Рецензии на произведение «Лунная корона»

Рецензия на «Лунная корона» (Бальмина Рита)

Приветствую Вас! Узнал о Вас по "Коллекции" Ивантера. И вот с большим интересом начал знакомится с Вашим неординарным творчеством, отмечая попутно то, что и судьба у Вас не совсем обычная. Заглянул по Вашим ссылкам и на др. Ваши ресурсы... Что касается этого произведения, то помимо всего прочего, интересно наблюдать как по мере его написания Вы всё глубже и разнообразнее-многосторонее осваивали эту немалую по объёму и не простую по исполнению (если стремиться писать интересно) форму. (Знаю о чём говорю, ибо издал в 2011 свою "Корону"). Творец в Вас виден сразу почти: преизбыток стремящейся к созиданию энергии, проявляющейся и в пространственном движении и в других ярких человеческих проявлениях (Вы меня поймёте, конечно), ярко присутствует и в слове. И комбинаторные изыски, и другие аспекты Вашего творчества также привлекают меня. Если заглядываете ещё на этот интернет-ресурс, рад буду Вас услышать. С уважением

Гавриил Тишков   06.09.2014 11:19     Заявить о нарушении
Спасибо за внимание

Бальмина Рита   21.05.2017 06:08   Заявить о нарушении
Рецензия на «Лунная корона» (Бальмина Рита)

Прочитал ряд Ваших произведений (со временем прочту всё). И вынужден был задуматься вот над чем. Во-первых, для чего мы пишем стихи? Тут, я думаю, два варианта: либо самовыражение, либо сбрасывание напряжения. Первое - занятие профессионалов. Второе - любителей (себя я причисляю к последнему лагерю, ибо самовыражаюсь в другой области). Замечательно, когда оба данных мотива совпадают. А, точнее, профессионализм подкрепляется ещё и сильной эмоциональной мотивацией.
Теперь - а зачем мы читаем стихи? Чего от них ждём? Тут тоже два основных момента, причём того же сорта. Во-первых, мы ищем эстетического удовольствия. Во-вторых, эмоциональной встряски (или "ожога", пользуясь выражением И.Санадзе). Без эстетической ценности нет литературы. Без воздействия на эмоции - поэзии в высоком смысле слова. Вот так бы я разложил это дело по полочкам.
Как в данной рамке выглядит (на мой взгляд) Ваше творчество? По линии литературности, эстетики - всё у Вас исключительно хорошо. Лично я получаю огромное удовольствие. Замечательная образность, великолепный язык и т.д. Очень напоминаете Бродского. Правда, у него погуще с метафорами (тут, наверное, его невозможно превзойти), зато у Вас, пожалуй, больше музыкальности (женский слух?).
А как по части "ожогов"? Тут мне как-то труднее сориентироваться. Откликается ли что-то в душе? Местами - да, но в основном не очень (впрочем, то же самое и с Бродским и с большинством всех прочих поэтов). Почему так? Ну, наверное, это вообще редкий случай. Многое и от меня зависит: я должен быть настроен соответствующим образом. Вот, помню, года два назад перечитал раннего Маяковского и был потрясён: а на прошлой неделе перечитал ещё раз - и ничего. Многое даже показалось слабоватым. То есть необходимо, чтобы настрой читателя как-то совпадал с настроем автора, отражённым в произведении. Но, помимо того, есть и некоторые обёективные факторы. Как ни странно, мне кажется, эмоциальному восприятию мешает, во-первых, у Вас как раз вот эта Ваша эстетическая высота, нагруженность, даже перегруженность текста (понимаю, что иначе Вы и не умеете). Это как-то давит, смещает центр тяжести со смысла на форму. Восхищаешься изложением и забываешь сопереживать.
Во-вторых, я бы заметил, что Вы в своих венках сонетов и де-факто больше самовыражаетесь (как творческая личность), чем сбрасываете эмоциональное напряжение. Внутреннего психического накала и нет, и его принципиально не может быть. С одной стороны, поскольку Вы подчиняете себя определённой форме (венка сонетов), а вовсе не стихии "выплёскивания" чувств, которая не признаёт заранее навязываемых форм. С другой стороны, сами объёмы таких произведений таковы, что просто невозможно на всём протяжении их написания поддерживать одно и то же (как качественно, так и по интенсивности) эмоциональное напряжение. Да и может ли вообще эмоция быть выражена в
"фундаментальном" тексте? Разве что описана и не более. Ведь по самой своей природе чувство, конкретное переживание мимолетно.
Аналогично, в-третьих, то же самое мы имеем и со стороны читателя. Вряд ли возможно при чтении таких пространных произведений испытать что-либо сверх эстетического наслаждения. Эмоция - вот она: вспыхнула, и нет её. И есть известный предел, за которым человек пресыщается и дальше уже ничего не испытывает (я не хочу сейчас вспоминать, как, то есть чьим именем этот психологический эффект называется, но на нём основывается вся неклассическая, то бишь современная, политэкономия). Вот и у Вас, как кажется, получается так, что эти вспышки по ходу текста постепенно наслаиваются друг на друга и так в конце концов гасят сами себя. Возникает пресыщение. К концу приходишь уже уставшим эмоционально и мало что чувствующим. Видимо, это неизбежная плата за крупные формы.
Вот что мне пришло в голову в процессе "переваривания" впечатления от Вашего творчества. И издагаю я его Вам, конечно, без какой-либо задней мысли и не в качестве рекомендации к действию. Вы, само собой, будете писать так, как Вам глянется. Ведь даже самовыражение мало зависит от нашей воли (не говоря уже о "самовыплёскивании"). Творчество - процесс малоконтролируемый.
С глубоким уважением

Александр Сергиевич   17.03.2007 17:00     Заявить о нарушении
Спасибо за подробную рецу, я толко сейчас ее обнаружила: редко тут бываю...

Бальмина Рита   18.10.2021 15:21   Заявить о нарушении
Рецензия на «Лунная корона» (Бальмина Рита)

Очень понравился Ваш язык, не обиженный новомодными премудростями, за которыми, как правило, не разглядеть сути... Очень ёмко и здОрово! Спасибо... Получила удовольствие, читая.

С уважением,

Inviziblegirl   14.04.2005 03:29     Заявить о нарушении
Спасибо, inviziblegirl, за отзыв. Заглядывайте на мою страничку.

Бальмина Рита   14.04.2005 15:08   Заявить о нарушении
Рецензия на «Лунная корона» (Бальмина Рита)

Смотрим список читателей. Видим порядка 15 авточитателей, пару роботов от поисковиков + 3-4 живых персонажа, возможно и осиливших.

____________
Думаецца:
1. не фсё ровно (по уровню)
2. нужно ли пропадать всему из-за претензии на сверхкрупную форму?
3. Желательно дать то же но по частям читаемого с листа объема.
4. 3.-е возможно не по венкам, но выборочно. Например венок "Сны войны" - венком, а остальное проредить на куски реально "вменяемого текста". (сорри, если штаа ...не так)

засим, с уважением к потовыделению, а местами - и (с огромным, кстати скаать) - к результату,

Вася Пупкин   12.04.2005 23:45     Заявить о нарушении
Спасибо, Вася, за рецу.
По отдельности венки тоже опубликованы на САМИЗДАТЕ, да и здесь есть несколько. Знаю что не все равно, но предпочтения у читателей всегда разные: кому-то нравится поп, а кому-то поповна.Что касается потовыделения, то его никогда не было: венок пишет себя сам, а я только ему немного помогаю.

Бальмина Рита   13.04.2005 17:40   Заявить о нарушении