Прообразы Незнайки с друзьями - авангардисты. Ч. 2

Лев Дроздов -Лад: литературный дневник

Продолжение, как обещано, следует:


---------------


ТЮБИК


Художник Тюбик упоминается обычно вместе с Гуслей, много - 63 раза! Кажется, что у него не может быть прообраза. Это просто «художник». Известно, что Тюбик рисовал хорошо, оттенял, раскрашивал, но затем стал использовать трафареты и штамповать голубые глаза. И считал, что это халтура. Но ведь так работали в Окнах Роста (где подвизался Маяковский).


«Первый плакат «Окон РОСТА» рисовали от руки, потом делали копии при помощи трафарета. Художники работали в технике лубка и раешника: простые картинки раскрашивали в два-три цвета, а потом дополняли короткими ёмкими стихами.»
https://www.culture.ru/materials/175334/i-eto-mayakovskii
ttps://ru.wikipedia.org/wiki/Окна_сатиры_РОСТА


Окна сатиры Российского телеграфного агентства основал Михаил Михайлович Черемных. Затем туда пришёл Маяковский. Черемных – выдающийся карикатурист, художник и человек. Он основал «Крокодил», «Окна ТАСС» и настроил Куранты.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Черемных,_Михаил_Михайлович


Черемных рисовал агитплакаты и карикатуры, но художником был прекрасным. В какой мере Носов ориентировался на Черемных, изображая Тюбика, неясно. Ясно, что он отлично знал этого мастера.


---------


ТОРОПЫЖКА


Торопыжка – Алексей Елисеевич Кручёных.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Кручёных,_Алексей_Елисеевич


Персонаж Торопыжка упоминается часто (47 раз), потому что Кручёных – очень важная фигура русского авангарда. Какая связь с атрибутами? Известно, что Торопыжка ездил на автомобиле (и всех катал). Известно, что Незнайка нарисовал его портрет на тонких ножках, а сзади собачий хвост. Ещё он сочинил про него стишок: «Торопыжка был голодный, Проглотил утюг холодный.» Есть ли здесь логика?


Похоже, Носов сделал здесь отсылку к самому известному тексту Кручёных: «Дыр бул щыл убещщур». Это похоже и на звук машины, и на проглатывание вместо булки холодного утюга, и на дрожание с ним в животе. Крученых был подвижный, экспрессивный, а стихи его казались поспешным глотанием слогов. Карикатуру Незнайки можно связать с портретом кисти Кульбина, где Кручёных действительно выглядит по-собачьи.


Объяснение вдруг обнаружилось у Катаева: «Тут же рядом гнездился левейший из левых, самый непонятный из всех русских футуристов, вьюн по природе, автор легендарной строчки «Дыр, бул, щир». Он питался кашей, сваренной впрок на всю неделю из пайкового риса, хранившейся между двух оконных рам в десятифунтовой стеклянной банке из-под варенья. Он охотно кормил этой холодной кашей своих голодающих знакомых. Вьюн ; так мы будем его называть ; промышлял перекупкой книг, мелкой картёжной игрой, собирал автографы никому не известных авторов в надежде, что когда-нибудь они прославятся, внезапно появлялся в квартирах знакомых и незнакомых людей, причастных к искусству, где охотно читал пронзительно-крикливым детским голосом свои стихи, причём приплясывал, делал рапирные выпады, вращался вокруг своей оси, кривлялся своим остроносым лицом мальчика-старичка.» (Валентин Катаев, «Алмазный мой венец», 1977)


Очевидно, Носов знал эту историю про холодную кашу, и про подвижные манеры «вьюна» у Кручёных. Трудно придётся поверить, что Носов был так последователен. Но придётся...



-----------------


БУЛЬКА


Пёс Булька – якобы маленькая собака, но её трудно удержать. Известно, что Брики и Маяковский подобрали в Пушкино в 1920 году собаку, отмыли и назвали Щеник. Это был крупный бастард сеттера. Вообще Маяковский любил собак и себя называл «Щен».


------


ПУЛЬКА


«Жил ещё в этом доме охотник Пулька. У него была маленькая собачка Булька и ещё было ружьё, которое стреляло пробками.» Падая с воздушного шара, вывихнул ногу. Незнайка нарисовал Пульку верхом на Бульке. Центральный атрибут – сапоги. Так Пришвин и выглядит на фотографиях. Как будто верхом на собачке.


Охотились многие писатели. Но прообраз Пульки – Михаил Михайлович Пришвин. Потому что он писал охотничьи рассказы для детей (с которых брал пример Носов). Обучался в Риге и Лейпциге. Диплом инженера-землеустроителя, агроном. Осуждён как марксист, год провёл в тюрьме (1897). Писатель, фотограф, краевед. Писатель довольно страшный. Главный его труд – дневники. Он прятал их в землю, в цинковых гробах. Выпивал (стрелял пробкой). Сказочно писал о питье и о повреждённой ноге (правда, не своей).


----------------


ВОЛШЕБНИК


Волшебник с волшебной палочкой – это аллегория писателя или художника вообще. Умение владеть стилом, карандашом, кистью делает тебя волшебником: можно создать любую реальность, непротиворечиво описать чудеса, внушить публике их существование.


Волшебник у Носова – персонаж с широкой и доброй улыбкой, в одежде звездочёта. В целом он похож на Николая Носова. Но борода, седины и манера говорить напоминают Льва Николаевича Толстого (?).


-----------


ПАЧКУЛЯ ПЁСТРЕНЬКИЙ


«Не успеет он, бывало, умыться, как сейчас же на его лице появлялись какие-то грязные точечки, пятнышки и полосочки, лицо быстро теряло свой естественный цвет и становилось каким-то перепелёсым. За это его и прозвали Пачкулей.»


Так выглядит корень пастернака. Пачкуля Пёстренький – Борис Леонидович Пастернак. Выдающийся литератор, великий поэт. Присуждение ему 23 октября 1958 года Нобелевской премии за белогвардейский роман «Доктор Живаго» вызвало скандал. В газете «Правда» появилась статья «Шумиха реакционной пропаганды вокруг литературного сорняка». И аккурат в том году Носов заканчивал книгу «Незнайка в Солнечном городе». Наконец, Пастернак и Пёстренький созвучны.


В ходе травли поэта старались ассоциировать с грязью (ведь он был старый, смуглый, полуседой). На Пленуме ЦК ВЛКСМ 1958 года Выступил Владимир Семичастный (с написанной каким-то профи речугой):
«…как говорится в русской пословице, и в хорошем стаде заводится паршивая овца. Такую паршивую овцу мы имеем в нашем социалистическом обществе в лице Пастернака, который выступил со своим клеветническим так называемым «произведением». Иногда мы, кстати, совершенно незаслуженно, говорим о свинье, что она такая, сякая и прочее. Я должен вам сказать, что это наветы на свинью. Свинья, — все люди, которые имеют дело с этими животными, знают особенности свиньи, — она никогда не гадит там, где кушает, никогда не гадит там, где спит. Поэтому, если сравнить Пастернака со свиньёй, то свинья не сделает того, что он сделал...»


Даже знакомство с Пастернаком стало грязным делом. Вскоре поэт (как бы сам) заболел раком лёгких - и умер в мае 1960 года. Даже присутствие на его похоронах могло замарать репутацию.

«Он так и остался бы на весь век с этим именем, если бы не один случай, который произошел в то время, когда в Цветочный город приезжал знаменитый путешественник Циркуль.» Он-то и задал вопрос: «А кто это у вас там такой пестрёнький?»


Теперь и мы зададимся вопросом: а кто это у нас такой - Циркуль?


----------


ЦИРКУЛЬ


«Путешественник Циркуль также являлся достопримечательной личностью, о которой следует рассказать. Он был очень худой и длинный: руки длинные, ноги длинные, голова длинная, нос длинный. Брюки у него были клетчатые и тоже длинные. Жил этот Циркуль в городе Катигорошкине, где все жители никогда не ходили пешком, а только катались на велосипедах. Циркуль тоже всё время ездил на велосипеде.»


Итак, атрибуты: имя – Циркуль, чужестранец, из города Катигорошкин, очень худой и длинный, заядлый велосипедист. Всё понятно. Это Владимир Владимирович Набоков-Сирин. В 1940-х он был очень худой, а рост 190 см. Этот писатель воспел велосипед. Он был «заядлый путешественник», потому что странно писал про путешествия («Подвиг», «Дар» и пр.), и потому что изрядно поездил сам. В 1950-х он проживал городе Итака, шт. Нью-Йорк.


Созвучны Циркуль и Сирин, Катигорошкин и Итака + Корнелл. Ряд сходится. Но зачем это понадобилось Носову? К 1958 году Набоков стал знаменит. Он опубликовал все русскоязычные тексты, включая запрещённый ранее «Дар» (1952), новые мемуары «Другие берега» (1954) и раритетный сборник «Весна в Фиальте» (1956). Англоязычный Nabokov тоже без дела не сидел: опубликовал книги Bend Sinister (1947), Conclusive Evidence (1951), Lolita (1955), Pnin (1957). Начался шум.


------------


КНОПОЧКА


Кнопочка – Лиля Юрьевна Брик. На многих фотографиях её шляпка похожа на кнопку.



Приключения Кнопочки на автомобиле – это поездка Лили Брик, фотографа Юрия Родченко и шофера А.К. Афанасьева на автомобиле «рено» в 1929 году. Репортаж публиковался.



---------------


КАЛАЧИК


Калачик, управляющий Планетаркой и Радиолярией – Александр Романович Беляев, писатель-фантаст. Ориентация была на его книгу «Прыжок в ничто» (1933).


-------------


ЛИСТИК И БУКОВКА


Листик и Буковка – создают Театр книги, где читают вслух. Листик читал на ходу книгу «Удивительные приключения замечательного гусёнка Яшки», натолкнулся на Незнайку, и тот превратил коротышку в осла. Поиски Листика приводят в Зоологический сад, затем в Цирк. Персонаж Листик очень влиятельный – из-за него весь сыр-бор разгорелся. Он создаёт главные этические проблемы.


Значит, Листик – Велимир Хлебников. Листья есть у хлебных злаков. Его первое значительное произведение – описание зоологического сада (посвящённое Вячеславу Иванову). Он обожал буквы и книги. Хлебников был немного орнитологом, то есть буквально: читал про «гусёнка Яшку».


------------


КУБИК И ВЕРТИБУТЫЛКИН


Архитектор Кубик – кубист и оформитель. Это собирательный образ кубистов, однако фраза «Кубик зашагал по улице» намекает, что основной прообраз - Марк Захарович Шагал, художник, оформитель и писатель (мемуаров).


Архитектор Вертибутылкин выдумал вращающиеся дома. Прообраз – художник и писатель Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Он изобрёл сферическую перспективу и рисовал поразительные стаканы, в которых умещал целый космос.


-------------


ПОНЧИК


Предприимчивый Пончик, который хорошо питался и на земле, и на луне – Алексей Николаевич Толстой. Это был писатель крупного телосложения. Он был предприимчивый и организованный, поэтому не бедствовал и в эмиграции, и в Союзе.


--------------


КОЗЛИК НА ЛУНЕ


На Луне у Незнайки быстро появляется друг. Почему писатель назвал его Козлик? Потому что прообраз – Давид Давидович Бурлюк, родоначальник русского футуризма, поэт и художник. Это старый друг Маяковского.


Бурлюк для выступлений одевался пестро, вычурно, и рисовал на щеке какое-нибудь животное. Как петроглиф звериного стиля. Не то козлик, не то собачка. Это делалось не столько ради футуризма, а чтобы поменьше пялились на его стеклянный глаз.


Путешествие Незнайки на Луну отчасти отражает поездку В.В. Маяковского в США в 1925 году. Поэт сразу отыскал Бурлюка и отправился к нему. В этот момент Бурлюки встречали сыновей, вернувшихся из скаутского лагеря. При виде семьи старого друга, загорелых ребят в униформе, Маяковскому стало грустно...



Источник - https://antimantikora.livejournal.com/1430442.html



Другие статьи в литературном дневнике: