Рецензия на «Camera obscura. Бессарабский фаду. Венок сонетов» (Рая Школьник 2)

Здравствуйте, Рая!
Вчера просто прочитал венок и рецензии к нему; узнал, что Вы 43 года живёте вне русской языковой среды.

Сегодня перечитал, "включив редактор". Венок интересный и симпатичный в познавательном и литературном отношении.

Похоже, что написан больше для себя и посвященных, но зато посторонний читатель может пофантазировать. В целом, рецензенты уже за всё, что нужно, похвалили. Понимаю, какую работу Вы проделали, но кое-что для "продвижения в массы" можно, при желании, пошлифовать.

Не знаю, есть ли в Вашей памяти примеры блестящих венков, но я один такой нашёл у Э. Лиончик. Пожалуй, на этом портале она - в первом ряду мастеров сонета.

Приведу одну её рецензию на мой текст в порядке обмена опытом:

"Вы замечательно справились с сонетной формой снаружи.
Теперь давайте прикончим это дело изнутри. Опять же, по желанию.
Для этой мелочи Вам придется навсегда забыть слова, не имеющие образного ряда и весьма заупотребленные всеми, от классиков до их имитаторов. Постарайтесь навесить жесткое табу на "пробужденье, вдохновенье, утешенье, забвенье" и тому подобный репертуар, тем более, в рифмах.
Потому что: рифмуются РАЗНЫЕ части речи или сущ. в разных падежах, по УДАРНОМУ слогу и с учетом ПРЕДШЕСТВУЮЩИХ СОГЛАСНЫХ.
Вся техника одним предложением. Остальное - тупик и уже было.
Ничего личного, это моя работа.)
С уважением Эллионора Леончик 20.10.2016 "

Ну вот - как Вы заказывали, почитал и откликнулся:)).

Берегите себя,



Николай Ферапонтов   29.11.2017 17:48     Заявить о нарушении
Прочитал второй венок и обмен мнениями по нему, имея в виду Ваш ответ мне.

Для «поржавевшего русского языка» и текста, написанного быстро - очень прилично, а для написанного для себя – лучше не надо!
Кстати, и рекомендации Э. Лиончик в этой парадигме Вам не пригодятся.

Могу сказать, что Ваше отношение к замечаниям вполне разделяю – читатель же не может пройти по тем же мысленным тропкам, что и автор, который видит эти тропки и всю «дорогу» в разных вариантах до прикосновения к клавиатуре.

Еще – Ваши стихи мне близки ментально и стилистически (т. е. мог бы так сказать или где-то сказал).

Вы у меня в «избранном» - все новинки сразу прочту.

Всех благ и хорошего настроения,

Николай Ферапонтов   30.11.2017 10:21   Заявить о нарушении
Можно писать только для себя или только для читателя, а можно совместить.

Для себя – сам написал, полюбовался, погордился, никому не показал, так как
другим непонятно и неинтересно, либо компрометирует автора.

Для читателя – пишут все профессионалы и большинство любителей, чтобы поделиться чувством, знанием, найти единомышленников и т. д.

По Эллионоре:

1). «Вам придется навсегда забыть слова, не имеющие образного ряда» - к Вам это вообще не относится - у Вас в каждой строчке образ – то, что прежде всего
отличает поэзию от "непоэзии".

2). «Вам придется навсегда забыть слова заупотребленные всеми, от классиков до их имитаторов. Постарайтесь навесить жесткое табу на "пробужденье, вдохновенье, утешенье, забвенье" и тому подобный репертуар, тем более, в рифмах». – тоже не к Вам, у Вас лексика вполне яркая, не затёртая.

3). «Рифмуются РАЗНЫЕ части речи или сущ. в разных падежах, по УДАРНОМУ слогу и с учетом ПРЕДШЕСТВУЮЩИХ СОГЛАСНЫХ»
Помечаю в Вашем стихотворении рифмы, не удовлетворяющие этому критерию:

Туман шифрует города черты
И я теряюсь в семени рассВЕТА.
Скамейка перманентной пустоты
Любого примет, не раскрыв секРЕТА

Ключ к шифру у тебя, а Арно – ВОТ
И мы, и мы опять по - райски ГОЛЫ.
От усмиренных временем краСОТ
Завоет из глубин СавонаРОЛА

А камня из сердечка не досТАТЬ,
Не вскрыв грудную клетку и не бросить,
Круги считая, продолжая сПАТЬ
Под танго о покупке папиросэн

И как, скажи, чужой мигрени ЗОВ
сиреною из питерских туманов
нас заманил к подножию дворЦОВ
и ренессансом опоил гуманно?

В русском классическом стихосложении основным признаком рифмы является совпадение ударных гласных. Эллионора ужесточает требование к рифме ещё и совпадением предыдущей согласной – она так и пишет свои стихи.

Я теперь, по возможности, тоже стараюсь соблюдать. Хотя всегда помню : «Марксизм не догма, а руководство к действию!» :)

Привет из Питера,

Николай Ферапонтов   30.11.2017 18:52   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Рая Школьник 2
Перейти к списку рецензий, написанных автором Николай Ферапонтов
Перейти к списку рецензий по разделу за 29.11.2017