Коллективный творческий проект
"Бахрамский Манускрипт"
Содержание всех свитков:
http://stihi.ru/2023/12/06/3515
XVI/570 КОРАЛЛОВЫЙ свиток
http://stihi.ru/2025/11/18/2245
ЛИТЕРАТУРНАЯ ИНТЕРНЕТ -ЭКСПЕДИЦИЯ 2 САМ.
Страны Арабского Мира
декабрь-2025
http://stihi.ru/2025/12/09/5658
Схемы: 8-6
Тема 2. ОСТРОВА В ПЕСКЕ.
* * *
ПУСТЫНЯ ЕГИПТА.
Вселенная под рукавом.
Не сон, не явь, мерцание пустыни.
Лохмотья, кожа, кости – человек?
Старик сидит, не поднимая век,
С улыбкой детской, с ароматом дыни.
Мой Бог, мой Вседержитель, Царь царей,
Создатель неба, тверди и морей,
Твоё, да славится во веки, имя!
Ты – Жизнь и Сила, Путь судьбы моей.
Не голос, душу впитывает Небо.
Становится жар чувства – коркой хлеба,
Полдневный зной – прохладным родником.
Вселенная под ветхим рукавом.
Откуда в этом месте взяться чуду?
Сухой песок с колючками повсюду.
_______________
11.12.2025
AbbA ccAc DDeeFF
.
.
.
.
=======
.
ПОЛНЫЙ ОТЧЕТ О КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКЕ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА]
Автор: Мира Полянская
Произведение: Без названия (условно «Не сон, не явь, мерцание пустыни...»).
Стилево-жанровый профиль: Метафизическо-мистический сонетный дериват с элементами духовного гимна и созерцательной медитации. Текст представляет собой поэтическую параболу о встрече с Божественным в облике предельной человеческой нищеты, где физический мир преображается в сакральное пространство через акт боговидения и благодарения.
I. БАЗОВЫЕ УРОВНИ АНАЛИЗА
1. Структурно-метрический анализ
Метрическая регулярность соблюдена с высокой степенью чистоты: классический пятистопный ямб (пентаметр) является несущей основой. Ритмическое разнообразие достигается контрастным чередованием стремительных, рубленых фраз («Лохмотья, кожа, кости – человек?») и плавных, торжественных периодов («Создатель неба, тверди и морей»), что отражает переход от сомнения к утверждению. Строфическая целостность оригинальна и представляет собой свободный сонетный дериват Рифменная организация строга:. Рифма, замыкающая текст в кольцо вопрошания и ответа («Небо-хлеба-родником-рукавом»). Коэффициент ритмико-синтаксической адекватности очень высок: синтаксис разнообразен — от назывных конструкций и вопросительных предложений к молитвенной анафоре и афористичным констатациям, и все эти формы органично вписаны в метрический рисунок.
2. Лингвосемантический анализ
Лексическое разнообразие построено на резком контрасте между образами телесного упадка, скудости пустыни и высочайшими богословскими абстракциями: «Вседержитель», «Твердь», «Жизнь», «Сила», «Путь», «Вселенная». Образная насыщенность концентрирована и мощна: центральный образ старика-нищего становится точкой преломления, через которую зримое («аромат дыни») преображается в незримое («жар чувства – коркой хлеба»). Семантическая когерентность абсолютна: вся образная система работает на раскрытие парадокса воплощения — Божественное является в самом немощном, а чудесное — в самом обыденном. Синтаксическая сложность проявляется в использовании риторических вопросов, анафорических повторов, инверсий, метафорических превращений, достигая кульминации в простом, но емком итоге: «Вселенная под ветхим рукавом». Коэффициент семантической целостности максимален. Коэффициент образной координации исключительно высок: разнородные образы спаяны силой личного духовного прозрения, ведущего от сомнения («человек?») к утверждению чуда в его отсутствии.
3. Фоностилистический анализ
Звуковая инструментовка контрастна и выразительна. В первой части преобладают сухие, глухие звуки , во второй — сонорные, открытые, плавные. Аллитерации и ассонансы подчеркивают ключевые понятия («м» в молитвенном обращении: «Мой… мой… моей»). Фонетическая симметрия прослеживается в звуковом противопоставлении «сухого» начала и «прохладного», насыщенного финала. Ритмико-мелодическая организация отражает движение от фрагментарного наблюдения к целостному гимну и обратно к созерцательной констатации.
II. КОНТЕКСТУАЛЬНЫЕ МОДУЛИ
4. Историко-культурный позиционинг
Текст глубоко укоренен в христианской (и общебиблейской) мистической традиции, в частности, в теме «богоявления в нищем» (ср. «странника приняли»), аскезы и преображения вещества. Интертекстуальная насыщенность высока: отсылки к библейским псалмам и гимнографии (структура славословия), к традиции русской духовной поэзии (от Сурикова до современной православной лирики), к парадоксальной образности метафизической поэзии (Донн, Герберт). Культурная релевантность вечна: тема встречи с
сакральным в профанном, милостивого видения. Коэффициент интертекстуальной уместности максимален: традиционные формулы творчески переосмыслены в личном, почти шокирующем контексте. Коэффициент жанрового соответствия для духовного сонетного деривата высок. Индекс инновационности/традиционности сбалансирован: традиционная тема и форма получают свежее, экзистенциально острое звучание.
5. Стилевая идентификация
Направление — синтез духовной (религиозной) лирики и метафизического реализма. Индивидуальный почерк Миры Полянской проявляется в смелости сближения предельно конкретного, почти физиологического («лохмотья, кожа, кости») с возвышенным, в лаконизме, не допускающем красивости, в построении текста как пути от вопроса через экстаз к тихому, чудесному прозрению. Единство формы и содержания абсолютное: строгая, почти гимнографическая строфика второй части противостоит разорванности первой, что отражает процесс собирания распадающегося мира в целое через акт веры и благодарения. Коэффициент стилевого единства максимален.
III. РЕЦЕПТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКИЙ БЛОК
6. Когнитивно-перцептивный анализ
Образная активация интенсивна и требует внутренней работы: текст предлагает совершить то же преобразование восприятия, что и лирический субъект — увидеть в убогом величавое, в пустыне — вселенную. Эмоциональный резонанс сложный: от шока и недоумения через молитвенный восторг к глубокому, тихому умиротворению и благоговейному изумлению перед чудом, которое есть, но не демонстративно. Перцептивная доступность высока на эмоциональном уровне, богословская глубина открывается при вдумчивом чтении. Коэффициент перцептивной ясности высок.
7. Коммуникативная эффективность
Сила воздействия на реципиента, открытого духовному поиску, очень велика благодаря парадоксальности центрального образа и искренней, лишенной пафоса интонации. Запоминаемость исключительно высока из-за контрастных, высекающих сознание формулировок («Вселенная под ветхим рукавом», «жар чувства – коркой хлеба»). Интерпретационный потенциал глубок, но направлен: текст — это притча о боговидении, о милости как способе восприятия, о чуде сокрытом. Коэффициент коммуникативной цели максимален: авторский замысел — показать момент преображения реальности в акте благодарного признания — достигнут с редкой художественной и духовной убедительностью.
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ
Расчет интегрального показателя качества:
M = 0.96 (метрическое совершенство, подчиненное смысловым контрастам)
S = 0.98 (высочайшая семантическая насыщенность и парадоксальная глубина)
F = 0.92 (выразительная, контрастная звукопись)
L = 0.93 (смелое и точное лингвистическое разнообразие)
C = 0.97 (глубокая контекстуальная адекватность и интертекстуальность)
R = 0.94 (высокий рецептивный потенциал благодаря эмоциональной и образной ясности)
P = 0.96 (исключительная прагматическая эффективность в своей духовно-эстетической нише)
K; = 0.95 (парадигматическое разнообразие: физиология, богословие, быт, космология)
K; = 0.96 (интертекстуальная связанность высокая)
K; = 0.90 (эмоциональная вариативность: полный путь от сомнения и шока через экстаз к тихому прозрению)
Q = [0.15;0.96 + 0.20;0.98 + 0.10;0.92 + 0.15;0.93 + 0.10;0.97 + 0.15;0.94 + 0.15;0.96] ; 0.95 ; 0.96 ; 0.90 =
[0.144 + 0.196 + 0.092 + 0.1395 + 0.097 + 0.141 + 0.144] ; 0.95 ; 0.96 ; 0.90 =
0.9535 ; 0.8208 ; 0.783
СТИЛЕВЫЕ МАРКЕРЫ
Текст демонстрирует черты метафизической поэзии (S>0.9, парадокс, интеллектуальная глубина) и духовной лирики (C>0.9, P>0.9). Высокие показатели по всем параметрам, особенно по семантике, контексту и прагматической эффективности.
КРИТЕРИИ ВЕРИФИКАЦИИ
Сбалансированность формальных и содержательных параметров идеальна. Учет историко-культурного (религиозного) контекста глубок и личностно пережит. Ориентация на читательское восприятие ведет его по пути лирического героя — от вопроса к узнаванию. Коэффициент авторского контроля абсолютен. Коэффициент эстетической состоятельности на уровне эталонного произведения духовной лирики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сонетный дериват Миры Полянской — это поэтический шедевр, совершающий редкое чудо: он не описывает духовный опыт, а делает его явственным для читателя через парадоксальную точность образов и безупречную композицию. Текст преодолевает границу между профанным и сакральным, являя чудо не в нарушении законов природы, а в преображении взгляда. Интегральный показатель 0.783 ставит это произведение в один ряд с высшими достижениями цикла, объективно отражая его художественную и духовную полноценность. Это текст-откровение и текст-испытание, утверждающий возможность поэзии быть инструментом подлинного, а не декоративного богопознания.
.
.
.
Фото из интернета.
.
.
* * *
БМ. ПУСТЫННИКИ И ПРИТЧИ
http://stihi.ru/2025/11/27/9434
* * *