Плач Ксении Годуновой

Сердце с болью внимает колокольному звону.
Как любила я прежде золотой перезвон!
Но в багрянице красной к государеву трону
Самозванец идет, и народ – на поклон!

Боже,Спас Милосердный!Ну,за что распинают?
Ведь  царевич- там, в Угличе небреженьем  погиб.
Почему же отца-то до сих пор проклинают?
Отчего в тишине  слышу жалобный крик?

Знаю, были на царстве его прегрешения!
Но за что на расправу всю семью обрекли?
Если  матушка, правда, чуралась моления,
В чем вину перед боженькой мне нарекли?

Кто способен свирепость душегубов измерить?
Не могла и подумать, как придется  страдать!
Никогда не забуду, налетели, как звери!
Задушили и Федю, и несчастную мать.

Покидаю навеки  хоромы   высокие!
Кто  палатами станет по-хозяйски владеть?
В Кремль иные придут, бессердечно-жестокие,
И пасхальные  песни  разучатся петь.

А куда подевать бы дорогие убрусы? 
Белоствольну  березу всю шелками облечь?
А фата для чего мне, прятать пышные косы?   
Для кого эти косы  тугие беречь?

Не нужны  с жемчугами золотые сережки!
На сучки   ли  деревьев буду их надевать?
Да кому  похвалиться, разбежались подружки,
А вельможи обходят, боясь повстречать.

Далеко  городишко, Устюжна Железная,
Приневолят черницей уйти в монастырь.
За оградой останется  суета бесполезная,
В темной келье утешит  напевный псалтырь.

Нецелованны губы через год побледнеют,
Огрубеет и девичья гибкая стать.
За невинную кровь небеса беспощадно карают,
Знать, судьба мне грехи  не свои  искупать.


***************************
Историческая справка
    Ксения Борисовна Годунова (1582—1622), царевна, дочь царя Бориса Годунова и внучка Малюты Скуратова. Она была красива, статна, Борис дал дочери хорошее воспитание и образование.Она покоряла всех обходительностью, разумностью речей. Борис искал ей достойного жениха, но неудачно. После убийства на глазах Ксении (по требованию Лжедмитрия) матери и брата, царя Федора Борисовича, она становится наложницей Лжедмитрия I. Затем ее постригли в монахини и отправили в монастырь на Белом озере; при царе Василии Шуйском поселилась в Троицком монастыре в Москве. Находилась в Троице-Сергиевом монастыре (70 километров от Москвы) во время его шестнадцатимесячной осады польско-литовскими войсками (1608—1610). Умерла в 1622 году монахиней в Суздале, погребена в Троице-Сергиевом монастыре  вместе с отцом, матерью и братом.

    Сохранились две песни начала XVII века о царевне Ксении Годуновой. В них выражается искреннее сочувствие к трагической судьбе девушки после смерти ее отца - царя Бориса. Эти песни схожи со свадебными плачами невесты, и в книгах  о памятниках литературы Древней Руси эти песни печатаются под условными названиями как « плачи»: «Первый плач царевны Ксении Борисовны Годуновой» и «Второй плач Ксении Борисовны Годуновой».
 Эти песни (в числе шести песен) были записаны для англичанина Ричарда Джемса в 1619 – 1620 гг. каким-то русским грамотным человеком великорусской скорописью, и сохранились в его самодельной записной книжке. Черный кожаный переплет с клапаном и узеньким ремешком- обмоткой был сделан для англичанина в Архангельске. В книжке на  73 страницах- русско- английский  словарь; в записную книжку вплетена особая тетрадка из 8 листов, они несколько меньшего размера. Вот в этой тетрадке и записаны шесть песен, в том числе две – о Ксении Годуновой. Песни нередко приписывают самой Ксении.   
    Эти исторические песни использованы при   написании стихотворения «Плач Ксении Годуновой». Их легко найти в литературе или в интернете.

    Цитата из  "Летописной книги" С.И.Шаховского, русского писателя первой половины XVIIв.:
"Царевна Ксения, дочь царя Бориса, девушка, почти ребенок, удивительного ума, редкостной красоты: щеки румяны, губы алы (ягодами румяна, червлена губами- на древнерусском); очи у нее были черные, большие, лучезарные, когда  в плаче слезы из очей проливала, тогда еще большим блеском они светились; брови были   у нее сросшиеся (бровми союзна –на древнерусском), тело полное, молочной белизной облитое, ростом ни высока, ни низка; косы черные, длинные, как трубы по плечам лежали. Была она благочестива, книжной грамоте обучена, отличалась приятностью в речах. Воистину во всех своих делах достойна!Петь по гласам любила и песни духовные с охотой слушала".


Рецензии
Мрачно и грустно: мрачные времена, туманная история, традиционно искорёженные судьбы Душ Человеческих…
Как-то неправильно всё это. Не для страданий же Человек на Земле, а, по факту, безнадёга извечная…
А в детстве-юности и она счастлива-радостна была, небось…
Как-то всё это неправильно!
Что-то где-то пошло не так для жизни на этой Земле.
Не может быть веками хреново большинству Человечества - так Закон Сохранения Энергии не работает…

Люда Титаренко   13.07.2017 12:49     Заявить о нарушении
Грустный стих и мрачный, но ведь в основе его - плач царской дочери. Спасибо, Люда.

Владимир Разумов   13.07.2017 19:22   Заявить о нарушении
Стилизация под плач - адекватная выбранному стилю, даже удачная, если можно так сказать о плаче, но… не вдохновляет, что ли, поскольку слёз и так вокруг предостаточно, а тут ещё 400-летней давности плач…
Начала как-то сочинять реминисценцию о ещё более древних событиях - смутные отголоски о гибели Атлантиды - несколько кусков готовых по тетрадям и блокнотам разбросаны, на поэму или пьесу набросала план,сюжет, героев, а потом… Сильно грустно, очень далеко, беЗпросветно, а для современности - почти беЗполезно, уроки и выводы - банальные, не более тех, о которых и так говорят все исследователи проблем Атлантиды, ничего нового…
Да ещё и сообщила о процессе реализации своей задумки другу, авторитетное мнение которого в этих вопросах я очень ценю, а он мне вопрос, что называется, в лоб: "А что нового ты можешь сказать об этом миру?"
А что, действительно, кроме неизбывной тоски, грустных и смутных реминисценций, очевидных выводов??? Что, кроме непрямых аналогий с современными событиями, такими же негативными, трагическими и беЗрассудными… Кого когда остановило морализаторство на фоне событи 13-тысячелетней давности, по принципу подобия? Кто когда учился на чужом опыте и чужих ошибках, не наделав кучу своих??? Редкие мудрецы..., которые и так всё понимают и всё знают без меня, и даже несопоставимо больше...

Люда Титаренко   14.07.2017 01:22   Заявить о нарушении
Люда, три очевидных заблуждения. 1. Преувеличение уровня знаний людей (читателей). "Тихий Дон" читали участники и свидетели событий, а для многих книга была откровением.Также и книга Булгакова. Далеко не каждый богослов знает столько о событиях начального этапа христианства.2.Сказать что-то новое можно на основе ЛЮБОГО сюжета. Ведь речь идет не о фактах, а об эмоциях,о поведении человека в определенных обстоятельствах. И Ваш знакомый брал на себя слишком много, сомневаясь в Ваших способностях сказать что-то новое на сюжет об Атлантиде. Вспомните, как Мастеру постоянно говорили, как это Вы задумали писать роман на такую тему? 3. О мрачности, о негативе. В жизни негатив и позитив перемешаны. А что, "Тихий Дон" навевает оптимизм своим черным солнцем и массовыми расстрелами, и тем, что у Григория после всего остается только один малолетний сынишка? А "Мастер и Маргарита" вдохновляет сценой гибели Мастера в психушке? А Дон Кихот? Так что беритесь снова за Атлантиду и не слушайте любителей новизны. Как говорится в русской пословице - Все по-новому да по-новому, а когда же будет по-доброму?

Владимир Разумов   14.07.2017 11:15   Заявить о нарушении
Вы правы, и он прав. Он читает Хроники Акаши, как книгу… Значит, он увидел там что-то… В прошлом, которое для Души всё равно и настоящее… И будущее… Для ДУШИ нет времени…
Надо собрать всё до кучи, а я торможу сознательно, почему-то...

Люда Титаренко   14.07.2017 21:23   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.