Цикл Марине Ивановне Цветаевой

* * *
Будто бы кровью – брусникой и клюквою
Яро плеснула на мхи
Осень. Старательно – буква за буквою
Девочки пишут стихи.
Через-душевные, в меру пространные,
Мальчикам посвящены…

Ave, Марина! Бросай свои странные
Вирши под натиск луны,
Грейся в потоках цветущего пламени
Ветром гудящих печей, -
Не post-серебряный, даже не каменный,
Век этот – просто ничей.

Как отчуждённо и пусто звучание
Стёртых, оглохнувших слов, -
Бликом живут молодые и ранние,
Косность – не терпит стихов.
Косность читает себя перед зеркалом,
Что ей твои витражи!
Если – горстями, ладонями, мерками…
Легче не чувствовать лжи.

Анестезией осеннего вечера –
Трезвость его остроты.
Легче не чувствовать? Проще. Но – легче ли?!
Девочки пишут. А ты?..


* * *
"Две великие русские, две подруги богам..."
(А.Розенбаум)

Вы – королева, это Ваше право.
Я преклоняюсь. Не моя вина,
Что в городе, воспетом Окуджавой,
За письменным столом жила она.

На половинки сердцу не разбиться,
А выбор свёл бы целое к нулю.
И всё-таки… как так могло случиться:
Вас уважаю, а её – люблю?!


ДО ЕЛАБУГИ
Возле дома следы оборви, -
Колокольчик зашёлся бы в плач,
Да малиновый звон не в любви
У хозяев пустующих дач.

Отдышись, привалившись к стене, -
Здесь не слышно собачьей брехни.
Лёг неровно тулуп на спине –
Ты-то знаешь, что крылья под ним.

Бухнут сердцем тяжёлым ключи,
Вскрикнут петли: «Входи, сбережём!»,
И окно в три огарка свечи
Затеплится Твоим мятежом.

Пламя сыто в печи заурчит
И, умаявшись с ним, на порог
Сбросишь ворох промёрзлых овчин.
Ни горба, ни крыла – узелок.

Сколько вольному выдано воль –
Все – его, да глаза не сухи.
Там, в заплечном – словесная соль
И не-хлеб, - разве кормят – стихи?!


* * *
Зовущие лето пустынные пляжи.
В руках у мальчишки цветок сердолика.
А Ты загадала и … боязно даже.
Не вымолвить слова,
Не вымолить крика
У влажных камней под стеной Кара-Дага,
Стоящей в почётном своём карауле …

… Закладка вонзается в томик, как шпага,
Три четверти века промчалось.
Усну ли?


ЛИТЕРАТУРНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В "БРОДЯЧУЮ СОБАКУ"
Здесь нет ни коломбин, ни арлекинов,
Ни вывески, ни вечером огней.
Лишь занавес по-прежнему малинов
И тени, тени, тени на стене.
Пуст гардероб, несбыточны афиши,
Куда бы ни метнулся беглый взгляд –
Всё шепчет эхом множимое: «Тише!..»
Владельцы немы, вещи – говорят.

И голос их – простуженный и вещий
От многих сквозняков «железных лет».
Какие здесь звучали прежде вещи!
…Так поезду упрямо смотрят вслед
Отставшие. Узлы воспоминаний,
Где время лекарь, шулер, судия…
И – тьма в оконных переплётах зданий.
И переплёты – оторопь моя.


МУЗЫКА
Из раннего. Совсем-совсем из раннего
(Не раненого никаким былым
Со свойством бумеранга). Эта грань его
В заглавном «И» в заглавии «Был Им».

Из раннего – рояль.
Семью печатями –
Над клавишами (свыше!) маята.
И мне, несовершенной, мнились ятями
Прожилки нот на странности листа.

Но как, уткнувшись в бок дивана траченный,
Я, в отдаленьи, слушала рояль!
Так, будто бы свиданье мне назначено,
И опоздала на него не я ль?

Всей сущностью в себе не-исполнителя,
Всей гаммой чувств ревнивой к чувству гамм,
В маэстро признавала небожителя…
И возвращалась в тишину. К стихам.


* * *
Свет… - многоточье. Цветик огневой
Герани на окне. И гроздь рябины
Там, за стеклом – как оберег живой…

Неужто завтра, головой повинной
В ненужном осознании любви,
Судом рассудка сердцу угрожая, –
Мой визави. Мой вечный визави! –
Я завершусь. Не заприметив края
Земли, сорвусь с разреженных высот
В размеренность сиропового быта,
Скажу: «Не тот! И повторю: «Не тот!»
Скажу: «Забыт, как я тобой забыта».

Длинноты рельсов, несходимость шпал,
Втор клавишам межрёберного стука –
Всё уложив в обыденный финал.
Такой, как жизнь, когда бы ни разлука…


СМЕЩАЯ ДАТЫ
Иглой внутри себя скитаться
У притяженья в кабале.
Но – поздно. Спущен в феврале
Курок на цифре 18.

Плевок осечки – дар судьбы.
О, как отныне станет течь в нас
За единицей – бесконечность,
Поставленная на дыбы!

Какие зоркие слова
Под корешками пустят корни!
И… срикошетят в сорок два
Петлёй, напрягшейся на горле.

Днём раньше – кончится мятеж
Строки, оставленной для писем.
Легко ль – в подставленную брешь
Ладоней, сыпать этот бисер?!

Что унесу в своей горсти?
Чьим откровеньем обмираю?
Прости. За всё меня прости.
Кто мне тебя простит –
не знаю…


Рецензии
я не здесь не могу не сказать -
говорю)
спасибо)

Нучча   04.05.2009 12:19     Заявить о нарушении
Спасибо... Мне это важно.

Погодина Татьяна   04.05.2009 15:14   Заявить о нарушении
ааа что написала
не здесь не могу
здесь не могу))))

Нучча   04.05.2009 23:18   Заявить о нарушении
Танечка! Вы умеете писать стихи, и это отрадно, ибо на стихах.ру умельцев можно по пальцам перечесть. То, что Ваш цикл посвящён Марине Ивановне, - не мудрено: женская половина поэтов любит её и частенько пытается ей подражать. Вы-то идёте своей дорожкой и правильно делаете. Я только вот что хочу сказать. Когда власти устроили судилище над Иосифом Бродским, Анна Андреевна Ахматова воскликнула: "Какую биографию делают рыжему!" И - как в воду глядела! Не выгнали бы Бродского с одной авоськой (кажется) апельсинов из СССР, глядишь, и не дали бы ему Нобелевку. Хотя поэт он, безусловно,
великолепный. Так и с Мариной Ивановной. Сейчас посмотрел вправо от своего письменного стола - и вижу: стоит на полке восьмитомное собрание Цветаевой да плюс к нему ещё три тома писем и неизданных записных книжек. Немало! А будь её жизнь, её быт благоустроенными - ещё больше написала бы. Ведь она была создана только для творчества, ничего больше в жизни она не умела да и не хотела. Но так уж сложилась судьба: муж тайный сотрудник ЧК, сын Мур, которого не было рядом в Елабуге в момент её душевной смуты. А душе было от чего смутиться: её любимая Германия пошла войной на её любимую Россию! А тут ещё вместо стихов - мытьё грязной посуды в столовке.Вот и не выдержала. Оказалась бы в Средней Азии, как Ахматова,глядишь, и дожила бы лет до восьмидесяти. И стали бы её печатать, развенчав культ Сталина. Но это сослагательное наклонение, ибо всё случилось как случилось. Но если культ Сталина был развенчан, то "легенда" поэта остаётся навсегда. И в этом смысле Марине Ивановне повезло - культ её поэзии прочно утвердился в нашей литературе. А вот культ не менее талантливой Марии Петровых (с судьбой тоже несладкой) почему-то не возник. А вот прекрасным поэтессам (благополучным при жизни)- Веронике Тушновой и Юлии Друниной - не кланяются не очень благодарные потомки, ибо эти женщины не стали жертвами сталинского режима. Я попробовал выразить свои мысли по этому поводу в "Балладе о русских поэтессах", если интересно, полистайте моё "содержание" на стихах.ру, может, найдёте. Вот ведь как получается у нас в России: жизнь поэта и жизнь его стихов - две совершенно разные вещи! Успехов Вам! Михаил

Михаил Молчанов 2   10.12.2015 14:16   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Михаил!
Благодарна Вам за развёрнутый, интересный комментарий, за добрые слова в адрес моих стихов.
А что до поэтических культов и судеб... позвольте ответить Вам словами всё той же Марии Петровых:
"Как бы и вовсе не бывало,
Но светится твой тайный след
В иных сердцах… Иль это мало –
В живых сердцах оставить свет?"

С уважением и признательностью,
Татьяна

Погодина Татьяна   21.12.2015 22:46   Заявить о нарушении