Простыми словами
Как пахнет? вот вопрос, который я себе мгновенно...да нет, даже и не задаю, не успеваю. Но неизменно, заходя в дом, подходя к человеку, приезжая в знакомое или в незнакомое место, я, говоря простыми словами, принюхиваюсь. Нет, я, конечно, не останавливаюсь на пороге или в шаге от человека и не начинаю, так сказать, внюхиваться, широко раздувая ноздри. На самом деле происходит всё молниеносно и незаметно, но всегда-всегда, раньше, чем увидели глаза, раньше, чем услышали уши, раньше, чем что бы то ни было, на окружающую обстановку реагирует мой нос.
И для всех приятных или нейтральных запахов, с которыми его сталкивает жизнь, у носа существуют - ни много, ни мало - три определения. Хотя три - это, скорее, мало и к тому же они очень простые. Итак, нос определил, что запах может быть либо "свой" - либо "чужой" - либо "никакой".
Причём распространяется это деление в равной степени - я повторюсь - не только на запах любого помещения, в которое я захожу; но и на запах новой страны, нового города, в которых я оказываюсь по приезде; и на запах человека, с которым, скажем, я танцую. Говорю "танцую", потому что, во-первых, действительно танцую, а во-вторых, ближе к неродному человеку, чем в танце, при всём желании трудно оказаться. Если только давка в транспорте и стоишь, уткнувшись носом в чьё-нибудь плечо...
Тут следует сразу оговориться. "Чужой" запах, если он не расценен мгновенно как агрессивный, то бишь субъективно очень неприятный, может со временем превратиться в знакомый и даже сделаться "своим". "Своим" - не в том, конечно, смысле, что моим. А в том смысле, что со временем он будет приниматься благосклонно. Носом, разумеется,
кем же ещё?
Интересно и то, что запах вполне может оказаться "своим" как у незнакомого места, так
и у незнакомого человека. И тогда всё становится легко. И с новым местом, и с новым человеком.
Помню, как впервые оказавшись в Италии и уже глубокой ночью заехав на заправочную станцию, мы вышли из туристического автобуса. Какой же это был запах! Глубокий, влажный, волнующий запах ночи, смешанный с запахом цветущих магнолий.
Он, этот запах жаркой сырости, исходящий от земли, запах томной сладости, источаемый белеющими в темноте тяжёлыми лепестками, тут же определился как "свой", хотя какие для этого должны были сработать тайные шифры - Бог знает.
Но если запах чужой, пиши пропало. Не сложится ни при каких обстоятельствах.Что бы там ни должно было сложиться, оно не сложится.
Помню и то, как в детстве мне пытались найти учительницу музыки. Мне было лет пять, но запах той "найденной" учительницы сейчас же был расшифрован как чужой, и никто не смог меня заставить прийти к ней домой на следующий урок. Хотя вообще-то заставляли меня в детстве часто, делать разное полезное, порой для меня мучительное ( те же
уроки музыки ). Но в том, что касается запахов - нет, "Пахнет!" говорила я.
Родители пугались, воображая, очевидно, страшное.
Но страшного не было. Было чужое.
Чужой и неприятный - понятия очень часто не совпадающие. Равно как и приятный запах и запах, воспринимаемый как "свой". Потому как на деле приятный запах часто оказывается "чужим", а неприятный - "своим".
Поясню свою мысль на более широком примере.
Все бакинцы того же примерно возраста, что и я, и те, кто много старше, "своим", более того, "родным", назовут запах... кира. Запах кира сильный, резкий и, честно говоря, малоприятный. Но вот - "родной" же для многих и многих!
Остались ещё запахи, которые были определены словом совсем уже неопределённым.
"Никакие".
Так что же о них? где они прячутся, эти "никакие" запахи? Да повсюду.
В шарфе, который я выбираю в магазине, в новой книге, которую беру в руки...
Они очень скучны, все эти вещи без запаха.
Они не волнуют память, а значит, не будят тайных, ведущих в неведомую даль ассоциаций.
Шарф станет интересен, когда тепло тела и аромат любимых духов выделят его из ряда подобных шарфов; книга приобретёт индивидуальность и вес, когда её начнут читать, лёжа перед сном в постели или уютно устроившись в кресле, постепенно передавая её страницам тепло рук, запах дома, запах людей, населяющих этот дом...
Вот вроде и всё, что хотела сказать. И, главное, сказано всё было, как и было обещано - простыми словами.
Свидетельство о публикации №109011700648
И я воспринимаю через запах - уютно мне с ним или нет, и в памяти воскреснуть что-то может, так бывало. А сейчас подумала, что ещё через освещённость - ярче мне или меркнет в глазах от впечатления, потому что и экран особенно ярко начинает светиться:), когда в нём - о Вас и через него - с Вами. Вот сейчас - экран очень яркий.
Ирина Безрукова 2 14.07.2011 17:23 Заявить о нарушении
Я Ваш рассказ про пылесос переслала дочерям и мужу, всё никак от впечатления не отойду:))) они тоже читали - смеялись:)))
Ирин...как это удивительно - то, что Вы сейчас сказали про свет - ярче делается или наоборот, меркнет от впечатления.
А я не помню, рассказывала я где-то или нет, я стихи Лорки не то, чтобы узнавала по запаху, нет. просто когда начинала их читать, сразу словно оказалась в саду. Вечернем саду, со всеми вечерними густыми влажными запахами. Всё время возвращался запах влажной земли, как после летнего дождя бывает.
Каждый, каждый раз повторялось это ощущение...
А недавно, представляете, заказала себе книгу, и там автор книги в 1955 году оказывается в усадьбе, где Лорка проводил каждое лето. Там, в усадьбе, автор книги поднимается в комнату Лорки, садится за его письменный стол (тогда усадьба ещё не была музеем). А дальше в книге идёт фраза, от которой у меня прервалось дыхание:
"Когда мы уже уходим, комната Федерико, в этот вечер,какой бывает только в Гранаде, освещается золотым светом, полным звуков, цветов,запахом влажной земли и спелых фруктов."
Ирин, представляете, ЧТО я почувствовала, когда это прочитала?
Спасибо Вам, обнимаю Вас крепко- крепко!!
Ваша Лейла
Leyla Imm 14.07.2011 17:47 Заявить о нарушении
Ирина Безрукова 2 14.07.2011 18:07 Заявить о нарушении
Leyla Imm 14.07.2011 18:32 Заявить о нарушении