Рецензия на «Утреннее...» (Сергей Всеволодович)

Заря скользнула тихой сапой, - запятая не нужна.

По разомлевшему стеклу, - стекло хрупкое, разомлевшее стекло - это оксюморон, оксюморон должен быть оправдан какой-то задачей, в противном случае - это семантическая ошибка, использование слова в неправильном значении.

Стыдливо, радостно и мило - после "мило" нужна запятая, а само "мило" здесь выпадает из ряда. Стыдливо и радостно - это чувства. Мило - это оценка стороннего наблюдателя.

Задев небрежно глубину - уже известно, что заря задела глубину стыдливо и радостно. Небрежно надо перенести в один ряд к другим эпитетам, либо совсем убрать. В этом месте "небрежно" выглядит (да и является) ритмической затычкой. На вопрос как уже есть ответ, здесь бы ответить на вопрос - чем. "Стеклу - глубину" - это очень слабая рифма.

Усталых снов, и листьев говор, - после снов запятая не нужна, если это ряд, но ряд здесь не получается, поэтому после снов нужна точка. Только точка спасёт от синтаксической ошибки.

И рябь падучая реки, - инверсия. Простительная, но инверсия. Если это не стилистический приём, всегда плохо.

Простили ей её немые, - "ей её" - это образцово-показательный ляп. "Её" - лишнее, ритмическая затычка.

Её легчайшие шаги. - здесь "её" сошло бы за анафору, но если в первом случае затычка, то здесь - затычка.

"Праймериз" судят либо закончившие литинститут, либо лауреаты крупных конкурсов, типа, "Поэт года", "Кубок мира". Все шероховатости, которые заметил я, заметят и они, и Вы не получите ни одного балла. В 6 "праймериз" победила Варя Снегирёва, так даже про неё говорят, что в стихотворении куча шероховатостей.

Юрий Семецкий   13.09.2017 00:44     Заявить о нарушении
Спасибо за разбор, Юрий.
Наглядно и показательно.
Согласен ли я с ним, не уверен, хотя и понимаю,
что по большому счёту, Вы, наверное, во многом правы.
Однако возражать и доказывать что-то не вижу смысла.
Ещё раз спасибо за уделённое внимание.
С уважением Сергий.

Сергей Всеволодович   13.09.2017 04:07   Заявить о нарушении
Запутался с запятыми. После "мило" запятая не нужна. Я сначала подумал, что заря скользнула стыдливо, тогда запятая нужна, а потом понял, что стыдливо относится к "задев глубину", а убрать ранее написанную реплику забыл.

Юрий Семецкий   13.09.2017 12:42   Заявить о нарушении
Уважаемый, Юрий.
В 9 праймеризе Вы предлагаете стихи Н. Митрохиной «Ждали фею».

Там есть такое предложение:
«Лишь холодное небо
С глазами лубочной эмали
Голубей голубого да верба напротив окна -
Словно две стороны оборотных апрельской медали».
Но лубок, это вид графики, следовательно словосочетание:
«лубочной эмали» — явный оксюморон.
Вы писали, что «оксюморон должен быть оправдан какой-то задачей»,
но в данном тексте он является лишь рифмованной затычкой.

Или возьмём другие строки:
«Как борцы на татами
толкаются вешние льдины,
Демонстрируя торс обнажённый
и мощные спины,…»
Торс — туловище человека, следовательно одновременно; и спина, и грудь.
Не следует ли из этого, что повторное повторение «мощные спины»,
явно лишние, и по сути затычка ритмическая.

И последнее:
«А на рыжей коре
обожжённого солнцем ствола
Мастер-класс по плетению
ловчих сетей для охоты
Предлагает паук,
добывая в процессе работы
Из зевак насекомого вида еду для стола...»
Паук свою паутину плетёт между ветвями,
Ему нет смысла плести её на стволе дерева,
Ибо тогда в неё просто никто не попадёт,
и он не сможет устроить обед из «зевак»

Данное стихотворение красиво по своему звукоряду,
Но, тем не менее, имеет ряд явных неточностей.
Простите, а Вас не смущает это?

С уважением Сергий.

Сергей Всеволодович   27.09.2017 15:33   Заявить о нарушении
"Повторное повторение" - опечатка, простите не заметил.

Сергей Всеволодович   27.09.2017 15:36   Заявить о нарушении
"лубочная эмаль" - имеется в виду липовая доска с графикой, покрытая эмалью. У меня такой термин никакого протеста не вызывает.
С торсом Вы правы, но и это можно понять, то есть упоминание торса создаёт картину сталкивающихся лоб в лоб льдин, а упоминание спины, говорит о том, что во время столкновения они ещё и переворачиваются. То есть оправдано. В моих глазах, во всяком случае.
Про еду для ствола мне уже говорили, и я согласился, что этот образ нельзя отнести к авторской удаче.
Но Вы же знаете, когда стихотворение нравится, то ему прощаешь недостатки, а когда не нравится, то найдёшь к чему прицепиться.
У этого стихотворения настолько богатая образность, что ему приятно простить недостатки, которые просто не хочется замечать.
А Вам это стихотворение не понравилось?

Юрий Семецкий   27.09.2017 18:57   Заявить о нарушении
Википедия разъясняет:
«Эмаль — тонкое стекловидное покрытие, получаемое высокотемпературной обработкой.
В художественной керамике эмалями иногда называют непрозрачные (глухие), обычно белые, блестящие глазури за их свойство перекрывать цвет керамического черепка.
В переносном смысле эмалями нередко называют практически все стекловидные покрытия по металлам, используемые в бытовых целях (эмалированная посуда, ванна и т. д.)».

«Липовую доску с графикой» можно покрыть любым лаком, хоть паркетным,
но если её попытаться покрыть горячей эмалью она сгорит.
Есть ещё холодные эмали, когда масляная краска смешивается
с определённым сортом отвердителя, но раскрашивать ей графику, невозможно.
А в стихотворении говорится не об отражающем свойстве, но о Цвете:
«Лишь холодное небо
С глазами лубочной эмали».
Вряд ли автор имела в виду, что небо блестит как покрытая лаком картинка.
Небо не может блестеть, оно может быть глубокого, яркого цвета.

На счёт льдин:
«В поединках стирая
до крови друг другу бока»,
Какая кровь может быть у льда?
Если бы вместо крови и борьбы на татами, была безжалостная драка:
«и зубы крошились, и кости дробились, скрежет стоял от бессилия воли»,
Я бы поверил в такую картину.
Но я благодарен Вам за откровение, что: «когда стихотворение нравится,
то ему прощаешь недостатки, а когда не нравится, то найдёшь к чему
прицепиться».
Нравится ли мне стихотворение «Ждали фею» Н. Матрохиной.
По музыкальной основе, да нравится, по надуманности образов – нет.

Стихи, это всё же совокупность и музыкального строя, и правдивость образов, которую Вы же и отстаиваете, а не выборочность отдельных мест.

Сергей Всеволодович   27.09.2017 21:07   Заявить о нарушении
Сергей, вот посмотрите, нашёл в интернете картинку: http://art-indoor.ru/works/picture/1083/
Вполне себе лубок. Написано: материал - эмаль, техника - эмаль.
Значит, термин "лубочная эмаль" имеет место быть.

«В поединках стирая
до крови друг другу бока» - это образ. Он может нравится, может не нравится, но это элемент, на котором стоит поэзия.
«и зубы крошились, и кости дробились, скрежет стоял от бессилия воли» - это действие. Оно может дополнять образ, но само по себе не является элементом поэзии.
Хотя автологическая поэзия строится на действии. Однако надо признать, что металогическая поэзия победила, и эта победа окончательная. Вам простят любой нелепый образ, но не простят отсутствие образа.

Юрий Семецкий   27.09.2017 23:58   Заявить о нарушении
Юрий, на картинке предложенной Вами нет лубка.
Это декоративное панно, выполненное в технике перегородчатая эмаль.
К лубку оно не имеет никакого отношения.

Лубо́к (лубочная картинка, лубочный лист, потешный лист) — вид графики,
изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов.
Первоначально вид народного творчества.
Выполнялся в технике ксилографии, технике ксилографии, гравюры на меди, литографии и дополнялся раскраской от руки.

Лубок, прежде всего техника, им могли заниматься как ремесленники,
так и профессионалы, но при этом он всегда исполняется на бумаге.

Образ разве не должен хоть как-то быть связан с предметом его характеризующим.
Если нет, тогда выходит любое нагромождение образов уже самодостаточно.

Торсы льдин, это образ, и он не вызывает возражений.
Крошево льдин при столкновении, описанное как крошево их тел, есть тоже образ.
Но как крошево холодных льдин, может вызывать ассоциацию с «горячей» кровью,
простите, не понимаю. Для меня это так же не приемлемо, как «солнце зеленело».

Да, металогическая поэзия, интересна своей загадочностью иносказания,
но разве она обходится без автологии.
Никто не требует чисто автологической поэзии, вопрос в другом.
Должен ли образ, быть связан с предметом им охарактеризованным, или достаточно
использовать любой эпитет, обычно на «стихире», при разборке поэзии, это не приветствуется.

Мне кажется у автора, рассматриваемого нами стихотворения, произошла увлечённость найденной формы, и точность описания ушло в сторону.

В поединках стирая
до крови друг другу бока,
Как борцы на татами
толкаются вешние льдины,
Демонстрируя торс обнажённый
и мощные спины,
Возмущённо и яростно в каждой попытке броска
Многотонную тушу соперника пробуя сдвинуть.

Если мы рассмотрим данное предложение, то увидим, что образ, явленный в первых двух строках,
явно доминирует над пояснением «Как борцы на татами толкаются вешние льдины»,
и значение слова торс, либо перепутано со значением грудь,
либо спины здесь лишние, как повторение.
Но если допустить текст (естественно с авторской доработкой поэтической основы)

Как борцы на татами,
В поединках стирая
до крови друг другу бока,
толкаются вешние льдины,
Демонстрируя крепкую грудь
и мощные спины,
Возмущённо и яростно в каждой попытке броска
Многотонную тушу соперника пробуя сдвинуть.

То «кровь» уже будет, непосредственно, относится к самим борцам и одновременно символизировать крошево льдин. И тогда сам образ не будет вызывать сомнений.

При всей привлекательности стихотворения,
меня не оставляет ощущения его сыроватости.
Если для рифмы необходима «эмаль», она не должна быть «лубковой».
Да и «мастер-класс паука» красив сам по себе, но не на коре дерева,
а где-то между ветвей того же дерева или скорее всего в кустах.
И ещё мне кажется, что: «простят любой нелепый образ», далеко не всем,
и тогда уже идёт разговор об избранности и вседозволенности отдельных авторов.

Сергей Всеволодович   28.09.2017 03:41   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Сергей Всеволодович
Перейти к списку рецензий, написанных автором Юрий Семецкий
Перейти к списку рецензий по разделу за 13.09.2017