Рецензия на «Итоги октября. Антон Прозоров» (Большой Литературный Конкурс)

Антон, благодарен вам за попытку прочтения моего текста. Спасибо, что вы оказались читателем рефлексирующим. "Да" или "нет" - понятия предельно амбивалентные и несущественные. Для меня важно, прежде всего, что делает текст с человеком, его воспринимающим, и делает ли он что-то с ним. То есть непонимание, растерянность, недоузнавание, смятение, конфликт, нарушение привычного, автоматического восприятия гораздо значимее для меня, чем "нравится" или "не нравится". Вам, условно говоря, ближе ранний Мандельштам "Камня", когда он был блестящим учеником и ремесленником, мне - поздний, косноязычный, центонный, живой и невероятно точный.
Наверное, всё-таки в вашей кратенькой рецензии на мою "Поп-артийную элегию" вы из вежливости прибегли к эвфемизмам. Потому что, если вы действительно отдаете должное энергетике и мастерству, то никакие "нет" или "да" уже не имеют значения. Если есть энергетика и мастерство - никакие пропуски и прочие контрамарки ненадобны.
Дело ведь не в возможности пересказа содержания (от которого всё равно невозможно убежать, которого невозможно избежать), а в возможности речи как таковой. А если речь, письмо и есть жизнь, то в возможности жизни (персональной жизни) в открытом пространстве растворяющих нас в себе "языков" и "дискурсов". Стихотворный текст таким образом есть акт личного разрыва (не театральный, а экзистенциальный), освобождения от предустановленных канонов, смыслов, значений, попытка перекричать "объективную" речь, возникшие до нас и без нас языковые фигуры, освобождение от мертвого с непредсказуемым исходом, вырывание из речевой комы. Всё остальное - промысел с маленькой буквы, лубок, "литература" (по Верлену).
И ещё спасибо, что вы не стали (в отличие от многочисленных граждан, блюдущих пиитическую "нравственность") легковесно употреблять термин "постмодернизм". Постмодернизм - это не форма речевой одежды, как думается носителям лаптей, фраков или черного платья Анны Карениной, а состояние, языковая атмосфера, социокультурная погода, время сознания. Культурно-языковой мутант (то есть современник) может, конечно, изображать из себя экологически чистый продукт "серебряного века", но это уже оперетта, литературная хохлома, казаки на "Волге" - то есть как раз тот самый "постмодернизм" в расхожем смысле.

Сергей Лейбград   17.11.2010 06:29     Заявить о нарушении
вы показали хорошее стихотворение.
не думаю, что вам нужно переживать.

Мистер Хайт   17.11.2010 06:56   Заявить о нарушении
Да, стихотворение отменное.

Григоров Амирам   17.11.2010 10:40   Заявить о нарушении
Пожалуй, впервые хочется сказать, а не знаю что - какая-то неясная щенячья потребность)))
...
Наверное, я просто очень рад, что два великолепных поэта могут вот эдак присесть... на скамеечке... в струковском саду БЛК... и поговорить)))
...
Сергей! Спасибо, за Стихи, за то что пришли и... рад успеху (поздравляю!)
Антон! Благодарю за прочтение (которое больше), за отличный обзор и... за 10-е место в списке (эт-что-то)))

Тепла и творчества! (Говорите - не буду мешать))

Жан-Поль Прутков   17.11.2010 10:44   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Сергей!
Прежде всего я полностью разделяю Вашу осторожность в отношении употребления термина "постмодернизм". Вы очень хорошо написали и про "время сознания" и про "освобождение от объективной речи". Я бы только добавил, что на мой взгляд, освобождение состоит не столько в разрыве, сколько в принятии. Нужно сделать этот объективный язык своим, присвоить его. Я говрорю про некоторую экзистенциальную процедуру самоучреждения в духе Ницше. Как писал любимый мной Деррида, первое и главное слово - это слово "да". Только в этом я вижу "преодоление" ситуации постмодерна. Но не такое преодоление, которое можно осуществить однажды, и как бы закрыть вопрос. Нет, это скорее усилие, которое необходимо осуществлять каждый раз, снова и снова. Но эта проблема не "последняя", не самая главная. Это проблема того, "как сказать". Но ведь решаем мы ее не ради нее самой, а ради того чтобы сказать "что-то". И решена эта проблема "постмодерна" тогда, когда речь, как вы говорите, вырвалась, когда удалось высказать (повторюсь, решена всякий раз локально, единожды). И возвращаясь к Вашему стихотворению, у меня такое чувство, что проблема эта в нем замечательно поставлена, но вовсе не решена. Эта проблема и стала тем, что Вы высказываете. Она в каком-то смысле высказывает сама себя. А я бы хотел услышать речь, которая говрит уже оттуда, по ту сторону этого печального времени сознания (если хотите из вечности). Мальчик в солнечной чаще, который показался Андрею Гришаеву излишне уверенно-поэтичным, мне как раз очень понравился.

Антон Прозоров   17.11.2010 13:59   Заявить о нарушении
с той стороны может быть амальгама, Антон......
... хотя я о другом несколько...о своем))) по уши в "оптиках")

Жан-Поль Прутков   17.11.2010 16:39   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Большой Литературный Конкурс
Перейти к списку рецензий, написанных автором Сергей Лейбград
Перейти к списку рецензий по разделу за 17.11.2010