Рецензия на «Лунная корона» (Бальмина Рита)

Прочитал ряд Ваших произведений (со временем прочту всё). И вынужден был задуматься вот над чем. Во-первых, для чего мы пишем стихи? Тут, я думаю, два варианта: либо самовыражение, либо сбрасывание напряжения. Первое - занятие профессионалов. Второе - любителей (себя я причисляю к последнему лагерю, ибо самовыражаюсь в другой области). Замечательно, когда оба данных мотива совпадают. А, точнее, профессионализм подкрепляется ещё и сильной эмоциональной мотивацией.
Теперь - а зачем мы читаем стихи? Чего от них ждём? Тут тоже два основных момента, причём того же сорта. Во-первых, мы ищем эстетического удовольствия. Во-вторых, эмоциональной встряски (или "ожога", пользуясь выражением И.Санадзе). Без эстетической ценности нет литературы. Без воздействия на эмоции - поэзии в высоком смысле слова. Вот так бы я разложил это дело по полочкам.
Как в данной рамке выглядит (на мой взгляд) Ваше творчество? По линии литературности, эстетики - всё у Вас исключительно хорошо. Лично я получаю огромное удовольствие. Замечательная образность, великолепный язык и т.д. Очень напоминаете Бродского. Правда, у него погуще с метафорами (тут, наверное, его невозможно превзойти), зато у Вас, пожалуй, больше музыкальности (женский слух?).
А как по части "ожогов"? Тут мне как-то труднее сориентироваться. Откликается ли что-то в душе? Местами - да, но в основном не очень (впрочем, то же самое и с Бродским и с большинством всех прочих поэтов). Почему так? Ну, наверное, это вообще редкий случай. Многое и от меня зависит: я должен быть настроен соответствующим образом. Вот, помню, года два назад перечитал раннего Маяковского и был потрясён: а на прошлой неделе перечитал ещё раз - и ничего. Многое даже показалось слабоватым. То есть необходимо, чтобы настрой читателя как-то совпадал с настроем автора, отражённым в произведении. Но, помимо того, есть и некоторые обёективные факторы. Как ни странно, мне кажется, эмоциальному восприятию мешает, во-первых, у Вас как раз вот эта Ваша эстетическая высота, нагруженность, даже перегруженность текста (понимаю, что иначе Вы и не умеете). Это как-то давит, смещает центр тяжести со смысла на форму. Восхищаешься изложением и забываешь сопереживать.
Во-вторых, я бы заметил, что Вы в своих венках сонетов и де-факто больше самовыражаетесь (как творческая личность), чем сбрасываете эмоциональное напряжение. Внутреннего психического накала и нет, и его принципиально не может быть. С одной стороны, поскольку Вы подчиняете себя определённой форме (венка сонетов), а вовсе не стихии "выплёскивания" чувств, которая не признаёт заранее навязываемых форм. С другой стороны, сами объёмы таких произведений таковы, что просто невозможно на всём протяжении их написания поддерживать одно и то же (как качественно, так и по интенсивности) эмоциональное напряжение. Да и может ли вообще эмоция быть выражена в
"фундаментальном" тексте? Разве что описана и не более. Ведь по самой своей природе чувство, конкретное переживание мимолетно.
Аналогично, в-третьих, то же самое мы имеем и со стороны читателя. Вряд ли возможно при чтении таких пространных произведений испытать что-либо сверх эстетического наслаждения. Эмоция - вот она: вспыхнула, и нет её. И есть известный предел, за которым человек пресыщается и дальше уже ничего не испытывает (я не хочу сейчас вспоминать, как, то есть чьим именем этот психологический эффект называется, но на нём основывается вся неклассическая, то бишь современная, политэкономия). Вот и у Вас, как кажется, получается так, что эти вспышки по ходу текста постепенно наслаиваются друг на друга и так в конце концов гасят сами себя. Возникает пресыщение. К концу приходишь уже уставшим эмоционально и мало что чувствующим. Видимо, это неизбежная плата за крупные формы.
Вот что мне пришло в голову в процессе "переваривания" впечатления от Вашего творчества. И издагаю я его Вам, конечно, без какой-либо задней мысли и не в качестве рекомендации к действию. Вы, само собой, будете писать так, как Вам глянется. Ведь даже самовыражение мало зависит от нашей воли (не говоря уже о "самовыплёскивании"). Творчество - процесс малоконтролируемый.
С глубоким уважением

Александр Сергиевич   17.03.2007     Заявить о нарушении
Спасибо за подробную рецу, я толко сейчас ее обнаружила: редко тут бываю...

Бальмина Рита   18.10.2021 15:21   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Бальмина Рита
Перейти к списку рецензий, написанных автором Александр Сергиевич
Перейти к списку рецензий по разделу за 17.03.2007