Рецензия на «В гостях у Чена Кима» (Большой Литературный Клуб)

Здравствуйте, Чен Ким. Отчего-то остро захотелось с Вами поговорить — всё утро думала как половчее задать вопрос, да так и не придумала.
Подборку я принесла неоднозначную, исследующую ужас, что ли, как это странно ни прозвучит.
А поговорить бы я хотела о страхе: о страхе поделиться, о страхе не расслышать,о страхе невосприятия, и ещё большом количестве страхов, что болтают-болтают и только усилием воли можно их отодвинуть.
Пространно получилось и будто неточно.
Лучше подборкой (она правда из-за особенностей стихиры выглядит не так, как хочется, ну да и ладно, будут урезанные версии)
.
Дам ссылками, пока не даёт опубликовать полные тексты, чуть позже и тексты опубликую (часов несколько надо ведь подождать, да?)
.
Деревня Горданово, которую мы потеряли
http://stihi.ru/2019/11/15/3618
***
http://stihi.ru/2019/06/15/3337
***
http://stihi.ru/2019/06/15/3373

Юлия Малыгина   15.11.2019 11:53     Заявить о нарушении
Завтра утром отвечу))

Чен Ким   15.11.2019 12:11   Заявить о нарушении
) Спасибо, оно не к спеху. Успела подать, что называется, на том и ладно.
Как раз тексты попозже сюда положу, чтобы удобнее было говорить.

Юлия Малыгина   15.11.2019 12:34   Заявить о нарушении
Ааа, это с Балтии, Юля, прекрасные, ни на что больше не похожие стихи, помню-помню)
Подпишусь на послушать и, может, поучаствовать в конце, если гость и хозяин будут не против.)

Елена Наильевна   15.11.2019 12:43   Заявить о нарушении
Гость только "за", Лена, спасибо тебе. Думаю и хозяин не воспротивится)

Юлия Малыгина   15.11.2019 14:06   Заявить о нарушении
Ну, надеюсь теперь получится положить сюда тексты:
.
Деревня Горданово, которую мы потеряли
Умерла муториха
ихваниха
немая
рябая —
умерли, умерли, умерли.
Крест кочевал-кочевал по деревне —
остался в последнем доме.

Ладно-хорошо —
дальше пошли.

За сенокос лаялись
косая
кривая
пожилая
солдатова жена —
умерли, умерли, умерли.
Травы выросли-выросли
да погнили,
да под палом погибли.

Ладно-хорошо —
дальше пошли.

Ходили напрямки
ихваниха
кривая
немая
солдатова жена.
Ходили через мост
круглый нос
муториха
косая
пожилая.
Рябая дома сиднем сидела —
да все
умерли, умерли, умерли.
На столбиках думали-думали,
что написать,
да не придумали.
Не барыни, чай —
так к Господу пойдут.

Ладно-хорошо —
дальше пошли.

* * *

а-а
яблочко румяное тянется за ниточкой

яблочко по колее —
ниточка в руке,
свет зажёгся в доме раз,
а потом сбежал —

раз — железо, два — железка, время — электричество

— яблочко, ты хочешь есть?

что же есть — невесть,
куры, куры на насесте,
да пропал насест.

грянет 220 вольт, пыль над головой

свет горит, петух кричит,
в поле — ветер чист.
в поле ветер-ветерок,
над окном — дымок.

эх-ма, да — нема, яблоко с тобой

ниточка единая —
за последним яблоком,
по дороге иней лёг,
кажется, что пряники.

пропадёшь, да пропадай — некому держать

свет бежит по комнатам
ниточка — за яблочком
стукни-стукни каблучком,
да легла ничком.

поле-поле забери, дождик-дождь оплачь

цирли-цирли, все молчат,
некому сказать —
было сорок унучат
сорок лет назад,
нонче никаво здесь нет —
лес одервенел.

а-ай

ниточка болтается
на последнем яблоке
вдоль дороги иней лёг
видится, что пряники.

***
вот оно и лялечка
каяться и дрожать
от чудесной кромки
к лесу бегом бегом
и посильна ноша и велика
и неназываема
а любовь любовь
вот оно как здорово
вроде как быть а нет
и остаться точечкой на квитке
вот оно как лялечка
как любить
только тает маета вдалеке
погляди что катится за леса
погляди что ветер к порогу дал
до сегодня вечером до вчера
дотекают мутные и дрожат
это ветром тронуло и прошло
и молчать и сеять и жать
рожать
вот оно и лялечка
и любить
и не называть
и не называ
...

Юлия Малыгина   15.11.2019 14:21   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Юлия.
Ну про страх.
Про страх я могу сказать только то, что это в моей жизни первое и главное чувство.
Как у всякого счастливого человека - страх это то, что сопровождает меня ежедневно.
Что-то вразумительное сказать о страхе я не могу. Ведь я не объективный отстраненный исследователь страха, - я живу внутри него.
Поэтому я нифкурсах.
-----
Теперь о стихах.
Во-первых, я старый, тупой и примитивный читатель стихов.
Стихи это когда в столбик и в рифму.
С этой примитивной (но разделяемой мной!) точки зрения ваши тексты - это не стихи.

Теперь опять о страхе.
Ваши тексты - это колдовские заклинания и они настолько пугают меня, что я даже второй раз прочесть их боюсь.
В них точно есть что-то чего людям ни показывать ни проговаривать нельзя.
Если вам удалось это записать - значит в вас какая-то неведомая мне сила живет.
И вас я тоже боюсь.

----------
Ну вот. Отчитался по всем стихам разом.

Чен Ким   15.11.2019 23:49   Заявить о нарушении
Поняла, спасибо)
Чен Ким, спасибо огромное, мне понятнее теперь, чем я раздражаю людей, которые меня ни разу в жизни не видели.
А можно нескромный вопрос? Если он очень личный, то конечно можете не отвечать, но если не задам -- умру.
Видели ли Вы смерть в глаза?
Независимо от желания-нежелания говорить, моё искреннее спасибо -- не зря пришла.

Юлия Малыгина   15.11.2019 23:54   Заявить о нарушении
Да. Видел.

Чен Ким   16.11.2019 00:15   Заявить о нарушении
Как дурочка набираю комментарий и стираю, набираю и стираю.
Спасибо Вам. Простое, искреннее, тёплое, надеюсь это чувствуется как-то через эти буквы на экране.

Юлия Малыгина   16.11.2019 00:22   Заявить о нарушении
Да. Буквы передают все.
Спасибо, что не рассердились на мою непонятливость. В основе ее страх — предмет ваших исследований

Чен Ким   16.11.2019 00:41   Заявить о нарушении
Чен Ким, да что Вы! На что сердиться?
Это мелочи всё такие. Стихи живут во время восприятия, чего уж там -- это давно известно.
Ну, не задышала вселенная, да и ладно.
Если я работаю с приручением страха, чего мне бояться? Только себя не расслышать, это самое страшное. А если я буду сердиться -- когда и как тогда расслышать?
Если захотите, поговорим об эстетике ужасного, если решите, что ну её -- страхи эти, то и ладно.

Юлия Малыгина   16.11.2019 00:54   Заявить о нарушении
Конечно не в том смысле мелочи, что будто Ваше мнение/замечание мелочь.
Нет-нет, сердиться, топать ногами -- вот, что мелочь.
Обижаться, выставлять вперёд авторское, тщеславием грудь выгибать и прочая -- вот это мелочи.

Юлия Малыгина   16.11.2019 00:56   Заявить о нарушении
Я не люблю сильно, когда меня критикуют. Завожусь и готов убить.
Но я и не критиковал. Я просто не знаю как относиться к вашим текстам.
Почему они должны называться стихами - я тоже не знаю.
Ведь это скорее колдовские или шаманские ритуальные заговоры.
А может быть просто эксперименты с текстом?
Я просто нерифмованные тексты не записываю в стихи.
Просто потому что а как иначе?
Русский стих - он же прост как веник - строчки и рифмы.
На мой обывательский взгляд.
Т.е. строчки и рифмы. А дальше уже начинается волшебство другого порядка.
Вы же решили сразу взяться за волшебство - минуя конструкционные правила)
Тоже ход. Но я проваливаюсь как раз в том месте, где должна была быть первичная конструкция стихотворения - строчки и рифмы. Чтоб по правилам.
Я пытаюсь опереться хотя бы на намеки этой конструкции - но они намеренно не использованы вами...
У вас такой вот эксперимент.
Я слишком традиционен... И даже права не имею рассуждать тут о ваших текстах.
Чувствую что нет у меня ни права, ни умения проговорить эту тему.

