного ливня
http://stihi.ru/2009/09/06/6751

Дождь хлынул в ночь из глубины веков…
Как небо хлещет жгучими бичами!
Как одичали лодки на причале
И рвутся с ненавистных поводков!

Мне кажется, что Ливень был вначале.
И Бог был Ливнем. Для таких мирков,
Как наш, не стоит тратить светлых Слов,
Для них потребны тёмные печали.

Дождь входит в душу, будто древний Дант,
Предвестьем ада, Страшного Суда,
И душен мрак, и никуда не деться…

Но утро наступает, как всегда,
И дремлют лодок мирные стада,
И воздух чист, как поцелуй младенца.

Приятно время от времени находить на стихире среди псевдо-сонетных четырнадцатистрочников действительно сонеты) Ну что говорить о плюсах.. мастерская работа)) Стиль, философия, образность.. единственное место, которое мне не понравилось звучанием – «одичали». По-моему, чрезмерная аллитерация, зачем? Уже вторая строка тяжела, а в третьей еще добавка… Тем более мне кажется, что она здесь случайна (по крайней мере, я не увидел в ней фонетической поддержки содержания).


14.Юлия Мельникова Ромэа
КИПАРИС И РОЗА http://www.stihi.ru/2009/09/07/6265
В саду, где плакал и Гафиз,
Любили и прощали,
Светился белый кипарис
В слёзах моей печали.

Тянулись годы, как столбы,
И длили вёрсты муки.
Но ты вернулся, и шипы
Тебе кололи руки.

Я розу бросила в овраг,
Где никли бересклеты -
В сорочью пустынь,
В жёсткий мрак
На водах сточной Леты.

Прошла зима, белым-бела,
С пургой и с снежным рисом,
И роза алым расцвела
Над мёртвым кипарисом...

Ты слово дал, но слово - раб
Лазури и позора.
А роза падала на лап-
-У верного Азора,

К душе притиснулась тоской
Кладбищенской ограды -

Я там, где сумрак и покой,
И чёрных листвиц смрады...
*

Но жив, (но зол ещё...) старик,
Азоркин, - еле-еле...
И ливень льёт за воротник
Моей несчастной Неле.

Не люблю, честно говоря, вещи, которые нужно сидеть и тщательно расшифровывать.
Ну в общем сюжет понятен, но половину символов я все-таки не идентифицировал)) В частности, овраг с бересклетами, слово – раб лазури и позора – смутно как-то, и что за Азор и к чему появился – тоже вопрос… Роза, упавшая на лапу, притиснулась к душе тоской кладбищенской ограды – эээээээ… вот это навернулись пирожки с котятами, однако)))) Что за Неля, что за старик Азоркин.. В общем, я не понял, зачем этот стих и для кого предназначен. Шифрограмму не переварил))) Пас…


14.Евгения Костюкова для конкурсов
Имя
http://stihi.ru/2009/09/04/6064
улицы алфавитов
сольются в одно имя.
альфа-омега примет
усталой земли свиток.
стало быть, богосыну -
сны о
бессонной битве.
.
.
баюшки-бай, слышишь,
хватит хмельных вспышек,
платьев да слов лишних.
кыш, хитрозмей рыжий.
пламя грехов лижет
римопарижи. п-шик?!
ритмы разлук тише
рифмоплетений лжи.
.
.
свито гнездо для свиты.
вера - любви прокимен.
перья-открытки - мимо...
горлица, дверь открыта
в горницу светосилы
сирых.
бледна палитра.
.
.
баюшки-бай... вышка.
время в тираж вышло.
племя икон. крыша -
крошево звёзд, ниже -
каменный рай книжек,
дальше - кроты машин...
ишь - шебуршит излишек -
душу не задуши.

Вот читаю раз, другой, и думаю – а может, я зря пытаюсь искать смысл везде?)) Может быть, его и не предусмотрено… А я все разбираю, шифровки трамбую в какие-то удобопонятные матрицы – иначе воспринимать не выходит) Может, это у моего восприятия такой изъян, может, я не научился пока такое читать) Звукопись – да, хорошо слышна. Но звучание ради звучания – не понимаю. А выкапывать смысловую поддержку – уже нет сил.



15.Наилич
Свадебный обед
http://stihi.ru/2009/09/07/7277
По лесу бродит страшная молва,
что паучиха каждый день вдова
и носит черный траур от того.
Мужей съедает всех до одного.
Такое правило у пауков:
женился, значит, ты - обед - готов.

Аллегорически мрачно)) Но частенько – правда жизни) Хотя вот как-то не углядел я личных переживаний автора в качестве побудительного мотива для написания этой маленькой забавной вещи. Последние строки не понравились – и провал на пиррихии (правилО), и натянутость синтаксической конструкции в конце…


16.Курилов Дмитрий Николаевич
Лунные дети
http://stihi.ru/2009/09/08/353
Один мой знакомый, бросая жену,
Детишкам сказал, что летит на Луну,
И дети вторую неделю подряд
Подолгу в вечернее небо глядят –

Им в небе мерещится лунный ландшафт,
И в жёлтом скафандре лихой космонавт.
Он ходит, карабкаясь на валуны,
И машет рукою с далёкой Луны…

А тот космонавт не бывал на Луне –
Сидит он на дне, утопая в вине,
И переживает, что бросил жену,
И воет и лает в окно на Луну.

Его утешает чужая жена,
Которую тоже сломала Луна.
Она ему лунные песни поёт
И лунному мальчику спать не даёт.

А там, в небесах, в наплывающей мгле,
Летает разлука на лунной метле,
Луной ослепляя любимых людей,
Мужчин оставляя без жён и детей.

А дети не спят, дети верят и ждут,
Что толпы лунатиков с неба сойдут,
И от телевизора ждут новостей,
Всё больше похожи на лунных детей…

За легкомысленной формой, нарочитой «детскостью» - тяжелый сюжет, грустная философия… Наводит на размышления, и здорово… Стих, как говорится, за жизнь. И контраст формы и содержания делает его еще более пронзительным. Кое-где звучание подкачало, отвлекают погрешности (он на дне, сломала луна, ослепляя любимых…)



17.Продолговатый
Жертва Стихиры
http://www.stihi.ru/2009/09/08/738
Я покинул родную квартиру.
Я пропал. Я исчез. Меня нет.
Я гуляю по сайту "Стихи-ру",
на обед у меня - Интернет.

Я забыл про Наташу и Киру,
и про Иру с вишнёвой губой.
Окопался на сайте "Стихи-ру"
вместе с музой, судьбой и трубой.

Я в сети заплетаю романы.
Я в стихи напускаю туманы.
Все дружки у меня - графоманы,
Все подружки - Марины да Анны.

В крайнем случае - Бэллы да Риммы.
Всё слова, и слова и слова...

Вот бы создал кто сайт пантомимы!
Отдохнула б моя голова!

Думаю, для многих здесь ситуация актуальна))))
Много имен.. а какой смысл в этих именах, за исключением того, что они хорошо рифмуются?))) Просто так – жонглирование словами?) Видимо, весь стих имеет целью подвести к финальным строкам – но мне они четко афористичными не показались) Наоборот, вопросов много рождает и скепсиса)) Кстати, еще интересно, что подразумевается под трубой, стоящей в одном ряду с судьбой и музой… Неужели медные трубы?)


18.Шамсутдинова Марина
http://www.stihi.ru/2009/09/08/1714
Цветок превращается в яблоко,
Цветок превращается в вишню.
Божок воплотился в Махаммада,
Божок переплавился в Вишну.
Так Боги растут и цветы
А имя Создателю - Ты…


Самое яркое впечатление от стихотворения – это то, что оно заставляет крепко задуматься)) Запараллелить богов с цветами – хорошо, глубоко… настолько глубоко, что потеряться можно в этой глубине, и непонятно, смысл уже на крючке – или даже не на горизонте?) Но самый главный вопрос – как связать последнюю строку со всем остальным стихом… Просится резкий поворот из плоскости абстрактно-диалектической в сугубо личностную. И опять же – а как на самом деле?..  Непростая философия) или она и должна быть – для каждого своя?)



19.Бельчонка
Счесть бы за труд
http://www.stihi.ru/2009/09/03/4535
Счесть бы за труд…
Истают:
Взгляды, жесты, слова,
Раз нанесут – стирают…
Бледный, едва-едва

Грифельный,
Тонкий слепок
Боли глазной – уголка,
Что без слезы – нелепо,
Как
без румянца – щека.

Без сердцевины – горбушка,
Да без свеклЫ – ботва.
Песню пропеть (на ушко)
Или чертить слова.

Все предоставить – мелу, мёду,
Уму, углю,
Пальцы испачкать смелым
и вдохновенным «Люблю!»

«Броду не знаешь»! – велела,
Да и вода – холодна.
Осень, известное дело,
Сбыточным – не сильна.

Листья в саду – как флаги
Времени, государств.
Жар и листы бумаги
Вместо обычных яств.

Яблочная виноватость,
(Полон «Данешт» – ушат),
Смех и растрепанность,
Астр –

Ость.
Это ль моя душа?

Тихо-вечерним, бесстыдно
Не потревожив уст,
Спелой и безобидной
Горечью разольюсь…

Ох.. наверно, самое расплывчатое, туманное и сложное стихотворение на этом конкурсе для меня) Я вообще с трудом воспринимаю вещи, написанные чисто на эмоциональном уровне – мне нужно хоть немного смысл понимать по ходу чтения, иначе начинается запредельное торможение))) Как раз – типичный случай. Настолько глубокий импрессионизм, такая растрепанно-навороченная символичность и недоговоренность, что для меня практически нечитаемая вещь.



20.Надежда Самородова
Свеча - печальная подруга
http://stihi.ru/2009/09/04/7188
Свеча - печальная подруга,
Как часто мы грустим вдвоём,
Когда заснёт усталый дом,
А за окном бушует вьюга.

Твой свет дрожащий и неяркий,
Как огонёк в судьбе моей,
Как спутник одиноких дней...
А в этом свете - пламень жаркий!

Так и в душе моей живёт
Огонь любви печально-нежный.
На вид он тихий, безмятежный,
Но если вспыхнет, обожжёт!


Еще одно стихотворение из разряда штампованной альбомной девичьей лирики) Да, оно настояно на вечных ценностях, веками проверенных образах и идиллических представлениях о поэтизированных движениях души)) Вроде как стилизация под золотой век – но сейчас уже не прокатит) Слишком искушен читатель, слишком много уже было вьюжных вечеров при свечах, душевного огонька и обжигающей любви… Новенького бы чего-нибудь…


21.Денис Акулов
День, с обратной стороны медали
http://www.stihi.ru/2009/09/07/3091
Луна - как ночи злобный акромантул,
Ехидно улыбаясь про себя,
Повторяя список солнца мантр,
Свет серебра на чугуне неся.

О Солнце, Египта пыльный скарабей,
Палящим ярко, с пеплом и со флиртом.
Ты проклято Осирисом, царём морей,
С тех пор палишь, с неравным ритмом.

В не нормативном речи обороте,
Заходимся как в кашле мы с друзьями.
Пыльцой почти потерянной в полёте,
Забилась мысль об истине,
в вершине Фудзиямы.

Мама мия, что за завал))) Уже первый катрен поразил нагромождением непонятно как совмещающихся образов. Дальше – больше: что к чему, где подлежащее, где сказуемое, что с чем согласовано, а что бы это значило?? – волосы дыбом)) Это уже не чтение, это напоминает  рассматривание особо экзотического экспоната кунсткамеры – любопытно, а где у него?…  И – свят-свят, ну бывает же такое!… Хорошо, что не у меня… ))
Ритмика хромает, русская грамматика при смерти, фактический материал и смысл авторской идеи – воистину графские развалины (не торт!))) просто черт ногу сломит). Я в этом обзоре редко обращал внимание на сугубо технические недочеты – для неплохих стихов достаточно опытных авторов они, как правило, не главный недостаток. Но здесь – в совокупности всё, простите, ужасно. Пожалуй, в этом конкурсе – худшее произведение.
Одно хорошо – хоть узнал, кто такой акромантул))



22.Не Похожа на Риз Уизерспун
Ужин с августейшей особой
http://www.stihi.ru/2009/09/03/3347
Идиллия гостиной. Полумрак. Прохлада.
Взлетает парус органзы, в открытое окно из сада -
доносится нестройный хор цикад,
(ци-ци подцикивают в такт часы).
Закатные полоски света
стекают с бежевых портьер на глянцевость паркета,
превращаясь в радужные лужи… ужин.
Салфетки вышколено в ряд стоят к ребру – ребро,
столовое мерцает серебро,
На блюде, фарфоровую крепость, защищая грудью,
Пунцовый краб глядит сердито,
Зажав в клешне кинзу и ветку базилика.
В ладейке, томно расплывшись, семга
исходит на прозрачную слезу.

В гостиной два господина
Негромко говорят (вернее – спорят).
Предмет их спора – западники и славянофилы.

По-дельфиньи, сгорбив спину третий господин
Мне льет в бокал «Олиготе»,
Ныряя хитрым взглядом в декольте.

Хозяйский сын (мальчишка лет пяти-шести),
С фигурой и лицом Амура
(как будто лепленный с натуры)
Цепляет кошке фантики на хвост,
Она сердито моет лапой нос,
периодически пощелкивая лапой надоевшего Амура
по кудрявой шевелюре.

И если бы не белые бермуды на господах,
и новояз произнесенных слов,
подумалось бы мне – с какого перепуга,
назад, на два столетья отнесло…
Разглядывая стен лепной узор,
блаженства и достоинства исполненные лица,
представилось – тихонько клацнет дверь замком,
в гостиную войдет сама императрица,
никто не удивится ни хрена…
предложат даме стул работы Гамбса,
нальют коллекционного вина,
начнут парад амбиций и простраций.
По - светски будет литься болтовня –
о лошадях, недвижимости, моде,
о выдержке и крепости вина,
еще, конечно, о войне, погоде…
(о всем о том, что было людям интересно
С таврических времен и процветанья Херсонеса)
Я отхлебну кислючего вина,
тоскливо глядя на закат фороский,
подумаю – пошло все на…
не суну своего облупленного носа
в великосветский разговор,
лягну прилипчивого господина,
(того, что горбил по-дельфиньи спину,
а сейчас, пытается поймать мое колено под столом).
и стану ( чтобы даром время не терять),
тяжелой, как трезубец Посейдона, вилкой,
тихонько матерясь, меж крабьих лап гонять
ужасно непослушные оливки…


Интересно))) Уже тем, что читается легко и с желанием до конца. Появление императрицы – неплохой поворот) Но в конце все же легкое разочарование от аморфности,  неяркого завершения – хотелось чего-то большего, выдающегося, непредсказуемого) Впечатление довольно сырого и рыхлого произведения, как будто у автора не хватило времени или сил сконцентрировать его и проработать на предмет грамматических ошибок) Ритмика понравилась, но в некоторых местах споткнулся.
В ладейке, томно расплывшись, семга – выбивается из общей тенденции. Отчетливо прозаическое явление двух господ в середине тоже ломает инерцию схемы – но здесь нормально, словно ремарка в пьесе. Еще не понравился дважды зарифмованный Амур. 



23.Макс Неволошин
Человек для души
http://www.stihi.ru/2009/09/09/956
Человек для души принимаем в любом состоянии:
До похмелья. Во время. Интимно и на расстоянии.
С ним удобно делить континент и гостиничный номер.
С ним легко говорить, даже если один из нас помер.

Вот и мой человек, ненавязчивый, цивилизованный
Вдруг подсядет ко мне в электричке дождем облицованной.
Или ночью бездонной возьмет и тихонько приснится
Рассказать, что живой. Просто спутали что-то в больнице.

Человек для души – существо драгоценное, редкое.
Я надежней давно не встречал никого. Даже в зеркале.
Он мудрее меня. И, вдобавок к другим ипостасям,
Он – окно на границе. А значит, транзит не опасен.

Хорошо! Утопическая мечта об удобном во всех отношениях человеке, который всегда рядом и все поймет) Кто этот человек? Может быть – самый близкий и родной, может быть – собственное альтер-эго, а может несуществующее явление навроде идеального газа, которое можно только моделировать в своем воображении) И поэтому в целом впечатление от прочтения у каждого будет особенное – в зависимости от того, найдет ли читатель в своем окружении подобного человека и насколько сильным окажется чувство к нему, - а оно должно быть достаточно сильным, чтобы перекрыть очень грустные авторские мотивы…


24.Анна Арканина
Белый танец
http://stihi.ru/2009/08/29/6729
наши танцы и все не в ногу не в такт не так
на обочине где не важно что горизонт а что край
я на пальцы встаю мне не больно а этот cry
вечной песней зову
я танцую нарядная для зевак
в этом городе много пустых дорог
много душ не пришедших с войны домой
если я приглашаю - дай мне руку зови сестрой
я сегодня танцую - со всех ног…
прижимайся крепче я ношу в себе ветер
что колышет крыши проникает глубже
он несдержан уже завывает снаружи
знаешь от этого могут случится
дети
наши движения то ли брасс то ли нелепый кроль
сделай музыку громче ещё ещё
я втыкаюсь в тебя загорелым плечом
потанцуй же со мной
родной

Танец, похожий на усталое, монотонное, обреченное топтание без цели, надежд и стремления попасть в ритм) Так и видится ЛГ, спотыкающаяся – от усталости, опьянения или находящаяся в прострации? И остается ощущение, что все уже пофигу, эмоции перегорели и кончились, всё к чертям и не имеет смысла, а желанная встреча в танце тет-а-тет – почти нереальное чудо, мираж… а в реальности - привычная, доведенная до автоматизма и ни к чему не обязывающая процедура)
 


25.Наталья Маржан
Адажио
http://stihi.ru/2009/09/10/655
Режь на куски, по частицам растаскивай
Душу, что жаждет греха.
Я не живу, я жива недо-сказками...
Птицей взлетает строфа,
Но обрывается на полуслове и
Падает в пропасть зимы.
Мы будем счастливы, но при условии,
Что зачеркнём слово «мы».

Воспоминаний линялое кружево
Сложено стопками дат.
Зовом твоим среди ночи разбуженной,
Мне до рассвета блуждать
Тропами памяти… Ночь к утру высинит
Темень бредовых идей…
Видимо, нам с тобой кем-то предписано
Жить в чёрно-белом нигде.

Вылечу бабочкой яркой из кокона -
(Тесен он стал, словно мир) -
Рыжему мальчику розовощёкому
Очередной сувенир…
Плачет со мной, умирающей заживо,
В тёмном углу клавесин.
...Каждую ночь мне играет адажио
Наш не рождённый сын.


По форме – я бы сказал, что это скорее марш, чем адажио)) Ритм настолько четкий, что даже малые погрешности звучания режут слух («ночь к утру высинит», «бабочкой яркой»). По содержанию – раскрывается постепенно, общая картина с каждой строкой как будто выступает из тумана, причем сначала формируется на чувственном уровне, а потом складывается и в логически осознаваемую картину. По эмоциональности – напряженное, сильное, яркое, тяжелое. Одно из лучших в этой подборке, на мой взгляд.. нужно немалое умение, чтобы раскрыть, по сути, сюжетный штамп небанальным, цепляющим образом. Но в конце небольшое ощущение перегиба все-таки появляется) Умирание заживо, нерожденный сын… Налет дешевизны в этом какой-то) Слишком часто подобные клише грубо эксплуатируются для выжимания эмоций.
Ну и особо впечатлила работа с акцентами, не могу не отметить)


26.Светлана Илларионова
Так нагадала монетка
http://www.stihi.ru/2009/09/10/3099
Скоро ледком спозаранку выстудит серые лужи.
Выверну жизнь наизнанку – выцвели краски снаружи.
Срочно менять что-то нужно. Ну-ка, орёл или решка?
Всё, решено! Этим утром жизнь начинаю усмешкой.

Дождик со снегом в прогнозе, зонтик сломался некстати.
Чувствую, на переходе кто-нибудь грязью окатит.
Буду прохожею странной для пешеходов досужих –
Злиться привычно не стану – знаю, случается хуже.

Выкину мысли пустые: каша горчит чёрной редькой.
И, удивляя соседей, – на мировую, к соседке.
Мало ли, с кем не бывает: ну, не вернула мне скатерть!
И обижаться на это, кажется, даже и хватит.

*********************
Скажете, так не бывает? Скажете, случай, мол, редкий?
Но, я сегодня – другая. Так нагадала монетка.


Композиция подкачала, на мой взгляд. Замах вначале хороший, вторая строка великолепна – а во что вылились столь наполеоновские планы?)) Всего лишь в перемирии с соседкой? Слабовато) Середина вообще непонятно как соотносится с замыслом. Вроде бы наоборот – все обычно-привычно. Говорит ЛГ, мол, что я другая сегодня, а я смотрю и говорю – не верю (с))) Отсечь бы все лишнее от этого стиха, да развить поярче тему, да с монеткой связать поотчетливее – вот тогда бы вышло хорошо.


Ну вот, монолог – в меру моего разумения – окончен, спасибо за внимание)
Дальше можно ругаться, объясняться, спрашивать… или дискутировать каким-то иным образом – по желанию собеседников) Постараюсь всем ответить.


Рецензии
Спасибо за обзор, Призрак!
Странно было найти себя здесь) но тем не менее - очень приятно!!!

Наталья Маржан   01.11.2014 12:59     Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.