Рецензия на «В гостях у Чена Кима» (Большой Литературный Клуб)
Здравствуйте, Чен Ким. Отчего-то остро захотелось с Вами поговорить — всё утро думала как половчее задать вопрос, да так и не придумала. Подборку я принесла неоднозначную, исследующую ужас, что ли, как это странно ни прозвучит. А поговорить бы я хотела о страхе: о страхе поделиться, о страхе не расслышать,о страхе невосприятия, и ещё большом количестве страхов, что болтают-болтают и только усилием воли можно их отодвинуть. Пространно получилось и будто неточно. Лучше подборкой (она правда из-за особенностей стихиры выглядит не так, как хочется, ну да и ладно, будут урезанные версии) . Дам ссылками, пока не даёт опубликовать полные тексты, чуть позже и тексты опубликую (часов несколько надо ведь подождать, да?) . Деревня Горданово, которую мы потеряли http://stihi.ru/2019/11/15/3618 *** http://stihi.ru/2019/06/15/3337 *** http://stihi.ru/2019/06/15/3373 Юлия Малыгина 15.11.2019 11:53 Заявить о нарушении
) Спасибо, оно не к спеху. Успела подать, что называется, на том и ладно.
Как раз тексты попозже сюда положу, чтобы удобнее было говорить. Юлия Малыгина 15.11.2019 12:34 Заявить о нарушении
Ааа, это с Балтии, Юля, прекрасные, ни на что больше не похожие стихи, помню-помню)
Подпишусь на послушать и, может, поучаствовать в конце, если гость и хозяин будут не против.) Елена Наильевна 15.11.2019 12:43 Заявить о нарушении
Гость только "за", Лена, спасибо тебе. Думаю и хозяин не воспротивится)
Юлия Малыгина 15.11.2019 14:06 Заявить о нарушении
Ну, надеюсь теперь получится положить сюда тексты:
. Деревня Горданово, которую мы потеряли Умерла муториха ихваниха немая рябая — умерли, умерли, умерли. Крест кочевал-кочевал по деревне — остался в последнем доме. Ладно-хорошо — дальше пошли. За сенокос лаялись косая кривая пожилая солдатова жена — умерли, умерли, умерли. Травы выросли-выросли да погнили, да под палом погибли. Ладно-хорошо — дальше пошли. Ходили напрямки ихваниха кривая немая солдатова жена. Ходили через мост круглый нос муториха косая пожилая. Рябая дома сиднем сидела — да все умерли, умерли, умерли. На столбиках думали-думали, что написать, да не придумали. Не барыни, чай — так к Господу пойдут. Ладно-хорошо — дальше пошли. * * * а-а яблочко румяное тянется за ниточкой яблочко по колее — ниточка в руке, свет зажёгся в доме раз, а потом сбежал — раз — железо, два — железка, время — электричество — яблочко, ты хочешь есть? что же есть — невесть, куры, куры на насесте, да пропал насест. грянет 220 вольт, пыль над головой свет горит, петух кричит, в поле — ветер чист. в поле ветер-ветерок, над окном — дымок. эх-ма, да — нема, яблоко с тобой ниточка единая — за последним яблоком, по дороге иней лёг, кажется, что пряники. пропадёшь, да пропадай — некому держать свет бежит по комнатам ниточка — за яблочком стукни-стукни каблучком, да легла ничком. поле-поле забери, дождик-дождь оплачь цирли-цирли, все молчат, некому сказать — было сорок унучат сорок лет назад, нонче никаво здесь нет — лес одервенел. а-ай ниточка болтается на последнем яблоке вдоль дороги иней лёг видится, что пряники. *** вот оно и лялечка каяться и дрожать от чудесной кромки к лесу бегом бегом и посильна ноша и велика и неназываема а любовь любовь вот оно как здорово вроде как быть а нет и остаться точечкой на квитке вот оно как лялечка как любить только тает маета вдалеке погляди что катится за леса погляди что ветер к порогу дал до сегодня вечером до вчера дотекают мутные и дрожат это ветром тронуло и прошло и молчать и сеять и жать рожать вот оно и лялечка и любить и не называть и не называ ... Юлия Малыгина 15.11.2019 14:21 Заявить о нарушении
Здравствуйте, Юлия.
