Ураган и сосульки

Из одного диалога:

ПЕРВАЯ: Я думаю, стих плывет, как рыба. А рифмы - плавники. Чем совершеннее плавник – тем быстрее плывет.
В этом смысле многие произведения авторов Стихи.ру - это стая килек.

ВТОРАЯ: А вы вспомните, какими простыми рифмами писал Пушкин! По-вашему, он писал "кильками"?!

ПЕРВАЯ: Он писал "золотыми рыбками", просто до него их еще не разводили в таком количестве.

ВТОРАЯ:  Стих определяют все слова, а не вырванные из контекста откусанные плавники, хвосты или созвучия окончаний.

ПЕРВАЯ: Кто с этим спорит-то? Просто рифмы задают тон всему стиху. Рифма - это товарняк, который везет цепочку слов-вагонов. Примитивный машинист обычно тянет за собой примитивный состав. Увы.


ВТОРАЯ: Не увы. Одними и теми же рифмами пользовалась разные поэты. И писали при этом разные стихи, потому что стих – это больше чем размер, метр и рифма. Дело не в них, а в языке поэта.

ПЕРВАЯ: Да кто с этим спорит-то? Зачем Вы мне лекции читаете? Лучше приведите пример удачных, на ваш взгляд,  поэтических строк с рифмами «день-пень».
Или выпишите мне рифмы из любого стиха, и я тут же пойму и его настроение, и - приблизительно - его содержание. 

ВТОРАЯ: Хорошо. В таком случае предлагаю вам эксперимент. Согласны?

ПЕРВАЯ: Согласна.

ВТОРАЯ: Тогда напишите свой стих по этим рифмам.  Автора назову после окончания эксперимента.

ураган
вселенной.
обман
вдохновенье.
миг
сердца
крик,
вглядеться.
Небеса
разметали
голоса
печали.
диск,
ели
высь.
капели.

ПЕРВАЯ: Какой ужас. А другие нельзя?

ВТОРАЯ: Нельзя.

ПЕРВАЯ: Но тут же все понятно уже по первому и по последнему слову! От урагана к капели. Это как задача из учебника для 3-го класса. Из трубы А через бассейн в трубу Б течет нечто "романтическое" о смене времен года и торжестве весны.

ВТОРАЯ: Пишите. И я напишу. Сравним с оригиналом,  и Вы всё увидите сами.

ПЕРВАЯ: Ну, тогда вот моё. Признаюсь честно - было страшно трудно - будто съезжала по кем-то проложенной лыжной трассе и никак не могла "вписаться" в повороты. Да и вписываться не хотелось. Все время хотелось посбивать все флажки. Особенно бесил "миг-крик" и "туман-обман".

УРАГАН И СОСУЛЬКИ.

Метался злобный ураган
В пустой вселенной.
И подсыпал зимы обман
Во вдохновенье.
Зубцами застывали вмиг
Сугробы сердца.
(Молчанье - это тоже крик,
Если вглядеться.)
Но выше-выше небеса
Всё разметали -
И вьюги птичьи голоса
И вьюн печали.
Пусть солнца диск
Катился вниз -
На копья ели,
Росли сосульки
Только ввысь
Под - БЭМЦ! - капели.

Где ваше??

ВТОРАЯ: А вот и мое. Только я отбросила две рифмы снизу. Я пишу только сонеты.

БУРИМНЕТ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ.

Зашумел в голове ураган
Средь нейронов, аксонов вселенной.
Я открыла, открыла обман!
И долой, прочь и вон вдохновенье!
Пусть обмана был мал, краток миг,
Но он вечен для страстного сердца.
Твой протест - это филина крик,
Ты ведь филин, коль четче вглядеться.
Ты живешь по ночам. Небеса
Красоту не тебе разметали.
Птиц рассветных поют голоса
Для тебя о разлуке, печали.
Видишь, солнца любви рдеет диск?
Улетай, филин, в лжи своей высь!

ПЕРВАЯ: Нет. Это не считается. Во-первых, у любого эксперимента жесткие правила - нельзя ничего выкидывать.  Я, например, "миг-крик" тоже бы выкинула с огромным удовольствием.
Во-вторых, Вы знали содержание и, наверняка, уходили от него подсознательно-намеренно.
ну, а где же первоисточник?

ВТОРАЯ:

КРУГОВЕРТЬ
(Переделкин)

Всю ночь над миром ураган
Спираль раскручивал вселенной.
Вчерашний день сулил обман
Смешных надежд на вдохновенье.
Сплошную пропасть в каждый миг
Накрыв двойным ударом сердца
Спасал тонувший в буре крик,
Стараясь в бездну сна вглядеться.
И вдруг свершилось! Небеса
Повергли в прах и разметали
Осколков звонких голоса
И все тревоги, все печали.
Наутро солнца яркий диск,
Крадущий сумерки, и ели
Глядятся в призрачную высь.
Им тоже снится звон капели.

Теперь Вы видите, что стих определяют не рифмы?


ПЕРВАЯ: Что я должна видеть? Вижу только одно - мы с Переделкиным написали практически одно и то же.   Некоторые строчки почти полностью совпадают. И даже этот "переход" сохранен. У него:

«И вдруг свершилось! Небеса
Повергли в прах и разметали»

У меня:

«Но выше-выше небеса
Все разметали»

Ну???? Что и требовалось доказать. Кстати, «осколки» у меня тоже были и «звон капели», естественно. Это первое, что приходит в голову. Но я их безжалостно уничтожила.
В общем, я лишний раз убедилась в том, что рифмы это уже полстиха.

Поэтому хочу повести итог.
Рифма – это Королева.
Смысл и Эмоция.
Тайный код.
Узелок на платке склеротиков.
На память.

P.S.

Ну, что еще можно написать с этими рифмами?
Найдутся желающие?.
Откажусь от своей теории только после какого-то оригинального варианта.
Если кто-то сможет выскочить из бассейна с трубами,
признаю свое поражение.


Рецензии
Какая-то из баллад Шопена
.
Любовь - ураган,
Кривизна вселенной.
...Бесплодный обман,
...Муляж вдохновенья.
Оброненный миг,
Остановка сердца.
...Не вслушаться в крик,
...В зрачок не вглядеться.

До дыр небеса
Метлой разметали
Молчать - голоса,
Не плакать - печали.
Расплавился диск,
Обуглены ели
И сыплется высь
В стаккато капели.

Ирина Зиновьевна   25.08.2011 01:58     Заявить о нарушении
хе-хе.
всё то же самое:)))

Агаша   10.03.2010 12:12   Заявить о нарушении
вообще, да)) но так интереснее)

Ирина Зиновьевна   10.03.2010 13:17   Заявить о нарушении
На это произведение написано 39 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.