Чен Ким   16.11.2019 09:22   Заявить о нарушении
Чен, Вы так со мной разговариваете, будто я принесла Вам верлибры)
Я по-прежнему с тёплыми буквами, но пожарче поговорю.
Эти тексты -- ритмически организованная речь, при чём с учётом традиций русского народного устного стиха.
Не английского, не датского, не американского, не китайского, японского, турецкого, персидского, etc.
Если Вы знаете более русскую речь -- ну что же, возможно и так. И возможно стоит свести этико-эстетику только к доминанте рифмы. Но не в моём случае, бо есть стихи и темы, лучше звучащие при точной рифме стандартным ямбом в крестике, а есть те, что будут в 2019 при таком подходе звучать пошло. А у нас же не только этическая, у нас эстетическая компонента, этико-эстетическая, если быть точнее. Потому рифма может быть не звуковой, а цветовой, как у Ксении Некрасовой, к примеру.
Теперь про русский стих.
В традициях русского стиха, того, что часто называют фольклором, тоническая система стихосложения, не силлабо-тоническая, а тоническая, в традициях его же нет чёткой рифменной структуры.
В традициях русского стиха есть кое-что ещё -- синкопирование метра, которое выражалось в пении поперёк, или в пении внахлёст, я слышала такое несколько раз, это трудное и непривычное занятие: слышать это. Ну конечно, мною переслушаны все песни русского севера, что нашлись, а так же юга, востока и т.д. И перечитаны)
Вот текст народной песни. Что же здесь такого уж эдакого неправильного?) Не в традиции русского стиха нешто это? Ой ли.
.
Ой, вы кумушки, вы кумитеся.
Кумитеся, любитеся.

Кумитеся, любитеся -
любите и меня.
Вы пойдите в зеленый сад -
возьмите и меня.

Вы будете цветы там рвать -
сорвите вы и мне.

Вы будете венки сплетать -
сплетите вы и мне.
Вы пойдите на реку Дунай -
возьмите и меня.

Вы будете венки в воду пускать -
пустите вы и мой.

Ваши венки по верху плыли -
а мой на дно пошёл.

Ваши дружки с войны пришли -
а мой не пришёл.

Он сам нейдёт, письма не шлёт -
забыл про меня.

Юлия Малыгина   16.11.2019 10:56   Заявить о нарушении
Или вот например, не такой быстрораспознаваемый фольк, но это он)
(конец 19, начало 20 века)
На одной из улиц отдаленных
Есть высокий красный дом большой:
На окнах железные решетки,
Обнесен высокою стеной.

Тишина кругом повсюду,
Не слыхать живой души.
Кругом шагают часовые,
На воротах крепкие замки.

Иногда там слышны звуки песен,
Но печальных, как осенний день;
Иногда в окно там виден узник,
Но худой и бледный, точно тень.

Кто ж они, безмолвные герои
Там, за крепкою стеной
Точно звери, заперты жестоко
В этот гроб, холодный и сырой.

Это те безвестные герои,
Это те страдальцы за народ,
Кто под гордым знаменем свободы
Звал идти безропотно вперед!

Много их таких со славой пало,
Много и еще в борьбе падет,
Но в сердцах свободного народа
Дело их вовеки не умрет.
.
Вы мне скажете: "рейтинг стихиры", а я Вам скажу, что рейтинг стихиры ничем не отличается от нерейтинга)
Связующая худ.произведение нить -- образ, и при том в тексте может не быть ни одного образа, построено оно может быть самым примитивнейшим образом (ямб, 4 стопы, авав, 4 строки в строфе) -- а само, целиком рождать образ.
Как-то так. Рифма -- техническая особенность, и уж поверьте на слово, рифму я вполне себе умею)))

Юлия Малыгина   16.11.2019 11:14   Заявить о нарушении
Ну вот вы и обиделись...
Рейтинги стихиры... Ну вы совсем меня за животное держите)))
Верю что в столбик и в рифму можете.
Верю.

Реконструкция в области русской поэтической речи это конечно же интересно.

Я настолько традиционен, что не в праве даже пытаться рассуждать о ваших текстах.
Все что вы написали мне в ответ - серьезно расширяет мой кругозор.
Я принимаю ваши подходы. Все это важно и для вас, и для множества других людей.

Но я по уровню своей читательской подготовки совершенно не соответствую вашей целевой аудитории...
Я честно об этом попытался сказать.
Не ругайте меня.
Я побаиваюсь таких текстов и таких разговоров...
Я вообще о смерти не могу говорить впрямую. Тем более вызывать ее словами для детального рассмотрения. Для "поглядеть в глаза".
Это опять о страхе.
Вы смелая женщина. Я вижу это по вашим текстам, по вашим ответам.
Завидую вам.
Я не так храбр.

Чен Ким   16.11.2019 14:35   Заявить о нарушении
Ну вот как-то попытался объяснить свою позицию.
Но забыл самое главное.
Я считаю (это мое убеждение) - что главное для меня в стихах.
Главное - чтобы их было интересно читать.
Точка.
Все неинтересное я не читаю. Все неинтересное не имеет читателя.
Все что не имеет читателя - мертво.

Чен Ким   16.11.2019 14:58   Заявить о нарушении
Ваши мне было читать интересно.
Но это всего лишь первый мой опыт. И текстов всего три.
Т.е. это было интересно как новое для меня (в некоторой степени) явление.
Как читатель со стажем, конечно я читал подобные вещи и раньше.
Просто никогда высказать на эту тему не просили.
И я об этом и не задумывался. Прочел и прочел... дальше пошел...
А тут да. Впервые прочел вот так - с напряжением внимания.

Чен Ким   16.11.2019 15:11   Заявить о нарушении
Чен Ким, ну что Вы, какие обиды! Это небольшое раздражение, что ближе к злости, чем к обиде.
И злость ни в коем случае не обращена на Вас как на человека.
Обижаться нужно только на тех, в кого ты вложил, а то и вообще не следует.
Мне слышится сарказм в Ваших словах, и поверьте, я не думаю, что Вы не знаете, чтобы слышать и такие тексты, но Вы чётко артикулируете, что не хотите знать.
Рейтинг стихиры -- а что уж в нём ужасного? Я туда регулярно хожу, чтобы понять, куда нос народа повёрнут) По-прежнему ли алкает добра, счастья и справедливости.
Поверьте, Ваша точка зрения "это не стихи, это что-то ужасное и непонятное, что нельзя показывать людям" не первый раз мне встречается) Принадлежит всегда эта точка зрения мужчинам 50+, а теперь, благодаря Вам я сформулировала и ещё один важный признак.
.
Самое печальное, что вместе с утраченной крестьянской культурой мы потеряли умение жить с ощущением смертности, проговаривать смерть и быть подготовленным к ней.
Мы утратили культуру, которая умела ужас и хтонь. На смену ей пришли "Челюсти" по телевизору))
Ай, долгий разговор.
Но я не обижена, я благодарна.

Юлия Малыгина   16.11.2019 16:13   Заявить о нарушении
Просто это немного скучно читать.
Вот собственно и все.
Теоретические костыли здесь не нужны.
Трудно представить себе человека, добровольно читающего эти стихи из читательского интереса.
Он увлечен, он ждет - что же дальше!
Ага... Представили?
Я вот не смог.

О смерти пишут всегда. Не вы первая.
Все поэты ходят кругами рядом с этой темой.
Вы решили что лучше всего разговор о ней поддержать в такой вот лобовой форме.
Мне это не близко.

И еще раз - о смерти пишут все. И всегда.
Но пишут люди не для того чтобы пугать друг друга.
А чтобы ощутить совместность краткой жизни.
Но для этого нужен читатель.

Чен Ким   16.11.2019 16:26   Заявить о нарушении
Чен, вначале Вы пишете, что непонятно и страшно читать, потом, что интересно читать, теперь, что скучно читать и в лоб.
Что из сказанного правда -- не знаю)
И стоит ли мне это знать?

Юлия Малыгина   16.11.2019 20:14   Заявить о нарушении
1.Непонятно и страшно читать. Никаких противоречий со следующими словами. Вообще. Не понимаю зачем это рождено автором, и страшно - потому что светским текстом это назвать сложно, сразу мерещатся всякого рода чорные ритуалы.

2.Интересно - я объяснил - первый раз я вынужден был прочесть такого рода текст со вниманием. Я сказал, что мне приходилось сталкиваться с такого роде подходом к стихотворениям... Просто не было нужды читать внимательно... И тут первый опыт. Конечно интересно, как заглянуть в неизвестную комнату со страшным.

3 Скучно. Потому что выяснилось что это не чорный ритуал, а типа просто манерная ритмическая проза. Манерность может выражаться не только в пошловатой вычурности, но и в активном опрощении, имитирующем "возвращение к корням".
Читать это второй раз - невозможно. Это правда скучно. Нет повода читать - нет смысла писать...
Теперь про "в лоб"
Писать о смерти не обязательно мертвыми словами. Вернее даже так - этого категорически нельзя делать мертвыми словами.
Мы - живы. Мы смерть можем опознать только через жизнь.
Только обходные пути. Только тайные тропы могут привести к дверце, за котором в щелочку нам покажут смерть.
А вы лепите дубиной по лбу - и предлагает считать это стихами...

Чен Ким   16.11.2019 20:28   Заявить о нарушении
Чен, Вы так сформулировали, будто я должна оправдываться.
А я точно не собираюсь этого делать.
Удивительно прекрасна рецепция, удивительно прекрасно всё, намотанное вокруг, вот эти "корни" -- ну неужто я так сказала? Неужто я похожа на человека в кокошнике? При чём тут корни?
(это всё риторические вопросы, ответа не требующие)
То есть, когда Иван Дорн делает удивительно современную классную песню "Мужа дома нету" -- это он так к корням возвращается?))
Или вот, Монеточка, невероятно модная Монеточка "кумушки" (текст оригинальный я дала) -- это она так к корням возвращается?)))
Нет, вряд ли, это попытка осмыслить отсутствие корней. Это не блажь такая, это видение и познание -- главные функции поэзии.
А что там кто-то считает или не считает стихами, литературой, литературностью, мне всё равно.
Меня сейчас занимает кое-что другое, что-то из области "чёрный рисует белого, белый прям" (а)))

Юлия Малыгина   16.11.2019 20:52   Заявить о нарушении
И Вы удивитесь, но все эти три текста про жизнь, я вообще жизнь пою.
Только жизнь реальную, не табуированную от тем.
Заговоры не могу с Вами обсуждать.
Всё, пожалуй.

Юлия Малыгина   16.11.2019 20:56   Заявить о нарушении
уфф... Теперь понять бы зачем вам понадобилось у меня что-то спрашивать.

Чен Ким   16.11.2019 21:54   Заявить о нарушении
Просто я в голове представляла себе другого человека, совсем другого. Ну, промахнулась, чо.
Да, теперь я вижу, что языки у нас настолько разные, что диалог всё никак не выйдет в завершающую стадию.
Я понимаю, что Вы мне хотели сказать, что это или заговоры и тогда не стихи, или манерность и тоже не стихи, это в любом случае не стихи с Вашей точки зрения.
Так что -- о чём говорить, если предмет для разговора есть только с моей стороны, а Вы со своей стороны его не видите.
Но тем не менее продолжаете со мной говорить.
Как там у Вас погода? У нас тут скачки атмосферного давления и невероятная теплынь, снега уже очень хочется (вот, так предмет для разговора появляется у двух сторон, но Вы можете отрицать существование погоды, т.к. погода -- это только когда солнце и лето, а остальное непогода)))

Юлия Малыгина   16.11.2019 22:19   Заявить о нарушении
Вы сами вынуждали меня отвечать вам.
Разговор вели вы.
Не надо меня обвинять в назойливости.
Не я к вам пришел, вы - ко мне.

Теперь вы все сформулировали видимо.
Да. То что вы пытаетесь назвать стихами - это профанация. Ничем не честнее верлибров, от которых вы попытались откреститься.
Вполне может быть это специфичный вид литературного высказывания на русском языке. Но не стихи - точно.

Чен Ким   16.11.2019 22:37   Заявить о нарушении
Извините за такое количество неприятного разом.
Большое спасибо и всего доброго.

Юлия Малыгина   16.11.2019 22:51   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Большой Литературный Клуб
Перейти к списку рецензий, написанных автором Юлия Малыгина
Перейти к списку рецензий по разделу за 15.11.2019