Рецензия на «МГТ - дурная болезнь или суть поэзии? - Семинар» (Творческая Мастерская Ежи)

"Меня коробит пренебрежительное отношение мозготрахальщиков к классической поэзии. Пушкины и Есенины мол всякие устарели... А кто пишет в классическом стиле - тот вообще недотыкомка, "низовик"."

Не вступая в полемику с данным утверждением, просто приведу несколько стихотворений авторов, которые с не меньшим (большим, на самом деле)) правом, чем Есенин, могут считаться классиками:)

Итак.

И. Анненский.

ПЕРВЫЙ ФОРТЕПЬЯННЫЙ СОНЕТ

Есть книга чудная, где с каждою страницей
Галлюцинации таинственно свиты:
Там полон старый сад луной и небылицей,
Там клен бумажные заворожил листы,

Там в очертаниях тревожной пустоты,
Упившись чарами луны зеленолицей,
Менады белою мятутся вереницей,
И десять реет их по клавишам мечты.

Но, изумрудами запястий залитая,
Меня волнует дев мучительная стая:
Кристально чистые так бешено горды.

И я порвать хочу серебряные звенья...
Но нет разлуки нам, ни мира, ни забвенья,
И режут сердце мне их узкие следы...
О. Мандельштам

Я слово позабыл, что я хотел сказать.
Слепая ласточка в чертог теней вернется,
На крыльях срезанных, с прозрачными играть.
B беспамятстве ночная песнь поется.

Не слышно птиц. Бессмертник не цветет.
Прозрачны гривы табуна ночного.
B сухой реке пустой челнок плывет.
Среди кузнечиков беспамятствует слово.

И медленно растет, как бы шатер иль храм,
То вдруг прикинется безумной Антигоной,
То мертвой ласточкой бросается к ногам,
С стигийской нежностью и веткою зеленой.

О, если бы вернуть и зрячих пальцев стыд,
И выпуклую радость узнаванья.
Я так боюсь рыданья аонид,
Тумана, звона и зиянья!

А смертным власть дана любить и узнавать,
Для них и звук в персты прольется,
Но я забыл, что я хочу сказать, -
И мысль бесплотная в чертог теней вернется.

Bсе не о том прозрачная твердит,
Все ласточка, подружка, Антигона...
И на губах, как черный лед, горит
Стигийского воспоминанье звона.

Б. Пастернак

В шалящую полночью площадь,
B сплошавшую белую бездну
Незримому ими - "Извозчик!"
Низринуть с подьезда. С подьезда

Столкнуть в воспаленную полночь,
И слышать сквозь темные спаи
Ее поцелуев - "На помощь!"
Мой голос зовет, утопая.

И видеть, как в единоборстве
С метелью, с лютейшей из лютен,
Он - этот мой голос - на черствой
Узде выплывает из мути...

Владимир Тимофеев   16.01.2010 19:13     Заявить о нарушении
Это что касается русской поэзии. Я мог бы, разумеется, вспомнить еще Цветаеву, некоторые стихи Блока времен "Нечаянной радости", позднего Кузмина ("Форель разбивает лед", например. Это к цитате из "О прекрасной ясности"))), обэриутов и много-мнгого еще чего, но.. неважно)

А вот примеры иностранной классики:

С.Малларме

Бессонницы числом астрального декора
Над ониксом ногтей немотствующий фикс,
Как Феникс, окрылясь, из пепла явит икс,
Но амфора пуста для траурного сбора.

Оглохшей скорлупой мерцает гулкий мникс,
Пустой библибилон ликующего вздора,
Которой, час настал, Хранитель Уговора
Исчерпать обречен слезами полный Стикс.

На севере, застыв в плену зеркальном взора
Над схваткой родовой, где крест вакантный, скоро
Узрит единорог ее бесплотных никс,

Нагая, мертвая, без скорбного убора,
Невинным облачком в потемках коридора
Семь отраженных звезд, подобно, сакрафикс.
(Перевод В.Алексеева)

Ses purs ongles tres haut dediant leur onyx,
L'Angoisse, ce minuit, soutient, lampadophore,
Maint reve vesperal brule par le Phenix
Que ne recueille pas de cineraire amphore

Sur les credences, au salon vide: nul ptyx,
Aboli bibelot d'inanite sonore,
(Car le Maitre est alle puiser des pleurs au Styx
Avec ce seul objet dont le Neant s'honore).

Mais proche la croisee au nord vacante, un or
Agonise selon peut-etre le decor
Des licornes ruant du feu contre une nixe,

Elle, defunte nue en le miroir, encor
Que, dans l'oubli ferme par le cadre, se fixe
De scintillations sitot le septuor.

Р.М. Рильке

О, то был зверь, какого нет нигде.
Они, любя его, воображать
могли лишь эту поступь, эту стать,
очей свеченье кротких в темноте.