Ну про страх. Про страх я могу сказать только то, что это в моей жизни первое и главное чувство. Как у всякого счастливого человека - страх это то, что сопровождает меня ежедневно. Что-то вразумительное сказать о страхе я не могу. Ведь я не объективный отстраненный исследователь страха, - я живу внутри него. Поэтому я нифкурсах. ----- Теперь о стихах. Во-первых, я старый, тупой и примитивный читатель стихов. Стихи это когда в столбик и в рифму. С этой примитивной (но разделяемой мной!) точки зрения ваши тексты - это не стихи. Теперь опять о страхе. Ваши тексты - это колдовские заклинания и они настолько пугают меня, что я даже второй раз прочесть их боюсь. В них точно есть что-то чего людям ни показывать ни проговаривать нельзя. Если вам удалось это записать - значит в вас какая-то неведомая мне сила живет. И вас я тоже боюсь. ---------- Ну вот. Отчитался по всем стихам разом. Чен Ким 15.11.2019 23:49 Заявить о нарушении
Поняла, спасибо)
Чен Ким, спасибо огромное, мне понятнее теперь, чем я раздражаю людей, которые меня ни разу в жизни не видели. А можно нескромный вопрос? Если он очень личный, то конечно можете не отвечать, но если не задам -- умру. Видели ли Вы смерть в глаза? Независимо от желания-нежелания говорить, моё искреннее спасибо -- не зря пришла. Юлия Малыгина 15.11.2019 23:54 Заявить о нарушении
Как дурочка набираю комментарий и стираю, набираю и стираю.
Спасибо Вам. Простое, искреннее, тёплое, надеюсь это чувствуется как-то через эти буквы на экране. Юлия Малыгина 16.11.2019 00:22 Заявить о нарушении
Да. Буквы передают все.
Спасибо, что не рассердились на мою непонятливость. В основе ее страх — предмет ваших исследований Чен Ким 16.11.2019 00:41 Заявить о нарушении
Чен Ким, да что Вы! На что сердиться?
Это мелочи всё такие. Стихи живут во время восприятия, чего уж там -- это давно известно. Ну, не задышала вселенная, да и ладно. Если я работаю с приручением страха, чего мне бояться? Только себя не расслышать, это самое страшное. А если я буду сердиться -- когда и как тогда расслышать? Если захотите, поговорим об эстетике ужасного, если решите, что ну её -- страхи эти, то и ладно. Юлия Малыгина 16.11.2019 00:54 Заявить о нарушении
Конечно не в том смысле мелочи, что будто Ваше мнение/замечание мелочь.
Нет-нет, сердиться, топать ногами -- вот, что мелочь. Обижаться, выставлять вперёд авторское, тщеславием грудь выгибать и прочая -- вот это мелочи. Юлия Малыгина 16.11.2019 00:56 Заявить о нарушении
Я не люблю сильно, когда меня критикуют. Завожусь и готов убить.
Но я и не критиковал. Я просто не знаю как относиться к вашим текстам. Почему они должны называться стихами - я тоже не знаю. Ведь это скорее колдовские или шаманские ритуальные заговоры. А может быть просто эксперименты с текстом? Я просто нерифмованные тексты не записываю в стихи. Просто потому что а как иначе? Русский стих - он же прост как веник - строчки и рифмы. На мой обывательский взгляд. Т.е. строчки и рифмы. А дальше уже начинается волшебство другого порядка. Вы же решили сразу взяться за волшебство - минуя конструкционные правила) Тоже ход. Но я проваливаюсь как раз в том месте, где должна была быть первичная конструкция стихотворения - строчки и рифмы. Чтоб по правилам. Я пытаюсь опереться хотя бы на намеки этой конструкции - но они намеренно не использованы вами... У вас такой вот эксперимент. Я слишком традиционен... И даже права не имею рассуждать тут о ваших текстах. Чувствую что нет у меня ни права, ни умения проговорить эту тему. Чен Ким 16.11.2019 09:22 Заявить о нарушении
Чен, Вы так со мной разговариваете, будто я принесла Вам верлибры)
Я по-прежнему с тёплыми буквами, но пожарче поговорю. Эти тексты -- ритмически организованная речь, при чём с учётом традиций русского народного устного стиха. Не английского, не датского, не американского, не китайского, японского, турецкого, персидского, etc. Если Вы знаете более русскую речь -- ну что же, возможно и так. И возможно стоит свести этико-эстетику только к доминанте рифмы. Но не в моём случае, бо есть стихи и темы, лучше звучащие при точной рифме стандартным ямбом в крестике, а есть те, что будут в 2019 при таком подходе звучать пошло. А у нас же не только этическая, у нас эстетическая компонента, этико-эстетическая, если быть точнее. Потому рифма может быть не звуковой, а цветовой, как у Ксении Некрасовой, к примеру. Теперь про русский стих. В традициях русского стиха, того, что часто называют фольклором, тоническая система стихосложения, не силлабо-тоническая, а тоническая, в традициях его же нет чёткой рифменной структуры. В традициях русского стиха есть кое-что ещё -- синкопирование метра, которое выражалось в пении поперёк, или в пении внахлёст, я слышала такое несколько раз, это трудное и непривычное занятие: слышать это. Ну конечно, мною переслушаны все песни русского севера, что нашлись, а так же юга, востока и т.д. И перечитаны) Вот текст народной песни. Что же здесь такого уж эдакого неправильного?) Не в традиции русского стиха нешто это? Ой ли. . Ой, вы кумушки, вы кумитеся. Кумитеся, любитеся. Кумитеся, любитеся - любите и меня. Вы пойдите в зеленый сад - возьмите и меня. Вы будете цветы там рвать - сорвите вы и мне. Вы будете венки сплетать - сплетите вы и мне. Вы пойдите на реку Дунай - возьмите и меня. Вы будете венки в воду пускать - пустите вы и мой. Ваши венки по верху плыли - а мой на дно пошёл. Ваши дружки с войны пришли - а мой не пришёл. Он сам нейдёт, письма не шлёт - забыл про меня. Юлия Малыгина 16.11.2019 10:56 Заявить о нарушении
Или вот например, не такой быстрораспознаваемый фольк, но это он)
(конец 19, начало 20 века) На одной из улиц отдаленных Есть высокий красный дом большой: На окнах железные решетки, Обнесен высокою стеной. Тишина кругом повсюду, Не слыхать живой души. Кругом шагают часовые, На воротах крепкие замки. Иногда там слышны звуки песен, Но печальных, как осенний день; Иногда в окно там виден узник, Но худой и бледный, точно тень. Кто ж они, безмолвные герои Там, за крепкою стеной Точно звери, заперты жестоко В этот гроб, холодный и сырой. Это те безвестные герои, Это те страдальцы за народ, Кто под гордым знаменем свободы Звал идти безропотно вперед! Много их таких со славой пало, Много и еще в борьбе падет, Но в сердцах свободного народа Дело их вовеки не умрет. . Вы мне скажете: "рейтинг стихиры", а я Вам скажу, что рейтинг стихиры ничем не отличается от нерейтинга) Связующая худ.произведение нить -- образ, и при том в тексте может не быть ни одного образа, построено оно может быть самым примитивнейшим образом (ямб, 4 стопы, авав, 4 строки в строфе) -- а само, целиком рождать образ. Как-то так. Рифма -- техническая особенность, и уж поверьте на слово, рифму я вполне себе умею))) Юлия Малыгина 16.11.2019 11:14 Заявить о нарушении
Ну вот вы и обиделись...
Рейтинги стихиры... Ну вы совсем меня за животное держите))) Верю что в столбик и в рифму можете. Верю. Реконструкция в области русской поэтической речи это конечно же интересно. Я настолько традиционен, что не в праве даже пытаться рассуждать о ваших текстах. Все что вы написали мне в ответ - серьезно расширяет мой кругозор. Я принимаю ваши подходы. Все это важно и для вас, и для множества других людей. Но я по уровню своей читательской подготовки совершенно не соответствую вашей целевой аудитории... Я честно об этом попытался сказать. Не ругайте меня. Я побаиваюсь таких текстов и таких разговоров... Я вообще о смерти не могу говорить впрямую. Тем более вызывать ее словами для детального рассмотрения. Для "поглядеть в глаза". Это опять о страхе. Вы смелая женщина. Я вижу это по вашим текстам, по вашим ответам. Завидую вам. Я не так храбр. Чен Ким 16.11.2019 14:35 Заявить о нарушении
Ну вот как-то попытался объяснить свою позицию.
Но забыл самое главное. Я считаю (это мое убеждение) - что главное для меня в стихах. Главное - чтобы их было интересно читать. Точка. Все неинтересное я не читаю. Все неинтересное не имеет читателя. Все что не имеет читателя - мертво. Чен Ким 16.11.2019 14:58 Заявить о нарушении
Ваши мне было читать интересно.
Но это всего лишь первый мой опыт. И текстов всего три. Т.е. это было интересно как новое для меня (в некоторой степени) явление. Как читатель со стажем, конечно я читал подобные вещи и раньше. Просто никогда высказать на эту тему не просили. И я об этом и не задумывался. Прочел и прочел... дальше пошел... А тут да. Впервые прочел вот так - с напряжением внимания. Чен Ким 16.11.2019 15:11 Заявить о нарушении
Чен Ким, ну что Вы, какие обиды! Это небольшое раздражение, что ближе к злости, чем к обиде.
И злость ни в коем случае не обращена на Вас как на человека. Обижаться нужно только на тех, в кого ты вложил, а то и вообще не следует. Мне слышится сарказм в Ваших словах, и поверьте, я не думаю, что Вы не знаете, чтобы слышать и такие тексты, но Вы чётко артикулируете, что не хотите знать. Рейтинг стихиры -- а что уж в нём ужасного? Я туда регулярно хожу, чтобы понять, куда нос народа повёрнут) По-прежнему ли алкает добра, счастья и справедливости. Поверьте, Ваша точка зрения "это не стихи, это что-то ужасное и непонятное, что нельзя показывать людям" не первый раз мне встречается) Принадлежит всегда эта точка зрения мужчинам 50+, а теперь, благодаря Вам я сформулировала и ещё один важный признак. . Самое печальное, что вместе с утраченной крестьянской культурой мы потеряли умение жить с ощущением смертности, проговаривать смерть и быть подготовленным к ней. Мы утратили культуру, которая умела ужас и хтонь. На смену ей пришли "Челюсти" по телевизору)) Ай, долгий разговор. Но я не обижена, я благодарна. Юлия Малыгина 16.11.2019 16:13 Заявить о нарушении
Просто это немного скучно читать.
Вот собственно и все. Теоретические костыли здесь не нужны. Трудно представить себе человека, добровольно читающего эти стихи из читательского интереса. Он увлечен, он ждет - что же дальше! Ага... Представили? Я вот не смог. О смерти пишут всегда. Не вы первая. Все поэты ходят кругами рядом с этой темой. Вы решили что лучше всего разговор о ней поддержать в такой вот лобовой форме. Мне это не близко. И еще раз - о смерти пишут все. И всегда. Но пишут люди не для того чтобы пугать друг друга. А чтобы ощутить совместность краткой жизни. Но для этого нужен читатель. Чен Ким 16.11.2019 16:26 Заявить о нарушении
Чен, вначале Вы пишете, что непонятно и страшно читать, потом, что интересно читать, теперь, что скучно читать и в лоб.
Что из сказанного правда -- не знаю) И стоит ли мне это знать? Юлия Малыгина 16.11.2019 20:14 Заявить о нарушении
1.Непонятно и страшно читать. Никаких противоречий со следующими словами. Вообще. Не понимаю зачем это рождено автором, и страшно - потому что светским текстом это назвать сложно, сразу мерещатся всякого рода чорные ритуалы.
2.Интересно - я объяснил - первый раз я вынужден был прочесть такого рода текст со вниманием. Я сказал, что мне приходилось сталкиваться с такого роде подходом к стихотворениям... Просто не было нужды читать внимательно... И тут первый опыт. Конечно интересно, как заглянуть в неизвестную комнату со страшным. 3 Скучно. Потому что выяснилось что это не чорный ритуал, а типа просто манерная ритмическая проза. Манерность может выражаться не только в пошловатой вычурности, но и в активном опрощении, имитирующем "возвращение к корням". Читать это второй раз - невозможно. Это правда скучно. Нет повода читать - нет смысла писать... Теперь про "в лоб" Писать о смерти не обязательно мертвыми словами. Вернее даже так - этого категорически нельзя делать мертвыми словами. Мы - живы. Мы смерть можем опознать только через жизнь. Только обходные пути. Только тайные тропы могут привести к дверце, за котором в щелочку нам покажут смерть. А вы лепите дубиной по лбу - и предлагает считать это стихами... Чен Ким 16.11.2019 20:28 Заявить о нарушении
Чен, Вы так сформулировали, будто я должна оправдываться.
А я точно не собираюсь этого делать. Удивительно прекрасна рецепция, удивительно прекрасно всё, намотанное вокруг, вот эти "корни" -- ну неужто я так сказала? Неужто я похожа на человека в кокошнике? При чём тут корни? (это всё риторические вопросы, ответа не требующие) То есть, когда Иван Дорн делает удивительно современную классную песню "Мужа дома нету" -- это он так к корням возвращается?)) Или вот, Монеточка, невероятно модная Монеточка "кумушки" (текст оригинальный я дала) -- это она так к корням возвращается?))) Нет, вряд ли, это попытка осмыслить отсутствие корней. Это не блажь такая, это видение и познание -- главные функции поэзии. А что там кто-то считает или не считает стихами, литературой, литературностью, мне всё равно. Меня сейчас занимает кое-что другое, что-то из области "чёрный рисует белого, белый прям" (а))) Юлия Малыгина 16.11.2019 20:52 Заявить о нарушении
И Вы удивитесь, но все эти три текста про жизнь, я вообще жизнь пою.
Только жизнь реальную, не табуированную от тем. Заговоры не могу с Вами обсуждать. Всё, пожалуй. Юлия Малыгина 16.11.2019 20:56 Заявить о нарушении
уфф... Теперь понять бы зачем вам понадобилось у меня что-то спрашивать.
Чен Ким 16.11.2019 21:54 Заявить о нарушении
Просто я в голове представляла себе другого человека, совсем другого. Ну, промахнулась, чо.
Да, теперь я вижу, что языки у нас настолько разные, что диалог всё никак не выйдет в завершающую стадию. Я понимаю, что Вы мне хотели сказать, что это или заговоры и тогда не стихи, или манерность и тоже не стихи, это в любом случае не стихи с Вашей точки зрения. Так что -- о чём говорить, если предмет для разговора есть только с моей стороны, а Вы со своей стороны его не видите. Но тем не менее продолжаете со мной говорить. Как там у Вас погода? У нас тут скачки атмосферного давления и невероятная теплынь, снега уже очень хочется (вот, так предмет для разговора появляется у двух сторон, но Вы можете отрицать существование погоды, т.к. погода -- это только когда солнце и лето, а остальное непогода))) Юлия Малыгина 16.11.2019 22:19 Заявить о нарушении
Вы сами вынуждали меня отвечать вам.
Разговор вели вы. Не надо меня обвинять в назойливости. Не я к вам пришел, вы - ко мне. Теперь вы все сформулировали видимо. Да. То что вы пытаетесь назвать стихами - это профанация. Ничем не честнее верлибров, от которых вы попытались откреститься. Вполне может быть это специфичный вид литературного высказывания на русском языке. Но не стихи - точно. Чен Ким 16.11.2019 22:37 Заявить о нарушении
Извините за такое количество неприятного разом.
Большое спасибо и всего доброго. Юлия Малыгина 16.11.2019 22:51 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |