Рецензии на произведение «Плюс семь»

Рецензия на «Плюс семь» (Юлия Данилова-Лайда)

Похоже, у моего Стрелочника нашлась старшая сестра, Ваша Озябшая ключница. Теперь ему будет не так одиноко.

Феликс Гойхман   03.06.2019 01:09     Заявить о нарушении
Это радостно, если Вы находите что-то родственное. Потенциал тепла у ключницы большой))) Феликс, пару вопросов по тексту, если позволите. Что Вы думаете по поводу меняющейся рифмовки в последней строфе, может ли текст существовать в таком виде? и есть ли сбой во второй строке второй строфы.

Юлия Данилова-Лайда   03.06.2019 13:53   Заявить о нарушении
Признаться, Юлия, меня немного смущает пятистопный анапест, выбранный Вами для передачи. Я не делал специальных исследований его бытования в русской поэзии, поэтому ориентируюсь на собственный опыт и слух. К слову, когда-то давно я тоже использовал ритмические конфигурации, требующие цезуры в середине строки, но тогда у меня было меньше опыта, чем сейчас у Вас. До последнего времени я думал, что все попытки того периода сгорели в огне, но недавно мой старинный одесский приятель напомнил строфу из того собрания текстов. Это примерно 1981 год.

Давай с нашим горем поступим как дети:
Вчерашние беды забудем навеки,
И бросим несметные груды вопросов
На мудрые головы наших отцов.
Ведь что нам. по-совести, опыт столетий,
Священные книги,реликвии Мекки,
И что нам, как вывел забытый философ,
Пудовые цепи начал и концов?

Легко убедиться, что это четырехстопный амфибрахий, то есть ритм другой, более бравурный, но цезура тоже вытаннцовывается, и процесс идет тот же, процесс попадания значащих слов в безударную позицию. Это, как правило, ведет к слипанию и сминанию слов в строке. Как Вы понимаете, я не могу это одобрить.

Вот как звучит интересующая строфа в моем понимании.
Здесьвогне броданет, здесьо дни пешеходные мели,
стадозебр на дорогах и зайцев, попавших в силки,
И кстати, во втором двустишии, по-моему, хромает смысл. Пузыри на коленях и на лужах не напоминают друг друга и кажутся надуманными. И потом, петушки, это тоже птица, а петушок на палочке тоже казался двуглавым и был карамелью.
Все это я пишу не для того, чтобы подтолкнуть Вас к радикальным действиям, а для того, чтобы знали на будущее: цезура в строчке - знак быть осмотрительным в плане ритма и словаря. В других местах стиха тоже присутствует слипание слов, но вторая строфа оказалась под ударом неспроста. Первая строфа полна энергии, это - мотор, и я отлично понимаю, почему Вам захотелось приделать к нему колеса и крылья. Как часто бывает, после взлета следует падение. Длилось оно недолго, в третьей строфе Вы оправились, появилась Ваша великолепная Марфа))) и исправила все дело. Появление дактилических рифм в последней строфе не случайно. Это конпенсация неожиданной анемичности середины. Вам потребовалось слегка форсировать моторчик, чтобы вывести его из штопора.

Феликс Гойхман   03.06.2019 19:51   Заявить о нарушении
Собственно, карамель и имелась в виду. Спасибо, Феликс. Интересно.

Юлия Данилова-Лайда   03.06.2019 20:04   Заявить о нарушении
Извините, если злоупотребляю. Если будет свободная минута, вот здесь третье четверостишье: http://stihi.ru/2009/04/13/4502 Вообще понятно о чем речь?)

Юлия Данилова-Лайда   03.06.2019 20:07   Заявить о нарушении
Очень признательна Вам )Интересно взглянуть чужими глазами. Потом спустя несколько лет читаешь, и думаешь по поводу каких-то строк: Господи, какой ужас! )

Юлия Данилова-Лайда   03.06.2019 20:14   Заявить о нарушении
Опыт - сын ошибок трудных. Пушкин, как это часто бывает, прав, слишком часто.

