Чёрный Георг Постскриптум - написанные рецензии

Рецензия на «Подбалконная серенада» (профиль удален)

Sire,
The preposition with the balcony in the third stanza gives the reader the impression of a decidedly unfortunate choice, as the verb is suggestive more of an action of penetrating into something rather than falling onto something.
By addressing this minor issue you would ensure that your impervious glory continues to proliferate.
Kind regards,

Чёрный Георг Постскриптум   12.05.2013 07:25     Заявить о нарушении
Рецензия на «Диалог с классикой. Ревью с Сергеем Фаустовым» (Психоделика)

Кажется, в "диалоге с классикой" у меня образовалась (самообразовалась?..) аллюзия на самую что ни на есть канонизированную её форму, за что сразу приношу свои извинения всем, кому такая вольность может показаться неуместной или огорчительной.

И поскольку я сейчас крайне редко бываю на сайте, позволю себе поздравить всех приходящих сюда с наступающим Рождеством и с Новым годом. Желаю вам творческих вдохновений, всяческого благополучия, а кроме того - много новых интересных стихотворений. И ещё - любви ко всему сущему, которая начинается с понимания себя и собственной функции в этом мире - и простирается дальше и дальше, захватывая всё более удалённые уголки нашего сознания, stretching itself to the most unlikely places and characters.

Возможно, это не любовь, а приятие, acceptance, некая форма примирения с действительностью... Но дело в том, что "действительности" в действительности не существует, а потому - нам ведь попросту не с чем примиряться, кроме самих себя и собственных отражений - во всём, что нас так или иначе окружает. Уметь видеть своё отражение в воде и не испытывать к нему ни притяжения, ни нелюбви, даже в деталях, - не в этом ли и состоит смысл поэтического видения мира?.. Восторженность свойственна нам всем, но лишь восторженность, направленная вовне, приобщает людей к цеху Творца, чьи произведения невозможно имитировать.

.

____ лепестки огня ____

я шёл но двигался назад
Он спал и источал уют
найдя Его прелат сказал
по пятницам не подаю
а Он не ведает Он спит
Ему что инок что прелат
что ветер сбивший шишки с пихт
что я идущий по делам
мне нужно спать и источать
я тоже не хочу ни с кем
делить перинатальный чарт
и отпечатки грязных кед

но я теряю и иду
стремясь вперёд качусь назад
изобретаю сходство душ
глаза глядящие в глаза
а Он расслабился и спит
Его нетвёрдые следы
ведут на высочайший пик
и в глубину вселенских дыр
я видел и опять забыл
как с гор бегущая вода
Бегущего чей бег так быстр
что невозможно передать

поскольку Он быстрей меня
поскольку я тупей Его
мы оба лепестки огня
мы встретимся у кромки вод
провалятся вершины гор
взметнутся лепестки огня
и кто был слева от Него
и кто был справа от меня
и Он поддаст и я подам
и страшен смысл Его речей
спи отпускай меня туда
куда не ведаю зачем

.

http://www.stihi.ru/2012/12/18/909

Чёрный Георг Постскриптум   21.12.2012 21:15     Заявить о нарушении
"Восторженность свойственна нам всем, но лишь восторженность, направленная вовне, приобщает людей к цеху Творца, чьи произведения невозможно имитировать."

Позвольте спросить, Георг: "восторженность направленная вовне". Вовне чего? В инстанции, где звёзды с Богом говорят?
А разве восторженность в контексте мира вещного не имеет право на печать божественного?
То, что Вы утверждаете, - попытка обозначить себя в рядах литературного сообщества со схожими взглядами на поэзию.

Виктор Коврижных 2   22.12.2012 09:36   Заявить о нарушении
Направленная вовне СЕБЯ, Виктор, всего лишь вовне себя.
Восторженность направленная вовнутрь хороша лишь при понимании того, что "внутри" и "снаружи" не обладают принципом некоего иерархического подобия, как считала та же Блаватская, а суть ОДНО.

А что до схожести взглядов, то - я давно уже ничего ни в ком не ищу, а если позволяю себе иногда высказаться, то лишь ради того, чтобы не возникало у мало знающих меня людей впечатления, будто я начисто игнорирую любые формы обсуждений или контакта. Я буду с Вами откровенен: я действительно НЕ ЗНАЮ сейчас - существуют ли авторы, чьи взгляды на поэзию сходны с моими. Когда-то я полагал, что их немало; сегодня я могу лишь с уверенностью говорить о том, что среди моих друзей такие, возможно, ещё есть. Дело в том, что всё, происходящее с поэзией (и даже шире, с литературой в целом) - одновременно и намного сложнее, и намного проще того, что принято думать. Для того, чтобы ВИДЕТЬ многие вещи, необходимо отвлечься от концепций "литературного процесса" и "себя, как автора и участника этого самого процесса", а на такое необходимо намного больше энергии, чем находится в расположении даже очень талантливых людей.

Из тех, кто не стесняется высказываться, правы оказываются, как правило, наблюдатели, утверждающие, что время само расставляет всё по местам; всё верно: с расстояния существенное и несущественное становится гораздо понятнее и определённее. Но верно и обратное: Земля является (и ВСЕГДА являлась) кладбищем видов; поэтому, невозможно утверждать, что никогда не существовало авторов, писавших (даже на русском) значительно лучше, чем Пушкин, Есенин, Булгаков, а также многие другие ставшие классиками литераторы. Если на постоянно размываемой дождями почве не сохранилось видимых неискушённому глазу следов, то это ещё не повод - считать, что их никогда не существовало.

Чёрный Георг Предел Невозможного   22.12.2012 20:38   Заявить о нарушении
Невольно вспомнились строки Виталия Крёкова:

"И каждый нёс в свою большую осень,
кто сладкие, кто горькие плоды".

Не знаю как Фаустов построит диалог в объявленной теме ревью. Предчувствую, что нелегко будет. :)

Мне сложно что-либо возразить Вам, Георг. Безусловно Вы правы, исходя из своих теорий. Но они же не уверсальны. Субъективность. Впрочем, об объективности в литературе говорить не приходится. Время и востребованность. Пожалуй это подведёт итоги теориям и концепциям.

Я читал Ваши стихи и неизменно приходил к мысли, что Вы пишете в контексте пушкинской строки: "И гений - парадоксов друг".

Я иногда думаю, что Господь (Высший Разум) замысливал нашу Землю не в единственном экземпляре. Создал ещё модели. И они действуют, и возможно, с другими параметрами.

Я подумал, что так может быть,
потому что подумал об этом.

Любая самая фантастическая и абстрактная мысль - отражение факта. В материальной форме.
Наверное, и Вы исходили из той же мысли, что были, которые писали лучше чем Булгаков и Пушкин. Раз вы подумали об этом, значит так оно и есть. Если не брать во внимание, что "мысль изречённая есть ложь".

Впрочем, подобного рода рассуждения малопродуктивны перед темой С.Фаустова. Здесь всё-таки нужна конкретика.
И первое прояснить: почему классика считается классикой. По каким признакам и критериям? На мой взгляд, востребованность во все времена.

Виктор Коврижных 2   22.12.2012 22:12   Заявить о нарушении
Безумные странности делают мир устойчивее.

Фаустов   25.12.2012 23:07   Заявить о нарушении
По утверждению Джордано Бруно, стены небес построены на парадоксах. Очевидно, сам он не видел в этой мысли ничего парадоксального...

Развивая тему о парадоксах и их месте в истории христианской религии, размещу-ка я ещё вот этакий стишок:
.

____ принимая ослов Господа моего ____

он стоял и ослиною мордой вертел,
беспокойный, как 44 осла:
то косил на восток, то заглядывал вглубь.

перед ним простирался нетронутый пласт,
из которого выйдут и храм, и вертеп.
отливали пески под воздействием лун...

вдалеке, по безводной поверхности луж
кто-то шёл воцаряться, Себя ниспослав,
провожаемый вслед поворотами шей...

бесподобный, как 44 осла,
он стоял, наблюдая пустынную глушь
и уже не тревожась о вечной душе.

.
http://stihi.ru/2012/12/28/7813

Чёрный Георг Трудно Быть Богом   28.12.2012 20:06   Заявить о нарушении
В стихотворении "лепестки огня" отсутствуют буквы "Ф" и "Э", что означает сознательный ограниченный выбор средств выражения. Картина предстает монохромной и динамичной. Показателен в этом смысле "перинатальный чарт" - он все время меняющийся.

Фаустов   09.01.2013 00:57   Заявить о нарушении
Рецензия на «Рыбы 3» (Ян Бруштейн)

ностальгия по старым друзьям - наверное, самая сильная из тех, какие бывают...
спасибо, что показал его мне, Ян. и картинка тоже хороша.

Чёрный Георг Постскриптум   10.06.2012 15:59     Заявить о нарушении
Картинка лучше стихотворенич, зуб даю!)))

Ян Бруштейн   10.06.2012 19:50   Заявить о нарушении
Рецензия на «Всестихирный Мегаконкурс - Осенний Марафон» (Творческая Мастерская Ежи)

____ Разжимая пальцы привязанностей ____

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Раскидистая ель, ровесница судьбы.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . На утреннем лугу пасущееся стадо.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Окопы, – след войны. И белые грибы.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Нет больше ничего. И ничего не надо.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . (Евгений Филин-Соколов, "Ничего")
.

...А ещё мне не нужно соснового бора,
липких шляпок маслят, раздвигающих хвою.
Мне не нужно луны за отдёрнутой шторой,
и не нужно пустынного пляжа – с тобой...
Мне не нужно лежать и глядеть сквозь травинки
на вечернего солнца оранжевый берег.
Мне не нужно, к постельному кофе привыкнув,
отрываться от книг – и пускаться в побеги...

Мне достаточно слышать биение пульса,
ощущать циркуляцию воздуха в лёгких
и проращивать в памяти стебли настурций,
оставаясь – то близким, то очень далёким...
Непрерывность сменяет собой единичность;
бесконечно большое находится в малом.
Если нужен огонь – надо жертвовать спичкой.

...Как мне это успеть объяснить тебе, мама?..

.
.
.
http://www.stihi.ru/2009/06/12/484

Чёрный Георг Постскриптум   17.09.2009 04:33     Заявить о нарушении
Извиняюсь, ребята, - по старой привычке скопировал весь текст. Как-то глупо теперь его удалять или в замечании ещё раз копировать...
Вот ссылка на самую первую его публикацию (индивидуально, не в составе цикла): http://www.stihi.ru/2009/06/02/1514

Чёрный Георг Трудно Быть Богом   17.09.2009 04:39   Заявить о нарушении
Ого! Я попал в эпиграф!.. Приятно...)))

Евгений Филин-Соколов   17.09.2009 21:33   Заявить о нарушении
Ну так твой стих - не то, что эпиграфом, а просто-таки отправной точкой здесь послужил, Жень. И стих, кстати, замечательный.

Черный Георг   18.09.2009 12:29   Заявить о нарушении
1491 17.09.2009 04:44 Перевод от автора Трудно Быть Богом 200

Творческая Мастерская Ежи   18.09.2009 21:42   Заявить о нарушении
Чудесный стих, Георг!
Георг - большой мастер на название стиха: «Разжимая пальцы привязанностей»
Разжимая пальцы. Чего?
Не просто разжимая пальцы в кулаке. А пальцы привязанности. Оказывается, у человека есть такая личная слабость - некая привязанность, у которой есть пальцы!
Пальцы сжаты, вцепились в дорогую сердцу "привязанность"
Что же это у поэта за привязанность? Что ему дорого в этой жизни?
Поэт привязан ко всему, что его окружает и цепляет его внимание. Через восприятие поэта циркулируют все признаки жизни, который поэт внимательно наблюдает и созерцает, все её малейшее движение и едва слышное биение.
Так, мы, вместе с автором, слышим движение "липких шляпок маслят, раздвигающих хвою". Навряд ли кто слышал реальный шорох маслят, но сочная аллитерация звуков в стихотворении позволяет это слышать: лиПпппппких шшШШШляпппПол масслят.. раазззЗздвигающщих ххххХвоойюю..
Поэт созерцает и наслаждается каждым мгновением жизни в любом её проявлении: луну, за отдёрнутой шторой; пустынный пляж; травинку:

Мне не нужно луны за отдёрнутой шторой,
и не нужно пустынного пляжа – с тобой...
Мне не нужно лежать и глядеть сквозь травинки
на вечернего солнца оранжевый берег..

