Погас пожар, утихла боль...

Погас пожар, утихла боль,
Ушла тоска, не обернувшись,
И, будто только что проснувшись,
Я вижу небо над собой.

Свобода - только и всего,
И можно плакать и смеяться,
Теченью времени отдаться
И не зависеть от него.

И ни к чему чего-то ждать
И незачем спешить куда-то,
Ни правых нет, ни виноватых,
Осталась лишь любви печать.

В моей душе такой покой...
Я был бедой - беды не стало,
Беда исчезла с пьедестала,
Незримой стёртая рукой.


Рецензии
Главное, поводом для веселья нам может послужить что угодно, например, эти мои стихи. Сейчас я Вас ещё посмешу - размещу ниже рецензию на них и мой ответ на рецензию:
1)Практически все строфы являются отдельными зарисовками, не связанные друг другом.
2) "свобода - только и всего" ? СВОБОДА - далеко "не только и всего"!!!
3)После тоски,свободы вдруг выплыла "любовь"? Потом появился "покой", "беда", затем "тайна" и далее "красота". Все это не связано между собой. Получился набор ("гастрономический") красивостей. О чем стих? Хотя каждая из строф написана действительно красиво.
4) И еще. Если беда, как статуя, на пьедестале, то как она может быть стерта рукой?
5) И еще. Что такое "Такой покой" и далее идет многоточие. Какой "такой" ? Мысль не завершена! Повисла в воздухе.
Каждая строфа может быть началом различных по смыслу стихов.
С уважением Вячеслав Станинов.
Уважаемый Вячеслав,
Я попробую, представляя всю сложность стоящей передо мной задачи, связно "расшифровать потаённый смысл" предложенных стихов (хотя, если стихи надо объяснять - априори - то они или "не удались" вообще, или я просто "не ваш автор").

Погас пожар, утихла боль,
Ушла тоска, не обернувшись,

В этих строках "схвачено" состояние лирического героя, долгое время испытывавшего душевные терзания, которым, казалось, не будет ни конца, ни края - как, вдруг, как по мановению волшебной палочки (а, на самом деле, под влиянием не упомянутой в стихотворении причине, поскольку не она была поводом для его написания, а само состояние) наш герой почувствовал освобождение от них;

И, будто только что проснувшись,
Я вижу небо над собой.

Здесь зафиксирован момент "нового зрения". Долгое время "страдалец" ни о чём другом, кроме своих терзаний ("комплекс Вертера") и думать не мог, пребывая в состоянии зацикленности. И, наконец, смог вырваться из замкнутого круга, оглядеться по сторонам и даже посмотреть на небо, на звёзды;

Свобода - только и всего,
И можно плакать и смеяться,
Теченью времени отдаться
И не зависеть от него.

В этой строфе всего лишь иллюстрируются результаты "освобождения: свобода от застарелого комплекса, возможность новых переживаний, впечатлений, то есть новой жизни (как там у него сложится дальше - это нам неизвестно);

И ни к чему чего-то ждать
И незачем спешить куда-то,

Очень тонкий, специфический аспект - в состоянии психической зависимости человек постоянно находится в состоянии "ожидания освобождения", ему кажется, что необходимо срочно предпринять какие-то меры (аффект, комплекс "ревнивого мужа", паранойя, в конце концов);

Ни правых нет, ни виноватых,
Осталась лишь любви печать.

Иллюстрация "выздоровления - отпала надобность идентификации по признаку "виновен - не виновен", и, а то же время, чувство любви, спровоцировавшее все эти психические феномены, очистилось от шелухи (через муки) и выступает в своем истинном свете;

В моей душе такой покой...
Я был бедой - беды не стало,
Беда исчезла с пьедестала,
Незримой стёртая рукой.

К нашему герою вернулось давно забытое чувство душевного равновесия, покой. Здесь же становится понятным, что так оно и есть - герой понимает, что беда заключалась в нём самом, гнездилась в его собственной душе. Он смог её перебороть. "Незримая рука" - естественно, незримая, поскольку битва происходит в духовных сферах. Самые страшные войны разгораются в душах людей и лишь потом проецируются в реальность;

Из пустоты, из простоты,
Из глубины пролилась тайна,

В этих строках ясно и конкретно читается, что запутанность, неимоверная, непостижимая сложность переживаний лирического героя завершается тем, что он переходит на новую ступень человеческой мудрости ("пролилась тайна"), с которой вчерашние проблемы предстают в смехотворной никчёмности и мизерности. Сложное стало простым;

Пусть каплею, но не случайно -
Залогом новой красоты.

Метафора "капля" в данном контексте указывает, что в абсолютном понимании герой "помудрел" на крупицу, толику, но и этого ему хватило, чтобы возродиться для понимания красоты окружающего мира, которой он долго не замечал, углублённый в ад катастрофических переживаний. Именно тех, из-за которых люди кончают жизнь самоубийством, становятся маньяками... или духовно вырастают.
С уважением Б.Булатов

Борис,
1)Особенность Ваших стихов состоит в том, что Вы 'дергаете' из чужих стихов строки и соединяете их , выдавая стих , в целом, за свой собственный. Ваш стих 'Погас пожар..'
Наглядное тому свидетельство. Такой прием называется 'КОМПИЛЯЦИЯ'.
Но т.к. в большинстве ,часть строк - строки чужие, то у Вас возникает проблема их соединения. В результате появляются на свет 'логические уродцы' с придуманной Вами и 'подтасованной' в стих рифмой ..Например : 'Из пустоты, из простоты....залогом новой красоты???' 'И не к чему чего-то ждать.....Осталась лишь любви печать???'
'В моей душе такой покой... (Какой покой ??? Вы отвечаете 'Такой' мысль застопорилась) ( и далее вставляем уже не свое)....Незримой стертая рукой',
'Погас пожар , утихла боль....Я вижу небо над собой?'
'Свобода- только и всего.... И не зависеть от него(времени)' Появилась рифма- урод ' Всего- него'.
Вот уж действительно подумаешь о чистоте поэзии.
2) Аллюзию Вы путаете с аллегорией. Те строки О.Манделштама, которые Вы приводите, это сочетание аллегории (1 строка)- иносказания с аллюзией (2 строка)- сочетания действительности 'связать' с мифом ( 'связать флейтой')
У Вас же возникла путаница из-за необходимости соединения видимо Вашей строки 'Я был бедой- беды не стало'- т.е. не стало Вас!!????. Далее идет 'Беда исчезла с пьедестала,
Незримой стёртая рукой.' Т.е. Вы исчезли с пьедестала, Вас с 'пьедестала' 'стерли'.
Что только не рождается в процессе компиляции!!
3) Не надо фантазировать и приписывать мне то, что я бы я сказал в том или ином случае.
Это , по меньшей мере, не корректно. В картах это называется подтасовкой.
С наилучшими пожеланиями. В.Станинов

Мы уже закончили нашу беседу. Пусть последнее слово останется за Вами.
Всего хорошего! Б.Булатов

Борис Булатов   31.05.2022 20:09     Заявить о нарушении
Боря, и охота тебе оправдываться? Или, говоря более мягко, объясняться? Я давно понял, что подобная "критика" ничего общего с литературной критикой не имеет. Это, скорее, желание умалить значимость конкурента.
Типа: торговка нашептывает покупателям на базаре, мол, поглядите-ка на черешню на соседнем прилавке! Она же червивая, полугнилая и вообще генетически модифицированная. И только с виду такая аппетитная. Я вас предупредила из самых лучших побуждений. Бескорыстно, объективно и откровенно!)
А что касается конкретики представленного разбора... Я показал на примере "Выхожу один я на дорогу..." в полушутливой форме, как можно расправляться с нашими классиками.
Не трать время и не парься на дачу показаний следователю, который непременно подгонит их под нужный ему результат.

Арсений Платт   04.06.2022 10:27   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.