Государство - свобода или подавление

Государство, по Марксу – это сила, которая служит для подавления человека.
Государство по Гегелю – это освобождение человека, действительность нравственной идеи.
Власть пронизывает все общество и концентрируется в тех местах, где индивидуумы оказывают ей наибольшее противодействие. Это прерогатива общества (целое) – ограничивать индивида (часть).
Маркс и Гегель борются в нынешней теории власти: Маркс считается оборотной стороной Гегеля. Оборотной стороной нравственного закона, постулируемого Гегелем, оказывается сеть дисциплинарных принуждений – сторона Маркса. Чем мы будем считать государство – действительностью нравственной идеи или сетью дисциплинарных институтов – тем оно в конечном итоге и станет. Сознание рано или поздно определит бытие.
И как же все-таки правильно? Зло государство или добро? Кто же все-таки прав? Все же видят, что происходит, как все несправедливо и жестоко. Это ли называть действительностью нравственной идеи? Не пошутил ли Гегель? Нет, Гегель не шутил. Он превосходно представлял себе ситуацию без государства – дикое общество без искусства, культуры, без библиотек и школ, без больниц и социальных институтов, где каждый прав в силу своей ненасытной природы.
Маркс увидел такое положение вещей не только в прошлом, но и в светлом будущем. На иной стадии развития, когда человек стал не вершиной творения в отрицательном смысле – как вершина жадности, а в положительном контексте - как вершина разумности – и в этом он оказался более человеколюбив, чем Гегель. Но менее прав исторически. Все-таки вершиной разумности он стал благодаря государству и может таким пребывать только в рамках его.
Если же вдуматься в эти две концепции, то не такие уж они противоположные, не такие похожие и вообще сопоставить их достаточно непросто. Нужно в первую очередь понять, что Маркс очень часто был чрезмерно волен в терминологии. Так, «диктатурой пролетариата» он называл политическую власть, осуществляемую подавляющим большинством населения, хотя пролетариат в то время большинством населения не был. То же самое произошло в его уме с гегелевской теорией государства. Маркс считает государством то, что Гегель называл обществом.
Общество, освобождая человека от рабской зависимости от привязанности к инстинктам, диким и необузданным, от дикости, разумеется, применяет определенное насилие, но так оно действует во имя свободы его же, то есть человека. Человек сопротивляется – идет на жертвы ради своей свободы, общество ограничивает его жертвенность, не давая ему свободы в губительных для него объемах. Возникает борьба общества с человеком, индивидуального с общим – чем сильнее жажда свободы, тем сильнее подавление. В результате этой борьбы нет побежденных: не побеждает ни общество, ни человек – в выигрыше оказывается государство, которое питается и крепнет этой борьбой.
Для Гегеля - общество противостоит государству как обусловленность и природно-социальная необходимость.
 Маркс все перевернул с ног на голову и обусловленностью и необходимостью назвал государство с его бюрократическим аппаратом.
 Она могла бы осуществиться, пойми мы сущность развития государства по Гегелю, но мы поняли по перевернувшему все с ног на голову Марксу. Именно он применил метонимию и государство свел к его верхушке, это его определение: 'государство - это сила подавления'. По аналогии с Христом - Христос примирил человеческое и божественное, Антихрист разорвет эти понятия снова. Гегель примирил государство и общество, а в своей религиозной философии человеческое и божественное, Маркс разорвал единство, отдав обществу приоритет над государством, а человеческому над божественным. Результат: массовый атеизм и политический пофигизм. Не 'государство - это мы', а 'государство - это оно', причем даже самый наипервейший в пирамиде чиновник относится к государству как к чему-то совершенно чуждому, потустороннему. Поэтому никакого служения духу, никакой теодицеи - одна сплошная прагматика. Сознание определяет бытие.

. Свобода, если бы ее народ действительно обрел, как на то уповали классики марксизма, призывая разрушить государство, сделала бы его еще большим рабом. Свобода в своем абсолютном воплощении - по Гегелю, это смерть, и каждый человек, чтобы обрести свободу, должен рисковать жизнью. Так же и общество. Без революций, риска для жизни самого общества - оно не станет более развитым и свободным. Но свободу нельзя мыслить как абсолют, вне устоявшихся государственных форм. Она всегда поэтому относительна и обусловлена.
Для Гегеля - общество противостоит государству как обусловленность и природно-социальная необходимость.
Маркс все перевернул с ног на голову и обусловленностью и необходимостью назвал государство с его бюрократическим аппаратом.
Она могла бы осуществиться, пойми мы сущность развития государства по Гегелю, но мы поняли по перевернувшему все с ног на голову Марксу. Именно он применил метонимию и государство свел к его верхушке, это его определение: 'государство - это сила подавления'.
Маркс, (вместе с младогегельянцами) воюя против несправедливостей государства, ставил во главу угла наличие бюрократического чиновничьего аппарата. В действительности бюрократия - это общественное явление, а не государственное. В то же время, по Гегелю, государство может обеспечить гражданскому обществу свободу, лишь держа это общество в строгой узде и не позволяя государственным чиновникам находиться во власти общественных инстинктов, то есть использовать свое служебное положение в личных целях (коррупция) и переносить общественные инстинкты (стремление быть в центре светских сплетен и событий) на государственную деятельность. В обществе господствуют экономические интересы и конкуренция, и государственный чиновник, не будучи полностью свободен от общества, так же живет по законам его, перенося все это по мере возможности и степени попустительства вышестоящего руководства в госструктуры.
 Поэтому Гегель и настаивал на сильном государстве, которое могло бы поставить чиновника в жесткие условия: или ты государственный чиновник, или ты бюргер. Если ты бюргер, то в государственных структурах тебе делать нечего. Если же ты государственный чиновник, то ты должен быть законопослушен и ограничить свой частнособственнический эгоизм.
Последствия искажения Гегеля в истории человечества были чудовищные. В частности, уничтожение русской общины. А произошло это потому, что революционные демократы вкупе со славянофилами не поняли основы основ гегелевской системы - оппозиции свободы и необходимости. Основная ошибка - та же, на которую указывал еще Аристотель, критикуя демократов. Свобода как разнузданность нравов вообще не может быть понята. Сущностью свободы следует считать подчинение закону, а не господину и не своим собственным страстям.
Два совершенно разных организма - общество и государство друг без друга существовать не могут уже потому, что государство без общества - это организм без души, а общество без государства - организм без духа. Но дух свободнее души, раб может обладать душою, если же раб овладел духом - он уже не раб.


Рецензии
Вы путаете понятия "государство" и "общество". Государство - инструмент управления лидеров общественной пирамидой и, одновременно, механизм перераспределения дефицита ресурсов в ползу этих лидеров. А то зачем руководить за так? Дайте всем вдоволь ресурсов и общество, не смотря ни на какие усилия государства, превратится в бездумное стадо.
Общество - альтернатива индивидуальной неустроенности, сфера более высоких гарантий на выживание, надежд на процветание, область применения организаторских талантов, способ выжить и даже доминировать слабым и увечным. Государство только часть общественного устройства, один из механизмов и не более того. Совершенно не обязательный механизм. Крапоткинская анахия - гениальное предвиденье в условиях дефицита информации. Сегодня, когда информационные технологии на гарни всезнания, мы у порога иных механизмов общественного управления. Как вариант, вполне возможен нравстенный императив, воспитываемый под давлением интересов информированного большинства. Тут и Гегель будет уместен. )

Другой Туман   11.12.2007 03:18     Заявить о нарушении
Я как раз восстанавливаю понятия государство и общество. Путаница в головах марксистов. Разберитесь в своем марксизме как следует.

Ольга Чернорицкая   11.12.2007 20:42   Заявить о нарушении
Философский диспут от базарной свары отличается обсуждением вопроса по существу и без перехода на личности. Я к марксизму имею меньшее, чем вы отношение, хотя бы потому, что высказываю мнение, а не вешаю ярлыки.
Раньше с вами было интереснее спорить.
Приношу извинения за беспокойство.

Другой Туман   12.12.2007 00:39   Заявить о нарушении
Спорить - не сюда. Тут понимать нужно.

Ольга Чернорицкая   12.12.2007 13:30   Заявить о нарушении
Придётся извиниться и за собственную дурость.
Не понял, что автором изложены абсолютные истины.
Как это наверно замечательно всё знать и понимать однозначно.
С почтением к вашей мудрости, сударыня,
ДТ

Другой Туман   12.12.2007 14:42   Заявить о нарушении
Во всяком случае СТОЛЬКО вы над этим не работали, чтобы делать заявления, подобные вашей первой фразе.

Ольга Чернорицкая   13.12.2007 17:30   Заявить о нарушении
Типа "переход количества в качество". )))
Вы не перживайте так. Эти понятия все путают. А то откуда бы взяться такому бреду, как "права человека", "демократия", "правда и прочая истина", я уже не говорю про "объективность"?
Труднее всего воспринимаются простые и очевидные вещи.
Это не выучишь. Это как не видеть за деревьями леса. Много деталей и никакого просвета. )
Удачи.

Другой Туман   14.12.2007 01:06   Заявить о нарушении
Действительно- слишком уж примитивно вы рассуждаете. Откуда взяться? Да Гегеля читать нужно. И никогда он не называл государство, как Маркс с вами, механизмом. Вы - марксист! Маркс хотел уничтожить государство. Вы считаете его не обязательным. Марксистам не место здесь и не о чем даже говорить.

Ольга Чернорицкая   15.12.2007 09:43   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.