Наступает век невежества. Академик В. И. Арнольд.

Два Паскаля: литературный дневник


***
Сейчас много шуму по поводу ЕГЭ. Но о глобальных причинах внедрения этой формы проверки знаний почти не пишут. Больше сотрясают воздух на тему «кто кому дал взятку» или «кто как списал».
Между тем одна из причин – намеренное стремление власти (читай: капитала, то бишь самых богатых людей) не развивать творческое мышление, препятствовать свободе мысли, потому что свободно мыслящий человек не подвержен манипулированию. «Они не станут покупать то, что предлагает реклама», - примерно так сформулировал идею один из власть имущих. Но эти «они» научатся думать – и, чего доброго, ещё и голосовать перестанут как надо. Можно продолжить этот логический ряд.


***
Что думает об образовании ушедший из жизни 3 июня 2010 года академик В. И. Арнольд? Вот фрагмент интервью:


— Что же вас беспокоит больше всего?


— Больше всего, что с образованием в мире дела обстоят очень скверно. В России, правда, как ни удивительно, чуть лучше, но все равно — плохо! Я начну с высказывания, прозвучавшего на одном из заседаний в Париже, где выступал министр науки, образования и технологий Франции. То, что он говорил, относится к Франции, но это столь же актуально для США, Англии и России. Просто во Франции катастрофа наступила чуть раньше, в других странах она еще впереди.
Школьное образование начало гибнуть в результате тех реформ, которые проводятся интенсивно во второй половине ХХ века. …Министр Франции отметил, что из школьного образования математика постепенно вытесняется. Кстати, министр не математик, а геофизик. Итак, он рассказал о своем эксперименте. Он спросил школьника: “Сколько будет два плюс три?” И этот школьник, умный мальчик, отличник, не ответил, так как он не умел считать... У него был компьютер, и преподаватель в школе научил им пользоваться, но суммировать “два плюс три” он не мог. Правда, это был способный мальчик и он ответил: “Два плюс три будет столько же, сколько три плюс два, потому что сложение коммутативно...” Министр был потрясен ответом и предложил убрать из всех школ преподавателей-математиков, которые так учат детей.


— И в чем вы видите основную причину случившегося?


— Процветает пустая болтовня, и она заменяет подлинную науку. Я могу продемонстрировать это еще одним примером. Несколько лет назад в Америке шли так называемые “Калифорнийские войны”. Штат Калифорния вдруг заявил, что школьники недостаточно подготовлены, чтобы учиться в университете. Ребятишки, приезжающие в Америку, к примеру, из Китая, оказываются подготовлены гораздо лучше, чем американские. Причем не только по математике, но и по физике, химии и другим наукам. Американцы превосходят своих зарубежных коллег во всевозможных “сопутствующих” предметах — тех, которые я называю “кулинарией” и “вязанием”, а в фундаментальных науках — сильно отстают. Таким образом, при поступлении в университет американцы не выдерживают конкуренции с китайцами, корейцами, японцами...


— И как на такое наблюдение отреагировало суперпатриотичное американское общество?


— Бурно. Американцы тут же создали комиссию, которая определила круг проблем, вопросов и задач, который должен старшеклассник знать при поступлении в университет. Комитет по математике возглавил Нобелевский лауреат Гленн Сиборг. Он составил требования к ученику, оканчивающему школу. Главное из них — умение 111 разделить на три!


— Вы шутите?


— Отнюдь! К 17 годам школьник должен эту арифметическую операцию производить без компьютера. Оказывается, американцы этого не умеют... 80 процентов современных учителей математики в Америке понятия не имеют о дробях. Они не могут сложить половину с третью. Среди учеников эта цифра составляет уже 95 процентов!


— А может, им проще купить тех, что знает дроби, чем самим этому учиться?


— Они и покупают! Американские ученые — в основном эмигранты из Европы, а аспиранты — китайцы и японцы.


— Но успехи американской науки вы не можете отрицать?


— Я не говорю сейчас о состоянии науки в США или об американском “образе жизни”. Я говорю о состоянии преподавания математики в школах США, и здесь ситуация плачевная. Я обсуждал эту проблему с выдающимися математиками Америки, многие из них мои друзья, достижениями которых я горжусь. Я задавал им такой вопрос: “Как вам удалось при столь низком школьном образовании достичь столь высокого уровня в науке?” И один из них мне ответил так: “Дело в том, что я рано научился “двойному мышлению”, то есть у меня было одно понимание предмета для себя, а другое – для учителей в школе. Мой учитель требовал, чтобы я ему отвечал, что дважды три — восемь, но сам-то я знал, что это шесть... Я много занимался в библиотеках, благо, есть прекрасные книги…”



— Вернемся к школьному образованию. Если тенденция по выхолащиванию математики из учебного процесса у нас продолжится, чем это грозит России?


— Она превратится в Америку, с которой мы начали разговор!


13 марта 2008 г. Беседу вёл Владимир Губарев


ИСТОЧНИК:
matveychev-oleg.livejournal.com/15568.html




Владимир Игоревич Арнольд (12 июня 1937, Одесса — 3 июня 2010, Париж). Доктор физико-математических наук (1963). Академик Российской академии наук. Иностранный член Национальной академии наук США, Французской академии наук, Лондонского королевского общества, почётный член Лондонского математического общества. Почётный доктор университетов Пьера и Мари Кюри (Париж), Варвика (Ковентри), Утрехта, Болоньи, Торонто, Комплутенсе (Мадрид). Президент Московского математического общества (с 1996 года). Автор работ в области топологии, теории дифференциальных уравнений, теории особенностей гладких отображений и теоретической механики.





Другие статьи в литературном дневнике: