Рецензия на «Всестихирный Мегаконкурс - Осенний Марафон» (Творческая Мастерская Ежи)

____ Разжимая пальцы привязанностей ____

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Раскидистая ель, ровесница судьбы.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . На утреннем лугу пасущееся стадо.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Окопы, – след войны. И белые грибы.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Нет больше ничего. И ничего не надо.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . (Евгений Филин-Соколов, "Ничего")
.

...А ещё мне не нужно соснового бора,
липких шляпок маслят, раздвигающих хвою.
Мне не нужно луны за отдёрнутой шторой,
и не нужно пустынного пляжа – с тобой...
Мне не нужно лежать и глядеть сквозь травинки
на вечернего солнца оранжевый берег.
Мне не нужно, к постельному кофе привыкнув,
отрываться от книг – и пускаться в побеги...

Мне достаточно слышать биение пульса,
ощущать циркуляцию воздуха в лёгких
и проращивать в памяти стебли настурций,
оставаясь – то близким, то очень далёким...
Непрерывность сменяет собой единичность;
бесконечно большое находится в малом.
Если нужен огонь – надо жертвовать спичкой.

...Как мне это успеть объяснить тебе, мама?..

.
.
.
http://www.stihi.ru/2009/06/12/484

Чёрный Георг Постскриптум   17.09.2009 04:33     Заявить о нарушении
Извиняюсь, ребята, - по старой привычке скопировал весь текст. Как-то глупо теперь его удалять или в замечании ещё раз копировать...
Вот ссылка на самую первую его публикацию (индивидуально, не в составе цикла): http://www.stihi.ru/2009/06/02/1514

Чёрный Георг Трудно Быть Богом   17.09.2009 04:39   Заявить о нарушении
Ого! Я попал в эпиграф!.. Приятно...)))

Евгений Филин-Соколов   17.09.2009 21:33   Заявить о нарушении
Ну так твой стих - не то, что эпиграфом, а просто-таки отправной точкой здесь послужил, Жень. И стих, кстати, замечательный.

Черный Георг   18.09.2009 12:29   Заявить о нарушении
1491 17.09.2009 04:44 Перевод от автора Трудно Быть Богом 200

Творческая Мастерская Ежи   18.09.2009 21:42   Заявить о нарушении
Чудесный стих, Георг!
Георг - большой мастер на название стиха: «Разжимая пальцы привязанностей»
Разжимая пальцы. Чего?
Не просто разжимая пальцы в кулаке. А пальцы привязанности. Оказывается, у человека есть такая личная слабость - некая привязанность, у которой есть пальцы!
Пальцы сжаты, вцепились в дорогую сердцу "привязанность"
Что же это у поэта за привязанность? Что ему дорого в этой жизни?
Поэт привязан ко всему, что его окружает и цепляет его внимание. Через восприятие поэта циркулируют все признаки жизни, который поэт внимательно наблюдает и созерцает, все её малейшее движение и едва слышное биение.
Так, мы, вместе с автором, слышим движение "липких шляпок маслят, раздвигающих хвою". Навряд ли кто слышал реальный шорох маслят, но сочная аллитерация звуков в стихотворении позволяет это слышать: лиПпппппких шшШШШляпппПол масслят.. раазззЗздвигающщих ххххХвоойюю..
Поэт созерцает и наслаждается каждым мгновением жизни в любом её проявлении: луну, за отдёрнутой шторой; пустынный пляж; травинку:

Мне не нужно луны за отдёрнутой шторой,
и не нужно пустынного пляжа – с тобой...
Мне не нужно лежать и глядеть сквозь травинки
на вечернего солнца оранжевый берег..

Пусть даже поэт и говорит с самой первой строки, что ничего ему в этой жизни не нужно. Но название стиха уже настроило на образ "привязанности", то есть это то, к чему поэт привык и что ему нужно и остро необходимо.
Такой вот парадокс, что автор , якобы, говорит, что сейчас ему это не нужно. Но то, с какими мельчайшими подробностями и какой любовью автор перечисляет те мгновения жизни, которые ему, вроде бы не нужны, как раз и убеждают читателя в том, что всё в жизни поэта ему дорого, привычно и ничем не заменимо – это его жизнь.

Чудесная и необычная метафора образа "пускаться в побеги" как бы служит мостиком и переходом автора из внешних аналогий привязанностей к жизни, - ко внутреннему живому и неповторимому миру человека, который слышит каждое неповторимое "биение пульса" и чувствует " циркуляцию воздуха в лёгких".
Внутренний и уникальный мир поэта "проращивает побеги".
"Душа обязана трудиться", - так в своё время восклицал Пастернак. Но как трудиться?
Чёрный Георг наглядно и образно показывает как душа, и память проращивает "побеги" в памяти и "стебли настурций", при этом, оставаясь самим собой. И не просто самим собой, а то "близким, то ОЧЕНЬ далёким".
А это уже философия поэта, размещённая в несколько строк.
Внутренний мир человека и его "выращенной" памяти может быть то близким, то далёким. Как приближающийся и удаляющий горизонт.
Душа человека - потёмки, - так гласит известная пословица. Но у поэта внешний мир и внутренний мир ясен и понятен, виден, как на ладони.
Возможно, ли постичь ключевые философские строки о непрерывности и единичности?
Заключается ли непрерывность в единичности, как пунктирная линия на горизонте сливается в сплошную одну линию? Или, как на асфальте, непрерывная линия - это одна единичная линия?
Может ли непрерывность сменить единичность или единственность?
Непрерывность поколений в одном единственном человеке?
Бесконечно большой поток поколений заключен в одном человеке. Бесконечно большое находится в малом? В чём измеряется эта величина? В количестве или объёме?

Непрерывность сменяет собой единичность;
бесконечно большое находится в малом.

Но самая мудрая философия, на первый взгляд просто и понятно - заключена у автора в последних строках без упоминания слова "большой". В этом слове, само по себе подразумевается значение в создании условия: если нужен БОЛЬШОЙ огонь - надо жертвовать МАЛОЙ «спичкой».
Раз так поставлен вопрос, то сколько "спичек" уже пожертвовано для "огня"?
И чем хочет пожертвовать автор для своего огня?
Какими спичками? Или проращенными в памяти побегами?
Ведь разжимает автор "пальцы" своих привязанностей?
Жертвует ими, своими привязанностями, как спичками для большого огня.

Непрерывность сменяет собой единичность;
бесконечно большое находится в малом.
Если нужен огонь – надо жертвовать спичкой.

...Как мне это успеть объяснить тебе, мама?..

Чтобы вызвать столько ассоциаций и вопросов у читателя, то действительно, нужно владеть большим мастерством подачи мысли и идеи стихотворения.
Идея привязанности и любви к жизни разлита по всему небольшому стихотворению и имеет несколько планов её выражения.
В первой части катрена внешняя привязанность к жизни.
Во второй части катрена - внутренняя привзянность.
В заключительной части идея привязанности катастрофически трансформируется в драматичную идею жертвенности малым для большого. Жертвы малой спички для большого огня.
Этот психоделичный приём в стихотворении - есть трансгрессия, которая переворачивает восприятие читателя.
И это есть психоделика.
Но, поэт не ограничивается единственным приёмом трансгрессии, тут же следом повторяет и делает новый завершающий, финишный приём трансгрессии, который особенно тонко и нежно цепляет восприятие читателя и переводит идею привязанности и жертвы привзянности ради большой цели , - в новую катастрофичную идею жертвы и служения, жертвой родительской любви, - маме - которой трудно объяснить большую цель и большую жертву.
В общем, то идея в стихотворении, как снежный ком, нарастает и увеличивается от строки к строке, а на финише стихотворения вообще превращается в необъятную идею служения обществу и всему, что дорого и важно человеку в этой жизни.
Таким образом, название стихотворения с многозначительным названием " Разжимая пальцы привязанностей" в конце стихотворения служит дополнением для понимания многомерной идеи служения и жертвенности ради одной большой цели.
Круг замкнулся: стихотворение невозможно понять без названия; название может жить само по себе, но в то же время является дополнительным ключом и отмычкой ко всей сложнейшей архитектонике и композиции стихотворения.

Чтобы переливать идею стихотворения из одно состояния в другое, при этом, словно фокусник и маг, вращая её перед взором читателя и показывая её усложняющие многомерные грани, надо, действительно, обладать не только способностью к стихотворчеству, но и точностью и соразмерностью мысли, умением наращивать мысль и так её располагать, чтобы не нарушилась единая связь логики и архитектоники построения стиха.
Чтобы здоровое восприятие читателя ни на йоту не было нарушено, а наоборот, чтобы восприятие читталя всего стихотворения было цельным и гармоничным.
Всё эти чудеса делает Психоделика Чёрного Георга и его большое поэтическое мастерство.

имхо.

Натэлла Климанова   21.09.2009 02:43   Заявить о нарушении
Если за дело берется Нателла, стихотворение можно смело удалять: оно убито напрочь!
Георг! Размести другое, только с припиской: без комментариев.

Морж   22.09.2009 21:46   Заявить о нарушении
Моржань, да какая разница. Убито так убито. :) Мне настолько всё равно сегодня - что и где я выигрываю (или не выигрываю), что - пусть у всех будет возможность поупражняться в критике, используя мои тексты как мишени. Я же никогда никому не запрещал свои стихи куда-то копировать или по их поводу что-то писать. Пожалуй, это уже позиция такая, которую поздно менять. :)

Чёрный Георг Предел Невозможного   23.09.2009 04:12   Заявить о нарушении
Да не в тебе дело. В читателе. Нателла так камнедробительно разжёвывает, что от Георга остается аморфная разжиженная масса.
Ну типа "шшШШШляпппПол масслят.. раазззЗздвигающщих ххххХвоойюю".
А читатель должен видеть блюдо, а не полупереваренную пищу. Не стоит каждого читателя превращать в беззубого слепо-немо-глухого беспомощного старика с клизмой.

Я бы понимал, если бы была какая-то просветительская цель (доказать какой-то аспект, продемонстрировать приёмы, что-то обобщить). Но посвящать хвалебную монографию одному (между нами, не самому выдающемуся твоему) стихотворению - верх расточительности для критика.
И эта критическая ниагара - на фоне скудной ржавой струйки из крана. Посчитай, сколько рецек оставил этот "штатный" критик на конкурсе? Это уже просто неприлично.

Морж   23.09.2009 09:58   Заявить о нарушении
"Морж, будь любезен, не лезь в разговор, когда умные люди беседуют"
Это ты о разговоре сама с собой?
Мне вообще уйтить или можно в сторонке посмолить цигарку? Ничего, что сплюнул на паркет? А дымок я сдую, не боись.

Морж   25.09.2009 09:51   Заявить о нарушении
"Это мозги у Моржа каменные, что никакой дробилкой не раскрошишь. Впрочем, к сожалению, таких читателей с атавистическим комплексом мышления, сейчас большинство.
Я вот думаю в последнее время: почему так?"
Знаешь, Нателла, речь вообще тут не идет о Пушкине и нисходящей.
Речь идет о тебе, как критике.
Если ты полагаешь, что твои э... материалы, а особенно высокий бюрократический штиль 70-х гг ХХ в. кого-то может заинтриговать (кроме предмета страсти) или подвигнуть на подвиг псиде, то позволь выразить сомнение.

Повторяю: ты себя ведешь неприлично. Тут не театр одного актера и одного благодарного зрителя.

Морж   25.09.2009 09:57   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Творческая Мастерская Ежи
Перейти к списку рецензий, написанных автором Чёрный Георг Постскриптум
Перейти к списку рецензий по разделу за 17.09.2009