Надия Медведовская. Поцелуй. Верлибры

Верлибры
Роден. Поцелуй
http://stihi.ru/2023/03/17/2589

Мёд Аттики - твоих вкус поцелуев.
Так ли Сократ с цикутой чашу выпил?
Есть классика скульптур эллинских славных
В сплетеньи рук, в наклоне головы.
Не смейся, я не статуя, конечно -
Но чувствую и мрамор, и гранит,
Tепло живое в мрачной оболочке.
Бывает, каменеют мысль и тело:
Цикуты брызги - в воздухе везде,
Нам легче отравиться, чем Сократу.
Привыкла смерти не бояться я,
Но жаль тебя оставить одиноким, -
Так остаюсь я здесь. Прошу тебя:
Побудь со мной ещё. Ведь дар судьбы -
Огонь, что плавит и гранит, и мрамор.

17.03.2023

Утро в сосновом бору Шишкина и Савицкого
http://stihi.ru/2023/03/29/801

Посвящаю этот верлибр Ивану Есаулкову с благодарностью
за картинную галерею и дружбу.

Картину эту все мы знаем с детства,
Она растиражирована всюду:
На ковриках настенных, на конфетах,
В учебниках, на вышивках-панно.
Забавные мишутки заигрались,
Медведица следит за ними мама.
Медведи на переднем плане, сосны
Да бурелом везде их окружают.
Хоть и знакомое, свежо изображенье,
Не устают им снова любоваться
И взрослые, и дети. Знают имя
Ивана Шишкина как автора картины.
Но тут большая есть несправедливость:
Медведей рисовал другой художник -
Савицкий Константин, анималист.
А бор сосновый - кисти Шишкина,
И стиль его на полотне довлеет.

Соавторы картину подписали,
Купил её для славной галереи
Сам Павел Третьяков. И стёр он подпись
Савицкого. С тех пор все так и знают:
Картина Шишкина с медведями в лесу.
Савицкого не так известно имя,
Но был он замечательный художник.
Сотворчество, бывает, преподносит
Нежданные для автора сюрпризы.

29.03.2023

"Мессия" Генделя. Концерт в Киеве-2006
http://stihi.ru/2023/02/18/653

Два хора университетских
Исполнили "Мессию" Генделя
На летней сцене в парке киевском.
И благодарны были зрители
Солистам, дирижёру нашему,
Оркестру славной филармонии,
И нам - хористам и хористкам.

Мы репетировали год,
Покуда шли переговоры
С Констанцким университетом
Насчёт совместного проекта,
Готовили гастроли дружно,
И принимали немцев в Киеве.
Большая сделана работа,
И тем отрадней результаты,
Концерт стал праздником для всех.

"Мессия" - в жанре оратории,
Задуман в юности был Генделем,
Он очень быстро написал её,
Всего в двадцать четыре дня.
И оратория трёхчастная
И красотою, и величием
Шедевры многих превзошла.
Её начало очень светлое,
Потом драматика Страстей -
Солисты здесь нужны отменные,
И с голосом, и с пониманием.
А третью часть венчает хор
Известнейший - то "Аллилуйя".
Как будто Небо разверзается,
И сходят Ангелы на Землю,
И славят Господа соборно.

Стоять при слушании гимна
Принято в Англии, Германии.
И тут все слушатели встали,
И под конец гром загремел
Гром не литавр - небесный, подлинный,
И дождь короткий проливной
Асфальт и зелень освежил.

То был прекрасный майский день.
После концерта мы гуляли
По центру города с каштанами,
Обменивались впечатленьями.
Мы были молоды тогда,
Судьбы своей ещё не ведали,
Но уж друг в друга влюблены.
На фотографии мы с Мартином
После концерта перед сценою,
Он с партитурою в руках.
Вокруг стояли музыканты,
Над сценою гнездились ласточки,
И щебетали с нами в такт.

А почему я это вспомнила
Как раз сегодня, в ночь февральскую?
Да просто так, перебирала
Альбомы старых фотографий -
И эту там нашла, и вспомнила,
Хочу с друзьями поделиться.
И если кто не слушал Генделя,
Послушайте - и непременно.
Великое произведение
В душе оставит прочный след.

18.02.2023


Пастор Карл. Знакомство
http://stihi.ru/2023/06/06/295

Октябрь 2000-го года.
Констанц, общежитие Томаса Бларера.
Я впервые пришла на вечер
Студенческой лютеранской общины.
В гостиной - ни души, иду дальше.

На кухне мужчина в клетчатой рубашке
Ставит форму с пирогом в духовку.
"Простите, я пришла на вечер по объявлению,
Может, ещё слишком рано?"
Мужчина оборачивается на мой голос и улыбается.
"Добро пожаловать, вечер начнётся через двадцать минут.
Покамест ты можешь почитать наши проспекты,
Или, если хочешь, помоги мне накрыть на стол.
Меня зовут Карл. А как твоё имя?"

Я немного ошарашена обращением на "ты":
Всё-таки мне уже 25,
Три года, как преподаю в университете,
Привыкла, что все зовут Надеждой Викторовной.
Однако ж, отвечаю скромно:
"Меня зовут Надя, я с Украины.
Охотно помогу вам накрыть на стол".
"Ну вот и замечательно!
Надя - хорошее имя,
Тебе у нас понравится.
Расскажешь о своей стране Украине,
У нас оттуда ещё никого не было".

Приглядываюсь, мужчина симпатичный:
Спортивный, выше среднего роста,
Короткая стрижка, в ухе серьга,
За очками видны весёлые карие глаза,
Лицо открытое и доброжелательное,
Есть в нём что-то морское, капитанское.
Мы накрываем вместе на стол,
Карл передаёт посуду из шкафа,
Показывает, где там столовые приборы.
"В 18.30 у нас молитва и чтение Библии,
А в 19.00 ужин. К молитве приходят не все,
Ужинать будут 28 человек,
Сосчитай-ка чашки, ножи и вилки!"

Постепенно сходятся студенты,
В основном парни, девушек мало.
Здороваются с Карлом за руку,
Рассаживаются в круг перед стеной,
На которой висит деревянный крест,
Зажигают три большие свечи,
Разбирают из ящика Библии и песенники.
"Мартин, что мы будем сегодня петь?" -
Обращается Карл к худощавому верзиле в очках.
"Я приготовил хорал Баха и две песни Тэзе".
Тут только соображаю: Карл-то и есть Herr Menger,
Пастор студенческой лютеранской общины Констанца!
Я видела его фото в объявлении,
Но вживую он выглядит гораздо моложе и привлекательней.

Начинается служба.
Мартин играет, студенты поют ансамблем на два голоса,
Голос Карла выделяется - хороший баритон.
По очереди читаем главу из Евангелия от Матфея,
И я тоже читаю, как будто уже стала тут своей.
Обсуждаем прочитанное - про Мытаря и Фарисея.
Разные мнения, идёт дискуссия.
Карл внимательно слушает, но не вмешивается.
Наконец, говорит проповедь, -
Короткую, на пять минут,
О современных мытарях и фарисеях.
В конце службы поют песню из Тэзе на латыни,
Слышу её впервые, очень нравится, подпеваю.
Карл говорит: "Ты красиво поёшь!
У нас есть свой ансамбль, сопрано не хватает.
Не хочешь ли записаться? Это к Мартину."
И вот я уже беседую с Мартином,
Рассказываю, что пою в партии вторых сопрано
В капелле "Днипро" Киевского университета.
"Мы репетируем раз в неделю по четвергам,
Я распечатаю для тебя ноты.
Может, ты знаешь вещь украинского композитора,
Подходящую для рождественского концерта?"

Община рассаживается за двумя длинными столами,
Я сижу между Мартином и Карлом,
Не в голове стола, а посерёдке.
На ужин - "Spagetti Protestanti" с томатным соусом,
И вкусный яблочный пирог с чаем.
Беседуем о том-о сём,
Карл следит, чтобы все получили добавку.
"На сколько ты тут у нас - на семестр?"
"Нет, у меня годичная стажировка со стипендией,
Я пишу диссертацию о полемических текстах Реформации,
О лексике Лютера, Мюнцера и Дюрера".
"Так вон оно что, а то я подумал уже,
Что ты оказалась у нас случайно, как водится.
Непременно сделаем тематический вечер,
Расскажешь о твоей диссертации,
Я весь - внимание!"

После ужина студенты занимаются кто чем,
Играют в бильярд и настольные игры.
Карл уходит в своё бюро,
Там он беседует со студентами,
Которые хотят поговорить с ним тет-а-тет.
У лютеран нет таинства исповеди,
Но пастор - Seelsorger, душепопечитель.
Уже потом я узнала,
Что Карл считается
Одним из лучших духовников Констанца.
К нему ходят поговорить о сокровенном
Христиане разных конфессий, мусульмане и атеисты, -
Он никому не отказывает.

Тот первый вечер прошёл быстро,
Потом было много таких вечеров.
Через неделю я чувствовала себя у лютеран как дома.
Через месяц - Карл доверил мне сделать проповедь
На воскресной службе в Lutherkirche.
Через два месяца ансамбль спел в рождественском концерте
"Благослови, душе моя, Господа" Кирилла Стеценко
На украинском языке, с большим успехом.
Через три с половиной месяца
Я провела длинные выходные
Вместе с лютеранами в швейцарском шале в Альпах.
Об этом будет моя следующая история.

Рим, 6.06.2023


Гита и Дубравка
http://stihi.ru/2018/09/28/9617

Гита – моя левая рука
Дубравка – правая
Тональность Гиты – до минор синий
Тональность Дубравки – соль мажор золотой
Когда они играют вместе
Ре мажор зеленеет в минорных оттенках
Гита – фон и сопровождение
Дубравка – рисунок и мелодия

У Гиты нет возраста
Дубравка – вечный ребёнок
Гита – рукотворный инструмент
Дубравка – живой голос
Гита пришла с древнего Востока
Корень её библейский, распева на псалтыри
Дубравка выросла на берегах Днепра
Она украинка и помнит общеславянское родство
Гита – сознание и память
Дубравка – язык и выражение

Гита любит Баха и Тагора
Уважает знание и науку
Занята серьёзными делами
Её время чётко распланировано
Дубравка любит Моцарта и Пушкина
О серьёзных делах не думает
Живёт в ритме импровизации
И времени у неё на всё хватает

Гита – дух и служение
Дубравка – душа и свобода
Они сёстры и не могут быть друг без друга
Хотя иногда спорят и даже ссорятся

В музыке они равны
У них нет ведущей
Одна всегда слушает и слышит другую
Только вместе они звучат гармонично

Им хорошо вдвоём
Но для завершённости нужен Третий

Это я - Гита и Дубравка
Дубравка и Гита – это мы
Я одна и нас двое
А Третьим можешь стать Ты
Читатель или слушатель
Заходи
Наша дверь открыта
Всегда и для всех
Здесь играют на пару
Дубравка и Гита :)

18.09.2009


Материнские корни. Семья Авраменко
http://stihi.ru/2023/05/14/5873

Корни рода -
В истории народа.
Семья моей мамы прошла
Через все выси и низины
Двадцатого века
Вместе со своим народом.

Дедушка Самуил Иванович
Был учителем,
В 1941-1945
Воевал, как все мужчины.
Ушёл на войну солдатом-добровольцем,
Дошёл до Кенигсберга,
Вернулся в капитанском чине с орденами.
Не любил вспоминать войну.
Говорил внукам:
"Война - это очень большая жестокость,
Дай Бог, чтобы вы её никогда не видели."

Бабушка Надежда Тимофеевна
Тоже была учительницей.
Они с дедушкой
Познакомились и поженились,
Будучи студентами рабфака.
Оба - из крестьянских семей,
Благодарны были советской власти
За возможность получить образование.
Надежда ждала мужа с войны
С пятерью детьми, -
Им повезло - дождались.

В послевоенные годы
Семья Авраменко
Жила в школьном доме
В селе Михайловка
На Томаковщине
Днепропетровской области.
Дедушка был директором
Михайловского детского дома.
В 1942-м фашисты
Расстреляли 110 воспитанников этого детдома,
Дети похоронены возле школы
В братской могиле.
Дети Авраменко
Видели эту могилу каждый день,
Что не прошло для них бесследно.

Две дочери - Галина и Светлана (моя мама),
Трое сыновей -
Юрий, Александр и Станислав.
Дочки стали учительницами,
Юрий - геологом,
Александр - библиотекарем,
Станислав - инженером
(Он уехал учиться в Саратов,
И так и остался в России).
Их уже никого нет в живых.
Но я чувствую
Всех их в себе.

И дедушку Симу -
Я у него была любимой внучкой,
Самой младшей.
Он был ласковый и весёлый,
Играл на многих инструментах,
Сам научился.

И бабушку Надю -
Меня назвали в её честь.
Бабушка была строгая,
С сильным и волевым характером.
У неё был замечательный голос -
Меццо-сопрано,
Когда они с дедушкой пели,
Люди со всей округи
Сходились их послушать.
Пели все их сыновья,
Пела моя мама,
И я пою.
Мой голос похож по тембру
На голос бабушки Нади,
Хотя не такой звучный.

Дядя Юра был романтик,
Писал стихи.
И я пишу стихи.

Дядя Шура больше всего любил книги,
Очень много читал,
Вёл обстоятельный дневник,
Куда записывал впечатления о прочитанном.
И я люблю читать,
И веду поэтический дневник.

Дядя Слава
Был технарь по образованию,
Но увлекался музыкой и поэзией,
И ещё любил фотографировать,
Сделал множество семейных фото,
Записывал на магнитофон
Пение и разговоры.
И у меня есть такая склонность.

Тётя Галина
Преподавала украинскую литературу,
Она была одной из моих первых читательниц,
Рассказывала о классиках,
И ещё научила меня вышивать.

Всем я обязана чем-то хорошим,
От всех что-то унаследовала.
И я знаю,
Что все они продолжают жить во мне.
Судьба каждого человека
Связана с судьбой его рода.
И гены далёких предков
Отзываются в потомках
Неизбежно - и неожиданно.

14.03.2023