Рецензия на «Ссылки на Ваш Верлибр» (Верлибры)

Владимир Штокман
ВЕРХНЕЕ МОРЕ
Избранные верлибры 1981 — 2016

* * *
http://www.stihi.ru/2017/03/17/3953

Ямб одолел.
Мысли серою сеткой опутал.

Как телетайпная лента
выползает ямбическая строка
длиной до Альфы Центавра.

Может быть метр ни при чем,
только новое слово
никак не хочет ложиться
в старый размер.

1981

ЧАСОВЩИК
http://www.stihi.ru/2017/03/16/5905

Стихи конструирую —
часовой механизм.
Рифм шестеренки,
маятник метра.

Энергия мысли
измеряющей время.

Верлибр —
песочные часы...

1983

МОМЕНТАЛЬНОЕ ФОТО
http://www.stihi.ru/2017/03/16/5915

Беломлечные простыни ширм,
суетливый фотограф штативы таскает.
Приготовься, еще пять минут,
и, разбив объектив,
из потертого ящика вылетит птица.

Вот вошла ассистентка —
сестра милосердия в белом.
Утешает: всего пять минут и все будет готово.
Скоро, скоро... А вечность уже на исходе.

В рамках лица людей. Отрешенные.
Смотрят как сфинксы.
Видно, ждали начала — дождались конца.
Всюду стулья, кресла, скамейки —
это верно для тех, кто вошел на минутку,
чтобы только увидеть, взглянуть
на фотографа в сером халате,
на треноги и ширмы,
на лампы и фотогравюры.

Кто вошел, тот остался и ждет...

Моментальное фото
с разинутым ртом.

1981

ФОРМЫ ГОСТЕПРИИМСТВА
http://www.stihi.ru/2017/03/16/5941

«Будьте как дома», — говорил он,
лицо которого постоянно менялось,
то становилось плоским, как блин,
то вытягивалось мордой слона.

«Проходите, не стесняйтесь», — говорила она,
при этом казалось, что глаза
она все время отводит в сторону,
хотя о нее конечно же не было
никаких глаз.

«Мы очень вам рады», — говорили они
голосом, который при желании
можно было бы разливать в бутылки
и использовать для смазки часовых механизмов.

«Пожалуй нам лучше уйти», — сказала Дженни
и стала вдруг бледной и очень серьезной.

«Пожалуй мы зря приходили», – сказал Степан
и медленно провалился сквозь пол.

«А собственно, кто вы такие?»

«Мы просто прохожие,
простопрохожие,
просто...»

1982

* * *
http://www.stihi.ru/2017/03/17/4122

Притворился умным -
никто не верит.
Говорят: дурак дураком,
а туда же!

Дураком притворился -
никто не верит,
говорят: вот хитрец,
прикинулся дурнем!

Быть собою не интересно.
Никто ничего не заметит,
никто ничего не скажет.

1983

ЭВОЛЮЦИЯ
http://www.stihi.ru/2017/03/16/5981

Обезьяны как-то поумнели, посерьезнели,
научились пользоваться очками, часами,
носовыми платками и кубиками Рубика.

Свиньи стали рассудительней,
все рассуждают и рассуждают
о загрязнении окружающей их среды.

Бараны пристрастились день-деньской
пялиться в экраны телевизоров,
где каждая новая передача
вполне заменяет им новые ворота.

Индюки обзавелись портфелями,
персональными автомобилями,
научились заседать и давать предписания.

Попугаи значительно пополнили
свой словарный запас
и вместо традиционного «попка-дурак»
разглагольствуют о поп-арте,
джаз-роке и летающих тарелках.

Эволюция длится и длится.
Результаты ее плачевны:
так мало осталось людей...

1984

ТРИПТИХ
http://www.stihi.ru/2017/03/16/6039

1.

Идеи витали
само существование этих дней
было пропитано идеями
концепции
локальные смыслы бытия
теории
сменяли друг друга
с быстротой полёта мысли
совершая бесчисленное число уходов
и возвращений
на новом витке познания

2.

На новом витке познания
время превращалось
в бледно-жёлтое марево
не имеющее границ
подойти к ящику
вынуть заготовку
сравнить с шаблоном
закрепить в зажимах
включить станок
обработать до полной
идентичности с шаблоном

3.

До полной идентичности с шаблоном
была истинность
ржавые стены общественных туалетов
пахнущий свежим бельём
восторг первого снега
ночи которым нет названия
подробности правды
частицы истины
мир по ту сторону
бронированных стёкол незнания

1984

ФАРФОРОВЫЙ ЗВУК
http://www.stihi.ru/2017/03/16/6052

Фарфоровый звук.
Я устал от него.
Я устал от него заражаться,
заряжаться спокойствием
и тупым, как слоновая кость,
оптимизмом.

Фарфоровый звук
отраженный от плоскости стен,
от фальшивых зеркал,
от пустых потолков
каплю за каплей вбивая в затылок
вминает меня в прошлогоднюю пыль,
чтобы я стал таким же унылым и серым,
как диван для гостей,
которых никто здесь не ждет.

Фарфоровый звук
учит меня притворяться,
существовать, подавая признаки жизни,
казаться похожим на тех, кто умеет дышать пустотой
(это очень забавно, но я не завидую им).

Фикус хотел улететь,
но ему подрезали крылья
и он стал таким же зеленым и пошлым,
как я, который лежит на диване
и уже с безразличием слушает сладкий,
как ежеутренний чай,
фарфоровый звук.

1987

СТРЕЛА
http://www.stihi.ru/2017/03/16/6056

Где стрела что пронзит
двадцать тысяч томов
неразрезанных книг
не прозревших?

Впрочем что мне до них?
Может быть они только иллюзия
подделка под истину
мир напрокат?

Их ночные страницы
давно лишь друг друга читают
и только друг друга
они заучив наизусть
повторяют друг другу

Мне теперь не до них —
рассеянным взглядом листаю
другую — листвы пожелтевшую книгу —
читаю знакомую повесть —
летопись прошлого лета
хроники бывшей весны
навечно оставшейся в списках.

И всё-таки —
как отыскать ту стрелу
что пробьется сквозь лед
стольких тысяч томов
преждевременных книг?

1987

ЧУТЬ БЛИЖЕ К НЕБУ
http://www.stihi.ru/2017/03/16/6083

В темнице желаний и снов
опустевшего города
тихие речи
возвожу на возвышенность
правильных мыслей,
это так странно…

Время сочится,
смертельное время,
даже камни крошатся
под ударами капель его,
а я — человек, не твёрже травы,
и право моё — стоять на земле.
Не выше других,
только чуть ближе к небу.

1986

НАШИ БЛЕДНЫЕ ТЕНИ
http://www.stihi.ru/2017/03/16/6096

Я наполню тобой
пустоту своих комнат,
свет полночный включу,
пусть луна в небе грянет!
Время нас пощадит —
мы отныне не будем дневными.
Бейте бубны безмолвия,
мы спасены.

Ветер с севера.
Это плохая примета.
Здесь уютно и тихо,
но там,
в мире красок и звуков,
наши бледные тени
на стремительных улицах
тщетно
друг друга ищут…

1986

МИЛЛЕНИУМ
http://www.stihi.ru/2017/03/16/6168

Век активного солнца.
Лучи сквозь отверстия в небе,
словно стрелы, вонзаются в мягкий асфальт.
Ватный пар облаков
оседает на крыши города Дня.

Я брожу по кварталам его бесконечным,
усыпанным мусором встреч, ожиданий,
одинаковых лиц незнакомых людей.
На его площадях я, как все, — насекомый
и маленький, словно чаинка в стакане,
всё ищу и никак не найду понимания.

Граждане горя разверзшейся бездне позора
шумно молятся, ненависть пряча в карманах.
Мне не страшно смотреть в пустоту
их стремительных жизней,
в темноту дискотечных пространств
и в безмолвие келий больничных.

В шумном городе Дня я — всего лишь прохожий.
Мне глазеть безучастным туристом
на его многоцветие пёстрых соблазнов,
на вулканоподобные вихри базарных страстей,
на нелепые ужасы ярмарочных балаганов.

Мне бродить неприкаянным странником,
чужеземцем, подданным её величества Ночи,
в этой буйной республике вечных проблем,
в этом городе Дня, ослепленном
собственным светом.

1990

ВЕРХНЕЕ МОРЕ
http://www.stihi.ru/2008/05/01/2588

Верхнее море
колышется над
твердью земною
и твердью небесной
вечной, как ожидание.

Волны прилива незримого моря
тайными снами прорастают в их душах,
так непрерывная музыка ночи и дня
напоминает живущим,

что, в суете неизбежной,
в стремлении взглядом или касанием
измерить и ощутить неизвестное —
загадка или обычное свойство,
как жить и дышать, —

не разгадать, не помыслив о волнах
верхнего моря, странного, словно
непостижимость скрытых от разума
тайных догадок духа.

Но проливается влагой дождя
и оседает солью снегов,
шелестом ветра
в невидимых раковинах
мысль о присутствии
верхнего моря…

1991

ДВОЙНОЕ УТРО
http://www.stihi.ru/2017/03/16/6206

1.

Два названия каждому дню,
третье — немое слово,
ноль звучания, тонкая нить,
паутинка незримого смысла,
дрожащая полупредчувствием.

В этом ли суть бесконечных попыток
расшифровывать тайную тень,
смутный отблеск движения,
знак путеводный, направляющий
к пониманию несовместности двух
разнополюсных сущностей
их назначению слиться
в третьем имени
невыразимом?

2.

Двойное утро, мутное, как сон,
еще дрожащий в оболочке глаза.
Прохлады серый пар из-за гардин
вползает в комнату с балкона. Тишина
изрезана ножом секундной стрелки,
а в этой тишине, как эшафот,
кровать белеет инеем постели,
и влажное тепло лежащих тел
так быстро тает в утренней прохладе…

1991

СНЫ
http://www.stihi.ru/2017/03/16/6227

Пространственная незавершенность
ощущается зудом,
иллюзией мучительного чувства полета
в несуществующих мышцах
ампутированных крыльев.

*

Середина века,
серое и безнадежное средневековье.
Эмбрионы лжи, личинки страха
копошатся в сортирной жиже людских судеб.
Амблистомы и аксолотли —
чёрные земноводные времени смерти.

*

Красная морда быка,
долгий топот по гулким ступеням -
Минотавр настигает…
Стоило ли просыпаться,
чтобы вновь окунуться в этот кошмар?

*

Как низко планеты в полуденном небе!
Яркие, словно аэрозонды, на фоне голубого.
Синие, зеленые, лиловые сферы
с разводами бледной облачности,
с тонкой сетью каналов.
В городе паника.
Десант неизбежен.

1990

ЭКЗАМЕН
http://www.stihi.ru/2017/03/17/3794

Предполагая существование Экзаменатора,
каждый сам должен угадать вопросы
и дать на них правильные ответы.

Получит ли он за это оценку?
Вот один из вопросов…

2003

КОРМЛЕНИЕ ТРОЛЛЕЙ
http://www.stihi.ru/2017/03/03/10215

Вчера я был в бестиарии.
Кормил прожорливых троллей.

Один или два раза
неловко брошенная мной пища
не попадала между прутьями клетки
и падала в глубокий ров
наполненный зловонной жижей.

Каждый раз заметив мою промашку
тролли начинали бесноваться —
визжа и завывая они скакали и кувыркались
сморкались и плевались
швыряли в мою сторону
недоеденные куски корма и фекалии.

К счастью
от них меня отделяло
прочное стекло монитора.

2016

Владимир Штокман   17.03.2017 11:55     Заявить о нарушении
СПАСИБО!!!!!!!

Верлибры   11.04.2017 21:37   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Верлибры
Перейти к списку рецензий, написанных автором Владимир Штокман
Перейти к списку рецензий по разделу за 17.03.2017