Рецензия на «Утреннее...» (Сергей Всеволодович)
Заря скользнула тихой сапой, - запятая не нужна. По разомлевшему стеклу, - стекло хрупкое, разомлевшее стекло - это оксюморон, оксюморон должен быть оправдан какой-то задачей, в противном случае - это семантическая ошибка, использование слова в неправильном значении. Стыдливо, радостно и мило - после "мило" нужна запятая, а само "мило" здесь выпадает из ряда. Стыдливо и радостно - это чувства. Мило - это оценка стороннего наблюдателя. Задев небрежно глубину - уже известно, что заря задела глубину стыдливо и радостно. Небрежно надо перенести в один ряд к другим эпитетам, либо совсем убрать. В этом месте "небрежно" выглядит (да и является) ритмической затычкой. На вопрос как уже есть ответ, здесь бы ответить на вопрос - чем. "Стеклу - глубину" - это очень слабая рифма. Усталых снов, и листьев говор, - после снов запятая не нужна, если это ряд, но ряд здесь не получается, поэтому после снов нужна точка. Только точка спасёт от синтаксической ошибки. И рябь падучая реки, - инверсия. Простительная, но инверсия. Если это не стилистический приём, всегда плохо. Простили ей её немые, - "ей её" - это образцово-показательный ляп. "Её" - лишнее, ритмическая затычка. Её легчайшие шаги. - здесь "её" сошло бы за анафору, но если в первом случае затычка, то здесь - затычка. "Праймериз" судят либо закончившие литинститут, либо лауреаты крупных конкурсов, типа, "Поэт года", "Кубок мира". Все шероховатости, которые заметил я, заметят и они, и Вы не получите ни одного балла. В 6 "праймериз" победила Варя Снегирёва, так даже про неё говорят, что в стихотворении куча шероховатостей. Юрий Семецкий 13.09.2017 00:44 Заявить о нарушении
Спасибо за разбор, Юрий.
Наглядно и показательно. Согласен ли я с ним, не уверен, хотя и понимаю, что по большому счёту, Вы, наверное, во многом правы. Однако возражать и доказывать что-то не вижу смысла. Ещё раз спасибо за уделённое внимание. С уважением Сергий. Сергей Всеволодович 13.09.2017 04:07 Заявить о нарушении
Запутался с запятыми. После "мило" запятая не нужна. Я сначала подумал, что заря скользнула стыдливо, тогда запятая нужна, а потом понял, что стыдливо относится к "задев глубину", а убрать ранее написанную реплику забыл.
Юрий Семецкий 13.09.2017 12:42 Заявить о нарушении
Уважаемый, Юрий.
В 9 праймеризе Вы предлагаете стихи Н. Митрохиной «Ждали фею». Там есть такое предложение: «Лишь холодное небо С глазами лубочной эмали Голубей голубого да верба напротив окна - Словно две стороны оборотных апрельской медали». Но лубок, это вид графики, следовательно словосочетание: «лубочной эмали» — явный оксюморон. Вы писали, что «оксюморон должен быть оправдан какой-то задачей», но в данном тексте он является лишь рифмованной затычкой. Или возьмём другие строки: «Как борцы на татами толкаются вешние льдины, Демонстрируя торс обнажённый и мощные спины,…» Торс — туловище человека, следовательно одновременно; и спина, и грудь. Не следует ли из этого, что повторное повторение «мощные спины», явно лишние, и по сути затычка ритмическая. И последнее: «А на рыжей коре обожжённого солнцем ствола Мастер-класс по плетению ловчих сетей для охоты Предлагает паук, добывая в процессе работы Из зевак насекомого вида еду для стола...» Паук свою паутину плетёт между ветвями, Ему нет смысла плести её на стволе дерева, Ибо тогда в неё просто никто не попадёт, и он не сможет устроить обед из «зевак» Данное стихотворение красиво по своему звукоряду, Но, тем не менее, имеет ряд явных неточностей. Простите, а Вас не смущает это? С уважением Сергий. Сергей Всеволодович 27.09.2017 15:33 Заявить о нарушении
"Повторное повторение" - опечатка, простите не заметил.
Сергей Всеволодович 27.09.2017 15:36 Заявить о нарушении
"лубочная эмаль" - имеется в виду липовая доска с графикой, покрытая эмалью. У меня такой термин никакого протеста не вызывает.
С торсом Вы правы, но и это можно понять, то есть упоминание торса создаёт картину сталкивающихся лоб в лоб льдин, а упоминание спины, говорит о том, что во время столкновения они ещё и переворачиваются. То есть оправдано. В моих глазах, во всяком случае. Про еду для ствола мне уже говорили, и я согласился, что этот образ нельзя отнести к авторской удаче. Но Вы же знаете, когда стихотворение нравится, то ему прощаешь недостатки, а когда не нравится, то найдёшь к чему прицепиться. У этого стихотворения настолько богатая образность, что ему приятно простить недостатки, которые просто не хочется замечать. А Вам это стихотворение не понравилось? Юрий Семецкий 27.09.2017 18:57 Заявить о нарушении
Википедия разъясняет:
«Эмаль — тонкое стекловидное покрытие, получаемое высокотемпературной обработкой. В художественной керамике эмалями иногда называют непрозрачные (глухие), обычно белые, блестящие глазури за их свойство перекрывать цвет керамического черепка. В переносном смысле эмалями нередко называют практически все стекловидные покрытия по металлам, используемые в бытовых целях (эмалированная посуда, ванна и т. д.)». «Липовую доску с графикой» можно покрыть любым лаком, хоть паркетным, но если её попытаться покрыть горячей эмалью она сгорит. Есть ещё холодные эмали, когда масляная краска смешивается с определённым сортом отвердителя, но раскрашивать ей графику, невозможно. А в стихотворении говорится не об отражающем свойстве, но о Цвете: «Лишь холодное небо С глазами лубочной эмали». Вряд ли автор имела в виду, что небо блестит как покрытая лаком картинка. Небо не может блестеть, оно может быть глубокого, яркого цвета. На счёт льдин: «В поединках стирая до крови друг другу бока», Какая кровь может быть у льда? Если бы вместо крови и борьбы на татами, была безжалостная драка: «и зубы крошились, и кости дробились, скрежет стоял от бессилия воли», Я бы поверил в такую картину. Но я благодарен Вам за откровение, что: «когда стихотворение нравится, то ему прощаешь недостатки, а когда не нравится, то найдёшь к чему прицепиться». Нравится ли мне стихотворение «Ждали фею» Н. Матрохиной. По музыкальной основе, да нравится, по надуманности образов – нет. Стихи, это всё же совокупность и музыкального строя, и правдивость образов, которую Вы же и отстаиваете, а не выборочность отдельных мест. Сергей Всеволодович 27.09.2017 21:07 Заявить о нарушении
Сергей, вот посмотрите, нашёл в интернете картинку: http://art-indoor.ru/works/picture/1083/
Вполне себе лубок. Написано: материал - эмаль, техника - эмаль. Значит, термин "лубочная эмаль" имеет место быть. «В поединках стирая до крови друг другу бока» - это образ. Он может нравится, может не нравится, но это элемент, на котором стоит поэзия. «и зубы крошились, и кости дробились, скрежет стоял от бессилия воли» - это действие. Оно может дополнять образ, но само по себе не является элементом поэзии. Хотя автологическая поэзия строится на действии. Однако надо признать, что металогическая поэзия победила, и эта победа окончательная. Вам простят любой нелепый образ, но не простят отсутствие образа. Юрий Семецкий 27.09.2017 23:58 Заявить о нарушении
Юрий, на картинке предложенной Вами нет лубка.
Это декоративное панно, выполненное в технике перегородчатая эмаль. К лубку оно не имеет никакого отношения. Лубо́к (лубочная картинка, лубочный лист, потешный лист) — вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества. Выполнялся в технике ксилографии, технике ксилографии, гравюры на меди, литографии и дополнялся раскраской от руки. Лубок, прежде всего техника, им могли заниматься как ремесленники, так и профессионалы, но при этом он всегда исполняется на бумаге. Образ разве не должен хоть как-то быть связан с предметом его характеризующим. Если нет, тогда выходит любое нагромождение образов уже самодостаточно. Торсы льдин, это образ, и он не вызывает возражений. Крошево льдин при столкновении, описанное как крошево их тел, есть тоже образ. Но как крошево холодных льдин, может вызывать ассоциацию с «горячей» кровью, простите, не понимаю. Для меня это так же не приемлемо, как «солнце зеленело». Да, металогическая поэзия, интересна своей загадочностью иносказания, но разве она обходится без автологии. Никто не требует чисто автологической поэзии, вопрос в другом. Должен ли образ, быть связан с предметом им охарактеризованным, или достаточно использовать любой эпитет, обычно на «стихире», при разборке поэзии, это не приветствуется. Мне кажется у автора, рассматриваемого нами стихотворения, произошла увлечённость найденной формы, и точность описания ушло в сторону. В поединках стирая до крови друг другу бока, Как борцы на татами толкаются вешние льдины, Демонстрируя торс обнажённый и мощные спины, Возмущённо и яростно в каждой попытке броска Многотонную тушу соперника пробуя сдвинуть. Если мы рассмотрим данное предложение, то увидим, что образ, явленный в первых двух строках, явно доминирует над пояснением «Как борцы на татами толкаются вешние льдины», и значение слова торс, либо перепутано со значением грудь, либо спины здесь лишние, как повторение. Но если допустить текст (естественно с авторской доработкой поэтической основы) Как борцы на татами, В поединках стирая до крови друг другу бока, толкаются вешние льдины, Демонстрируя крепкую грудь и мощные спины, Возмущённо и яростно в каждой попытке броска Многотонную тушу соперника пробуя сдвинуть. То «кровь» уже будет, непосредственно, относится к самим борцам и одновременно символизировать крошево льдин. И тогда сам образ не будет вызывать сомнений. При всей привлекательности стихотворения, меня не оставляет ощущения его сыроватости. Если для рифмы необходима «эмаль», она не должна быть «лубковой». Да и «мастер-класс паука» красив сам по себе, но не на коре дерева, а где-то между ветвей того же дерева или скорее всего в кустах. И ещё мне кажется, что: «простят любой нелепый образ», далеко не всем, и тогда уже идёт разговор об избранности и вседозволенности отдельных авторов. Сергей Всеволодович 28.09.2017 03:41 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |