Прообразы Незнайки с друзьями - авангардисты. Ч. 1

Лев Дроздов -Лад: литературный дневник


Все мы в детстве зачитывались книжками Н.Носова с яркими героями-коротышками.
Примерно тогда же попалась мне книжка А.Хвольсон про совсем других малышей Мурзилку и Незнайку. Читал я, что и С.Маршак планировал написать свои книжки о Мурзилке...


Меня же, например, всегда интересовал вопрос, были ли в жизни писателя их прообразы. И тут мне попалось "исследование" некоего "Аntimantikora"


(см. Прообразы Незнайки и его друзей – авангардные писатели. Часть первая
https://antimantikora.livejournal.com/1430442.html


Прообразы Незнайки и его друзей – авангардные писатели. Часть вторая
https://antimantikora.livejournal.com/1430637.html)


Посчитал нужным поделиться им на просторах Стихиры, аналогично тому как размещал материал про "Приключения Буратино" А.Толстого с пародией на театральных деятелей начала 20 века.


Итак ....



Часть первая


ВВЕДЕНИЕ


Книги и фильмы Николая Носова нам в детстве очень нравились. Так было и во всём мире. Его работы переведены на десятки языков. Носов зарабатывал море денег, но жил очень скромно: ни дачи, ни машины, ни заграничных поездок. Только двухкомнатная квартира. И очень много работал. Не почивал на лаврах.


Творчество Носова кажется тривиальным и традиционным для советской детской литературы. Но если вдуматься, Носов – писатель очень оригинальный. Считать трилогию про Незнайку повторением произведений П. Кокса и А. Хвольсон нелепо. Различия – огромны. С тем же успехом можно считать предком Незнайки комиксы про «Yellow Kid» (1890-х годов). Там аналогичный персонаж в жёлтой хламиде. Он невежественный, ибо младенец. И аналогичная динамика. Но он мог вдохновить разве что иллюстраторов.


Многие и многие сочиняли утопические миры, где живут человечки: гномы, беспризорники, лилипуты, колонисты, детдомовцы, уличные озорники, школьники. Это целое направление искусства. Коротышками выглядят даже фигурки на картинах Питера Брейгеля - например, конькобежцы или играющие дети. Носов же создал совершенно особый мирок. Он сумел сделать тонкую работу, где соблюдал принципы детского соцреализма, но освобождал персонажей от большой политики и пропаганды. И надо учитывать, что над современным образом Незнайки больше потрудились художники, нежели писатель Н.Н. Носов. Они тоже кое о чём догадывались.



Недавнее расследование выявило, что Николай Носов не только сочинил сказочный нарратив, но и зашифровал там литераторов, чьи книги вдохновили его самого стать писателем. В подтексте сказки про Незнайку он прятал нечто ценное для себя: мир литераторов, которые успели пожить в сказочной атмосфере авангардизма и революционного утопизма. Однако поверить в это непросто. Мешают детские привычки.


Данная версия подтверждается лишь спорадическими уликами. Она удобна для интерпретации творчества писателя, а не содержания детский книги. Это версия - для взрослых.



ФАКТЫ


Николай Николаевич Носов (1908-1976) – писатель, драматург, кинематографист. Режиссёр учебных фильмов. С 1938 года начинает писать детские рассказы («Затейники» и др.). В конце 1940-х стал профессиональным литератором. Опубликовал 12 повестей, десятки рассказов, сценариев для фильмов, спектаклей, диафильмов и др.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Носов,_Николай_Николаевич


В 1952 году Носов встретил редактора «Барвинка» Богдана Чалого, и договорился публиковать в журнале серию рассказов о Незнайке. Со временем были созданы три книги:
«Приключения Незнайки и его друзей» (1953—1954)
http://lib.ru/NOSOW/nezn1.txt
«Незнайка в Солнечном городе» (1958)
http://lib.ru/NOSOW/nezn2.txt
«Незнайка на Луне» (1964—1966)
http://lib.ru/NOSOW/nezn3.txt


Первые иллюстраторы:
Кира Полякова (Григорьева) и Виктор Григорьев (в «Барвинке»);
Алексей Лаптев;
Леонид Владимирский (в диафильмах);
Генрих Вальк.


Все персонажи сказок Носова – вымышленные и собирательные. Однако сочиняя их, писатель ориентировался на прототипы, в основном, из истории русского художественного авангарда. Рассмотрим конкретику - не по алфавиту, а по мере появления. Список и описания сокращены.




НЕЗНАЙКА


Незнайка – Владимир Владимирович Маяковский.
Подробные доказательства представлены ниже:


ШИФР НОСОВА


Конечно, Николай Носов написал вымышленную сказку, и мир коротышек сочинил от первой до последней буквы. Там всё придуманное и ненастоящее. Однако, Носов на тот момент был зрелым интеллектуалом и мастером слова. Такому человеку скучно писать детским языком и про сказочные мелочи. Гораздо интереснее зашифровать что-нибудь, что он любил. Николай Носов любил книги и вообще литературу. Она обеспечила его хлеб и жизненный успех. Значит, он ценил литераторов. Предположим, он зашифровал в коротышках собратьев по литературному цеху. И так замаскировал, чтобы даже самые хитрые сочинители не догадались, а читатели – тем более. И если бы кто-то догадался, ему бы не поверили. С этой предпосылкой можно двигаться дальше.


В мире коротышек единица длины - «ноготь» (1,25 см). Очень большой коротышка (Калигула) имел рост 9,5 ногтей (11,875 см). Где встретим мы таких коротышек, ростом 9-12 см? В книгах, где есть иллюстрации. Примерно такова высота портрета в обычной книге. Писатели создают литературные миры и буквально умещаются на странице книги. В жизни это большие, двухметровые люди. Но их портреты обитают в коротком мирке отдельных книг: сочинений, мемуаров, литературной критики.


Похоже, Носов зашифровал в мире своих коротышек тех литераторов, чьи книги вдохновили его стать писателем. Эта версия имеет косвенные подтверждения. Нет проку доказывать её математически. Она удобна, чтобы расследовать инспирации автора. Носов нигде не обмолвился о подобном замысле. Однако иллюстраторы кое-где догадались (или им шепнул автор), поэтому придали отдельным персонажам сходство с прототипом.


НЕЗНАЙКА И МАЯКОВСКИЙ


Главный герой – Незнайка – коротышка необразованный, вздорный, но деятельный, подвижный и не лишён привлекательности. Незнайка рисует авангардные карикатуры, сочиняет возмутительные стихи, скверно водит машину, авантюрно путешествует, дерётся, куролесит. Таким был Владимир Маяковский.


«Этот Незнайка носил яркую голубую шляпу, жёлтые, канареечные, брюки и оранжевую рубашку с зелёным галстуком. Он вообще любил яркие краски.» – Примерно так и одевался Маяковский, когда был начинающим футуристом.


Некоторые улики – более точные. Например, сцена, где Незнайке показалось, что кусок солнца ударил его по голове, это аллюзия на известнейшие строки Маяковского. Вот строки Носова:


Незнайка пошёл домой и всем, кто по дороге встречался, рассказывал:
– Братцы, вы знаете, какое солнце? Оно больше всей нашей Земли. Вот оно какое! И вот, братцы, от солнца оторвался кусок и летит прямо к нам. Скоро он упадет и всех нас задавит. Ужас что будет! Вот пойдите спросите Стекляшкина.
Все смеялись, так как знали, что Незнайка болтун. А Незнайка побежал во всю прыть домой и давай кричать:
– Братцы, спасайся! Кусок летит!


А вот строки из «Необычайного приключения» В.В. Маяковского:


И так однажды разозлясь,
что в страхе все поблекло,
в упор я крикнул солнцу:
«Слазь!
довольно шляться в пекло!»
Я крикнул солнцу:
«Дармоед!
занежен в облака ты,
а тут – не знай ни зим, ни лет,
сиди, рисуй плакаты!»
Я крикнул солнцу:
«Погоди!
послушай, златолобо,
чем так,
без дела заходить,
ко мне
на чай зашло бы!»
Что я наделал!
Я погиб!
Ко мне,
по доброй воле,
само,
раскинув луч-шаги,
шагает солнце в поле.
Хочу испуг не показать –
и ретируюсь задом.


; Художник Алексей Лаптев о этом догадался - и спародировал иллюстрацию Давида Бурлюка к брошюре «Солнце в гостях у Маяковского».


-------------


ГУНЬКА
Гунька – Елена Генриховна Гуро.
Подробные доказательства представлены ниже:


ГУНЬКА И ГУРО


Предложенная версия интерпретации помогает разгадать другие прототипы из литературной среды. Проще всего было разгадать прототип "Пачкули Пёстренького", труднее всего - Гуньки. Почему у Незнайки такой друг? Почему у него такое (беспредметное) имя? И почему они расстались?


Обнаружить разгадку удалось по публикациям футуристов. Там обнаружилась некая Елена Генриховна Гуро (Eleonora Gouraud) - поэтесса и художница немецкого происхождения, жена Михаила Матюшина (взявшая его фамилию). В доме Матюшиных в 1908—1910 годах собирался кружок «будетлян». Теперь в этом доме Музей Петербургского авангарда.


Комбинируем Гуро + Ленка, получаем «Гунька». Но почему это персонаж мужского пола? Потому что на фото она была похожа на карельского парнишку. И потому что её все называют «поэт». Маяковский сделался поэтом именно в её доме. Вместе с Гуро они подписали «манифест футуристов» 1913 года. Вместе они входили в литературное объединение «Гилея» и участвовали в диспутах «Союза молодежи»:


«Когда Гуро читала стихи, как он поправлял, как он спорил! Он всегда видел перед собой товарища. Подобное отношение представителей радикальных художественных и литературных направлений было закономерным. Е. Гуро являлась не только милой хозяйкой, очаровательной женщиной или верным другом.»
(Е. Иньшакова. «Амазонки авангарда». 2004, с. 98-104.)


«Так, Маяковский говорил, что наиболее интересен ему поэт Елена Гуро», - написал в своем Дневнике Матюшин. Ранние урбанистические стихи Маяковского несут на себе печать городской лирики Гypо. Но капиталистический город Гуро имеет немного другую концепцию, нежели у других футуристов. Машинная цивилизация и город — это средоточие душевных страданий, неустроенности и заброшенности человека...


Елена Гуро умерла в 1913 году от лейкемии на своей даче в местечке Уусикиркко на Карельском перешейке (ныне посёлок Поляны Выборгского района Ленинградской области). Похоронили её там же, на финском кладбище; могила не сохранилась. Её памяти футуристы посвятили сборник «Трое». Среди молодых петроградских поэтов в 1910-е годы поддерживался культ Гуро, существовало посвящённое ей издательство «Дом на Песочной» (продолжавшее «Журавль»). Маяковский тогда начинал своё литературное восхождение.


Теперь понятно, почему Незнайка с Гунькой сперва расстался, затем плакал, затем вернулся к нему. Это символика смерти. Отсюда напрашивается странный, но логичный вывод: Мир Коротышек – это рай русских кубофутуристов. (Его можно вычеркнуть.)


; Всех, кто указан на обложке сборника «Лирень», Носов сделает «коротышками». Рассказ о них - далее по ссылкам.


--------------


ЦВЕТИК


Цветик (он же Пудик) – Михаил Аркадьевич Светлов (он же Мотл Аронович Шейнкман).


Маяковский был старше, но общался со Светловым: хвалил его стихи, подбадривал, давал литературные советы. Читал его «Гренаду» на выступлениях. Предостерегал не стать поэтом одного стихотворения.



* Художник Лаптев обо всём догадался, изобразив Цветика похожим на Светлова.


-------------


ЗНАЙКА


Знайка придумал и сделал воздушный шар, на котором все полетели. Это, конечно, собирательный образ. Однако известно, что на воздушном шаре 7 августа 1887 года совершил путешествие Дмитрий Иванович Менделеев, умнейший из людей. Когда шар пропал в густых облаках, решили, что учёный погиб. Поднялся шум. В газетах публиковались рисунки, в том числе акварель Репина.


Профессор Менделеев был человеком разносторонних знаний, всезнайкой - но не зазнайкой. Его жизнь обросла легендами и анекдотами. Более 40 лет Менделеев посвятил теории и практике сельского хозяйства, и в своём имении Боблово добился поразительного прогресса. Помимо прочего, разводил овец. Была в имении и речка Лутосня. Мост через неё строили на средства Менделеева. Кажется невероятным, что этот стишок про него: «Знайка шёл гулять на речку, перепрыгнул через овечку». Ведь Носов прочёл достаточно технической литературы, чтобы просто сочинить образ Знайки. Однако в школьные годы он хотел стать именно химиком. Поэтому всё-таки прообраз Знайки – Менделеев.


------------
ВИНТИК И ШПУНТИК


Винтик и Шпунтик смастерили новый автомобиль, который работал на газировке с сиропом. Они неразлучны. Значит, их литературные прототипы – Илья Ильф и Евгений Петров (Катаев). Сначала они написали «Золотой телёнок» (1931) – замечательную одиссею на странном автомобиле. Позднее они описывают авантюрную поездку по США в книге «Одноэтажная Америка» (1937), в главе 9 «Мы покупаем автомобиль и уезжаем». А почему автомобиль коротышек работает на газировке? Америка – страна кока-колы...


Кроме того, в 1952-1958 годах (когда Носов сочинял истории про Незнайку) на слуху были чешские путешественники Иржи Ганзелка и Мирослав Зикмунд. В 1947-1950 годах они проехали на Tatra 87 по Африке, Южной и Центральной Америке. Та «Татра» действительно выглядела футуристично. А в 1959—1964 годах Ганзелка и Зикмунд проехали страны Ближнего Востока и и СССР. На основе путешествий они опубликовали множество репортажей, объёмных книг, фотографий и документальных фильмов. Ганзелка и Зикмунд были очень популярны в Союзе. А Носова, как документалиста и писателя, такие вещи очень интересовали.


--------------


ПИЛЮЛЬКИН


Доктор Пилюлькин – тоже собирательный образ. Однажды он сам попал в больницу, и Медуница не желала его выписывать. Пришлось бежать, а затем выцарапывать одежду. Но были медики и среди писателей: А.П. Чехов, М.А. Булгаков. Причём они тяжело болели, но не желали это признавать.


Вот так и Пилюлькин попадает в больницу:
– Миленький, выручай! – зашептал Пилюлькин. – Понимаешь, каково мне терпеть! Сам всю жизнь лечил других, а теперь меня лечат.
– А ты разве тоже не больной?
– Да какой там больной! На плече ссадина да под носом царапина. Из-за этого вовсе не надо в больнице лежать.


В приключениях голого Пилюлькина можно уловить аллюзию на «Ханский огонь» М.А. Булгакова, правда, очень смутную. И всё же, Пилюлькин - это Антон Павлович Чехов. В своей шапочке-таблетке. И с лекарством от глупости. Надо учитывать, что многих писателей, которых любил Носов, он мог знать только по мемуарам и фотографиям.
-------------


МЕДУНИЦА


Медуница – Ольга Владимировна Розанова. Художница, автор статей по искусству, поэтесса. Одна из крупнейших представительниц русского авангарда с уникальным колористическим талантом.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Розанова,_Ольга_Владимировна


Почему у Носова она заведует именно больницей? Розанова имела строгое лицо и действительно «заведовала» - обществом художников «Союзом молодёжи», организацией выставок и изданием книг. Это было в некотором роде лечебное учреждение, поскольку давало какие-то средства для жизни бедным писателям. И прозвище Носов подобрал остроумно. Вроде бы Розанова – цветок розы. Но многие её рисунки выглядят, как медуница: цветовая гамма, пропорции, густота.


-------------
ВОРЧУН


Ворчун – Даниил Иванович Ювачёв. Он же Даниил Хармс. Ювачёв - Ворчун: сходство не только фонетическое. Характер у него был аналогичный. А уж внешность!


-----------------


ФУКСИЯ И СЕЛЕДОЧКА


Фуксия – профессорша космографии. Селёдочка – изобрела ракету, живёт в научном городке. Упоминаются вместе.


Прообразы – соавторы детских книг по истории науки и техники. Селёдочка – Сегал Елена Александровна. Фуксия – химик, технолог и писатель Илья Яковлевич Маршак (Ильин). Ассоциация понятна: химик – красители – фуксин – фуксия. Они были супруги и соавторы. Атрибутам Фуксии и Селёдочки соответствуют такие книги:


Чёрным по белому (Рассказы о книгах). 1928.
Как автомобиль учился ходить, 1930.
Рассказы о вещах, 1936.
Рассказы о машинах, 1949.
Сценарий «Летающий человек. Страницы из истории русской авиации».


Эти книги мы читали в детстве. А для Носова они были особенно ценны - ведь в свои произведения он часто добавлял изобретательство.
-------------


АВОСЬКА


Авоська – Николай Николаевич Асеев, поэт, переводчик и сценарист, деятель русского футуризма. Член союза «Председателей земного шара». Колоссально продуктивен. Лауреат Сталинской премии первой степени (1941). Автор сценария фильма «Броненосец Потёмкин» (вместе с Ниной Шутко).
https://ru.wikipedia.org/wiki/Асеев,_Николай_Николаевич


Известно, что Незнайка сочинил такой стишок: «У Авоськи под подушкой Лежит сладкая ватрушка.»
Авоська подошёл к своей кровати, заглянул под подушку и сказал:
– Враки! Никакой ватрушки тут не лежит.
– Ты ничего не понимаешь в поэзии, – ответил Незнайка.


Это была глупость или мудрая хохма? Может быть, Носов, будучи лауреатом Сталинской премии, намекал здесь, что Асеев получил такую же премию? Известно, что Асеев в 1914 году подписывал свои публикации Н. Штальбаум (фамилия означает «стальное дерево»), но впоследствии это отрицал. И здесь вспоминается слово баумкухен («дерево-торт»). Это сладкая выпечка, имитирующая спил ствола дерева. И баумкухен действительно выглядит, как огромная сладкая ватрушка без серединки. Неужели Носов обдумывал даже такую чепуху?



Ещё у Авоськи есть брат Небоська. Кажется, что этого персонажа писатель добавил просто ради рифмы. Но всё оказалось хитрее.
------------


НЕБОСЬКА


Известно, что в полёт на воздушном шаре Небоська оделся во всё полосатое, даже стал похож на матрас. А мы знаем, что полосатая одежда была атрибутом матроса или арестанта.


Похоже, Небоська – это Нина Фердинандовна Шутко (1889—1974). Даже созвучно.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Агаджанова-Шутко,_Нина_Фердинандовна


Революционерка, член РСДРП с 1907 года. В 1911—1916 годах Нина несколько раз подвергалась арестам и ссылкам за подпольную революционную деятельность. Вот вам и арестантская роба! Если она подпольщица, значит, не боялась.


Впоследствии Нина Агаджанова-Шутко – член Союза кинематографистов СССР. В течение многих лет была сценаристом-консультантом, редактором и заведующей сценарным отделом на киностудии «Межрабпомфильм», а затем — на киностудии «Союздетфильм». Написала сценарии фильмов «Броненосец Потёмкин» и «Матрос Иван Галай» (1929). Вот вам и полосатая тельняшка! «Броненосец Потёмкин» она сочиняла в соавторстве с Асеевым. Вот вам и братья по работе! Асеев сочинял на «авось», Нина Шутко говорила «небось».


Популярен был и фотопортрет Нины - где она в полосатой одежде.



Здесь важно учесть то, что Николай Носов тоже был кинематографистом и сценаристом. В 1929-1932 годах он учился в Московском институте кинематографии. И до 1951 года работал постановщиком и режиссёром мультипликационных, научных и учебных фильмов. Впоследствии делал сценарии по своим книгам. Значит, Носов был знаком с Шутко – важным человеком в «Союздетфильме».


В книге Небоська высыпал песок в корзину шара, а Авоська проделал в ней дыру, и песок высыпался. В подтексте Носова это могло символизировать фильм «Броненосец Потёмкин», который был признан лучшим фильмом всех времён и народов - и который рассыпался на бесчисленные цитаты и технологические приёмы.


Вот до таких странных выводов позволяет докопаться теория, метод – и безграничные возможности Сети...


----------


Продолжение следует ))



Другие статьи в литературном дневнике: