Церковь и Революция

Валерий Новоскольцев: литературный дневник

"Листая старую тетрадь
Расстрелянного генерала,
Я тщетно силился понять,
Как ты смогла себя отдать
На растерзание вандалам."
Игорь Тальков


"В том числе и церковь поддержала Февраль, вот в чем весь ужас, это позорнейшая страница истории нашей официальной церкви", - митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов).


Выражаем глубокое уважение владыке Тихону за эти честные и смелые слова. Пришло время поговорить об одной из самых табуированных причин успеха свержения Монархии в России.


В историографии вопрос об официальном отношении членов Св. синода к перевороту февраля-марта 1917 г. не получил подробного освещения. 
Но многие источники указывают на то, что немалую роль в перевороте сыграла именно церковь. 


Так, например, товарищ (заместитель) обер-прокурора Св. синода князь Н.Д. Жевахов, смещенный с этой должности Временным правительством, пишет, что "в предреволюционное время натиск на Царскую Россию вели не только пиджаки и мундиры, но и смиренные рясы", что российская "революция явила всему миру портретную галерею революционеров, облеченных высоким саном пастырей и архипастырей Церкви".


В разгар инсценированных забастовок, 26 февраля, Жевахов предложил председателю синода, митрополиту Киевскому Владимиру (Богоявленскому), выпустить воззвание к населению - "вразумляющее, грозное предупреждение Церкви, влекущее, в случае ослушания, церковную кару". 


Митрополит Владимир, таивший обиду на Императора Всероссийского Николая II за "вмешательство" того в дела церкви, а именно за свой перевод с Петроградской на Киевскую кафедру и нашедший повод для сведения личных счетов, отказался помочь падающей монархии, невзирая на настоятельные просьбы Жевахова.


С аналогичным предложением осудить революционное движение 27 февраля выступил и обер-прокурор Н.П. Раев, но синод отклонил и это предложение.


Позже, находясь в эмиграции, Жевахов писал, что его призыв о поддержке монархии нашел отклик у католической церкви, выпустившей краткое, но определенное обращение к своей пастве с угрозой отлучить от св. церковных таинств каждого, кто примкнут к революционному движению. И, отмечал Жевахов, "ни один католик, как было удостоверено впоследствии, не принимал участия в процессиях с красными флагами"!


Это свидетельствует о том, что члены Св. синода смотрели на процесс крушения монархии хладнокровно и безучастно, не предпринимая каких-либо попыток её поддержать, не сказав ничего в защиту Императора.


Святейший синод Русской Православной Церкви признал масонское Временное правительство ещё до отречения Государя Императора Николая II от престола!


Первое после государственного переворота официально-торжественное заседание Св. синода состоялось 4 марта. На нём председательствовал митрополит Киевский Владимир и присутствовал новый синодальный обер-прокурор В.Н. Львов, накануне назначенный Временным правительством. Митрополит Владимир и члены синода выражали искреннюю радость по поводу наступления новой эры в жизни Православной церкви. Тогда же из зала заседаний синода по инициативе обер-прокурора было вынесено в архив царское кресло, которое в глазах иерархов РПЦ являлось "символом цезарепапизма в Церкви Русской", то есть символом порабощения церкви государством.
Причём князь Н.Д. Жевахов говорил, что кресло было вынесено непосредственно обер-прокурором, которому помогал один из церковных иерархов, член Св. синода! Кресло было решено передать в музей. 


На следующий день, 5 марта, синод распорядился, чтобы во всех церквях Петроградской епархии многолетие Царствующему Дому "отныне не провозглашалось".


Непосредственно на подложные "Акт об отречении Николая II от престола Государства Российского за себя и за сына в пользу Великого Князя Михаила Александровича" от 2 марта 1917 г. и "Акт об отказе Великого Князя Михаила Александровича от восприятия верховной власти" от 3 марта, синод отреагировал так: 6 марта его определением эту чернуху решено было принять "к сведению и исполнению" и во всех храмах Империи отслужить молебны с возглашением многолетия "Богохранимой Державе Российской и Благоверному Временному Правительству ея"!


2.


Члены Св. синода понимали неоднозначность ситуации и предусматривали возможность альтернативного решения вопроса о выборе формы государственной власти в России, что было засвидетельствовано в синодальных определениях от 6 и 9 марта.


В них говорилось, что вел. кн. Михаил Александрович "отказался от восприятия верховной власти" "впредь до установления в Учредительном Собрании образа правления".


Тем не менее, уже 9 марта Святейший Правительствующий Синод обратился с посланием "К верным чадам Русской Православной Церкви по поводу переживаемых ныне событий". В нём был призыв довериться Временному правительству.


Фактически, синод официально провозгласил начало "новой государственной жизни" России, а масонский переворот и свержение монархии объявил как свершившуюся "волю Божию".


Данное послание было охарактеризовано профессором Петроградской духовной академии Б.В. Титлиновым как "послание, благословившее новую свободную Россию", а генералом А.И. Деникиным, - как "санкционировавшее совершившийся переворот".


Под посланием поставили подписи епископы "царского" состава синода, даже имеющие репутацию монархистов и черносотенцев: например, митрополит Киевский Владимир и митрополит Московский Макарий. Это свидетельствует о "верноподданнических" чувствах синодальных архиереев.


В связи с изменившейся 2-3 марта формой государственной власти в России, Православная Церковь была поставлена перед необходимостью отражения в богослужебных чинах фактов отречения от престола Императора Всероссийского Николая II, отказа (временного) от восприятия верховной власти великим князем Михаилом Александровичем и прихода к власти Временного правительства.
Возник вопрос: как и какую государственную власть в церковных молитвах следует поминать.


4 марта 1917 г. синодом были получены многочисленные телеграммы от российских архиереев с запросом о необходимой форме моления за власть. В ответ первенствующий член Св. синода митрополит Киевский Владимир 6 марта разослал от своего имени по всем епархиям РПЦ телеграммы с распоряжением, что "моления следует возносить за Богохранимую Державу Российскую и Благоверное Временное правительство"!


Иными словами, уже 6 марта российский епископат перестал на богослужениях поминать царскую власть!


Первое рассмотрение вопроса о молитве за власть в Св. синоде РПЦ происходило 7 марта 1917 г. Его определением синодальной Комиссии по исправлению богослужебных книг под председательством архиепископа Финляндского Сергия (Страгородского) поручалось произвести изменения в богослужебных чинах и молитвословиях соответственно с происшедшей переменой в государственном управлении.


Но, не дожидаясь решения этой комиссии, 7 марта Св. синод выпустил определение, которым всему российскому духовенству предписывалось "во всех случаях за богослужениями вместо поминовения царствовавшего дома, возносить моление "О Богохранимой Державе Российской и Благоверном Временном Правительстве ея".


Относительно этого синодального определения отметим, во-первых, что в нём Российский Императорский Дом уже 7 марта (!) был провозглашён "царствовавшим", еще до решения Учредительного Собрания и при фактическом отсутствии отречения от царского престола вел. кн. Михаила Александровича Дом Романовых стал поминаться в прошедшем времени!


По роковому стечению обстоятельств(?) в тот же день Временное правительство постановило арестовать отрекшегося императора Николая II и его супругу, что было исполнено 8 марта. 
О реакции на это событие российского духовенства в архивах и других источниках нет никаких свидетельств.


Характерной особенностью синодального решения об отмене молитвословий за Царскую власть является, фактическое упразднение "царских дней".
Эти "дни" носили ярко выраженный религиозный характер: в это время совершались крестные ходы, служились торжественные службы о "здравии и благоденствии" Царствующего Дома. Официально "царские дни" были отменены постановлением Временного правительства 16 марта 1917 г. Таким образом, приоритет в отмене "царских дней" принадлежит членам Св. синода РПЦ.


Продолжение следует


Традиционалист из Третьего Рима (Телеграм)



Другие статьи в литературном дневнике: