Рецензия на «Прага вокруг Марины Цветаевой» (Нина Лёзер)
Прочла с интересом и удовольствием. О Цветаевой знаю немного, да и стихи ее, при всем восторге многих моих знакомых, вызывали у меня неоднозначный отклик, нередко даже негативный. И чувствовала себя поэтому виноватой – все хвалят, сочувствуют, а я вот такая невосприимчивая... А Ваша статья убедила окончательно: нельзя прикрываться ни талантом, ни творчеством, надо отвечать за себя и близких. Но не уверена, что каждому это по плечу. Большое спасибо, Нина! Машенька-Маруся 19.11.2019 16:47 Заявить о нарушении
Вы, Машенька, читая Цветаеву, искали у неё душевной домашности и не находили. Это естественно, и восторг не состоялся.
«Цветаевская история, биографическая и текстуальная, — живой протест против любой нормативности. Уюта в этом немного.» — так характеризует её творчество поэт Мария Степанова. Моё эссе около- литературно, как и цветаевская Прага – место, которое около и вокруг. Я приехала туда в качестве экскурсанта, и там пришлось отследить прошлое, а потом попасть в центр города, в котором никому не было дела до этого прошлого. И можно было цитировать Цветаеву: . «Стою и шлю, закаменев от взлёту/Сей громкий зов в небесные пустоты.» А потом спрашивать, если достаточно громкий получился зов, и было ли небо так безнадёжно пусто. Сомневаться дозволено. А кто никак не может осмелиться засомневаться, тот и не заметит, как некстати в «Новогоднем» у М.Ц. . «Не один ведь рай, над ним другой ВЕДЬ Рай? Террасами? Сужу по Татрам — … Не один ВЕДЬ Бог? Над ним другой ВЕДЬ Бог?» . несколько раз повторяется это засорительное «ведь». Современному поэту (ОХ!) как за него бы попало.))) . Спасибо, за визит! Нина Лёзер 19.11.2019 21:32 Заявить о нарушении
Вот уж чего точно не искала и не ждала от Цветаевой, так это уютной домашности. Тем более в том возрасте, в котором впервые с ней познакомилась, – возрасте бунтарства. Но за то, что Вы написали мне именно об этой уютной домашности, спасибо, вывод сделаю. А там видно будет:-). Скорее меня раздражало то, что она сама с собой справиться не может и не хочет, возводит в особый ранг свои трудности и беды, – слишком уж это большая роскошь в страдающем повсеместно мире. Но каждый позволяет себе столько, сколько может позволить. Она могла, и это ее выбор, а скорее даже просто сущность (хотя так лишь уж далеко одно от другого...).
А все остальное, о чем шла речь, действительно неоднозначно, и каждый судит по-своему. Я написала лишь о том, как восприняла Ваше эссе. Что до "ведь", так ведь (!) у многих известных поэтов прошлого наличествуют такие "штучки", за которые сегодняшние графоманы в кругу им подобных виртуально получают и по губам, и по рукам. И на себе многое испытала в свое время. И тем не менее, в стихах, как по мне, самое главное – живые эмоция и мысль, которые заставляют думать и чувствовать. О какой уж тут нормативности может идти речь? В стихах, а не просто попытках рифмовать – уточняю, чтобы было ясно и по поводу формы выражения эмоций и мыслей:-). И Вам спасибо за стихи и прочитанное эссе. Буду еще заглядывать, специально занесла в избранное, чтобы в будущем почитать больше. Жаль, что редко тут бываю. Что до рая и бога, то,наверное, да... в силу бесконечности сущего, ну и по наблюдениям тоже, и не только цветаевским. Машенька-Маруся 19.11.2019 22:09 Заявить о нарушении
Спaсибо за то, чтo избрали, Маруся!
В Цвeтаевскoм девизе, OДНА — ИЗ ВСЕХ — ЗА ВСЕХ — ПРOТИВУ ВСЕХ!.. Вас, и не тoлько Вас, напрягaют кричащиe противoречия. Прoтиву всех -- дa! За всeх ли – если так мнoго зa себя? Однa из всех? – развe? Ведь тысячу рaз вездe и всюду не тaкая, как прoчие? Сама же не прекрaщает этo утвeрждать. Всех блaг! Нина Лёзер 20.11.2019 10:06 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |