Рецензия на «Всестихирный Мегаконкурс - Осенний Марафон» (Творческая Мастерская Ежи)
____ Разжимая пальцы привязанностей ____ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Раскидистая ель, ровесница судьбы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . На утреннем лугу пасущееся стадо. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Окопы, – след войны. И белые грибы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Нет больше ничего. И ничего не надо. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . (Евгений Филин-Соколов, "Ничего") . ...А ещё мне не нужно соснового бора, липких шляпок маслят, раздвигающих хвою. Мне не нужно луны за отдёрнутой шторой, и не нужно пустынного пляжа – с тобой... Мне не нужно лежать и глядеть сквозь травинки на вечернего солнца оранжевый берег. Мне не нужно, к постельному кофе привыкнув, отрываться от книг – и пускаться в побеги... Мне достаточно слышать биение пульса, ощущать циркуляцию воздуха в лёгких и проращивать в памяти стебли настурций, оставаясь – то близким, то очень далёким... Непрерывность сменяет собой единичность; бесконечно большое находится в малом. Если нужен огонь – надо жертвовать спичкой. ...Как мне это успеть объяснить тебе, мама?.. . . . http://www.stihi.ru/2009/06/12/484 Чёрный Георг Постскриптум 17.09.2009 04:33 Заявить о нарушении
Извиняюсь, ребята, - по старой привычке скопировал весь текст. Как-то глупо теперь его удалять или в замечании ещё раз копировать...
Вот ссылка на самую первую его публикацию (индивидуально, не в составе цикла): http://www.stihi.ru/2009/06/02/1514 Чёрный Георг Трудно Быть Богом 17.09.2009 04:39 Заявить о нарушении
Ну так твой стих - не то, что эпиграфом, а просто-таки отправной точкой здесь послужил, Жень. И стих, кстати, замечательный.
Черный Георг 18.09.2009 12:29 Заявить о нарушении
1491 17.09.2009 04:44 Перевод от автора Трудно Быть Богом 200
Творческая Мастерская Ежи 18.09.2009 21:42 Заявить о нарушении
Чудесный стих, Георг!
Георг - большой мастер на название стиха: «Разжимая пальцы привязанностей» Разжимая пальцы. Чего? Не просто разжимая пальцы в кулаке. А пальцы привязанности. Оказывается, у человека есть такая личная слабость - некая привязанность, у которой есть пальцы! Пальцы сжаты, вцепились в дорогую сердцу "привязанность" Что же это у поэта за привязанность? Что ему дорого в этой жизни? Поэт привязан ко всему, что его окружает и цепляет его внимание. Через восприятие поэта циркулируют все признаки жизни, который поэт внимательно наблюдает и созерцает, все её малейшее движение и едва слышное биение. Так, мы, вместе с автором, слышим движение "липких шляпок маслят, раздвигающих хвою". Навряд ли кто слышал реальный шорох маслят, но сочная аллитерация звуков в стихотворении позволяет это слышать: лиПпппппких шшШШШляпппПол масслят.. раазззЗздвигающщих ххххХвоойюю.. Поэт созерцает и наслаждается каждым мгновением жизни в любом её проявлении: луну, за отдёрнутой шторой; пустынный пляж; травинку: Мне не нужно луны за отдёрнутой шторой, и не нужно пустынного пляжа – с тобой... Мне не нужно лежать и глядеть сквозь травинки на вечернего солнца оранжевый берег.. Пусть даже поэт и говорит с самой первой строки, что ничего ему в этой жизни не нужно. Но название стиха уже настроило на образ "привязанности", то есть это то, к чему поэт привык и что ему нужно и остро необходимо. Такой вот парадокс, что автор , якобы, говорит, что сейчас ему это не нужно. Но то, с какими мельчайшими подробностями и какой любовью автор перечисляет те мгновения жизни, которые ему, вроде бы не нужны, как раз и убеждают читателя в том, что всё в жизни поэта ему дорого, привычно и ничем не заменимо – это его жизнь. Чудесная и необычная метафора образа "пускаться в побеги" как бы служит мостиком и переходом автора из внешних аналогий привязанностей к жизни, - ко внутреннему живому и неповторимому миру человека, который слышит каждое неповторимое "биение пульса" и чувствует " циркуляцию воздуха в лёгких". Внутренний и уникальный мир поэта "проращивает побеги". "Душа обязана трудиться", - так в своё время восклицал Пастернак. Но как трудиться? Чёрный Георг наглядно и образно показывает как душа, и память проращивает "побеги" в памяти и "стебли настурций", при этом, оставаясь самим собой. И не просто самим собой, а то "близким, то ОЧЕНЬ далёким". А это уже философия поэта, размещённая в несколько строк. Внутренний мир человека и его "выращенной" памяти может быть то близким, то далёким. Как приближающийся и удаляющий горизонт. Душа человека - потёмки, - так гласит известная пословица. Но у поэта внешний мир и внутренний мир ясен и понятен, виден, как на ладони. Возможно, ли постичь ключевые философские строки о непрерывности и единичности? Заключается ли непрерывность в единичности, как пунктирная линия на горизонте сливается в сплошную одну линию? Или, как на асфальте, непрерывная линия - это одна единичная линия? Может ли непрерывность сменить единичность или единственность? Непрерывность поколений в одном единственном человеке? Бесконечно большой поток поколений заключен в одном человеке. Бесконечно большое находится в малом? В чём измеряется эта величина? В количестве или объёме? Непрерывность сменяет собой единичность; бесконечно большое находится в малом. Но самая мудрая философия, на первый взгляд просто и понятно - заключена у автора в последних строках без упоминания слова "большой". В этом слове, само по себе подразумевается значение в создании условия: если нужен БОЛЬШОЙ огонь - надо жертвовать МАЛОЙ «спичкой». Раз так поставлен вопрос, то сколько "спичек" уже пожертвовано для "огня"? И чем хочет пожертвовать автор для своего огня? Какими спичками? Или проращенными в памяти побегами? Ведь разжимает автор "пальцы" своих привязанностей? Жертвует ими, своими привязанностями, как спичками для большого огня. Непрерывность сменяет собой единичность; бесконечно большое находится в малом. Если нужен огонь – надо жертвовать спичкой. ...Как мне это успеть объяснить тебе, мама?.. Чтобы вызвать столько ассоциаций и вопросов у читателя, то действительно, нужно владеть большим мастерством подачи мысли и идеи стихотворения. Идея привязанности и любви к жизни разлита по всему небольшому стихотворению и имеет несколько планов её выражения. В первой части катрена внешняя привязанность к жизни. Во второй части катрена - внутренняя привзянность. В заключительной части идея привязанности катастрофически трансформируется в драматичную идею жертвенности малым для большого. Жертвы малой спички для большого огня. Этот психоделичный приём в стихотворении - есть трансгрессия, которая переворачивает восприятие читателя. И это есть психоделика. Но, поэт не ограничивается единственным приёмом трансгрессии, тут же следом повторяет и делает новый завершающий, финишный приём трансгрессии, который особенно тонко и нежно цепляет восприятие читателя и переводит идею привязанности и жертвы привзянности ради большой цели , - в новую катастрофичную идею жертвы и служения, жертвой родительской любви, - маме - которой трудно объяснить большую цель и большую жертву. В общем, то идея в стихотворении, как снежный ком, нарастает и увеличивается от строки к строке, а на финише стихотворения вообще превращается в необъятную идею служения обществу и всему, что дорого и важно человеку в этой жизни. Таким образом, название стихотворения с многозначительным названием " Разжимая пальцы привязанностей" в конце стихотворения служит дополнением для понимания многомерной идеи служения и жертвенности ради одной большой цели. Круг замкнулся: стихотворение невозможно понять без названия; название может жить само по себе, но в то же время является дополнительным ключом и отмычкой ко всей сложнейшей архитектонике и композиции стихотворения. Чтобы переливать идею стихотворения из одно состояния в другое, при этом, словно фокусник и маг, вращая её перед взором читателя и показывая её усложняющие многомерные грани, надо, действительно, обладать не только способностью к стихотворчеству, но и точностью и соразмерностью мысли, умением наращивать мысль и так её располагать, чтобы не нарушилась единая связь логики и архитектоники построения стиха. Чтобы здоровое восприятие читателя ни на йоту не было нарушено, а наоборот, чтобы восприятие читталя всего стихотворения было цельным и гармоничным. Всё эти чудеса делает Психоделика Чёрного Георга и его большое поэтическое мастерство. имхо. Натэлла Климанова 21.09.2009 02:43 Заявить о нарушении
Если за дело берется Нателла, стихотворение можно смело удалять: оно убито напрочь!
Георг! Размести другое, только с припиской: без комментариев. Морж 22.09.2009 21:46 Заявить о нарушении
Моржань, да какая разница. Убито так убито. :) Мне настолько всё равно сегодня - что и где я выигрываю (или не выигрываю), что - пусть у всех будет возможность поупражняться в критике, используя мои тексты как мишени. Я же никогда никому не запрещал свои стихи куда-то копировать или по их поводу что-то писать. Пожалуй, это уже позиция такая, которую поздно менять. :)
Чёрный Георг Предел Невозможного 23.09.2009 04:12 Заявить о нарушении
Да не в тебе дело. В читателе. Нателла так камнедробительно разжёвывает, что от Георга остается аморфная разжиженная масса.
Ну типа "шшШШШляпппПол масслят.. раазззЗздвигающщих ххххХвоойюю". А читатель должен видеть блюдо, а не полупереваренную пищу. Не стоит каждого читателя превращать в беззубого слепо-немо-глухого беспомощного старика с клизмой. Я бы понимал, если бы была какая-то просветительская цель (доказать какой-то аспект, продемонстрировать приёмы, что-то обобщить). Но посвящать хвалебную монографию одному (между нами, не самому выдающемуся твоему) стихотворению - верх расточительности для критика. И эта критическая ниагара - на фоне скудной ржавой струйки из крана. Посчитай, сколько рецек оставил этот "штатный" критик на конкурсе? Это уже просто неприлично. Морж 23.09.2009 09:58 Заявить о нарушении
"Морж, будь любезен, не лезь в разговор, когда умные люди беседуют"
Это ты о разговоре сама с собой? Мне вообще уйтить или можно в сторонке посмолить цигарку? Ничего, что сплюнул на паркет? А дымок я сдую, не боись. Морж 25.09.2009 09:51 Заявить о нарушении
"Это мозги у Моржа каменные, что никакой дробилкой не раскрошишь. Впрочем, к сожалению, таких читателей с атавистическим комплексом мышления, сейчас большинство.
Я вот думаю в последнее время: почему так?" Знаешь, Нателла, речь вообще тут не идет о Пушкине и нисходящей. Речь идет о тебе, как критике. Если ты полагаешь, что твои э... материалы, а особенно высокий бюрократический штиль 70-х гг ХХ в. кого-то может заинтриговать (кроме предмета страсти) или подвигнуть на подвиг псиде, то позволь выразить сомнение. Повторяю: ты себя ведешь неприлично. Тут не театр одного актера и одного благодарного зрителя. Морж 25.09.2009 09:57 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |