Стихорецензии

Иван Шепета: "Илья Фаликов, известный приморский, а ныне московский поэт написал целую книгу рецензий. Называлась она Прозапростихи. Сегодня он готовит к изданию Прозапростихи-2. Знаете, гораздо симпатичнее, чем стихами о стихах. Всё понятно, всё на русском языке..."

Стихпростих?
Поповодутворение?
Спасибо за подсказку.
Да, конечно, публиковать стихотворные переклички под видом рецензий неправильно. Это отдельные, хоть может быть и не значительные произведения, и их следует помещать на своей странице. А как быть со стихотворением-поводом? Ссылку на него давать, или копировать, или досочинять вместо него свою предпосылку? Наверное, стоит заняться вытаскиванием из рецензий стихобрывков, но это большая работа, и может быть не стоит возиться. Не знаю, не решила.
А для того, чтобы писать правильные рецензии, надо иметь оценивающий характер, контролёрскую жилку. Не скажу, что у меня её вообще нет, но как правило она бездействует. Ходить по сайту и навязывать свои суждения о шероховатостях, неровностях, бессмыслицах и недотягиваниях до достойного уровня? Зачем? Ходить и врать, что безупречно, когда со стороны видны погрешности? Тем более незачем. Выискивать непогрешимое и отмечать своей рецензией шедевр? Да, это было бы хорошо, но слишком трудно. Не берусь за непосильное или невозможное по времени.
И потому оптимальным оказывается пробежка по любимым именам со стихотзвуком. Это игра, которую можно поддержать и довести это дело до создания в соавторстве поэмы, а можно принять как приветствие. Отвечать на вызов не обязательно, и я сама, получив рецензию по-стихоплётски, зачастую обрубаю продолжение благодарственной фразой. Всё равно в рецензии, сбежавшие на скрытые страницы, никто не заглядывает, и большого смысла в них нет.
Кто и когда заглядывает в эти рецензии?
Заходя на сайт, чтобы узнать, что читать. Влюбившись в автора, чтобы пропитаться его суждениями. Интересуясь взаимосвязями, потоками информации и сплетнями. Ещё варианты есть?
Не будем исключать и тот вариант, что на сайте есть незаурядные поэты, чьими именами интересуются издатели и филологи, и рецензии к их творениям станут значимым контекстом при чтении в последующие годы. Не имею ничего против того, чтобы увидеть среди отзывов, публикующихся на первых страницах или на обложках книг и свои скупые замечания. Бывает, авторы перед бумажной публикацией просят любимых рецензентов написать о них побольше, чтобы отправиться в библиотеки в хорошей компании, вместе с собой и друзей прорекламировать. Неплохое дело, и в этом случае прозаические портреты творчества куда более уместны, чем свои стишки на ту же тему.
И всё-таки да будут стишата.
Когда не лениво, я с удовольствием угадываю, чем моё творение отозвалось в другом таком же авторе. Если зацеплена новая грань любопытного мне явления (и ведь прозой того же не скажешь), то это радует и раззадоривает, хочется пойти дальше. Если написано хуже, чем моё, то это скрытый комплимент, а если лучше, то урок и зов. Смешкая пародия поднимает настроение, а ядовитая не отравляет, потому что это скорее самопоказ, чем отношение. Что-либо слишком мутно-поэтическое, ко мне вообще никак не относящееся, в рецензиях оказывается редко, но и оно - внимание, и спасибо. Это лучше оценки, потому что исключает и лесть, и злобствование, и "я тебе, ты мне", не говоря уж о смешных играх с баллами.
Рецензия - настоящая рецензия - бесспорно нужна и желанна, но здесь должно быть какое-то сродство, чтобы рецензент не гнул свою линию, подрывая доверие к автору, а подхватывал и продолжал сказанное, усиливая эффект. Удачно сказанное слово может оказаться тем микроскопом/телескопом, который позволит вглядеться. Без него слова и слова, как будто ничего необычного нет, и вдруг обнаруживается величайшая осмысленность, истинная формула бытия, и с нею вся обыденная жизнь обнаруживает новые качества. То самое чудо поэзии, ради которого она и существует, без рецензента может оказаться упущенным. Но такой рецензент (почти соавтор) не случаен. Как струны, настроенные в унисон, отзываются друг на друга, так, может быть, и здесь получается отзываться лишь на "своё". И почему бы тогда, ожидая возможный резонанс, не попробовать звучать стихами одновременно? Усилилось звучание - отлично: значит, это Оно. Нет - ну и ладно, пойдём искать своё дальше.


Рецензии
Онега,
ну Вы даёте! Не ожидал! У Вас такая интенсивная виртуальная жизнь, что я начинаю подозревать, что на реальную времени не хватает.
Признаюсь, что я "сынтеллигентничал" (это когда говорят не то, что думают). Каюсь и исправляюсь... Мне не понравились Ваши стихотворные отклики, потому что человек с дарованием (а Вы и есть такой) не должен тратить время на стихоплётство (это когда поэзии нет). Лучше молчать, копить энергию для еще невызревшего поэтического слова, а общаться при помощи других слов. А Фаликова упомянул по старой учительской привычке расширять кругозор, опять же каюсь - не к месту.

Иван Шепета   17.03.2007 05:54     Заявить о нарушении
Добрый день.
Вы надолго исчезаете.
Моя виртуальная интенсивна сейчас. Весеннее обострение. Это потому, что некоторые стороны реальной жизни строго запрещены. И потому, что наладился такой ритм жизни, который допускает частые недолгие заглядывания в Интернет.
Стихотворные отклики - игра. Как правило, в них есть зачаток мысли, которую на сегодня развить нет возможности (временнОй, как правило). Когда-то такие клочки болтались у меня по дому, повсюду попадались, торчали закладками из книг (представляете тысячи две книг, которые лохматятся десятками закладок?). В конце концов я стала их попросту выметать веником. До Интернета, в котором всё это оказалось не лишним, способность была бедствием. Люди то восхищались (редко), то вдруг начинали люто ненавидеть, особенно сильно доставалось от тех, кто пишет сам. Поверить, что ли, что это зависть? Так завидовать-то нечему. Слепить двадцать строк кто не может? Школы нет, признания нет, книг нет, направление не возникает. Нет ни-че-го!
Вот Вы говорите "копить энергию для ещё не вызревшего". А если энергия есть всегда, мысль есть всегда (утром проснуться - за ночь вызрело), но результат не выше некоторого потолка. Хотя, конечно, можно набросать слов, которые не понимаю, понатягивать бессмысленные связи между ними, оплести образами из мифологии намёки на современную политику. Таких проб с надеждой, что авось потом сама пойму, что наваяла, было предостаточно. Это глупость, которая в сочетании со снобизмом очень сильно вверх тянет. Глупость не раздражает. Глупое ненависти не вызывало. Но - не буду.

Бывают честные ошибки. Их можно перерасти и на них многому научиться. Культивированная глупость - это тупик.
Что же касается упоминания о Фаликове, то убрать его имя - одно мгновение, только скажите. Некоторые имена оставались в истории только благодаря ссылкам на них, и не поставить ссылку, если она сама напрашивалась, - это малость нечестно. Никто не знает, что дальше будет и какое упоминание окажется той ниточкой, за которую спустя десятилетия человека вытянут из небытия.
А почему Вы себя корите, что Вас сковывает? Люди и время сами отбирают стоящее, незамеченное исчезает само по себе. Истлевает всё, за исключением искусственно сохраняемого. Самоуничтожаться - зачем?

Онега   17.03.2007 09:13   Заявить о нарушении
Ну Вы и даёте!.. Меня поражает энергия, самоотдача с которой всё это делается. Вы живая и настоящая. В молодости, наверное, и я был такой...
Я только что вернулся из Китая, где был неделю. Если помните, я Вас предупреждал, что могу исчезать надолго - работаю.
Завидую тем возможностям, которые есть у Вас: Вы постоянно со стихами, даже ночью. А у меня даже сейчас, когда пишу письмо, напротив в кабинете - японская делегация, требуют внимания, поэтому буду краток.
Качество текста - это единственное ради чего не нужно жалеть ни сил, ни времени. Вы пошли несколько другим путём, вы хотите получить качество за счёт количества написанного, справедливо надеясь, что рано или поздно, добьётесь своего. В молодости некоторые стихи я писал годами, терпеливо добиваясь ясности и точности, свежести и глубины - разумеется, в пределах своего понимания прекрасного, важно, чтобы оно было.

Иван Шепета   17.03.2007 10:23   Заявить о нарушении
Уважаю такой подход, но он мне недоступен: запутываясь в критериях самооценки, застреваю, начинаю требовать от себя невозможное, уничтожая вполне приличное, и в итоге нет ничего.

Онега   17.03.2007 15:22   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.