Рецензия на «Прага вокруг Марины Цветаевой» (Нина Лёзер)

хорошо проанализирована поэзия Марины. Понравилось, спасибо. С уважением.

Анатолий Харин   03.03.2019 01:25     Заявить о нарушении
Пишитe Вы мне, Анатoлий, что я прoанализировала «попытку» пoвторить мнoго раз повтoренную скaзку про Крысoлова?
Там мне ещё былo кое-что яснo.
А вот oтрывок из «Попытка кoмнаты», почти в то же время нaписана:
.
.
„Стены кoсности сочтены дo меня. Но — заскoк? случайнoсть? — Я запoмнила три стены. За четвeртую не ручaюсь. Ктo же знает, спиной к стене? Может быть, но ведь может не
Быть. И не былo. Дулo. Но Не cтeна за спиной — тaк?.. Всё, что Не угoдно. Депeша "Днo", Царь oтрекся. Не тoлько с пoчты Вести. Срoчные провoда Отoвсюду и отвсегда. На рoяле игрaл? Сквoзит.
Дуeт. Парусoм хoдит. Ватой — Пaльцы. Лист сонатинный взвит. (Не забудь, чтo тебе — дeвятый.) Для нeвиданной тoй стены Знaю имя: cтена cпины За рoялем. Еще — стoлом Письменным, а еще — прибoром
Бритвeнным (у стены — прием — Этoй — делаться кoридором В зеркалe. Перенес — взглянул. Пустoты перенoсный стул).“.
.
и т.д. не хватает ума дочитать до конца. Думаю, что не у меня одной...
Ибо на меня навалились и погребли под собой все амплитуды колебания этого творчества.
.
Спасибо!

Нина Лёзер   03.03.2019 10:38   Заявить о нарушении
Наш мозг любит работать, но не перенапрягаться. Если стих прост, он прочитал, и забыл его. Если есть загадка, ему хочется разгадать её. Разгадает и радуется, но ведь бывает и "черный квадрат". Марина знала, что она талантлива и требовала к себе особого внимания, но ни кто не любит тех, кто требует. Такое у меня почему-то мнение о ней. С радушием.

Анатолий Харин   03.03.2019 11:38   Заявить о нарушении
Вы мне писали про Голого Короля и про мальчика, которого возле Чёрного Квадрата не оказалось, не оказалось мальчика и в Комнате, которая всего лишь Попытка. Не это ли Вы хотите мне сказать?

Нина Лёзер   03.03.2019 12:04   Заявить о нарушении
Я Мариной не увлекался, но у кого-то промелькнула мысль, а не увлекалась ли она последнее время травкой, тогда и некоторые стихи, и последний поступок более понятен.

Анатолий Харин   03.03.2019 13:24   Заявить о нарушении
Есть поступки, которые на протяжении всей жизни тоже мало понятны. Непонятны именно для творца, которого представляют обществу в качестве «инженера человеческих душ.»
Инженер в ореоле коротких замыканий - тот ещё инженер. )))

Нина Лёзер   03.03.2019 14:16   Заявить о нарушении
Одни намеренно, другие случайно, делают из Цветаевой звезду, которую якобы потушило КГБ. Это была не звезда, а звездочка. Я не думаю, что для КГБ она представляла интерес. Хотя может быть. Разрывало её наверное прошлое и неизвестное будущее.

Анатолий Харин   03.03.2019 14:54   Заявить о нарушении
Ну да, однa прослойкa читателей видит в ней сaмую мудрую, другaя - самую беспомощную, третья - сaмую несчaстную, четвёртые - сaмую стойкую.
Нaделяют её сверхчеловеческими порывaми, восхождениями нa вершины, не дoстижимыми для прoстого смертнoго. Вoзможно, всё этo ещё и пoтому, что она так многo, пристрастнo и вoзвышенно, и абсoлютно несамoкритично умелa говорить сaма o себе.

Нина Лёзер   03.03.2019 16:09   Заявить о нарушении
Нина, я ни читал её дневников. Вчера, кое-что прочитал. У ней в голове, кроме поэзии, ничего не было, ни дети, ни муж, ни быт. Конечно, подробной биографии я не читал. С уважением

Анатолий Харин   04.03.2019 20:24   Заявить о нарушении
Ну, если Вы о ней ничего не знаете, оно, может быть, и лучше.

Вот один эпизод из её юности, который меня и не шокировал даже, потому что до этого меня уже шокировали некоторые другие более поздние эпизоды.
Марина увлеклась Наполеоном лет в 16. Я бы даже сказала, помешалась на этом персонаже, прониклась любовью к его молодому сыну герцогу Рейхштадскому, умершему совсем юным. На многие месяцы запершись в маленькой комнате, никого не видя, не слыша, отрешившись от окружающего мира, она переводила с французского языка пьесу Э.Ростана «Орленок». Можно сказать жила внутри книги, окружающий мир не существовал. Пристрастилась пить рябиновую настойку, пустые бутылки вышвыривала из окна и даже не обращала внимания, на чью голову они летят. В киоте иконы у неё красовались изображения Наполеона. Когда отец, профессор Цветаев, зашёл к ней в комнату и, увидев эти портреты, стал, повышая голос, наставлять дочку, она схватила тяжёлый подсвечник… и пошла на отца. Этот эпизод описывает в своей книге её сестра А. Цветаева.
Но, как пишет доктор философских наук, профессор Ю.В.Шатин: «Реальная биография в творчестве поэта значит гораздо меньше, чем принято считать. Она лишь затемняет смысл творчества в том случае, когда не превращается в мифопоэтику.» Так вот, вся биография Цветаевой как сосуд, в который вливается её поэзия, становясь неотделимой от мифа. И она творит своё искусство будто во сне, с ожесточением человека, не принимающего реальность, находясь как бы по другую сторону жизни.

Кстати, курила беспрерывно, но, наверное, всё же не «травку». )))

С уважением!

Нина Лёзер   05.03.2019 09:50   Заявить о нарушении
Спасибо, Нина. Я и так в восторге от её творчества не был, но некоторые стихи ее нравятся очень. Конечно, в поэзию он свой вклад внесла, но икону с ней делать не стоит.Я чуть не поссорился со знакомой поэтессой из-за ней. У некоторых какой-то эффект болельщика, если понравился, то уже святой, какой-либо. негатив жестоко отвергается. С благодарным теплом.

Анатолий Харин   05.03.2019 11:20   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Нина Лёзер
Перейти к списку рецензий, написанных автором Анатолий Харин
Перейти к списку рецензий по разделу за 03.03.2019