Простыми словами

Не знаю как вы, друзья, но я, как оказалось, отношусь к тем людям, которым ориентироваться в происходящем и получать всевозможное от него удовольствие или не - удовольствие в наибольшей степени помогают не зрение, не слух, не руки даже, которым нужно всё потрогать, чтобы самим убедиться... а запахи.
Как пахнет? вот вопрос, который я себе мгновенно...да нет, даже и не задаю, не успеваю. Но неизменно, заходя в дом, подходя к человеку, приезжая в знакомое или в незнакомое место, я, говоря простыми словами, принюхиваюсь. Нет, я, конечно, не останавливаюсь на пороге или в шаге от человека и не начинаю, так сказать, внюхиваться, широко раздувая ноздри. На самом деле происходит всё молниеносно и незаметно, но всегда-всегда, раньше, чем увидели глаза, раньше, чем услышали уши, раньше, чем что бы то ни было, на окружающую обстановку реагирует мой нос.
И для всех приятных или нейтральных запахов, с которыми его сталкивает жизнь, у носа существуют - ни много, ни мало - три определения. Хотя три - это, скорее, мало и к тому же они очень простые. Итак, нос определил, что запах может быть либо "свой" - либо "чужой" - либо "никакой".
Причём распространяется это деление в равной степени - я повторюсь - не только на запах любого помещения, в которое я захожу; но и на запах новой страны, нового города, в которых я оказываюсь по приезде; и на запах человека, с которым, скажем, я танцую. Говорю "танцую", потому что, во-первых, действительно танцую, а во-вторых, ближе к неродному человеку, чем в танце, при всём желании трудно оказаться. Если только давка в транспорте и стоишь, уткнувшись носом в чьё-нибудь плечо...

Тут следует сразу оговориться. "Чужой" запах, если он не расценен мгновенно как агрессивный, то бишь субъективно очень неприятный, может со временем превратиться в знакомый и даже сделаться "своим". "Своим" - не в том, конечно, смысле, что моим. А в том смысле, что со временем он будет приниматься благосклонно. Носом, разумеется,
кем же ещё?

Интересно и то, что запах вполне может оказаться "своим" как у незнакомого места, так
и у незнакомого человека. И тогда всё становится легко. И с новым местом, и с новым человеком.
Помню, как впервые оказавшись в Италии и уже глубокой ночью заехав на заправочную станцию, мы вышли из туристического автобуса. Какой же это был запах! Глубокий, влажный, волнующий запах ночи, смешанный с запахом цветущих магнолий.
Он, этот запах жаркой сырости, исходящий от земли, запах томной сладости, источаемый белеющими в темноте тяжёлыми лепестками, тут же определился как "свой", хотя какие для этого должны были сработать тайные шифры - Бог знает.
Но если запах чужой, пиши пропало. Не сложится ни при каких обстоятельствах.Что бы там ни должно было сложиться, оно не сложится.
Помню и то, как в детстве мне пытались найти учительницу музыки. Мне было лет пять, но запах той "найденной" учительницы сейчас же был расшифрован как чужой, и никто не смог меня заставить прийти к ней домой на следующий урок. Хотя вообще-то заставляли меня в детстве часто, делать разное полезное, порой для меня мучительное ( те же
уроки музыки ). Но в том, что касается запахов - нет, "Пахнет!" говорила я.
Родители пугались, воображая, очевидно, страшное.
Но страшного не было. Было чужое.

Чужой и неприятный - понятия очень часто не совпадающие. Равно как и приятный запах и запах, воспринимаемый как "свой". Потому как на деле приятный запах часто оказывается "чужим", а неприятный - "своим".
Поясню свою мысль на более широком примере.
Все бакинцы того же примерно возраста, что и я, и те, кто много старше, "своим", более того, "родным", назовут запах... кира. Запах кира сильный, резкий и, честно говоря, малоприятный. Но вот - "родной" же для многих и многих!


Остались ещё запахи, которые были определены словом совсем уже неопределённым.
"Никакие".
Так что же о них? где они прячутся, эти "никакие" запахи? Да повсюду.
В шарфе, который я выбираю в магазине, в новой книге, которую беру в руки...
Они очень скучны, все эти вещи без запаха.
Они не волнуют память, а значит, не будят тайных, ведущих в неведомую даль ассоциаций.
Шарф станет интересен, когда тепло тела и аромат любимых духов выделят его из ряда подобных шарфов; книга приобретёт индивидуальность и вес, когда её начнут читать, лёжа перед сном в постели или уютно устроившись в кресле, постепенно передавая её страницам тепло рук, запах дома, запах людей, населяющих этот дом...

Вот вроде и всё, что хотела сказать. И, главное, сказано всё было, как и было обещано - простыми словами.


Рецензии
Лейлочка, здравствуйте! Как всегда выбрана Вами интересная тема и замечательно написано! Стала перечитывать с уверенностью, что где-то среди отзывов есть мой. Эту миниатюру я хорошо помню и первое от неё впечатление (и второе - такое же!:), а почему не написала Вам, не помню (??!!).
И я воспринимаю через запах - уютно мне с ним или нет, и в памяти воскреснуть что-то может, так бывало. А сейчас подумала, что ещё через освещённость - ярче мне или меркнет в глазах от впечатления, потому что и экран особенно ярко начинает светиться:), когда в нём - о Вас и через него - с Вами. Вот сейчас - экран очень яркий.

Ирина Безрукова 2   14.07.2011 17:23     Заявить о нарушении
Здравствуйте, моя Иринушка!
Я Ваш рассказ про пылесос переслала дочерям и мужу, всё никак от впечатления не отойду:))) они тоже читали - смеялись:)))

Ирин...как это удивительно - то, что Вы сейчас сказали про свет - ярче делается или наоборот, меркнет от впечатления.
А я не помню, рассказывала я где-то или нет, я стихи Лорки не то, чтобы узнавала по запаху, нет. просто когда начинала их читать, сразу словно оказалась в саду. Вечернем саду, со всеми вечерними густыми влажными запахами. Всё время возвращался запах влажной земли, как после летнего дождя бывает.
Каждый, каждый раз повторялось это ощущение...
А недавно, представляете, заказала себе книгу, и там автор книги в 1955 году оказывается в усадьбе, где Лорка проводил каждое лето. Там, в усадьбе, автор книги поднимается в комнату Лорки, садится за его письменный стол (тогда усадьба ещё не была музеем). А дальше в книге идёт фраза, от которой у меня прервалось дыхание:

"Когда мы уже уходим, комната Федерико, в этот вечер,какой бывает только в Гранаде, освещается золотым светом, полным звуков, цветов,запахом влажной земли и спелых фруктов."

Ирин, представляете, ЧТО я почувствовала, когда это прочитала?

Спасибо Вам, обнимаю Вас крепко- крепко!!
Ваша Лейла

Leyla Imm   14.07.2011 17:47   Заявить о нарушении
Лейлочка, изумление - от Вашего рассказа, и желание читать у Вас Лорку. Возвращаться к Лорке, уверена, буду не раз - это в подкорке, действительно сад с тенью под деревьями, с живой землёй, туда хочется. Меня куда-то уносит, что-то притягивает, одни впечатления и другие, но, честное слово, я не забываю, что эти деревья, эти стихи Лорки на Вашей странице меня дожидаются. Лейлочка, от всего тонкого, что так чудесно сумела написать Ваша рука, ко мне приходил особенный, бесценный душевный трепет. Всегда! СПАСИБО! Вы - необыкновенная...

Ирина Безрукова 2   14.07.2011 18:07   Заявить о нарушении
Иринушка, это Вам спасибо - бесконечно благодарю Вас, всегда, всегда..!

Leyla Imm   14.07.2011 18:32   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.