О сходимости событий и творческой преемственности

"Информация играет ключевую роль применительно ко всем, без исключения сферам жизнедеятельности и определяет предпосылки к тем или иным качественным изменениям. Активный обмен информацией одно из обязательных условий эволюции сознания. На протяжении жизни человек "аккумулирует" и "трансформирует" информацию, формирует собственное видение окружающего, мировоззрение. Все инновации, научные открытия являются рекомбинацией, "синтезом" тех или иных фактов и обуславливаются неким структурным базисом, который включает в себя качественные и количественные составляющие информации..."
Это цитата из моего очерка, а теперь я попытаюсь раскрыть эту тему в несколько более широком формате.
Плагиат и творческая преемственности. В чем здесь разница?
Плагиат не несет в себе элементов творчества, как такового, это лишь поверхностная интерпретация характеристик источника, для получения быстрой и не требующей издержек, выгоды.
Что же такое творческая (интеллектуальная) преемственность?
Представьте себя в роли Маугли, вы никогда не сталкивались с цивилизацией и с себе подобными. Что вы будете знать о мире, если вашими спутниками с младенчества были волки? Такие факты известны и в реальности, в отличии от героя Киплинга, такие люди "восстановлению" не подлежат! То есть невозможно такому человеку пользоваться всеми благами накопленных человечеством знаний. И так продолжаем далее...
Представим себе некое произведение искусства, любое неважно, сотворенное скажем в эпоху раннего средневековья и сопоставим с произведением Ренессанса... я думаю комментарии излишни. Каждое произведение, это синтез или даже инновация, но на основе тех данных которые имеются на тот или иной период времени. Мог ли Пушкин создавать свои шедевры не будь Тредьяковского, Державина, Ломоносова? Мог наверное, но были бы они наверно скорее похожи на оды Ломоносова, который бы вряд ли смог изобрести свои правила стихосложения не будь Кирилла и Мефодия. Мог ли Ньютон создать закон всемирного тяготения, не будь "Комментариев" Коперника, законов Кеплера и Галилея, вряд ли...Закон всемирного тяготения действительно был инновацией, но справедлив ли он, как закон природы, как выяснилось позже, - не вполне, он лишь частный случай ОТО Эйнштейна. Справедлива ли ОТО, сейчас уже можно сказать не вполне, - идут поиски более обобщающего закона природы объединяющего в себя все, опять же лишь известные на данный момент взаимодействия проявленной (барионной) материи-энергии. Каждое известное на данный момент знание всегда эволюционирует во времени и формирует свою надстройку, которая в свою очередь будет являться базисом для последующих надстроек. Что же обуславливает эволюцию познания, - конечно же обмен информацией.
Почему происходит быстрое развитие НТП, конечно же благодаря активизации процесса обмена информацией!
Вот что пишет И. Ефремов в своем научно-фантастическом романе "Час быка" об отдаленном будущем Земли, заметьте, это было написано в 60х годах прошлого столетия...
"Пожалуй самым удивительным для тормансиан показалось широчайшее распространение исскуств. Практически каждый владел каким либо видом искусства сменяя его в различные периоды жизни. Легкость пользования информацией совпадала с возможностью видеть любые картины, скульптуры, добыть электронные записи любого произведения, любой книги. Множество домов Астрографии, Книги, Музыки, Танца, по существу, представляли собою дворцы, где все желающие могли в покое и удобстве наслаждаться зрелищем космоса, его населенных планет и всего неисчерпаемого богатства человеческого творчества за тысячи лет документированной истории. Поистине невообразимое количество произведений исскуства было создано за два тысячелетия, происшедшие от времен ЭМВ - Эры мирового воссоединения!"
Уже сейчас, а не через два тысячелетия, возможен моментальный обмен информацией в web, и не смотря на некоторые ее изъяны, порочность и агрессию, этот процесс не может не оказывать благотворного влияния на сознание пользователей интернета, по-крайне мере на ту составляющую аудитории, которая действительно обращается к знаниям, а не пороку, подлогу, насилию и сенсациям.
Что же такое статистика сходимости событий. Дело все в том, что нас уже очень много, и есть люди которые и в данный момент времени работают над одной и той же задачей, при этом не подозревая о том, что в разных уголках планеты над ней трудятся еще десятки или сотни таких же соискателей.
Многие из вас знакомы с дискуссией Ньютона и Гука, об авторстве закона всемирного тяготения... Или история с открытием Плутона... и таких совпадений великое множество.
Я приведу личный пример может быть и не с открытием нового закона, но с явной сходимостью информации. В марте 2006 года, я работал над своим очерком "Территория разума" (пафосно не спорю)
и привел некую гипотезу "Пульсирующей вселенной", причем в то время меня в интернете еще не было и в помине и я не мог знать о том, что подобные гипотезы существовали еще в 80 г-х прошлого века. Я наивно полагал, что действительно придумал нечто новое...
Вот информация с астрономического сайта, где "моя" гипотеза носит название "учение о петлевой квантовой космологии ( ПКК )":
"Доктор Боджовальд рассказал, чтo именно он увидел во Вселенной, которая существовала до Большого Взрыва. Правда, его оппоненты считают, что модель доктора не реалистична. Да и увидеть ему почти ничего не удалось.
Американский физик-теоретик из Института гравитационной физики и геометрии университета Пенсильвании Мартин Боджовальд смог заглянуть за точку Большого Взрыва (Big Bang), то есть за момент образования нашей Вселенной. Как передает университетская служба новостей, "можно сказать, что ученый изобрел математическую машину времени.". С помощью довольно простых формул он смог посмотреть на другую Вселенную - ту, что, согласно нескольким основопологающим теориям, предшествовала нашей. К таким теориям относится учение о петлевой квантовой космологии ( ПКК ), в основе которого лежит понятие петлевой квантовой гравитации - фундамента исследований Боджовальда.Теория ПКК была сформулирована еще в 80-е годы прошлого века в этом же университете и стала альтернативой классической идее возникновения нашей Вселенной в результате Большого Взрыва, который, по словам авторов теории ПКК, служит немалым препятствием в понимании происхождения окружающего нас мира. Согласно ПКК, в которой общая теория относительности Эйнштейна объединена с уравнениями квантовой физики, пространство и время состоят из дискретных частей. Квантовые ячейки пространства соединены друг с другом так, что в малом масштабе времени и длины создают дискретную структуру пространства, а в большем масштабе переходят в непрерывное пространство--время."
Какие выводы можно сделать из выше сказанного, уважаемые читатели, не бойтесь сходимостей решайте свои задачи, не копируйте информацию, а перерабатывайте ее, не крадите идеи, а синтезируйте их. Все очень просто возможно именно вы сделаете правильный вывод из имеющихся данных, даже если он будет в чем то схож, с другими подобиями.


Рецензии
Не поленились же Вы, Дмитрий Камский все это записать!
На мой взгляд в поэзии, да и вообще в творчестве "синтез идей" конечно присутствует. Вместе с тем, написавший стихотворение "под Есенина" или "под Пушкина" (если это произведение хорошее) конечно молодец - но специалист, да и просто человек читающий ему скажет: "ну что же ты, братец, подражаешь, пусть и неплохо?". Творческая преемственность - скорее удел людищ с талантом скромным - увы это так и ничего здесь не сделаешь. талант же он и есть талант и характеризуется творческой индивидуальностью, работоспособностью, фантазией ну и.т.п. синтез идей" у него месте на 101 не раньше.

Вера Швабра   13.12.2008 19:43     Заявить о нарушении
Талант - индивидуальность, согласен. Но все дело в коллективном бессознательном, которое как снежный ком меняется из поколения в поколения, либо нарастает либо подтаивает, с тем, что бы в последующем на него налипло еще больше. Под Пушкина говорите... Если брать стих классика и пытаться накручивать на него свой сюжет, это одно, а если написать стих свой, но на бессознательном уровне он будет схож с тем или иным мастером пера, это другое, это вполне естественная преемственность. Лермонтов, разве не талантище! С большой буквы "Т", но ведь он преемник Пушкина, он использовал его творческое наследие, как и все мы, пользуемся той информацией, которую получаем извне. В науке тоже самое, - есть интерпретаторы, есть новаторы, но и те и другие также подвержены взаимовлияниям. И это хорошо! Другое дело, что подобные моменты, могут быть поводом для высказываний "ну что же ты, братец, подражаешь...". Но это уже естественная реакция (одна из форм) на проявления таланта, обладатели коего, как известно, были почти всегда (когда-то) гонимы.

Дмитрий Камский   13.12.2008 20:13   Заявить о нарушении