Да, не было его. Но, столь любим,
воистину стал видим дивный зверь.
Ведь для него пространства было им
не жаль - и он, желанный, в эту дверь

вошел. Лишь помышленье и алчба,
а не зерно, его вскормили - так!
И, становясь от веры их сильней,

вдруг белый рог пустил он изо лба.
И был он, к деве подойдя на шаг,
и в зеркале серебряном и в ней.
(Пер. А Пурина)

O dieses ist das Tier, das es nicht giebt.
Sie wußtens nicht und habens jeden Falls
- sein Wandeln, seine Haltung, seinen Hals,
bis in des stillen Blickes Licht - geliebt.

Zwar war es nicht. Doch weil sie"s liebten, ward
ein reines Tier. Sie ließen immer Raum.
Und in der Raume, klar und ausgespart,
erhob er leicht sein Haupt und brauchte kaum

zu sein. Sie nährten es mit keinem Korn,
nur immer mit der Möglichkeit, es sei.
Und die gab solche Stärke an das Tier,

daß es aus sich ein Stirnhorn trieb. Ein Horn.
Zu einer Jungfrau kam es weiß herbei -
und war im Silber-Spiegel und in ihr.

И т.д. (опять же, опускаем Рембо, Метерлинка, сюрреалистов и т.д и т.п.)

Должен сказать, что действительно "непонятных" стихов я не приводил. Эти, на мой взгляд, достаточно просты для восприятия.

Владимир Тимофеев   16.01.2010 20:19   Заявить о нарушении
Эти стихи ни коим образом не попадают под понятие "мозготрахалок", к чему было их приводить?

Наталья Зеленина Гаркушина   16.01.2010 20:28   Заявить о нарушении
"Поддаются напору мозготрахалок и редакторы и критики. Критики стесняются прямо сказать, кто есть ху. Или боятся прослыть тупицами и "несовременными"."

Это заявление кажется, по меньшей мере, странным) И опровержений ему.. тьма) Начиная от статей Л.Толстого, статей и пародий В.Соловьева, и заканчивая вот этим:

http://magazines.russ.ru/arion/2007/3/aa22.html
и этим:

http://magazines.russ.ru/arion/2007/4/ab23.html
и вот этим:

http://magazines.russ.ru/arion/2008/1/ku26.html

и еще много-много-много)

Вообще, прочитанный мною текст напоминает пародию на Толстого и Соловьева, честно говоря. И еще - очень известного в кон. 19-го - нач. 20-го века некоего Буренина) (Сейчас уже прочно забытого, но кто зает - поймет)))

Владимир Тимофеев   16.01.2010 20:31   Заявить о нарушении
Наталья, по мне-то тоже не попадают, но.. откройте первые рецензии и найдите там обсуждение одного из восьмистиший Мандельштама))

Владимир Тимофеев   16.01.2010 20:33   Заявить о нарушении
Надо, надо опрос устроить и статистически обработать :-)

Ариадна Галицкая   17.01.2010 09:08   Заявить о нарушении
"Надо, надо опрос устроить и статистически обработать :-)"

???

Владимир Тимофеев   17.01.2010 21:56   Заявить о нарушении
Почитайте дискуссию здесь: http://www.stihi.ru/rec.html?2010/01/04/2551

Ариадна Галицкая   17.01.2010 22:01   Заявить о нарушении
весело у вас тут)

Владимир Тимофеев   18.01.2010 01:12   Заявить о нарушении
Ну спасибо, ежели не шутите :-)

Ариадна Галицкая   18.01.2010 01:14   Заявить о нарушении
Вы не правы.
Ситуация такова, классики классиками. Хоту и у них далеко не всё удачно, и УГ встречается. Но вопрос не в этом. А, в том, почему она классики, а все после - нет?Если человек создал нечто, что до него не существовало - почёт этому человеку. Да, кто то не смог, или не захотел сделать так же нечто новое, но он добавил в уже имеющееся, опять таки, нечто новое, сопоставимое по объёму вклада. И он молодей, почему нет? А если человек ничего не создал? Но хорошо разбирается в том, что есть, и клепает технически совершенные, но бездушные вещи. И таких толпы. И они монополизируют право на акт творчества(суть которого в свободе самовыражения) и плодят миллионы таких же бездумных копирщиков, как и они. Но, ещё и с меньшими знаниями техники написания и прочих аспектов.
Что происходит в итоге? Застой, апатия, отупление, и утрата знаний.
Вот вы говорите, Пушкин. Думаете этот человек не был способен понять текст, которые при анализе совершенно спокойно подчиняется правилам русского языка, и попадает под определения множества различных литературных приёмов, одно наличие который разбивает в пух и прах все претензии к "непонятному"(наверно по причине безграмотности) творчеству.

Стих надо не знать. Его надо чувствовать. Он должен передавать ваш внутренний ритм, а не внутренний ритм человека, из которого сделали копирку всяческие бездари. Слово надо чувствовать. Почему бездари? А дар у того, кто просто любит своё дело и всё.

Артём Литфулин   18.01.2010 21:31   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Творческая Мастерская Ежи
Перейти к списку рецензий, написанных автором Владимир Тимофеев
Перейти к списку рецензий по разделу за 16.01.2010