Еще одна попытка типологизации

Можно ли вычленить какие-нибудь классы из серой и разношерстной массы поэтов? – вопрос не банальный. Он актуален особенно теперь, учитывая необъятные размеры пишущей братии. Насколько мне известно, никто последовательной ее классификации не проводил; правда, мне попадались заметки, проводившие всевозможные границы между "поэтами" и "не поэтами", но поскольку при этом использовались сомнительные определения (никто внятно так и не ответил, что же такое "поэт"), то такие деления выглядели на редкость неубедительно.

1-ая ГРУППИРОВКА - "Настоящий поэт" - "графоман"
С подобной псевдоклассификации мы и начнем
Нередко все заканчивается абсурдом.
Бывает человек считает СЕБЯ, а также своих единомышленников поэтами, а всех остальных - графоманами.
Если уж на то пошло, то графомания ("бесплодная страсть к усиленному и бесплодному сочинительству") - болезнь ВСЕХ современных стихоплетов, как результат совершенной невостребованности поэзии в наши дни. Поэтому назвать человека графоманом - или просто ничего не сказать или выдать ругательство (обычно как ругательство это слово и используется).
Что касается "настоящих поэтов" - то здесь такой разнобой во мнениях, что всякая рациональная дискуссия попросту невозможна. Одни считают поэтов сверхлюдьми, другие наоборот - ущербными личностями, третьи – и тем и другим, четвертые – ни тем, ни другим.
Не раз встречал такое мнение, будто поэтов - "десятка два, не больше", а остальные - это так, "недоучки" (при этом демонстрируется список, приводящий иного человека в ярость).

2-ая ГРУППИРОВКА - "Экстернальщики" - "интернальщики"
Это деление родилось у меня как ответ на предыдущее (пусть читатели простят мне термины). В ходе некоторых дискуссий на стихире я никак не мог втолковать оппонентам свою "правду", а они мне - свою. Теперь это не кажется таким уж странным.
Экстернальщики (от англ. external - внешний) видят роль и функцию поэзии с точки зрения ее взаимодействия с внешними объектами. Проще говоря, главный судия стихов - не сам пишущий, а кто-то другой (чаще всего читатели). Для экстернальщика (не путать с экстравертом) главное - не собственные переживания, не художественные достоинства сами по себе, а то, как они будут отражены в голове другого человека. На выходе у такого поэта будет то, что мы обычно называем классической поэзией - с простыми четкими формами, понятными образами, с конкретным содержанием. Усложненность, мудрствования, тяжелые образы не привлекают экстернальщика, и если кто-нибудь пытается навязать ему чуждые ценности - легко впадает в агрессию.

Интернальщики (от англ internal - внутренний), напротив, полностью замкнуты на собственном творчестве. По их мнению, поэт - познающий субъект, а стихи - инструмент и одновременно результат такого познания. Мнение сторонних людей мало интересует интернальщика (если только оно не потакает его вкусам), нередко интернальщики отказываются редактировать свои стихи, говоря - "что написалось, то написалось". Практически, интернальщики обычно тяготеют к всевозможным "постмодернизмам" и "сюрреализмам", форма для них важнее содержания. Именно интернальщики среди поэтов склонны к всевозможным причудливым экспериментированиям над ритмом, рифмами и образной речью. С презрением относятся к классической поэзии и к экстернальщикам (впрочем, любовь эта взаимна)

3-ая ГРУППИРОВКА - по типам личности
От предыдущей классификации легко перейти к еще одной. Впрочем, самостоятельной ее вряд ли назовешь, но пару слов хотелось бы сказать. В психологии оскомину набило деление личностей по типам (например, "сангвиник", "холерик", "меланхолик" и "флегматик"). Почему бы не использовать это деление в пэзии? Я, например, готов доказывать, что большинство из известных поэтов принадлежало всего к двум типам - холерикам и меланхоликам, что не удивительно, если мы вспомним, что эти типы отличаются неустойчивой психикой, чем всегда славились поэты. Сангвиники тоже часто пишут стихи, более того, они часто на виду (благодаря своей общительности и активности), но процесс творчества никогда не доходит у них до стадии надрыва, так что, если угодно, они - не "настоящие поэты". Что касается флегматиков, то они, по-моему, вовсе не способны к творчеству

4-ая ГРУППИРОВКА - по "профессиям"
Профессии "поэт" де-факто не существует, зато поэзия может быть обогащена другими видами деятельности. Многие люди привносят что-то новое в стихи, чаще всего из других видов искусства.

"Поэт-музыкант" - так я называю не тех, кто балуется выпуском "авторских песен", но тех, кто внедряет различные музыкальные элементы в полотна стихотворений - плавность, гармоничность звучания и частично ритм.
"Поэт-художник" как несложно догадаться, упирает на образность
"Поэт-лингвист" - сыпет редкими и необычными словечками.
Список можно продолжать.


Не исключено, что у читателей есть свои идеи насчет возможности классификации. Буду только рад их обсудить.


Рецензии
Дмитрий,
Вы знакомы с китайской классификацией животных у Борхеса?
С "вычленением каких-нибудь классов из серой и разношерстной массы поэтов" дело обстоит точно так же.
Пожалуйста: от "принадлежащих Императору" (как минимум одного гражданина Японии я на Стихире знаю) до "только что разбивших фарфоровую вазу".
А если в Вашей классификации Вы хотите избежать "отдельных собак" и "издали похожих на мух", то Вам нужно сначала выработать - или хотя бы найти - подходящую методику.
Вы хотите классифицировать стихи? Это к литературоведам. Людей? Это к психологам. Но учтите, что для обеих наук классификация до сих пор - арена, где копья ломаются не один век. Стихи + людей?? Людей применительно к стихам? По типу написания? По типу отношения к уже написанному?
Некоторые "авторские дихотомии" известны и реально работают.
Цветаева выделяла поэтов "великих" и "высоких" - но это не для Стихиры.
Она же упоминала о "хозяевах дара" и "рабах дара" (у нее иначе, но вкратце можно и так). Людей, способных хорошо писать по желанию и людей, обреченных покорно ждать, пока "накатит".
Для меня актуально деление поэтов на таких, у которых масштаб личности равнозначен масштабу дара, и на "здоровых носителей собственной гениальности". Это опять же не для Стихиры, хотя - тут куча народу выезжает на личной яркости (что бы под этим ни подразумевалось), которой компенсируются откровенно слабые стихи, а некоторые интересные авторы создают впечатление, что вне стихов им практически нечего сказать.
И так далее, и тому подобное. Начиная с "классик" - "романтик" (настоящее название Ваших "экстернальщика" и "интернальщика") и кончая "пророк - игрок".
"Пишущий для себя (вариант "для Господа Бога") - пишущий для внешнего потребителя" (на что ориентируется).
"Логик - Эмоционал - Интуитивист - Конструктивист" (как пишет).
"Эстет - Искатель Истины - Моралист" (по ценностям).
По чакрам (это к Авессалому Подводному).
По планам (тоже к нему, но можно и самостоятельно выделить поэтов, которым проще и ближе давать в стихах: 1)ощущения (Шепот, робкое дыханье) 2)чувства (Я Вас любил) 3)мысли (Тьмы низких истин нам дороже) 4) сюжеты, события, действия (Придешь домой-там ты сидишь) 5) ценности (Но и такой, моя Россия) 6) мистику (Я царь-я раб-я червь-я Бог).
Актуально, хотя практически не выполнимо, деление на честных и нечестных.
Серьезное деление, которым часто пренебрегают - на профессионалов и дилетантов.

Психологических классификаций огромное количество, и чем они ближе к реальности, тем сложнее. Но тут хотя бы методики имеются, и их можно реально применить. Вы упомянули холериков, сангвиников и пр. - вот тут Вы действительно можете что-то классифицировать. Если у Вас есть хотя бы 40 стихирных знакомых, которые обрадуются тесту из 78 вопросов, Вы можете разослать им опросник Айзенка и обработать ответы. Получится ли из этого что-нибудь путное? Дело в том, что "холерик" и "сангвиник" - не типы личности, а темпераменты. Типы нервной системы. С поэтическим даром не коррелируют никак, хотя со способами его социальной реализации - возможно. Но в этом отношении на Стихире все равны. О том, кто такой меланхолик (врожденный слабый тип или приобретенный слабый тип), даже сами психологи определиться еще не могут - но в странах с низким уровнем жизни и высоким уровнем образования меланхоликов, наверное, больше, чем в странах, где оба показателя одинаково высоки или низки. Поэтому результаты, полученные на людях, пишущих стихи, нужно сравнивать с контрольной группой людей, стихи не пишущих. И т.д. и т.п. Не говоря уже о том, что типов в чистом виде не бывает, и профессионалы могут говорить разве что о холеромеланхоликах и сангвофлегматиках. Пушкин, например, традиционно относится к холеромеланхоликам. Не по стихам - по мемуарам современников, разумеется.
Флегматиком был, кажется, Фет. Но тут могу и соврать, не помню. Легендарной была флегматичность Крылова, Ивана Андреевича.

Лично я стихирных поэтов делю на реалистов и не-реалистов. В смысле - выводящих меня на какую-то реальность или нет. "Грузится" картинка или "не грузится".
А в общении, если уж и не хочешь, а обобщишь, то делю на шизоидов-параноидов. Каждый человек неповторимо-личен, но если в виртуальном общении он проявляет черты типа, то это скорее всего параноид или шизоид, по моему опыту. Холериков и сангвиников выделять как-то не приходилось.

Мария Москалева   05.08.2008 10:21     Заявить о нарушении
Здравствуйте.
Более чем разумные замечания.
Нисколько не склонен преувеличивать ценность своих измышлений на данную тему, в которой больше ставлю вопросов, чем даю ответов.
Разумеется, вряд ли когда-либо удастся классифицировать поэтов на такой же строгой научной основе, как, например, представителей животного мира.
Тем не менее, до сих пор считаю, что в каких-то рамках это возможно. Потому что для некоторых людей существует ПОТРЕБНОСТЬ (жажда, инстинкт) в бумагомарании, то есть исходная причина кроется не в какой-то осознанной целесообразности (по большому счету нет смысла писать), а в природной склонности человека. Как раз в психологии (но только не "гуманитарной"), а здесь определенные закономерности существует и уже могут быть формализованы.
Кивки на трансцедентность(дескать, все люди разные и их не заклассифицируешь) уже не принимаются.
Я вообще считаю, что поэзия сегодня - скорее психология, чем литература. Люди пишут не потому что им нужен какой-то конечный и конкретный результат, а только потому, что им ХОЧЕТСЯ.
Можно заметить, как сложился стереотип, что поэты - люди не совсем обычные, странные, с "закидонами". Вот только эти отклонения, при всем многообразии, бывает на удивление похожи.

Другой вопрос, что на серьезном уровне типологизаций мне видеть не доводилось. И без методологии, здесь ничего не распашешь, тут вы правы.

С уважением,

Дмитрий Маслов -Критика   08.08.2008 18:12   Заявить о нарушении
Исследование мотивационно-потребностной сферы у людей, пишущих стихи? Возможно, такое уже проводилось: только не ищите на Яндексе... :)))))
Поищите на Пабмеде. И без английского там делать нечего.
Представителей животного мира классифицировать так же сложно, как и поэтов. И никакая классификация - да и никакая наука по большому счету - не является строго научной. По той причине, что реальность туго поддается рационализации, т.е. оформлению в понятие. Но тут ничего не поделаешь, классифицировать неизбежно приходится. Правда, ценность классификаций не следует преувеличивать. Хотите поработать в этом направлении? Проведите поиск на Пабмеде и уже потом определитесь, что именно нужно делать Вам. Возможно, найденный материал Вас удовлетворит.
Предпочитаете бихевиористов? Ищите бихевиористов. А насчет Айзенка идея хорошая, не бросайте. По крайней мере, флегматики в Ваших глазах реабилитируются. Или Леонгарда возьмите. Вот тут, возможно, получите преобладание эмотивно-экзальтированных. А, возможно, и нет. Успехов.

Мария Москалева   09.08.2008 11:45   Заявить о нарушении
Дмитрий, поиск в Пабмеде действительно может дать плоды. Я просто проверки ради ввела самое тупое - poet psychology - и вышло 50 ссылок, в частности "Эмоциональные флуктуации в текстах Боба Дилана, измеренные по Словарю аффекта, соответствуют событиям и фазам его жизни" и "Внутренние процессы интегрирующего травматического опыта в поэзии Зигфрид Сессун". Не говоря уже об интригующем "Поэт и шизофрения", немецкий автор 2005 года. Так что дерзайте.

Мария Москалева   09.08.2008 17:28   Заявить о нарушении
Не люблю само слово - поэт. Автор стихов,- и этого достаточно. Поэт - уже не требует классификации!А далее допустимо любое "дерево" системного анализа личности автора и его произведений, их соотнесение с другими объектами и субъектами. И т.д. И за методику придется побороться, а результат, если и будет,то не при Вашей жизни. Однако, я тоже задаю себе вопрос, как ориентироваться в этом "Поле чудес и стране... авторов?" Заведомо хочется читать состоявшихся, сразу же найти по душе, тем более если я "Неизвестный автор" (Вот еще одна головная боль!) И систематикой со стороны "лужи" их не заинтересуешь (Просто не обучишь!) А сделать хороший поисковик, нужен алгоритм, а для него тот самый подход!И как быть!?


Валерий Алешков-Златоуст   07.11.2008 17:38   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.