Пусть даже поэт и говорит с самой первой строки, что ничего ему в этой жизни не нужно. Но название стиха уже настроило на образ "привязанности", то есть это то, к чему поэт привык и что ему нужно и остро необходимо.
Такой вот парадокс, что автор , якобы, говорит, что сейчас ему это не нужно. Но то, с какими мельчайшими подробностями и какой любовью автор перечисляет те мгновения жизни, которые ему, вроде бы не нужны, как раз и убеждают читателя в том, что всё в жизни поэта ему дорого, привычно и ничем не заменимо – это его жизнь.

Чудесная и необычная метафора образа "пускаться в побеги" как бы служит мостиком и переходом автора из внешних аналогий привязанностей к жизни, - ко внутреннему живому и неповторимому миру человека, который слышит каждое неповторимое "биение пульса" и чувствует " циркуляцию воздуха в лёгких".
Внутренний и уникальный мир поэта "проращивает побеги".
"Душа обязана трудиться", - так в своё время восклицал Пастернак. Но как трудиться?
Чёрный Георг наглядно и образно показывает как душа, и память проращивает "побеги" в памяти и "стебли настурций", при этом, оставаясь самим собой. И не просто самим собой, а то "близким, то ОЧЕНЬ далёким".
А это уже философия поэта, размещённая в несколько строк.
Внутренний мир человека и его "выращенной" памяти может быть то близким, то далёким. Как приближающийся и удаляющий горизонт.
Душа человека - потёмки, - так гласит известная пословица. Но у поэта внешний мир и внутренний мир ясен и понятен, виден, как на ладони.
Возможно, ли постичь ключевые философские строки о непрерывности и единичности?
Заключается ли непрерывность в единичности, как пунктирная линия на горизонте сливается в сплошную одну линию? Или, как на асфальте, непрерывная линия - это одна единичная линия?
Может ли непрерывность сменить единичность или единственность?
Непрерывность поколений в одном единственном человеке?
Бесконечно большой поток поколений заключен в одном человеке. Бесконечно большое находится в малом? В чём измеряется эта величина? В количестве или объёме?

Непрерывность сменяет собой единичность;
бесконечно большое находится в малом.

Но самая мудрая философия, на первый взгляд просто и понятно - заключена у автора в последних строках без упоминания слова "большой". В этом слове, само по себе подразумевается значение в создании условия: если нужен БОЛЬШОЙ огонь - надо жертвовать МАЛОЙ «спичкой».
Раз так поставлен вопрос, то сколько "спичек" уже пожертвовано для "огня"?
И чем хочет пожертвовать автор для своего огня?
Какими спичками? Или проращенными в памяти побегами?
Ведь разжимает автор "пальцы" своих привязанностей?
Жертвует ими, своими привязанностями, как спичками для большого огня.

Непрерывность сменяет собой единичность;
бесконечно большое находится в малом.
Если нужен огонь – надо жертвовать спичкой.

...Как мне это успеть объяснить тебе, мама?..

Чтобы вызвать столько ассоциаций и вопросов у читателя, то действительно, нужно владеть большим мастерством подачи мысли и идеи стихотворения.
Идея привязанности и любви к жизни разлита по всему небольшому стихотворению и имеет несколько планов её выражения.
В первой части катрена внешняя привязанность к жизни.
Во второй части катрена - внутренняя привзянность.
В заключительной части идея привязанности катастрофически трансформируется в драматичную идею жертвенности малым для большого. Жертвы малой спички для большого огня.
Этот психоделичный приём в стихотворении - есть трансгрессия, которая переворачивает восприятие читателя.
И это есть психоделика.
Но, поэт не ограничивается единственным приёмом трансгрессии, тут же следом повторяет и делает новый завершающий, финишный приём трансгрессии, который особенно тонко и нежно цепляет восприятие читателя и переводит идею привязанности и жертвы привзянности ради большой цели , - в новую катастрофичную идею жертвы и служения, жертвой родительской любви, - маме - которой трудно объяснить большую цель и большую жертву.
В общем, то идея в стихотворении, как снежный ком, нарастает и увеличивается от строки к строке, а на финише стихотворения вообще превращается в необъятную идею служения обществу и всему, что дорого и важно человеку в этой жизни.
Таким образом, название стихотворения с многозначительным названием " Разжимая пальцы привязанностей" в конце стихотворения служит дополнением для понимания многомерной идеи служения и жертвенности ради одной большой цели.
Круг замкнулся: стихотворение невозможно понять без названия; название может жить само по себе, но в то же время является дополнительным ключом и отмычкой ко всей сложнейшей архитектонике и композиции стихотворения.

Чтобы переливать идею стихотворения из одно состояния в другое, при этом, словно фокусник и маг, вращая её перед взором читателя и показывая её усложняющие многомерные грани, надо, действительно, обладать не только способностью к стихотворчеству, но и точностью и соразмерностью мысли, умением наращивать мысль и так её располагать, чтобы не нарушилась единая связь логики и архитектоники построения стиха.
Чтобы здоровое восприятие читателя ни на йоту не было нарушено, а наоборот, чтобы восприятие читталя всего стихотворения было цельным и гармоничным.
Всё эти чудеса делает Психоделика Чёрного Георга и его большое поэтическое мастерство.

имхо.

Натэлла Климанова   21.09.2009 02:43   Заявить о нарушении
Если за дело берется Нателла, стихотворение можно смело удалять: оно убито напрочь!
Георг! Размести другое, только с припиской: без комментариев.

Морж   22.09.2009 21:46   Заявить о нарушении
Моржань, да какая разница. Убито так убито. :) Мне настолько всё равно сегодня - что и где я выигрываю (или не выигрываю), что - пусть у всех будет возможность поупражняться в критике, используя мои тексты как мишени. Я же никогда никому не запрещал свои стихи куда-то копировать или по их поводу что-то писать. Пожалуй, это уже позиция такая, которую поздно менять. :)

Чёрный Георг Предел Невозможного   23.09.2009 04:12   Заявить о нарушении
Да не в тебе дело. В читателе. Нателла так камнедробительно разжёвывает, что от Георга остается аморфная разжиженная масса.
Ну типа "шшШШШляпппПол масслят.. раазззЗздвигающщих ххххХвоойюю".
А читатель должен видеть блюдо, а не полупереваренную пищу. Не стоит каждого читателя превращать в беззубого слепо-немо-глухого беспомощного старика с клизмой.

Я бы понимал, если бы была какая-то просветительская цель (доказать какой-то аспект, продемонстрировать приёмы, что-то обобщить). Но посвящать хвалебную монографию одному (между нами, не самому выдающемуся твоему) стихотворению - верх расточительности для критика.
И эта критическая ниагара - на фоне скудной ржавой струйки из крана. Посчитай, сколько рецек оставил этот "штатный" критик на конкурсе? Это уже просто неприлично.

Морж   23.09.2009 09:58   Заявить о нарушении
"Морж, будь любезен, не лезь в разговор, когда умные люди беседуют"
Это ты о разговоре сама с собой?
Мне вообще уйтить или можно в сторонке посмолить цигарку? Ничего, что сплюнул на паркет? А дымок я сдую, не боись.

Морж   25.09.2009 09:51   Заявить о нарушении
"Это мозги у Моржа каменные, что никакой дробилкой не раскрошишь. Впрочем, к сожалению, таких читателей с атавистическим комплексом мышления, сейчас большинство.
Я вот думаю в последнее время: почему так?"
Знаешь, Нателла, речь вообще тут не идет о Пушкине и нисходящей.
Речь идет о тебе, как критике.
Если ты полагаешь, что твои э... материалы, а особенно высокий бюрократический штиль 70-х гг ХХ в. кого-то может заинтриговать (кроме предмета страсти) или подвигнуть на подвиг псиде, то позволь выразить сомнение.

Повторяю: ты себя ведешь неприлично. Тут не театр одного актера и одного благодарного зрителя.

Морж   25.09.2009 09:57   Заявить о нарушении
Рецензия на «Дмитрий Дёмкин. Статья о. Часть первая» (Психоделика)

Решил поделиться несколькими мыслями по поводу конкретных вещей, затронутых в статье Димы о невидимом бриллианте.

1. Не так давно я сам набросал эссе о Балыке, где сформулировал постулат о невозможности позитивного развития конкурсной идеи на сетевых русскоязычных ресурсах - в принципе. Статья Димы (если её рассматривать отвлечённо от Балыка) сегодня показывает приблизительно те же вещи.

Причин для такого постулата весьма много; перечислю лишь некоторые:
а/ низкий профессионализм судейских бригад (другими словами - сапожники не могут стать кондитерами, кондитеры - вагоноважатыми, те - слесарями, слесари - дворниками, и т.д.) из-за которого позволено процветать махровым цветом чистой воды вкусовщине - без всяких попыток её завуалировать или чем-то условно-объективным хотя бы сдобрить.
б/ отсутствие собственной, выверенной и устоявшейся, системы литературных воззрений и ценностей у судей, и при этом - очень отсталый, заимствованный из начала второй половины прошлого века взгляд на поэзию в целом, почерпнутый из разных мемуарного типа работ поэтов прошлого, - не слишком убедительный изначально и безнадёжно отставший от жизни сегодня.
в/ постоянное превалирование человеческого фактора над фактором литературным, т.е. жюрение конкурсов не может происходить в относительно-нелицеприятном режиме; подавляющее большинство судей руководствуется при отборе победителей сугубо личными соображениями, не отделяя их от соображений чисто поэтического свойства.
г/ практически все судьи не желают обсуждать свои мотивации и критерии отбора победителей; неизменно срабатывает советских времён психология: кто сильный - тот и прав; при этом организаторы конкурсов тоже не имеют большого желания "выдавливать" из судей их мотивацию и какие-то серьёзные обоснования сделанного выбора, поскольку судьям изначально придан статус свадебных енералов, а как можно пытаться чего-то требовать у енералов?
д/ плохо продуманные и несовершенные системы самого судейства, которые у организаторов нет большой охоты улучшать - преимущественно из-за недостатка академического опыта у самих организаторов, а также из-за приверженности старым сталинским методам управления "чем меньше отчитываешься перед подчинёнными, тем тебя больше уважают".

2. Выхода, по большому счёту, из сложившейся ситуации нет. Меня могут спросить: а как же Мегаконкурс, проводимый ТМ? Да, он лучше, чем все остальные известные мне конкурсы, но он тоже держится только на трёх китах:
а/ на более качественном (чем в других местах) человеческом факторе; другими словами - на более тщательном, более качественном отборе судей и номинаторов.
б/ на более тщательно продуманных (чем в других местах) конкурсных правилах.
в/ на более беспристрастном отношении организаторов к проведению конкурса, а это транслируется и в более беспристрастное отношение к конкурсантам у судей и номинаторов.

Уберите эти три фактора - и конкурс на ТМ станет ничем не отличим от конкурса на Балыке.

3. Ситуация с конкурсами отражает в целом критическое состояние всей русскоязычной поэзии (и литературы), сложившееся на сегодняшний день. Весь литературный мир страшно коррумпирован и поделён на анклавы мелкими литературными князьками; в нём господствуют безвкусица, откровенная дурь и попса. Он чрезвычайно завистлив и мракобесен. Главной правящей идеей в нём является кумовство. Более того, в нём господствуют плохо образованные и ущербные люди, не имеющие никаких особых достоинств, кроме честолюбия. И эти люди насаждают свои идеи многим тысячам доверчивых читателей, которые затем начинают прививать их и друг другу. Это тёмный и удушливый мир псевдолитературной олигархии, пришедшей на смену социалистическим худсоветам и соцреализму.

Можно ли всерьёз надеяться, находясь (в силу несчастливо сложившихся исторических причин) в таком русскоязычном литературном мирке, - на то, что будет возможно организовать серьёзный и не-коррумпированный литературный конкурс? Ответ, разумеется, прост: да, можно, если обладать достаточно большими финансовыми ресурсами - и организовывать всё С НУЛЯ, - не привлекая к организации никого из оккупировавших литературные кормушки функционеров. Но насколько такая идея осуществима на практике - неизвестно, ибо никто её не пытался претворить в жизнь.

4. И последнее. Приходится признать, что бурный расцвет современной русской литературы - явление кратковременное, ибо без поддержки (финансовой, информационной, культурной и пр.) литературных институций он продолжаться не может. Это напоминает выплеск пены из бутылки с шампанским: если бутылку не продолжать трясти, то, выплеснув примерно стакан содержимого, бурление успокаивается - и всё входит в свои "нормальные" русла. Так и с литературой: очень скоро она возвратится в не так давно покинутые болотные края.

Нет, это ещё не конец русской литературы, - но отсюда его уже сегодня прекрасно видно. И - нет, я не ошибся в терминах, я говорю не о конце великой русской литературы, а о конце русской литературы ВООБЩЕ. Можно с уверенностью говорить о том, что через пятнадцать-двадцать лет русскоязычной (не переводной) литературы не останется вовсе. То есть - она останется, на уровне туалетных надписей и жидкожурнального бестолкового творчества, на уровне никому не нужных блогов и переписки, но как литература - восприниматься никем уже не будет.

Есть ли из этого положения выход для русских литераторов? Боюсь, что нет. То есть - ДА, выход есть, но этот выход - полный отказ от русского языка и переход на языки европейские (либо азиатские, как получится). Усилиями сегодняшних коричневых (цвет шоколада и ещё кое-чего) литературных полковников - будущее русской литературы выглядит, как никогда, мрачным и безысходным.

Дима, извини, что несколько предвосхитил этим кратким очерком появление второй части твоей статьи, но - думаю, ты вряд ли стал бы говорить именно о тех вещах, к которым обратился я здесь.

Чёрный Георг Постскриптум   25.08.2009 06:40     Заявить о нарушении
Георг, только одно дополнение: не в последнюю очередь это стало возможно из-за девальвации любых систем оценки. А при таком положении именно нелитературные факторы, тобой перечисленные, и становятся неизбежно _единственным_ ориентиром для тех, кто пытается в каком-либо качестве взаимодействовать с нынешним поэтпроцессом))

Дмитрий Дёмкин   25.08.2009 16:01   Заявить о нарушении
Да, а главным выводом из вышесказанного становится вот что: МЫ С ВАМИ СЕГОДНЯ ЖИВЁМ В ФАНТАСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД ПИКА РАСЦВЕТА РУССКОЯЗЫЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, можно сказать - последнего и самого поразительного, хотя и очень короткого, цветения её - на пороге неминуемой гибели. Это тот самый "конкордовский" момент наивысшего взлёта, подобного которому уже никогда не будет (да и в прошлом тоже не было). Успейте, как говорится, насладиться, ибо момент - исторический, и подобных ему - не будет. Возможно, приход на сцену психоделики как раз и знаменует собой эту наивысшую фазу цветения, которой - (увы) - суждено уйти, вместе с самой русской литературой, в самом ближайшем будущем.

Сможет ли после смерти русской литературы психоделика прижиться - и существовать в других языках, не столь уязвимых и подверженных постсоветским кризисным факторам, как русский? Я надеюсь на это, ребята, я искренне надеюсь на это...

Чёрный Георг Трудно Быть Богом   25.08.2009 16:17   Заявить о нарушении
что ж это мне всё время с Вами спорить-то хочется...

"постулат о невозможности позитивного развития конкурсной идеи..."

Во-первых, в чём состоит СМЫСЛ, в чём - цель сетевых конкурсов? В чём был смысл творческих конкурсов в старой России и раннем СССР? Он был очень конкретным. Вот 1924 году Анненков выиграл конкурс на создание портрета Ленина. его портрет пошел то ли на купюру какую-то, то ли на медаль.

А здесь и сейчас? На СИ там хоть фишку дают,а на стихире целью всех конкурсов - это привлечение внимания читателей к данному произведению, к данной странице, к данному автору.
Конкурсы с этим прекрасно справляются. И БЛК, и наш.

"а/ низкий профессионализм судейских бригад (другими словами - сапожники не могут стать кондитерами..."
...а программисты -критиками, да? А frank был программистом.

"...позволено процветать махровым цветом чистой воды вкусовщине..." -
из "объективных" критериев в искусстве есть только один - пыль столетий. всё - ВСЕ!- остальное - вкусовщина.

"отсутствие собственной, выверенной и устоявшейся, системы литературных воззрений и ценностей у судей, и при этом - очень отсталый, заимствованный из начала второй половины прошлого века взгляд на поэзию в целом" -
провал в логике. Первая часть говорит об отсутствии, вторая - присутствии "литературных воззрений и взглядов"

"в/ постоянное превалирование человеческого фактора..." -
а как же Иначе-то? одним нравится Бунин, другим - Чехов. А уж в лирике... Вон Гуров считает, что Блок - пигмей по сравнению с Есениным, а мне с этого смешно
если отмести чистую неграмотность, то НЕТ ОБЪЕКТИВНЫХ КРИТЕРИЕВ В ИСКУССТВЕ, есть только степень созвучности. Перечитайте статью Толстого о Шекспире.

"а/ на более качественном (чем в других местах) человеческом факторе; другими словами - на более тщательном, более качественном отборе судей и номинаторов." -
наши они лучше. это завсегда так. Самсонов тоже так считает. только "наши" у него другие.
и буду знать, что Смарагда - это очень качественный человеческий фактор.
:)))))))))

"б/ на более тщательно продуманных (чем в других местах) конкурсных правилах" -
да стандартные правила. ничего более прИдуманного в них нет.
г)...
д)...
мне хотелось бы, чтобы главным отличием нашего конкурса от других - примером для других! - было бы ОБСУЖДАЕМОСТЬ стихов. Вот это нужно авторам, вот это... а первое или 25-ое место... чтобы благодаря конкурсу стихотворение нашла не "объективную оценку", а вышла на свой круг читателей! Пусть узкий, пусть "с плохим вкусом" - на свой.

"3. Ситуация с конкурсами отражает..." -
какое счастье что меня в этой действительности нет.

"Ответ, разумеется, прост: да, можно, если обладать достаточно большими финансовыми ресурсами - и организовывать всё С НУЛЯ" -
я считаю, что лучше не с нуля. лучше с ТМ.

"И - нет, я не ошибся в терминах, я говорю не о конце великой русской литературы, а о конце русской литературы ВООБЩЕ" -
Вы ошибаетесь. Литературный рынок - русскоязычная литература у забугорной потихоньку отвоевывает. Начинает с самых прибыльных - детективы, фантастика, фэнтези. Западные Шедевры мы прочитали, но их никогда не бывает много, а ширпортреб нам ближе свой. нешедевриальную или не всемирно-раскрученную чужую практически уже не читают.
А если есть подлесок - вырастут и баобабы.
Ведь родина слонов - Россия
:))

"будущее русской литературы выглядит, как никогда, мрачным и безысходным." -
один западный гений написал: "каждый должен возделывать свою страницу".
ТМ например.
Или почти заброшенную Вами Вашу "психоделику"
Или удаленную "Георг - страницы классики"

L   25.08.2009 16:25   Заявить о нарушении
Аль, мне с Вами тоже спорить не хочется. Мне с Вами больше соглашаться нравится. Потому - я частично соглашусь, а частично - не соглашусь, но особо грудью на пулемётные гнёзда бросаться не буду, хорошо? ;)

По поводу отвоёвывания рынка: Аля, детективы, сай-фай и фантази - это не вполне литература. Вот тот же Мураками - это литература, хотя может и не всем нравиться, но тем не менее. Вот та же Баятт - это, всё же, литература. А Сорокин или Пелевин - это не литература. Но скоро и такой не будет, а корни этого лежат - в специфике распределения литературных фондов. Это именно та причина, по которой в русских литературных журналах не бывает хороших авторов. И книжки хороших авторов не издаются. И поэтому через 20 лет все журналы просто исчезнут - даже в электронном виде. Никто ведь дерьмо до бесконечности читать не будет.

А с тем местом, где у меня провал в логике - это не совсем провал: в первом случае я имел в виду нечто более частное, набор каких-то собственных ценностей и воззрений, а во втором - вещи более общие, восходящие к взглядам на правильные/неправильные тенденции и развитие литературы в целом (заимствованные из безнадёжно устаревших работ прошлого века).

А если где-то могут вырасти баобабы - то еще не всё потеряно. ;) Потому я и постарался передать ТМ в хорошие руки, а не бросил её на произвол судьбы и не отдал кому попало. У ТМ на Стихире есть репутация, и важно её сохранить. А "обсуждаемость" стихов - это хорошая идея, Аль, только надо к ней взвешенно подходить; раньше на конкурсах ТМ мы обещали каждому автору обязательные отзывы, а потом бросили это дело - потому что многим обсуждение их стихов не нужно вовсе, они на конкурсы не за этим приходят.

Чёрный Георг Трудно Быть Богом   25.08.2009 20:08   Заявить о нарушении
L, спасибо.

Георг, я тоже - почти с каждым словом L согласна.
Только очень жаль, что "наши" - другие".
При том, что вроде бы все радеют об одном и том же..
(как в борьбе религий, да?)

Вспомнилось вот:

Нету бога, кроме Бога.
Тьма богов вокруг Ваала.
И поэтов очень много,
А поэтов очень мало.
(c)
...

Алана Эзер   27.08.2009 19:06   Заявить о нарушении
Алана, на Западе просто литература не так коррумпирована, только и всего. Но, впрочем, так же, как и всё остальное. На Западе жизнь лучше, потому что принципы исповедуются достаточно явные, вроде: зарабатывай деньги - и живи, как хочешь. А в Стране Героев до сих пор живут по брежневским принципам: думай одно, говори другое, делай третье. Вот и в литературе: говорят, что - якобы - заботятся о том, чтобы её сделать лучше, а на самом деле просто купоны стригут, затаптывая всё лучшее. А почему? Да потому что официальная прибыль от литературы литературным князькам не нужна: они её всё равно не увидят, её обложат налогом, да и отдавать, возможно, её придётся - тем же спонсорам. Куда удобнее делать вот что: гнобить всех хороших авторов, а печатать только тех, кто взятки даёт по-крупному (ну, своих закадычных дружков и других редакторов - тоже, понятно); а то, что пишут они паршиво, и покупать такую "литературу" в кавычках никто не хочет, - так это не важно: ведь дотации от не-секущих в литературе спонсоров из-за этого не уменьшатся, а не-популярность своих отстойных авторов можно всегда списать на то, что публика-де нифига не смыслит в "настоящей" литературе, публика отупела - и ей только детективы и фантастику подавай...

А публика не отупела, просто её уже не первую декаду приучают - к тому, что абсолютно все авторы, которых можно сегодня читать в т.наз. "серьёзных" литературных журналах, - дерьмо. И такую убеждённость можно разрушить только одним путём: начав печатать не-дерьмовых авторов. Но такие ведь платить втридорога не захотят - за то, чтобы быть опубликованными: они и так пишут хорошо, зачем им платить за сомнительное удовольствие быть опубликованными в тех скатившихся ниже плинтуса литературных журналах, которые почти никто уже и не читает? Вот так порочный круг и замыкается: печатают только отстой, а те, кто пишет не отстой - печататься за взятки не хотят. А страдает, понятно, читатель, и страдает русская литература в целом.

Чёрный Георг Постскриптум   27.08.2009 20:05   Заявить о нарушении
Рецензия на «Когда-нибудь» (Камирра)

ага. маленькие радости развоплощений. ;)
а я, видимо, слишком привык на снайперов смотреть, и оттого меня залпы уже мало интересуют...
знаешь, поразительно мало людей понимают, что жизнь познавать можно только через смерть, - так же, впрочем, как и смерть через жизнь. оттого люди и пугаются, что - всё пристальнее вглядываясь в жизнь, они начинают видеть в ней только черты смерти. а на то, чтобы обратимое сделать действительно обратимым, - у них понимания не хватает... ну, ты это всё сама знаешь.

Чёрный Георг Постскриптум   23.08.2009 21:29     Заявить о нарушении
маленькие радости развоплощений )))
не то чтобы знаю, скажем, интуитивно ощущаю.
и то не часто
я ведь думать не люблю :) начнешь думать - вдруг додумаешься до того, что жизнь-смерть - все тот же двуликий Янус. Причем поворачивающийся тем лицом, которое хочешь увидеть. По заявкам )))

Камирра   24.08.2009 06:40   Заявить о нарушении
Рецензия на «Северная война Часть 3 На начинающего Бог» (Олег Онис)

очень хорошо написано, не считая некоторой неразберихи со знаками препинания, что не есть большой грех.

один вопрос, впрочем, для меня остался неотвеченным: зачем автору понадобилось всё это зарифмовывать? в виде традиционном для драматического произведения пьеса могла выглядеть более живо и несколько менее патетично. в моём понимании, если один из возможных вариантов представления материала выглядит более сложным для реализации, это ещё не означает, что он превосходит остальные по степени воздействия на читателя, а ведь в конечном счёте только это и важно.

как бы то ни было, желаю дальнейших успехов на литературных бранных полях.

Чёрный Георг Постскриптум   06.08.2009 18:52     Заявить о нарушении
Рецензия на «Еще одна futurпощечина стихирянам» (Футурсобрание)

Ребята, всё в этом микроманифесте бы хорошо, если бы не обилие "не". Когда говорят что-то типа: мы не то, и не сё, и не это, и не ещё что-то, - то всегда ждёшь, когда же наконец дойдёт до "мы - это..." Вот и мне здесь не хватило этого самого заявления без "не". Поймите, ребят, агломерироваться куда-то (во что-то) и солидаризироваться с кем-то (с чем-то) можно лишь когда ясно понимаешь - не только против чего кто-то выступает, но и - в первую очередь - за что.

Как бы то ни было, успехов в вашем (в нашем) полубезнадёжном деле - раздвигания самосмыкающихся литературных горизонтов. ;)
ЧГ

Чёрный Георг Постскриптум   03.08.2009 17:51     Заявить о нарушении
Георг, так тут вроде всего два НЕ, причем одно относится не к нам, а к ним.
ну и вообще - это ж Маринетти.

Евгений Дюринг   03.08.2009 19:34   Заявить о нарушении
О, рад Вас видеть =)

Мы...собственно, только за хорошие стихи )

Антонио Ховер   04.08.2009 05:24   Заявить о нарушении
взаимно. с наилучшими пожеланиями
чг

Чёрный Георг Трудно Быть Богом   04.08.2009 21:12   Заявить о нарушении
Рецензия на «Псалом 109 Диалектический монотеизм» (Андрей Рюрик)

Андрей, у меня нет времени и большого желания начинать обширную полемику (хотя и можно было бы), а хочу просто указать на одну вещь, с которой Вам лучше считаться: не нужно сваливать в одну кучу совершенно разные факты и события (во всяком случае - в исторических исследованиях таковыми сегодня считающиеся). Я допускаю, что у Вас может существовать альтернативная версия объяснения определённых вещей, но - делая неадекватные (или недостаточно аргументированные) подмены одних вещей другими - Вы становитесь на путь преподобного Муна, а сие не есть хорошо.

Что я имею в виду? То, что - да, есть много параллелей между Эхнатоном и Иисусом. Но подобные параллели Вы найдёте и между христианством и митраизмом, но что из этого следует? Христианство возникло "не в стороне от столбовых дорог цивилизации". Оно сделало очень много заимствований - как из существовавших до этого религий и исторических культов, так и из языческих друидских верований, поскольку существует мнение, что в библейские времена друиды были необычайно широко распространены и пользовались огромным влиянием. Несмотря на это, любая попытка увязать их непосредственно с центральными христианскими догмами будет являться спекуляцией, если только её не сопровождают пространные пояснения о косвенности и частичной validity (не помню, как это называется по-русски) выводов. Я бы на Вашем месте об этом постарался не забывать.

Кстати, поэтические тексты Ваши я бы так и выкладывал здесь - как оратории, ибо в оторванном от музыки виде они выглядят суховато и малоинтересно. Да и английские переводы сделаны недостаточно тщательно и звучат для англоязычного уха несколько иностранно.

Советы мои носят, разумеется, характер обратной связи; Вы автор - а потому Вам решать, принимать их к сведению или нет.
С пожеланиями успехов, особенно в поэтически-музыкальной деятельности, примеры которой, представленные на сайте, мне показались весьма удачными и самодостаточными,

ЧГ

Чёрный Георг Постскриптум   03.08.2009 04:58     Заявить о нарушении
Уважаемый рецензент! Должен с вами согласиться по большинству высказанных вопросов. В общем виде я сформултровал бы это так: Невозможно на поэтическом сайте вскользь разбирать серьезные исторические вопросы. Для этого существуют специализированные журналы и книги.
Однако, занимаясь смысловыми переводами древних поэтических текстов мне трудно совсем и начисто избежать хотя бы коротких поясняющих комментариев. Хотя такие краткие комментарии у иного читателя, например у вас, могут вызывать больше вопросов, чем ответов. Поэтому я нахожусь в довольно-таки затруднительном положении, когда пишу краткие комментарии. Но совсем обойтись без них просто невозможно, потому, что тогда читатель просто ничего не поймет.
То, что древние тексты для вас выглядят "суховато и малоинтересно" - может быть связано с вашим общим ",background", т.е. профессией, семейным воспитанием, образованием, образом жизни и пр. Для многих других читателей, напротив, эти тексты выглядят как "прочувствованные, лиричные, познавательные" и т.д. По крайней мере, это следует из многих рецензий. Но, как говорил Козьма Прутков, "о вкусах не спорят". Так, например, если лично вы предпочитаете апельсиновый сок, а не виноградный, то это еще не означает, что виноградный сок - ненужный человечеству продукт питания. То же самое можно сказать и о вашем отношении к моим английским переводам, которые читали сотни американцев и англичан и, как это ни странно очень одобрительно высказались. Возможно, если вы родились и выросли в России, читать английскую поэзию в подлиннике и проникаться ею, будет сложновато. Ведь вы прекрасно знаете, чем отличаются стихи от прозы, хотя бы на примере русского языка. Большинство поэтических произведений почти невозможно переводить с английского, русского или французского языков (особенно эквиритмически). И это всем прекрасно известно.
Теперь об Эхнатоне. Думать, что я выискиваю парралели жизни Эхнатона только с одним лишь грегоязычным евангельским образом Иисуса Христа - большая ошибка. Вы сами совершенно справедливо упомянули Митраизм и друидов. Этот список можно продолжить. Взять, хотя бы, книгу известного американского историка И.Великовского "Эдип и Эхнатон". Конечно, на первый взгляд, это очень странно - обнаруживать несомненные черты жизни Эхнатона в легендах, мифах и сказаниях разных стран и народов. То, что личность одного человека "размножилась" таким удивительным образом - выглядит несколько даже подозрительно.
Однако, в последнее время вышло несколько книг известных авторов, подметивших определенные парралели в жизнеописаниях многих древних богов и героев. (Однако, кто же эта самая первичная личность-прототип не один из этих авторов так и не угадал).
Взять хотя бы древнегреческую историю бога Зевса и его многочисленной родни (зарание скажу, что к Эхнатону Зевс прямого отношения не имеет, а вот кое-кто из его родных и близких подозрительным образом заставляют вспомнить историю семьи Эхнатона - подробности и аргументы в моей новой книге). Но, все-таки, мне кажется, что между дренегреческими легендами и евангельским образом Христа - только одно общее - греческий язык текстов. И больше ничего.
Однако, если упоминание митраизма или друидов вряд ли кого может обидеть, то упоминание Христа, Моисея, Авраама, Израиля (Иакова) и других известных библейских персонажей может задеть чувства верующих.
А о Митре, Мани, Заратустре, Гефесте, Дионисе, Орфее и т. д. я уже писал в своих ответах рецензентам. Заметте, специально для того, что бы своими комментариями не утомлять таких читателей как вы. С чего я собственно и начал с первой же фразы своего вам ответа. А раз круг замкнулся, то спешу откланяться.
С уважением

Андрей Рюрик   03.08.2009 11:52   Заявить о нарушении
Да, Андрей, я тоже во многом с вами согласен. Как бы то ни было, по поводу текстов и их подачи я могу сказать лишь следующее: всякому времени - свой сухофрукт. То, что подаётся в неудобоваримом виде, - попросту не может усвоиться. Другое дело, что выбирать удобоваримый вид - сложно и хлопотно. В вашем случае, впрочем, решение уже найдено: музыка является тем самым "оживителем", "апельсиновым соком", с которым сухая пища псалмов проглатывается безболезненно.

По поводу английского - это не принципиальные вопросы. На художественный вкус американцев, впрочем, я бы ни за что не стал полагаться, да и из англичан сегодня в поэзии смыслит крайне мало людей, уж поверьте мне, как человеку полторы декады прожившему на "England's green and pleasant land". ;) Кстати, здесь сегодня вообще привыкают к разным мягко говоря неважным текстам, поскольку таково влияние музыкальной попсы, которая написана на очень примитивном и нехорошем языке, зачастую людьми, знающими язык поверхностно. Но для аудиопопсы это и не важно, там музыка и ритм играют роль, а не слова.

Я сейчас говорю в первую очередь о стилистике, Андрей. Вы, наверное, читали Библию в современном варианте, - я даже не об английских версиях текста говорю, а о русскоязычных, синодальных. Сравните, как нехорошо она звучит - в сопоставлении с более ранними версиями. А почему? - Из-за того, что версификаторам слон слегка на ухо наступил - и делали они это довольно топорно. А старые тексты переводились куда тщательнее, вдохновеннее. Я не о языковых неточностях перевода говорю, а о самом духе писания. Вот та же Библия Короля Джеймса (если об английских вариантах вспомнить) при всех её неточностях звучит куда лучше, чем Иерусалимское издание. К чему я веду? - К тому, что выдержанная и точная стилистика отнюдь не обязана быть скучной и серой. Можно весьма нудные тексты оживлять - вовсе не прибегая к каким-то излишествам и выкрутасам. Примеров тому не так много, но они есть. Даже в самой Библии, если вы вспомните, есть лучшие и худшие книги. Книги, написанные скучно и серо, и книги, написанные изящно и вдохновенно. Сама по себе канонизация ведь не сделала библейские тексты - ни лучше, ни хуже, не так ли?

Пожалуй, на этом тоже прервусь и откланяюсь, ибо начинать пространный богословский спор не входило в мои планы сегодня. Это всё, разумеется, отвлечённые вопросы мы обсуждаем здесь... Как бы то ни было, благодарю за беседу.

Георг

Чёрный Георг Трудно Быть Богом   04.08.2009 21:32   Заявить о нарушении
Посоветую вам Андрей как специалист получше разобраться в египтологии прежде чем пускатся в такие спекуляции существует немало книг об этом. Да и вообще нет единой теории в египтологии только гипотезы. А прикручивать сюда Великовского совсем не пофессионально.

Давид Богун   18.08.2009 22:13   Заявить о нарушении
Уж не думаете ли вы, что я строю свои выводы на Великовском? Я привел его не как источник для историка, а в качестве автора, который, подобно мне, ищет всевозможные параллели между археологией и мифологией, не более того. И многие его параллели я рассматриваю очень критически. Некоторые другие параллели - с гораздо большим интересом. (Но это не повод для того чтобы "швырять в него камни")
И во-вторых, неужели вы думаете, что мои рассуждения строятся на какой-нибудь научно-популярной брошюрке по Древнему Египту? И в третьих, - на сайте представлены поэтичиские переводы, которые я вынужден был снабдить очень краткими комментариями. Писать научный трактат здесь не место. Оставить все без малейших комментариев - сделать переводы совсем малопонятными. (См. начало и продолжение дискуссии с Черным Георгом. Ваши замечания замкнули все на начало дискуссии, как будь-то вы ее вовсе не читали).

Андрей Рюрик   18.08.2009 22:34   Заявить о нарушении
Кроме того, Великовский упоминается не в комментарии, а в ответе рецензенту. Что есть большая разница.

Андрей Рюрик   18.08.2009 22:37   Заявить о нарушении