Феликс Гойхман   03.06.2019 21:52   Заявить о нарушении
Заметил, Юлия, что стихи Ваши по большей части очень полифоничны и, если можно так выразиться, полиморфичны. Я не могу назвать это свойство ни достоинством, ни недостатком, ведь известны в поэзии и полиморфичные шедевры, такие к примеру, как Марбург Пастернака, и есть шедевры построенные, как единый поэтический жест. Примеров подобного более чем достаточно. Я, как думаю, Вы успели заметить занимаю серединную позицию, возможно, благодаря возрасту. Думаю, для поэтического полиморфизма требуется развитая фантазия, импульсивный характер и немалый запас энергии и, разумеется, немалое мастерство. Априори думаю, что стихи одного жеста писать легче, они требуют меньших энергозатрат. Ваш вопрос. К слову, линия пунктиром вызывает у меня сомнение, по аналогии: линия сплошным.
Насчет звука я не понял, который равен звуку

белый, без затей,
лист комкаю формата А 4 -
взметнувшуюся стаю голубей.
Образ понятен, проблема, что со стаей голубей легче сравнить разорванный в клочки лист, а Вы его только комкаете. Хочу для примера показать Вам работу моей покойной подруги Лены Гасий. Она как раз была поэтом единичного жеста.
У моря небо синее
И волнореза линия,
У моря нёбо синее,
Как у большого пса,
У моря зубы в мидиях,
В цвет винограда «лидия»,
И со времен Овидия
Зеленые глаза.
И нет его стариннее,
Виновнее, невиннее,
И нет гостеприимнее
Во времена беды.
У моря небо синее,
И волнореза линия,
Как горизонта линия,
Как линия судьбы.

Феликс Гойхман   04.06.2019 00:04   Заявить о нарушении
Спасибо Вам большое, Феликс! Очень и очень интересно! Больше не рискну отнимать у Вас время. Я хотела сказать, что когда комкаешь лист и стая голубей взмывает в небо, - звуки очень похожи. Но похожи, это не равны конечно. Со мной так было - возилась с машиной кажется, и вдруг звук такой над ухом))) обернулась, а там взлетающая стая белых голубей (чуть не написала "лебедей").

Юлия Данилова-Лайда   04.06.2019 08:45   Заявить о нарушении
То есть я не визуальный, а звуковой образ сравниваю.

Юлия Данилова-Лайда   04.06.2019 08:47   Заявить о нарушении
Отличные стихи у Вашей покойной подруги.

Юлия Данилова-Лайда   04.06.2019 08:48   Заявить о нарушении
Ну вот, неспроста в голову мне пришел Марбург, а не Стихи о неизвестном солдате. Пастернак тоже сдвигал предметы и так и эдак. Понимаю, пассаж про звук - подсказка, но она холостая. Может быть, ее следует поставить вперед. Не знаю. С этим проблема. По сути, стихи подобны театральной пьесе, где реплики и ремарки танцуют свой прихотливый танец. То же касается реплики и жеста. В природе, как известно, сначала идет жест (молния), потом - реплика (гром). В стихах может быть по-всякому. Впрочем и природа более чем разнообразна.
И по едкому запаху дыма
мы поймем, что идут чабаны.
Вознесенский. Не стесняйтесь. Если Вам интересны и полезны мои замечания, задавайте свои вопросы, делитесь сомнениями и мыслями. Мне тоже приносит пользу наше общение. Мои мысли шлифуются в диалоге, особенно, если диалог продуктивный.

Феликс Гойхман   04.06.2019 19:03   Заявить о нарушении
Кстати, вспомнил я стихи Лены из-за Вашего пунктирного горизонта. Лена, в отличии от меня - девочка из литературной семьи. Ее родной дядя - замечательный поэт и художник Гарри Гордон, а двоюродный брат - телешоумен Александр Гордон, сын Гарри.

Феликс Гойхман   04.06.2019 19:17   Заявить о нарушении
Спасибо, Феликс!

Юлия Данилова-Лайда   05.06.2019 12:41   Заявить о нарушении
Рецензия на «Плюс семь» (Юлия Данилова-Лайда)

Замечательные стихи. И, на удивление, мне близкие.
Сами посудите, вот мое...

Июль 2008
Михаил Микаэль

Все короче деньки, все длиннее реестр разлуки.
Рубикон перейден. Императором летним июль
гонит травы на вырост, опасливо смотрит за угол,
где к провинциям осени август лицо повернул.

Ты сама посуди - разве в термах сумеешь отмыться,
если вечною грязью жирует под кожей душа?
Мы иные с тобой, пусть не белые - певчие птицы,
заклинатели строчек, что небом напиться спешат.

Слава горним богам. И дождям - на обыденной тоге
легионами капель. Сильней и вернее ударь!
Сердце взято как Троя, из древних сказаний. Но строгий
счет календ продолжается. Числа бубнит календарь.

Михаил Микаэль   22.07.2010 16:34     Заявить о нарушении
август Gaius Iulius... :)
сердце взято как Троя, из древних сказаний (с)

Прекрасное, Михаил! Спасибо.
Ю.

Юлия Данилова-Лайда   23.07.2010 07:01   Заявить о нарушении
Пожалуйста. Это была моя рецензия № 1000, оказывается)))

Михаил Книжный   23.07.2010 16:36   Заявить о нарушении
Рецензия на «Плюс семь» (Юлия Данилова-Лайда)

"Приголубь сироту. А потом подними меня выше,
город, в пригоршни крыш собирающий благо дождей..."

"пузыри на коленях и в лужах, лучей карамели
и двуглавые птицы на палочках, как петушки..."

А мои слова тут неуместны, посему лаконичное, но искреннее: спасибо.
С Уважением и сердечным теплом.

Гаэлина   02.05.2010 14:32     Заявить о нарушении
Как это - неуместны? Очень уместны.

Это где-то в конце зимы на улице Малая Дмитровка,
между Ленкомом и храмом Рождества Богородицы,
правда, с противоположенной стороны, появилась почти весенняя лужа.
Она была очень функциональна: в нее можно было упасть,
в ней можно было промочить ноги,а можно было просто - созерцать. Главное - не садиться :)
Вот я ее и использовала на все сто.
Спасибо, дорогая Элина.


Юлия Данилова-Лайда   03.05.2010 21:38   Заявить о нарушении
А у меня возникли ассоциации с первомайскими демонстрациями тех ещё, недалёких времён: гроздья винограда - шарики воздушные.)) Вообще удивительно - лужа и такие стихи!

Гаэлина   04.05.2010 09:49   Заявить о нарушении
Рецензия на «Плюс семь» (Юлия Данилова-Лайда)

Стихи-перекидки, за каждым словом - иной смысл, раньше картинки такие печатали в детских журналах - приглядищься, а там совсем не то, что сразу показалось... А в итоге - совершенно целостное впечатление, не только не спутанное этими "включениями", но ими углубленное и подсвеченное...
Талантище, однако.

Ольга Шевелева   01.09.2009 23:27     Заявить о нарушении
Как хорошо и правильно Вы про картинки сказали. Действительно похоже.
А вот слово «талантище» принимаю только в сочетании с «однако»,
которое его уравновешивает и делает забавным :)
Спасибо, Ольга.

Юлия Данилова-Лайда   03.09.2009 15:33   Заявить о нарушении
Рецензия на «Плюс семь» (Юлия Данилова-Лайда)

СПАСИБО.
С ув МА ТЭ

Сергей Матевосов   20.05.2009 12:37     Заявить о нарушении
Рецензия на «Плюс семь» (Юлия Данилова-Лайда)

Почитал рецензии - и изумился)) ну, при чем тут Окуджава? Осип Эмильевич Вам кланялся - такая густая предметность в каждой строке, что к середине текста начинаешь задыхаться - так умел только он. Спасибо!

Люпус   20.03.2008 22:19     Заявить о нарушении
Спасибо Вам за такое сравнение.

«Все твои, Микель Анджело, сироты»,
а еще - петушок в прозрачной тьме, и виноград, и птичьи стаи…
Может быть, Вы и правы. Хотелось бы так думать.
А что касается «густой предметности», так земля по-прежнему гудит метафорой.
Ее на всех хватит - на всех еще не облеченных в камень.

Юлия Данилова-Лайда   30.03.2008 19:43   Заявить о нарушении
Земля гудит метафорой... но мы слишком заняты собой, чтобы это замечать. Увы!

Люпус   01.04.2008 23:33   Заявить о нарушении
Рецензия на «Плюс семь» (Юлия Данилова-Лайда)

Прекрасное стихотворение по глубине образов,
метафоричности, звукописанию.

Как всегда, предельное сгущение. Словно
попадаешь в восточную лавку, и ароматы
слов увлекают и уносят тебя неведомо куда...

И даже Москва (при всей её неуместности -
"К Москве подступает весна" (с)) не снижает
впечатления.

Единственное, что: "стадо зеБР ДОРожных" -
явно не уровня Лайды.

Ну вот, а ещё говорят, что девицы не могут
настоящих стихов писать. :) Могут, да куда
нам до них!

:)

Виноградные косточки в талую землю зароют (с) -
Мне уже не помогут молитвы, лекарства, врачи;
Там ручьи заурчат (c), оживясь леденцовой зарёю (с),
И, прощаясь со всеми, мой дерзкий язык замолчит.

Эх, зачем ты, душа, улетаешь далече-далече,
В те пределы, где ясные звоны Петровых ключей?
Ни врачи, ни молитвы, ни травы меня не излечат -
Пусть играет заря, и, рыдая, лепечет ручей.

Олег Лукъянчиков   09.03.2008 12:04     Заявить о нарушении
По поводу Москвы: мы очень часто видим и читаем то,
что хотим прочитать, а не то, что на самом деле написано -
больше или меньше, но только не то, что хотел сказать автор. Не столько читаем, сколько пишем свой стих.
Наверное, лучше, если бы мы доверяли в вопросе «уместности» автору,
но если не доверяем – виноват не читатель, а тот, кто пишет.

По поводу «пира согласных на их ножках кривых» -
очень может быть, что Вы правы, но я, честно говоря,
не вижу ничего страшного.
Вполне возможно, что я просто не слышу, в чем проблема.
Слухи о звукописи явно преувеличены.

P.S. Я никоим образом не претендую на высокое звание «девИцы».
Как-то невместно действительному статскому называть себя генералом :)

Спасибо.

Юлия Данилова-Лайда   16.03.2008 15:34   Заявить о нарушении
Дорогая Лайда,
конечно же, Вы правы.

Я ведь - тракторист: гляжу в книгу,
а вижу - галок на полях.

Мне мнилось здесь, что слову "Москва"
не место в этом стихе. Лишь дошёл
до него, и сразу - нечто окуджавовское,
и атмосфера стиха не та уже.

А ведь Вы - искусница в обращении
со словом, скажу более, - чародейка.
И звукописание ("перетекание" слов
и фонем) - сильная сторона Ваших
стихов. "...зебр дорожных" - звучание
превосходное! Сразу видишь (sic!)
бренчанье машин, и сразу, ассоциативно, -
"бордюр дорожный".

Но, согласитесь, здесь не хватает гласной,
и язык сразу спотыкается. Возможно,
так и было задумано.

А "игра на гранях" смысла - это же Ваш
настоящий Конёк-Горбунок!
Вот некоторые образцы:
Явка на выборы с повинной;
Смотреть аш два в оба, и т.п.

С уважением,
стойкий оловянный генерал
песчаных карьеров,
О.Н.Лукъянчиков

Олег Лукъянчиков   20.03.2008 01:34   Заявить о нарушении
Рецензия на «Плюс семь» (Юлия Данилова-Лайда)

Юлечка, с прошедшим уже нашим праздником!)))
Пусть нам солнышко всегда улыбается! Знаешь, в Питере выпал-таки наконец снег, но солнышко настолько весеннее, что понимаешь - вот..)

"...город в пригоршни крыш собирающий благо дождей..." -

вот умеешь же ты сказать...

Я так соскучилась по Москве! На весенние каникулы собираемся туда всей семейкой...)

Ель   09.03.2008 08:44     Заявить о нарушении
Привет, Элечка!:) Я бросила тебе на почту номер мобильного.
Если будет время, позвони – м.б. удастся встретиться.

Юлия Данилова-Лайда   16.03.2008 15:24   Заявить о нарушении
Рецензия на «Плюс семь» (Юлия Данилова-Лайда)

Как фсегда фсе исключительно выдержанно, образно и талантливо.
(нуэттиАуже ранше гаварил)
Под чем и подписуюся.
иА.
)

Александр Миронов   07.03.2008 15:08     Заявить о нарушении
Спасибо. Рада, что Вам понравилось :)

Юлия Данилова-Лайда   16.03.2008 15:26   Заявить о нарушении