О вольном палиндроме

Начнём с определения из Литературной энциклопедии:

"ПАЛИНДРОМ [греч. - "бегущий вспять", иначе палиндромон, перевертень] - фраза, построенная так, что ее можно читать и справа и слева, сохраняя смысл, напр.: "Я иду с мечем судия", "Атака заката" и т. д. Более сложным видом П. (словесного, а не буквенного) является стихотворение по этому принципу, напр.:

"Жестоко раздумье. Ночное молчанье
Качает виденья былого,
Мерцанье встречает улыбки сурово,
 Страданье
 Глубоко-глубоко!
Страданье сурово улыбки встречает...
Мерцанье былого виденья качает...
Молчанье. Ночное раздумье жестоко"

(В. Брюсов).

Представляя одну из наиболее трудных форм графической словесной игры, П. появляется спорадически - в позднеантичной поэзии, в поэзии Барокко, в поэзии символистов"


То есть, существует два вида палиндромов - буквенные и словесные.


Буквенные, как правило, встречаются в футуристической поэзии, и это один из самых (если не самый) сложный способ написания стихов т.к. для написания таких стихов нужно активно задействовать не только правое, но и левое полушарие мозга, и мышление в целом должно быть, грубо говоря, как у шахматиста или человека, разгадывающего судоку, при условии сохранения поэтичности и образности. Сложно, согласитесь.
 

Доказательством большой сложности служит то, что большинство футуристов ВООБЩЕ не писали стихи палиндромами. Были только отдельные замечательные личности, которые изначально имели особые мыслительные способности, а также специально и долго этим занимались, и, собственно, продвинулись далеко вперёд. Самый известный пример - Велимир Хлебников.

Словесные - это, возможно, ещё сложнее, и во многом поэтому - ещё более редкое явление.
По крайней мере, мне не довелось видеть ни у кого из современных авторов такие палиндромы.

Получается загвоздка: форма ОЧЕНЬ интересная, и писать так хочется... но не получается, т.к. нет наработки и у многих людей нет от природы такого мышления, о котором я писал выше.

Поэтому здесь появляется новая разновидность - вольный, или "ленивый" палиндром, имеющий большое количество допущений.

Разберём на примере:

ФРОДО. ПАЛИНДРОМ.

O, Dorf! Шир. А вот - товарищ Фродо.
Хоббит, ты - Бог!
Саурон в нору - ас
Мордора, а род - ром
Обольёт тело, бо
Рад: дар
Я дал, а ладья
Несёт. Тесен
Туман. На муть,

К ВЕЛИКИМ!
... Коль путь нам сей дан.

Допущения:

1) допускается использование иностранных слов и выражений. При их небольшом количестве, они, кстати, могут придать стиху особое звучание и шарм;

2) допускается перенос мысли на следующую строчку, в отличие от классического палиндрома, где каждая строчка должна, поидее, представлять собой законченную фразу и/или мысль;

3) допускается "непалиндромная" часть стиха. На мой взгляд, лучше в начале и/или в конце;

4) и главное, пожалуй: можно строить палиндром так, чтобы с обеих сторон было не буквенное совпадение, а звуковое.

Пример:

Хоббит, ты - Бог!

Если наоборот:

Гобыт, ти - Ббох!

На бумаге выглядит, безусловно, смешно, а также при прочтении, если читать на 100% так же, как написано, акцентируясь на звуках. Но мы же по-русски так не говорим и не читаем!

Скажем, пишется "молоко", а произносится "мАлАко", пишется "корова", а произносится "кАрова" и т.д. И таких примеров просто огромное количество.

Поэтому, здесь внимание уделяется прежде всего не буквам, а тому, как фраза произносится. В принципе, это важнее т.к. устный язык без письменности существовать может (и до сих пор таких языков множество), а вот письменность без языка - нет.

В заключении скажу, что такие палиндромы, безусловно, менее ценны, чем "настоящие", однако они могут являться хорошим подспорьем для тренировки, а также для людей, которые не хотят ломать себе голову :-) и просто хотят писать хорошие и интересные стихи.


Рецензии
Спасибо за посвящение в интересную тему!

Финист Ясный   21.10.2008 03:58     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.