Плюс семь

Приголубь сироту. А потом подними меня выше,
город, в пригоршни крыш собирающий благо дождей.
Мы еще не летаем как птицы, но солнце все ближе -
греет кисть винограда в карманах твоих площадей.

Здесь в огне брода нет, здесь одни пешеходные мели,
стадо зебр на дорогах и зайцев, попавших в силки,
пузыри на коленях и в лужах, лучей карамели
и двуглавые птицы на палочках, как петушки.

А когда мне осанна сухого асфальта почудится,
день заденет за крышу и лопнет как шарик ничей,
подступает к Москве, точно к горлу, озябшая ключница,
и на поясе связка - прозрачных холодных ключей.


Рецензии
Похоже, у моего Стрелочника нашлась старшая сестра, Ваша Озябшая ключница. Теперь ему будет не так одиноко.

Феликс Гойхман   03.06.2019 01:09     Заявить о нарушении
Это радостно, если Вы находите что-то родственное. Потенциал тепла у ключницы большой))) Феликс, пару вопросов по тексту, если позволите. Что Вы думаете по поводу меняющейся рифмовки в последней строфе, может ли текст существовать в таком виде? и есть ли сбой во второй строке второй строфы.

Юлия Данилова-Лайда   03.06.2019 13:53   Заявить о нарушении
Признаться, Юлия, меня немного смущает пятистопный анапест, выбранный Вами для передачи. Я не делал специальных исследований его бытования в русской поэзии, поэтому ориентируюсь на собственный опыт и слух. К слову, когда-то давно я тоже использовал ритмические конфигурации, требующие цезуры в середине строки, но тогда у меня было меньше опыта, чем сейчас у Вас. До последнего времени я думал, что все попытки того периода сгорели в огне, но недавно мой старинный одесский приятель напомнил строфу из того собрания текстов. Это примерно 1981 год.

Давай с нашим горем поступим как дети:
Вчерашние беды забудем навеки,
И бросим несметные груды вопросов
На мудрые головы наших отцов.
Ведь что нам. по-совести, опыт столетий,
Священные книги,реликвии Мекки,
И что нам, как вывел забытый философ,
Пудовые цепи начал и концов?

Легко убедиться, что это четырехстопный амфибрахий, то есть ритм другой, более бравурный, но цезура тоже вытаннцовывается, и процесс идет тот же, процесс попадания значащих слов в безударную позицию. Это, как правило, ведет к слипанию и сминанию слов в строке. Как Вы понимаете, я не могу это одобрить.

Вот как звучит интересующая строфа в моем понимании.
Здесьвогне броданет, здесьо дни пешеходные мели,
стадозебр на дорогах и зайцев, попавших в силки,
И кстати, во втором двустишии, по-моему, хромает смысл. Пузыри на коленях и на лужах не напоминают друг друга и кажутся надуманными. И потом, петушки, это тоже птица, а петушок на палочке тоже казался двуглавым и был карамелью.
Все это я пишу не для того, чтобы подтолкнуть Вас к радикальным действиям, а для того, чтобы знали на будущее: цезура в строчке - знак быть осмотрительным в плане ритма и словаря. В других местах стиха тоже присутствует слипание слов, но вторая строфа оказалась под ударом неспроста. Первая строфа полна энергии, это - мотор, и я отлично понимаю, почему Вам захотелось приделать к нему колеса и крылья. Как часто бывает, после взлета следует падение. Длилось оно недолго, в третьей строфе Вы оправились, появилась Ваша великолепная Марфа))) и исправила все дело. Появление дактилических рифм в последней строфе не случайно. Это конпенсация неожиданной анемичности середины. Вам потребовалось слегка форсировать моторчик, чтобы вывести его из штопора.

Феликс Гойхман   03.06.2019 19:51   Заявить о нарушении
Собственно, карамель и имелась в виду. Спасибо, Феликс. Интересно.

Юлия Данилова-Лайда   03.06.2019 20:04   Заявить о нарушении
Извините, если злоупотребляю. Если будет свободная минута, вот здесь третье четверостишье: http://stihi.ru/2009/04/13/4502 Вообще понятно о чем речь?)

Юлия Данилова-Лайда   03.06.2019 20:07   Заявить о нарушении
Очень признательна Вам )Интересно взглянуть чужими глазами. Потом спустя несколько лет читаешь, и думаешь по поводу каких-то строк: Господи, какой ужас! )

Юлия Данилова-Лайда   03.06.2019 20:14   Заявить о нарушении
Опыт - сын ошибок трудных. Пушкин, как это часто бывает, прав, слишком часто.

Феликс Гойхман   03.06.2019 21:52   Заявить о нарушении
Заметил, Юлия, что стихи Ваши по большей части очень полифоничны и, если можно так выразиться, полиморфичны. Я не могу назвать это свойство ни достоинством, ни недостатком, ведь известны в поэзии и полиморфичные шедевры, такие к примеру, как Марбург Пастернака, и есть шедевры построенные, как единый поэтический жест. Примеров подобного более чем достаточно. Я, как думаю, Вы успели заметить занимаю серединную позицию, возможно, благодаря возрасту. Думаю, для поэтического полиморфизма требуется развитая фантазия, импульсивный характер и немалый запас энергии и, разумеется, немалое мастерство. Априори думаю, что стихи одного жеста писать легче, они требуют меньших энергозатрат. Ваш вопрос. К слову, линия пунктиром вызывает у меня сомнение, по аналогии: линия сплошным.
Насчет звука я не понял, который равен звуку

белый, без затей,
лист комкаю формата А 4 -
взметнувшуюся стаю голубей.
Образ понятен, проблема, что со стаей голубей легче сравнить разорванный в клочки лист, а Вы его только комкаете. Хочу для примера показать Вам работу моей покойной подруги Лены Гасий. Она как раз была поэтом единичного жеста.
У моря небо синее
И волнореза линия,
У моря нёбо синее,
Как у большого пса,
У моря зубы в мидиях,
В цвет винограда «лидия»,
И со времен Овидия
Зеленые глаза.
И нет его стариннее,
Виновнее, невиннее,
И нет гостеприимнее
Во времена беды.
У моря небо синее,
И волнореза линия,
Как горизонта линия,
Как линия судьбы.

Феликс Гойхман   04.06.2019 00:04   Заявить о нарушении
Спасибо Вам большое, Феликс! Очень и очень интересно! Больше не рискну отнимать у Вас время. Я хотела сказать, что когда комкаешь лист и стая голубей взмывает в небо, - звуки очень похожи. Но похожи, это не равны конечно. Со мной так было - возилась с машиной кажется, и вдруг звук такой над ухом))) обернулась, а там взлетающая стая белых голубей (чуть не написала "лебедей").

Юлия Данилова-Лайда   04.06.2019 08:45   Заявить о нарушении
То есть я не визуальный, а звуковой образ сравниваю.

Юлия Данилова-Лайда   04.06.2019 08:47   Заявить о нарушении
Отличные стихи у Вашей покойной подруги.

Юлия Данилова-Лайда   04.06.2019 08:48   Заявить о нарушении
Ну вот, неспроста в голову мне пришел Марбург, а не Стихи о неизвестном солдате. Пастернак тоже сдвигал предметы и так и эдак. Понимаю, пассаж про звук - подсказка, но она холостая. Может быть, ее следует поставить вперед. Не знаю. С этим проблема. По сути, стихи подобны театральной пьесе, где реплики и ремарки танцуют свой прихотливый танец. То же касается реплики и жеста. В природе, как известно, сначала идет жест (молния), потом - реплика (гром). В стихах может быть по-всякому. Впрочем и природа более чем разнообразна.
И по едкому запаху дыма
мы поймем, что идут чабаны.
Вознесенский. Не стесняйтесь. Если Вам интересны и полезны мои замечания, задавайте свои вопросы, делитесь сомнениями и мыслями. Мне тоже приносит пользу наше общение. Мои мысли шлифуются в диалоге, особенно, если диалог продуктивный.

Феликс Гойхман   04.06.2019 19:03   Заявить о нарушении
Кстати, вспомнил я стихи Лены из-за Вашего пунктирного горизонта. Лена, в отличии от меня - девочка из литературной семьи. Ее родной дядя - замечательный поэт и художник Гарри Гордон, а двоюродный брат - телешоумен Александр Гордон, сын Гарри.

Феликс Гойхман   04.06.2019 19:17   Заявить о нарушении
Спасибо, Феликс!

Юлия Данилова-Лайда   05.06.2019 12:41   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.