Рецензия на «Диспут-Клуб 1. Рифмы» (Школа Поэтического Мастерства -З)

какое-то сомнительное деление... спорное, я бы сказала. например, в качестве небанальной и нестандартной рифмы приводится "крыльями тени-сплетенье". дело вкуса, конечно, но по-моему слизывать пастернаковские рифмы как раз таки очень банально...

На озаренный потолок ложились тени,
Сплетенье рук, сплетенье ног, судьбы сплетенье.

а уж "смятенье-сплетенье" - вообще очень стандартный подход к рифмовке (сущ. одного типа склонения в единой падежной форме)

да и раз уж началась такая пьянка, то хотелось бы уточнить характеристики банальных и небанальных рифмочег)

Лиза Галузина   04.06.2009 11:04     Заявить о нарушении
Извини, Лиз!
Тут гражданин(ка) Школа пытается конкурировать с "Помощником поэта" :))

Героическая, но обречённая попытка :(

Громила с Бензоколонки   04.06.2009 12:04   Заявить о нарушении
здравствуйте, Лиза:)
в том-то и дело, что в большой степени это дело вкуса:)

я получил письмо с вариантами рифм, где были вот такие слова (я надеюсь, что автор не расстроится, если я процитирую):
"..Я постаралась надёргать рифмы (все - достаточно удачные, на мой взгляд),
иллюстрирующие разнообразные теоретические аспекты. Здесь и
незатасканные альтернативы к часто употребляемым словам, позволяющие
избежать банальных рифм; и примеры формально "презренных" глагольных, но
глубоких рифм; и составные; и акустические; и рифмы, включающие в себя
наиболее сочетаемые звуки, с точки зрения теории стихосложения. Смотри
сам, ты вовсе не обязан использовать их все. Выбери то, что тебе по вкусу."

я и выбрал:) кстати, не более половины из предложенных вариантов, кажется...

по поводу "слизывать пастернаковские рифмы" - я, честно говоря, Вас не понял... все варианты рифм из статьи так или иначе УЖЕ использовались, и никти не говорит о том, что их надо использовать опять... задача была в простой "иллюстрации" разницы банальных и небанальных рифм... а почему бы и не пастернаковские варианты? или варианты бродского? или кого другого?.. там и мои варианты есть:) хотя я, конечно, далеко не Пастернак:)

а характеристики банальных и небанальных рифм, как мне кажется, Вы и сами вполне можете сформулировать... и в большой степени тут будет личные особенносто восприятия, чем "правила"...

радости Вам:)
Лис

Алексей Лис   04.06.2009 12:58   Заявить о нарушении
здравствуйте, Громила:)
почему Вы решили, что это именно конкуренция?
конкуренция (насколько я понимаю) - это борьба за "потребителя" с явными и скрытыми призывами "покупай наше! только наше!"

Вы узрели такие призывы в статье, а точнее диспуте, который создвался для Вас же, для читателей и участников? И всё, что здесь приведено - это от читателей-участников (исключая небольшую начальную часть от меня "для затравки")...
Причём тут "Помощник поэта"?

Мне кажется, что со своим комментарием Вы несколько поспешили Громила:)

радости Вам:)
Лис

Алексей Лис   04.06.2009 13:03   Заявить о нарушении
прошу прощения за опечатки, спешу... и транслит

Алексей Лис   04.06.2009 14:19   Заявить о нарушении
Вы уж извините за непонятливость! Или попытайтесь объяснить: накой нужны "надёрганные" откуда-то рифмы? Это, как учить язык по разговорнику - запас фраз есть, но связная речь из него вряд-ли выйдет :)
Если сие делается в виде развлечения, тогда дело другое! Но автор назвался "Школой"...
Хороший Стих не испортишь ни кровью-морковью, ни глагольной простотой! А плохому даже самые замысловатые и редкие рифмы не помогут :) Должны быть яркие образы, ритм, драйв...

Громила с Бензоколонки   04.06.2009 14:20   Заявить о нарушении
радости и вам:))
честно говоря, не могу. вне контекста я бы вообще не взялась рифмы характеризовать, разве что на часто- и редкоупотребимые. а в контексте... в последнее время пришла к выводу, что гораздо важнее не оригинальность рифмы, а ее смысловая и эмоциональная уместность. когда читаешь, допустим "скифов", рифма "кровь-любовь" не режет глаз, потому что она предопределена содержанием. а вот когда "кровь" высасывают из пальца, потому что другой рифмы к "любовь" не придумалось, рушится все стихотворение. рифма начинает довлеть над смыслом, образы кромсаются и надумываются для того, чтоб оправдать готовый рифмо-штамп... с этого ракурса можно, наверное заменить характеристику "банальность-оригинальность" на эмоционально-семантическую уместность... ведь равно самая что ни на есть оригинальная рифма может убить стиш, если повисает ни к селу, ни к городу.
я, собственно, к чему... смысл мне непонятен вот этого словаря рифм. он для чего? ведь примеры рифм можно бесконечно перечислять и по каждому спорить до хрипоты, к какому разделу отнести. деление само по себе очень условное, а вне контекста совсем не иллюстративное.
вы только не обижайтесь, я ж чисто со своего чердака..:))

Лиза Галузина   04.06.2009 14:55   Заявить о нарушении
и хорошие, и плохие (условно) рифмы нужны только как пример, Громила:)
я же написал в самом начале статьи "Нас спрашивают - а какие рифмы небанальные?"
Если мы начнём отвечать, что небанальные рифмы - это такие рифмы, которые... в которых... на которых... и т.п., нам говорят "Нет, мы не понимаем. Дайте примеры".
Вот в этом диспуте и обсуждаются как раз примеры... И это не для развлечения, по нашему мнению. А для обсуждения (что сейчас и происходит у нас с Вами).

я бы это всё сравнил больше не с разговорником, а именно с развивающейся коллекцией... никто ведь не говорит, что эти рифмы надо заучивать или даже использовать в своих стихах... ведь, например, когда Вы видите картины Пикассо, Вы же не начнёте их копировать по кусочкам... это бессмысленно... но вот уловить общую тенденцию данного направления Вы по ним вполне сможете...

я согласен с Вами в том, что бывают хорошие стихи с "плохими" рифмами... так же как и неудачные с интересными рифмами... и это всё не главное... так мы и не утверждаем, что это главное...:)

а к подписи Вы зря цепляетесь:) подпись обозначает страницу, на которой проводится диспут, а не автора... хотя, конечно, условно под этим "Школа Поэтического Мастерства" можно и посчитать членов Коллегии Школы (в настоящее время пять человек)... Так можно и к подписи "Политбюро" прицепиться - какой ещё такой Политбюро? не знаю такого человека...:))

радости Вам:)
Лис

Алексей Лис   04.06.2009 14:59   Заявить о нарушении
пока я отвечал Громиле, Вы ответили Лиза:) я не обижаюсь, конечно:) и я Вас понимаю...
просто мне кажется, что наши коллекции всё-таки могут помочь новичкам разобраться с тем какие рифмы бывают... может быть...

Алексей Лис   04.06.2009 15:05   Заявить о нарушении
Лиза, приветствую!

Если можно, допишу пару слов о спорных рифмах "крыльями тени - сплетенье - смятенье". Они попали сюда из одного моего стишка, где они, в числе прочих, использовались во всех строках в качестве внутренней(!) монорифмы к повторяющемуся слову "недели". Последовательность была такой: "(две) недели - метелей - в сплетени/и - недели - на теле - недели - в самом деле - на пределе - крыльями тени - на мгновенье - в смятенье - недели". Полагаю, из этого перечня достаточно явственно видно, что покушения на классиков не было :-)

По-поводу рифмы "смятенье-сплетенье", пожалуй, не соглашусь. На мой взгляд, употребление грамматических рифм нередко может быть оправданным, если имеет место акустическое созвучие. Посмотри, пожалуйста: здесь "с-с" фонетически идентичны, "м-пл" похожи (попробуй произнести оба слова и понаблюдай за своими губами), "я-е" - очень близки, "т-т" снова идентичны. Понимаю, что "енье" автоматически программирует сознание опытного читателя на мысли о банальности, но мне с моей колокольни кажется, что в данном случае рифма неплоха.

Имхо, конечно :-)

Логиня   05.06.2009 11:11   Заявить о нарушении
P.S. Ничего, что я на "ты"? Просто, помню, Кры обращалась к ЧП-Кошке на "ты" :-)

Логиня   05.06.2009 11:14   Заявить о нарушении
приветую))
дык собственно опять же приходим к выводу о невозможности объективно оценивать-характеризовать рифмы вне контекста...
на "ты" - канешн, мне так всегда проще:)) а черную кошку помню... только не помню, где это было? на пкп?

Лиза Галузина   17.06.2009 09:40   Заявить о нарушении
Совершенно верно: и про важность контекста, и про ПКП :-)

Логиня   17.06.2009 10:42   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Школа Поэтического Мастерства -З
Перейти к списку рецензий, написанных автором Лиза Галузина
Перейти к списку рецензий по разделу за 04.06.2009