Провинциальный сонет

     ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ СОНЕТ

Над городом уездный упокой.
Чуть выше – пустота и выше – Атман.
Просеянной алмазною мукой
изъеден безграничный чёрный ватман.
За окнами домов следит в анфас
луна, как президента нежный глаз.

Как водится в провинции, всё спит –
от битых фонарей до прокурора -
и в общий сон вползает и скулит
всё то, что днём скрывалось от позора,
отходит прочь и подступает вновь,
скрывает страх и хочет дозарезу.
Над миром ночь и грязная любовь
скребёт впотьмах ногтями по железу.

                август 2008 г.


Рецензии
Дааа, два дня назад совершенно случайно прочитала сначала несколько рецензий Максима Седунова на Ваши стихи и поняла, что мне очень нравится вся ваша полемика, не подумайте, что я подглядываю! В общем, отмотала рецензии Максима и читаю теперь с самого начала, а попутно знакомлюсь с Вашим творчеством, Майкл.
Извините, что вторглась в ваш междусобойчик так бесцеремонно, но, мне кажется, анфас можно бы было написать "en face", оставив всё остальное как есть. Да и "анфас луны" в случае решения корректировки звучал бы не хуже, не меняя смысла. Господи, куда, к кому я лезу со своими непрошеными советами? Наберусь смелости ещё сказать Вам, Майкл, о непозволительно частом для Вашего уровня использовании рифмовки одинаковых частей речи, это, на мой скромный взгляд, крайне досадно, ещё раз извините. Хотя именно в этом стихотворении три рифмы из семи немного скрасили мою досаду - одна, о которой говорил Максим, вторая "упокой-мукой" (существительные в разных падежах) и третья "дозарезу-железу". По сравнению с прочитанным недавно Reditus - это прорыв, тем более, что одна из четырёх оставшихся "вновь-любовь" ни каким боком не клеится к вашим постоянным обсуждениям этики и эстетики. И снова оговорюсь, что это только моё мнение, и его, естественно, совершенно не обязательно принимать во внимание, т.к. оно может оказаться, на Ваш взгляд, не эстетикой, а элементарно вкусовщиной.
Сама картинка стиха получилась живой, хоть и сонной )), объемной и очень знакомой, много раз прочитанной и прочувствованной.
Простите, что отняла Ваше время. Но мне нравятся Ваши стихи.

Лена Цыц   08.02.2020 05:26     Заявить о нарушении
Спасибо, Елена, за внимание к моим литературным опытам. Мне даже и сказать-то нечего в ответ. Техническая часть поэзии меня совершенно не интересует, я даже подлежащее не отличу от сказуемого - чего уж там говорить о правилах рифмования! Единственное моё слабое оправдание состоит в том, что я стараюсь иметь отношение к поэзии с её символикой и содержательной частью, а не занимаюсь формальными конструкциями. При чтении поэзии на первом месте у меня непосредственное восприятие, и если нет совершенно грубых ляпов, то на детали я просто не обращаю внимание. Перечитал недавно Александра Сергеевича - при желании там можно камня на камне не оставить. Так что пусть лучше всё останется как есть. И да, Reditus всё же будет поинтереснее вот этой зарисовки.

С уважением,

Майкл Ефимов   08.02.2020 08:26   Заявить о нарушении
О! Не ожидала, что Вы откликнетесь так быстро, Майкл! Смысловой или, если хотите, этической стороне Ваших произведений, "бесспорно, отдаю должное" (недавно пересматривала фильм Покровские ворота), и тем более обидно, что их эстетическая часть Вас, увы, не занимает. У Вас прекрасные и глубокие мысли, мне они очень импонируют, кусаю локти, что эти мысли и размышления не мои. Но причём тогда, скажите, стихосложение? Ведь то же самое можно бы было выразить и прозой, не так? На мой взгляд, плетение мыслей в изящной форме, так это удовольствие, порой ни с чем не сравнимое! Я идеалистка, да?
А.С., конечно, в наши дни не может быть безусловным примером. Мэтр мог себе позволить и "глагольные" рифмы, и не только. К примеру:

По дороге зимне, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.

Но! Пушкин в своё время оказался первым, кто простыми и невозвышенными словами, понятными абсолютно всем, в отличие от тех же Державина или Жуковского, стал рифмовать русскую действительность. Евгений Онегин, грешащий такой же рифмовкой, на тот момент был абсолютным прорывом в русской поэзии. Вы не согласны со мной?

Лена Цыц   08.02.2020 17:05   Заявить о нарушении
Ваш Reditus великолепен и по этике, простите, что рассуждаю в выбранных Вами и Максимом категориях, и по графике построения стихотворения (не знаю, в отличие от Максима, как оперировать терминами, описывающими стихосложение, я никогда этому не училась, каюсь), но рифма... "лет-нет-свет", "лучей-ключей", "страницы-ресницы", "кругом-испугом"... Вы же не Пушкин, Майкл! Наверное, и слава богу, Ваши мысли лично меня занимают и устраивают неизмеримо больше, чем мысли А.С.

В рецензии под великолепным и до мурашек, проникновенным стихотворением Откровения Вы писали: "Речь здесь об очень простом и потому для большинства недоступном состоянии предельно непосредственного переживания реальности, отбросив своё Я, весьма обужающее эту способность, или, наоборот, расширив Я настолько, что стираются границы между миром и Я". Здесь мне хочется перекинуть мостик к стиху На распутье:

"Я снова на распутье (в сотый раз),
Но за развилкой пусто - только поле,
Но твёрже взор и стал точней мой глаз,
Я вижу всё сокрытое и боле."

Хочу спросить, а в чем разница между двумя этими стихотворениями, в смысле, почему в стихе На распутье Вы в первой же строфе делаете, на мой взгляд, такое необоснованное количество раз акцент на своём Я - "Я, мой, Я", когда вполне достаточно всего одного упоминания в первой строчке, а как по мне, так можно бы было и вовсе от него отказаться, заменив попутно два "но" на два "стал" (то же усиление повторением): "Быть снова на распутье (в сотый раз), но за развилкой пусто - только поле, стал твёрже взор и стал точнее глаз, чтоб видеть всё сокрытое и боле.", ведь и в следующих четверостишиях "я" возникает не единожды... Прошу прощения за свою вольность, Майкл, но не устану повторять, что опубликованное Вами глубоко и этически выверено, искренне жаль, что предпочитаемая этика наглядно превалирует над эстетикой, тогда как их обьединение могло бы стать залогом блестящих произведений! Что, если не секрет, говорит по этому поводу Ваш филолог?

С уважением

Лена Цыц   08.02.2020 17:06   Заявить о нарушении
Только намекните, и я просто молча продолжу читать Вашу переписку, для меня это - удовольствие! Вываливаю всё свои "вопрозы и непонятки" в одном месте, чтобы не засорять многие Ваши стихи своими глупыми придирками.
*))

Лена Цыц   08.02.2020 17:22   Заявить о нарушении
Елена, без всяких намеков отвечу: я никогда не занимался стихосложением как рукоделием. Просто ждал появления того состояния, когда всё происходит "естественно и самопроизвольно". Язык сам ведёт за собой, и я ему доверяю. Что до филологов, то они ко мне никогда не придирались, слава богу. Недавно узнал, кто и где проводит семинары по моим стишкам - моё мелкое самолюбие вполне удовлетворено. Значит, всё правильно.

С уважением,

Майкл Ефимов   08.02.2020 21:44   Заявить о нарушении
Отлично!
Значит, я дальше продолжаю молча читать Ваши стихи и ждать "своих" мыслей.
Собственно, после этого стишка они у меня, похоже, закончились:
http://www.stihi.ru/2010/02/22/6499
Кстати, Вы здорово сравнили то, что я тут наплела, с рукоделием. Наверное, неосознанно, я так к этому и отношусь, я же женщина... *))

С уважением к Вам, Майкл, Вы - отличный поэт и блестящий полемист!

Лена Цыц   08.02.2020 22:35   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.