По конкурсу - Мастер класс, 2023

Творческая Мастерская Алкоры
http://stihi.ru/2023/06/06/1426 - Конкурсная страница
http://stihi.ru/2023/09/24/3063 - Итоговый протокол

Вот уже двенадцатое лето я организую прием заявок на участие в конкурсе поэтического мастерства, на который можно представить свои лучшие (по мнению каждого участника) стихи, чтобы на равных посоревноваться с известными поэтами нашего сайта. Участвовать могут все - даже судьи Творческой Мастерской, последним нельзя только одновременно быть в этом конкурсе и судьей, и участником.  Тексты принятых стихов передаются судейской команде без указания имен авторов, жанр и тема стихотворения - свободные. Не только стать лауреатом этого творческого состязания, но и быть отобранным в шорт лист хотя бы у одного голосующего - это успех. Как правило, в шорт листы судей попадает более половины участников, потому что почти все стихи  участников написаны более и менее технично, а по содержанию - все интересные и яркие, причем, на любой вкус и на самые разные темы.

Именно так  была задумана мною конкурсная серия «Мастер класс по стихосложению» в  2012 году, и с тех пор каждую осень она приносит удивительные плоды - стихи, на которых можно и хочется учиться мастерству. Количество принимаемых за лето заявок не ограничено, но каждый год оно бывает разным: были времена, когда за лето я принимала до 200 заявок, были - когда  их набиралось не более 60, а в этом году я приняла 73 стихотворения, из которых судейская команда включила в свои шорт листы 38 стихотворений. Имена авторов и названия отобранных произведений вы можете прочитать в таблице итогового протокола.   

В этом году по настоящему профессиональных стихов в пакете было до обидного мало.  Я, например, из всего пакета отобрала для себя всего 24 стихотворения, показавшихся мне достойными уровня МК, остальные - либо содержали незначительные недочеты, которые можно было бы не заметить (но разобрать в статье) в любом другом конкурсе, но только не в Мастер классе, либо попадались стихи, страдающие мелкотемьем: придраться по технике в них не к чему, но душу не трогают - всё в них ожидаемо. А еще мне не хотелось в ЭТОМ конкурсе отбирать в свой лист стихи, в которых  что-то было заимствовано у других. Например, форма и композиция (как это было со стихотворным продолжением произведения Владимира Квашнина "Ты знаешь, мама" - у Ю.Пестерева http://stihi.ru/2023/07/06/2205). Или  "новые слова" к широко известной песне Ю.Левитанского ( как это получилось со стихами Фиделя Сагитова "Телефон 117" http://stihi.ru/2023/06/12/6001). Или рифмовка чужого сюжета (как в случае со стихами  Татьяны Комарницкой "Притча" http://stihi.ru/2022/11/20/3919). Все три стихотворения, кстати, сами по себе хороши, но только они не для МК, где хочется видеть только стопроцентно авторские творения!!

Нужно признать, что два десятка профессионально написанных стихотворения из 73 предложенных - это не совсем то, чего я каждый год жду от этого конкурса! Меня радует, что новые и пока еще неопытные участники пробуют в нем свои силы - это правильно и нужно! - но очень сильно огорчаюсь, что много замечательных, любимых мною поэтов нашего сайта, чье творчество я узнаю по первым строкам и высоко ценю, в этом году не оставили свою заявку на участие. А ведь у них есть, что нам показать, а нам - чему у них поучиться!!!

Все дополнительные пояснения к конкурсному заданию вы можете прочесть по ссылке Конкурсной страницы, а сейчас самое время показать вам отобранные мною стихи с моими минимальными к ним комментариями. В этот раз я почти не буду разбирать недочеты не прошедших отбор стихов и не стану пояснять КАЖДОМУ участнику, почему его произведение не попало в шорт лист судей - всё это обычно делается в других моих разборах. Здесь - только лучшие стихи. Еще я постараюсь пояснить, чем именно они мне понравились...

Начинаем!
**********************************************

4. УСОБИЦА. МИЛА АНДАНТЕ

Птица вольная сокол над полем плывёт,
В диких травах степных пробирается лис.
Начиная, подумай, где будет исход.
Я окликну тебя: обернись! Отзовись…
Мы путями одними ходили с тобой.
Мы не знали, что выпадет – твердь ли, елань -
Там, где доля манила лилейной рукой,
А недоля тянула кровавую длань.
И рубили засеки, сжигали мосты,
Рать месила ковыль, налетая на рать.
В чистом поле друг другу ломают хребты,
Потому что не в силах друг друга понять.
Солнце чермное к ночи валилось за край,
Ночь слетала и прятала в чёрный рукав
Птичий посвист и лисий отчаянный лай,
И шептание горестно гибнущих трав.
Ты же воздухом вольным со мною дышал,
Мы за чарой сидели с тобой у стола,
Так зачем ты примерил звериный оскал?
Эта скотья личина к тебе приросла!
Ты, как тать, стал гнушаться родным очагом.
Я тебя не могу от беды уберечь.
И каким мне с тобой говорить языком,
Если ты человечью не ведаешь речь?
Вспомни пращуров молвь, что светла и сладка,
И почувствуй привычный с начала времён
В словесах материнского вкус молока
И отцовского молота праведный звон.
Озарится лучами златыми восход,
Встанем рядом, мой брат, и увидим вдали,
Как над вольной равниною птица плывёт,
А внизу серебрятся волной ковыли…

Удивительное сочетание использования почти утраченного ныне старого русского языка, жанра былинного рассказа о временах минувших и, в то же время, ощущения  современности темы - стихи прочитываются как  рассказ о наших днях, хотя и замаскированный историческим сюжетом. А сколько здесь интересных авторских мыслей, изложенных красивым и образным языком поэзии! «Отзовись… Мы путями одними ходили с тобой. Мы не знали, что выпадет – твердь ли, елань...». Или: «В чистом поле друг другу ломают хребты, потому что не в силах друг друга понять». Или: «И каким мне с тобой говорить языком, если ты человечью не ведаешь речь?». На мой вкус, это мастерская поэзия, которая обогащает нас забытыми словами родного языка, если мы не ленимся при чтении находить в поисковике слова, в значении которых есть сомнения!

8. РЫЖАЯ. НАТАЛЬЯ СТЕПАНОВА 8 

Плывет под птичий гомон-скерцо
сожжённых листьев дым прогорклый.
Спешит скиталица согреться
на сонных улочках, задворках.

Ещё вчера она – царица -
блистала роскошью нарядов.
Сегодня – где бы притулиться
устало ищет грустным взглядом.

Который день не спится вовсе.               
Сбежать бы ей до первой стужи.
В белёсой дымке тонет просинь         
да ветер кружит.

На  грошик потускневший в небе
посмотрит странница босая:
- Ещё глоток свободы мне бы...
- Курлы! – ответит птичья стая.

Когда хрустальная снежинка
в ладонь морщинистую ляжет -
вздохнёт украдкой по старинке:               
- Ох, доля-долюшка бродяжья!

Старушка Осень вдруг заплачет.            
Опустит голову печально:
- Пора, пора! Судьбы трамвайчик
вот-вот отчалит...

Сюжет не новый - это пейзажная лирика, описание поздней осени, но как же здорово он исполнен! Осень олицетворена, она действует в стихах как живой человек - "скиталица", "странница седая", "старушка", которая «ещё вчера была – царица, блистала роскошью нарядов. Сегодня – где бы притулиться устало ищет грустным взглядом». Персонаж стихов то беседует с птицами, то вздыхает и опускает печально голову - осень очень выразительна. И язык стихов легкий, он естественно уложен в предложения, отчего и читать интересно, и картинка получилась зримая.

11. КТО-ТО ДОБРЫЙ... ОЛЬГА ГРУБСКАЯ   

Ночью хмурой, бесконечно-долгой
В облаках прозрачно-невесомых
Лечит душу  кто-то очень добрый,
Проникая осторожно в сон мой...

До зари, пока забрезжит утро,
Согревает неземной  заботой.
В ореоле золотистой пудры
В изголовье тихо кружит кто-то.

Добрый ангел — наяву, не снится.
Об одном просить его посмею:
"Тёплым светом озари ресницы
Тем, кому во много раз  нужнее..."

Мир фантазии для истинного поэта - это мир, где он чувствует себя как дома, он сам творит себе новую и выразительную реальность. Стихи об Ангеле, который посещает персонажа стихов не во сне, а наяву («Добрый ангел — наяву, не снится»), в стихах тихо кружит в изголовье персонажа и «согревает неземной  заботой», «в облаках прозрачно-невесомых лечит душу». Мне нравится авторский подбор рифм:  "невесомых - сон мой", "не снится - ресницы", "утро - пудры". Автор не стремится к идеальному совпадению окончаний, но ищет созвучия слов и, если даже и рифмует одинаковые части речи друг с другом, то они всегда стоят в разных падежах  - избегает банальных рифм. И еще нравится неэгоистическая концовка стихов: "Тёплым светом озари ресницы тем, кому во много раз  нужнее..."

13. ДОМОВОЙ. ВЕРА СЕРГЕЕВНА БУТКО 

Домовой не может покинуть дом.
Даже если хозяйка его неряха,
Даже если в нестираный, грязный ком
Превратилась мужа ее рубаха.

Даже если семейство не сберегло
То, что в час любви даровал Всевышний,
Домовой удержит в дому тепло,
Хлопоча, ворча, шебурша неслышно.

Домовой не может покинуть дом,
В новостройках слишком жестки полати.
Переезд дается всегда с трудом:
Домовой болеет и силы тратит.

Но уж лучше так, чем вскочить на стул,
Что покрыт нетронутым слоем пыли,
И понять внезапно, что дом уснул.
Из него ушли, а тебя забыли.

Домовой не может покинуть дом,
Он зовет хозяев своих ночами,
Он истошно воет дурным котом,
Он часами сидит у окна в печали...

И когда бульдозер коснется стен,
И каркас качнется, и балки хрустнут,
Домовой, попавший невольно в плен,
Как старик заплачет - протяжно, грустно..

Там, где груды бревен и кирпича,
Отголоски плача того я слышу.
Как же рвется на помощь душа, крича -
Разбирать скорее обломки крыши!

Отыскать, утешить бы, унести,
Как велит обычай, в плетеном лапте,
Существо - не больше моей горсти.
Будет пить молоко да в шкафу скрести...
У меня двухкомнатка. Места хватит.

Вот и здесь тоже показан поэтический мир фантазий, но только речь уже не об Ангеле, а о Домовом, который выполняет ту же самую роль - помогает жить, утешает, охраняет: "Домовой удержит в дому тепло, хлопоча, ворча, шебурша неслышно". Домовой не дает пропасть дому и не позволяет  его разрушать: «Домовой не может покинуть дом, он зовет хозяев своих ночами, он истошно воет дурным котом, он часами сидит у окна в печали...". Мне нравится богатый, разнообразный набор слов в стихотворении, нравится ясный и  естественный способ построения предложений - и читать легко, и следить за сюжетом легко, и все очень по-доброму: домовой - живой персонаж, к которому чувствуешь симпатию. «Там, где груды бревен и кирпича, отголоски плача того я слышу. Как же рвется на помощь душа, крича - разбирать скорее обломки крыши!»

14. ДВА ГОРОДА. ЕВГЕНИЯ БЕЛТО 

Я приехала в город востока – дикарь! –
И свалилась в него, как в колодец Алиса.
Город въелся в меня, как въедается гарь,
Как эфирное масло из липы с мелиссой.

Я влезала в бездонные щели дворов,
На холмы поднималась под лысой луною
По манящей границе меж двух городов –
Настоящим и тем, что придуман был мною.

Я никак не могла города примирить,
Не мешались друг с другом – реальный и книжный –
И тянули к себе, словно это магнит,
Не давая притом подобраться поближе.

В них народ обитал наяву и во сне:
Город – тот, что хвалился восточным базаром,
Шумный, душный, влекущий туристов в турне,
С полумраком айванов, прохладою арок, –

Был внутри у другого – хранителя тайн
В очарованных книжных волнующих строках.
Я жила в двух мирах, в двух домах, в двух местах –
В настоящем и в прошлом, как всё на Востоке.

Еще один замечательный поэт-фантазер, который живет одновременно в двух городах - реальном, и книжном, на  «... манящей границе меж двух городов – настоящим и тем, что придумано мною». А как живописно, вкусно автор описывает восточный город: «...город – тот, что хвалился восточным базаром, шумный, душный, влекущий туристов в турне, с полумраком айванов, прохладою арок, был внутри у другого – хранителя тайн в очарованных книжных волнующих строках...». Мне нравится нетривиальный замысел стихотворения и язык стихов. Нравится изящная концовка: «Я жила в двух мирах, в двух домах, в двух местах – в настоящем и в прошлом, как всё на Востоке».

16. ЛОЖИЛСЯ СНЕГ... ИННА ЗАСЛАВСКАЯ

Ложился снег то мягкими волнами,
То ледяным подобием коры.
Казалось, что Создатель временами
Не может вспомнить правила игры:

Затеивает оттепель некстати,
Смывая пласт рождественских снегов,
Накидывает изморось, как скатерть,
На первоцвет проснувшихся лугов.

И так весь год. И целые столетья
Полным полны внезапных перемен
В моей стране. Но стану ли жалеть я,
Что не ищу ей лучшую взамен?

Где, как сулят лукавые преданья,
Дается счастье в руки без труда,
Где от земли идет благоуханье
И лечит хворь ручейная вода.

Где все живут свободой и любовью,
Не зная власти, подлости и бед.
Но помню, помню старое присловье:
Там хорошо, где нас в помине нет.

Порою юной было все едино –
Куда лететь, кого считать своим.
А вот теперь они необходимы –
И этот снег, и все, что вслед за ним.

И в эту землю, устланную пнями,
Вздыхающую «быть или не быть»,
Душа вросла недетскими корнями:
Их вырвать – значит душу подрубить.

За лужами опять идут сугробы,
И солнце повернуло на весну.
Лети же, снег, нежнейшей, высшей пробы,
Отбеливай беду, а не вину.

На мой взгляд, это одна из самых талантливых авторов нашего сайта. Я всегда удивляюсь легкости и естественности подбора ею рифм и точности употребления слов, стихи как будто сами льются, нигде не спотыкаясь о надуманность  употребленного или вымученного слова - автор просто открывает нам ход своих мыслей, и кажется, что она не испытывает никаких трудностей от разговора "в рифму". Возможно, за всем этим стоит большая предварительная работа, но читателю ее не видно, именно  в этом - мастерство стихосложения. А еще привлекает содержание стихов - описание зимнего пейзажа переходит в размышление о себе и своей неотделимости от родной земли. «И в эту землю, устланную пнями, вздыхающую «быть или не быть», душа вросла недетскими корнями: их вырвать – значит душу подрубить». Здесь для меня и мысли интересные, и изложение их - средствами поэзии, а не прозаической рифмовкой фактов и событий. «Лети же, снег, нежнейшей, высшей пробы, отбеливай беду, а не вину».

17. СТИХИ ЗАКРЫТЫ НА ПЕРЕУЧЁТ. ЕЛЕНА ЗАОСТРОВЦЕВА

Стихи закрыты на переучёт,
Плутовки-музы спрятались из виду.
Не время нянчить старые обиды,
Когда смертям давно потерян счёт,

Не время для игрушечных страстей
И даже для вполне себе трагедий,
Коль чередой пошли такие беды,
Что до сих пор не ведали страшней.

Когда с утра бьют новости под дых,
Быть иль не быть, не знает даже Гамлет,
Не время истерить, скулить и мямлить,
Не время быть святее всех святых.

Искрится время, как бикфордов шнур,
Соединённый намертво с планетой.
Господь велел, чтоб были мы как дети,
Да спички спрятать не успел - заснул.

Никто не сохранит и не спасёт,
Когда придёт пора последней битвы.
Стихи, быть может, не совсем закрыты.
Они встают на воинский учёт.

Еще один мой любимый автор - начитанная, интеллигентная, тонко чувствующая русский язык и в совершенстве им владеющая. Стихи явно новые, очень современные, не равнодушные, где (вот удивительное совпадение!), как и в предыдущих, тоже есть аллюзия на строчку из "Гамлета": «Когда с утра бьют новости под дых, быть иль не быть, не знает даже Гамлет, не время истерить, скулить и мямлить, не время быть святее всех святых». Совпадение не так уж случайно, наше время чем-то сродни внутренним переживаниям шекспировского Гамлета, который так же, как и многие сейчас, решают вопрос выбора пути - активного действия или пассивного неучастия в  происходящих событиях. «Никто не сохранит и не спасёт, когда придёт пора последней битвы»,- говорит Елена Заостровцева. Пусть не с такой  же прямотой, а более лирично и обтекаемо, но ту же самую мысль я увидела и в строках Инны Заславской: «Порою юной было все едино – куда лететь, кого считать своим. А вот теперь они необходимы – и  этот снег, и все, что вслед за ним».

21. ПЕСОЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК. ГАЛИАСКАРОВА ЕЛЕНА
 
Я верю в сказки и слушаю крики птиц –
Весело крякают утки в густой траве.
Ночь открывает глаза, и с её ресниц
Падают звёзды меж кронами тополей.
Лают собаки дворовые на мосту,
Вдоволь побегав, расходятся по домам.
Снов и томительных грёз перейдя черту,
Прочь ускользает чарующая весна.
Гофманский демон песочный, слетев с луны,
Тёмною птицей средь туч грозовых парит.
Людям практичным дела его не страшны,
Их талисман недоверья от чар хранит.

А теперь познакомимся с совсем другим типом стихов и другим способом самовыражения автора в поэзии. Стихи Елены Галиаскаровой для меня почти всегда узнаваемы - у них не банальная ритмика и глубокое погружение в мир сказки, легенды, фантазии, ее герои - не наши современники, а чаще всего персонажи готических романов и легенд. Красиво, но почти полностью отстранено от реальной жизни. В этих красивых стихах живет «гофманский демон песочный», который «слетев с луны, тёмною птицей средь туч грозовых парит». Мне нравится мысль в концовке этого стихотворения: «Людям практичным дела его (демона!) не страшны, их талисман недоверья от чар хранит».

23. КОТЫ. АНДРЕЙ КИРОВСКИЙ 

Под вечер было холодно и мглисто,
с коры слетала охра на цветы;
над линией кустарника нависнув,
лизали свежесть языками листьев
огромные зелёные коты
и ждали непроглядной темноты.

Исчезли облака, как сливки в миске,
коты допили розовый закат.
Коты вдыхали пряный аромат,
лимонные глаза блестели близко,
в пушистых лапах пропадал искристый
безудержный июльский звездопад.

А мы искали золотые брызги.
Давным-давно, лет сто тому назад.

Совсем другая тема и исполнение, но чем-то сродни творчеству предыдущего автора. Я сразу отобрала эти стихи, а потом долго пыталась понять, о чем они, и как объяснить, чем они меня зацепили. Вне всякого сомнения, у автора есть свое лицо и особый поэтический взгляд на мир. Он не стремится писать в лоб то, что его волнует и даже то, что видит, а создает полуфантастическую картину, где все красиво, но не все до конца понятно, и умудряется передать нам свое настроение и  свое восприятие мира. "Над линией кустарника нависнув, лизали свежесть языками листьев огромные зелёные коты и ждали непроглядной темноты" . Или : "Коты вдыхали пряный аромат, лимонные глаза блестели близко, в пушистых лапах пропадал искристый безудержный июльский звездопад". Не думаю, что стихи написаны о котах, и даже зримо увидеть картинку, которую описал Андрей,  мне толком не удалось. Но как же изысканно и красиво! Поистине, - "золотые брызги"!

25. ТАЙНЫЙ МИР. ОЛЬГА АЛЬТОВСКАЯ

Бескрайне-тайный мир, подобный чуду,
Вновь вырвется наружу из-под спуда
Насущной суеты. Мне стоит лишь
Глаза закрыть – и  ясно представляю,
Как я, тиха, по острову гуляю.
Я вижу вновь молитвенную тишь –

Осенний Валаам. Туман по низу –
Холодных дней спадающие ризы,
И знамение крестное десниц.
И свод небес – колючих елей ветки,
И сумерек опущенные веки,
И солнца кроткий взгляд из-под ресниц.

Неведомо откуда – пахнет ладан.
Квартира – храм. И тон молитве задан:
Я слышу хор, и знаю тайны слов.
До сказочных высот простёрся полдень.
И дольний мир дыханием наполнен,
Звучанием святых колоколов.

Этот стиль письма мне ближе, здесь автор описывает то, что видит (или видел) и то,  как он это чувствует.  И пейзажи Валаама узнаваемы и хороши, интересными образами описаны: "...Туман по низу – холодных дней спадающие ризы, и  знамение крестное десниц. И свод небес – колючих елей ветки, и сумерек опущенные веки, и  солнца кроткий взгляд из-под ресниц". 2 и 3 строфа мне очень симпатичны, а вот из-за первой я долго сомневалась - отбирать ли стихи в список наиболее понравившихся? Во-первых, не в восторге от вольного объединения двух прилагательных в одно определение: что это за "бескрайне-тайный"? Эдак мы все разные по смыслу прилагательные начнем объединять в одно, ради удобного заполнения строки! Во-вторых, я бы не рискнула делать вспомогательное слово "лишь" концевой рифмой, разумнее было бы найти для этого значимое слово:  концевая рифма да еще и ритмически ударное место просит чего-то более насыщенного смыслом! А подобранная к нему рифма "тишь" - тоже так себе рифма: для связанного с ней слова "молитвенная" и темы этого стихотворения хочется использования слова "тишина"... 

27. СЕЛФИ. НАТАЛЬЯ ШАЛЛЕ 
 
Осенний вечер ласково-пригож.
Смотрю на небо, ошалев немного:
закат до удивления похож
на холст, при жизни проданный Ван Гогом.
 
Забрав весь пурпур старого холста
из тёмно-красных ягод винограда,
октябрь прожилкам каждого листа
добавил цвет, повесив на ограду

лиану шалью, алой, как закат.
Пленяет, приглашая сделать снимок.
Совсем не нужен фотоаппарат.
Мобильный есть, не проходите мимо!

... За чаем мне приятнее вдвойне
рассматривать: как "мелкотравчат бархат"
в узорах веток по глухой стене.
Над красками горящими поахать.

Как  пуговки на блузках у калин
расстёгивает непутёвый ветер,
и галочкою птиц летящий клин
автограф пишет на багряном цвете.

Ирговый куст – осенний скоморох –
проглядывает сквозь густую дымку.
И рвётся из груди невольный вздох,
что селфи я... на всех красивых снимках.
---
Закат багровый отгорел давно.
Но иногда, налив в бокал немного,
мне кажется, пью красное вино
из винограда арльского Ван Гога.

Интеллигентные стихи. И с обращением к сюжетам картин Ван Гога, и с образным поэтическим языком: «Как  пуговки на блузках у калин расстёгивает непутёвый ветер, и галочкою птиц летящий клин автограф пишет на багряном цвете». Нравятся здесь и чистые небанальные рифмы (бархат - поахать), и легкость слога - все предложения построены естественно и ясно, автор не подбирает мучительно слова для укладки их в строку, а свободно и живо повествует о том, что чувствует.

28. САРАФАНОВОЕ ЛЕТО. НАТАЛИ 99 

Земляникой пропахший и мятой
Деловитый июль конопатый
Акварелью пейзажи творит.
Под мотивы свирели пастушьей
В небо тянется купол церквушки
В брызгах солнца и яркой зари.

В сарафане белеет ромашка
И головкой приветливо машет –
Ей, застенчивой, нравится млеть.
А трава развалилась лениво –
В ожидании радостных ливней
Прижимается к твёрдой земле.

Знойный воздух недвижный и пряный.
Пчёлы трудятся дружно и рьяно.
Синева бесконечно густа.
Лето ясное в рыжих веснушках
Жаром росы прозрачные сушит.
Мёд блаженства горчит на устах.

Восхищает лужайка нарядом.
Мы лежим, безмятежные, рядом,
В томной неге молчим ни о чём.
Говорливы весёлые птицы.
Время сладкое длится и длится
О твоё, обжигаясь, плечо.

В полосатой рубашке натужно
Шмель мохнатый над клевером кружит
И цепляется крепко за жизнь.
Звонко ласточка сверху щебечет,
Что мгновение счастья не вечно.
За него откровенно держись.

Очень симпатичные и жизнеутверждающие пейзажные стихи о лете, написанные шестистрочной строфой  ААбССб. Все очень технично написано - и структура строфы нигде не нарушается (легкое звучание), и рифмы чистые и небанальные (связывают разные части речи или формы), и образы яркие («В полосатой рубашке натужно шмель мохнатый...», «Лето ясное в рыжих веснушках жаром росы прозрачные сушит», «июль конопатый акварелью пейзажи творит». И концовка с мыслью: «мгновение счастья не вечно, за него откровенно держись». Замечательно!

32. ОСЕНЬ В ГОРОДЕ, ОСЕНЬ.  РУСАКОВ ГРИГОРИЙ 

Осень в городе, осень… породистым рыжим псом
От скамейки к скамейке по парку бредёт за мной
И толкает в ладони свой мокрый, холодный нос,
Вопрошающе глядя: «Дружище, возьми домой?»

Чудеса да и только… восторг, красота и грусть,
Многократное эхо под медный трамвайный звон
Разлетается трелью и кажется - воздух пуст
И на влажных, обшарпанных стенах дрожит бетон.

Осень в городе, осень… и мелкий промозглый дождь
В золочёных деревьях шуршит в тишине листвой.
Мне сегодня приснилось, как будто скосили рожь
И по голому полю бегу за тобой босой.

Ты всё дальше и дальше, пронзает ступни стерня,
Я пытаюсь кричать, но в словах пропадает звук
И всё крепче в объятьях сжимает земля меня,
Обнимает и гладит колосьями жёлтых рук…

Осень в городе, осень… заливкой свинцовых туч
Добавляет чернила в зеркальные лики луж,
Расползается кляксами, словно течёт сургуч,
Застывая смолою на теле асфальтных душ…

Непонятное чувство - обычный вселенский сплин
Загоняет порой в бесконечный глухой тупик.
Оловянное небо - сезонный залог ангин.
Мир сжимается в точку, но он все равно велик…

Стихи написаны длинной строкой - логаэдом 4 анапеста 1 ямб (001 001 001 001 01) - не часто встречающаяся ритмика. Как украшение мелодии стихов - троекратный рефрен "осень в городе, осень", создающий настроение светлой грусти. «Чудеса да и только… восторг, красота и грусть», «Непонятное чувство - обычный вселенский сплин.... Мир сжимается в точку, но он все равно велик». Помимо прекрасных поэтических образов («добавляет чернила в зеркальные лики луж, расползается кляксами, словно течёт сургуч, застывая смолою на теле асфальтных душ») стихи не просто описывают осень, но и одновременно передают спонтанно возникающие мысли автора, его ощущения, настроение: «Я пытаюсь кричать, но в словах пропадает звук и всё крепче в объятьях сжимает земля меня», «Мне сегодня приснилось, как будто скосили рожь и по голому полю бегу за тобой босой». Потрясающие стихи!

33. НЕ МОГУ. МИННИАХМЕТОВА ЮЛИАНА

У мамы всегда были жёсткие руки:
мозоли на пальцах и крупные жилы.
Меня одноклассники кликали букой –
я плакала… только домой не спешила.

А дома ведь что? Хоть бы просто придирки.
«…пожалуйста, пусть папка пьяный с работы…»
Когда под хмельком, то не схватит за шкирку,
не выпорет больно – за то-то и то-то.
Не станет кричать, напрягаясь натужно
(так страшно, когда надуваются вены):
«Возьмёшься за ум? Будешь?.. Будешь послушной?!»
И Бог упаси брякнуть что-то неверно.
И мама не будет смотреть безучастно,
на стол выставляя тарелки для супа.
Не скажет потом (а бывало так часто):
«Сама виновата. Хлебай и не хлюпай».

…Ладони мои тоже грубыми стали.
Со смены ночной – в магазин – и до дома.
Я вся состою из прокаленной стали.
Я очень сильна, но, наверно, ведома.

У мамы морщины заполнили кожу,
у папы на шее трепещется жилка.
Таблетки, уколы… порой невозможно
поверить, что оба они ещё живы.

Глаза холодны – от болезни ли, скуки.
Обнять бы, да только не станет теплее.
Обида кричит: сдай в приют на поруки.
А я не могу так…а я их жалею.

Рассказ в стихах, который не может оставить нас равнодушными. Авторский сюжет, искренность, точный язык. Персонаж стихов не поучает, не философствует, а  рассказывает его личную историю, анализируя свои чувства и поступки, не пытаясь их ни приукрасить, ни прикрыть - именно поэтому стихи запоминаются, заставляют сопереживать. «…Ладони мои тоже грубыми стали. Со смены ночной – в магазин – и до дома. Я вся состою из прокаленной стали. Я очень сильна, но, наверно, ведома». И пронзительная концовка: «Обнять бы, да только не станет теплее. Обида кричит: сдай в приют на поруки. А я не могу так…а я их жалею». Сильные стихи.

39. КОМАНДИРОВКА. ЕЛЕНА ЕВГЕНЬЕВНА ЛЕЩИНСКАЯ 

– Кто желает развеяться, мальчики? Вот буклет.
Экстремалам бонус – возможность родиться гением.
Срок вояжа недолгий, максимум сотня лет.
Там внизу наши парни нуждаются в пополнении.

Эй, ребята, кому – день зА два, крутой маршрут?
Всем не хватит квестов, поэтому бросим жребий...
Мне в тот час не фартило – вытянул длинный прут.
Девяносто восемь годочков в тоске о небе.

Так с тех пор и жил < > – не беден и не богат,              нехватка слога      
Дом у озера, аспиранты и консультации...
Но когда слишком долго молча смотрел в закат,
Начинало в памяти странное пробиваться.

В день рождения, кажется, пару недель назад,
Проводил гостей до ворот, сам не веря датам:
Чуть не век проскрипел – знаешь, это не шутки, брат...
Тут и вспомнил братишку – напарника по десанту.

...Старший задал вопрос. Мы сделали шаг вперёд.
Век двадцатый. С разбросом по десятилетиям.
А когда возвращаться домой нам придёт черёд,
Даже если забудем дорогу – найдут и встретят.

На границе тысячелетий сквозит-сквозит.
– Брат, смотри не простынь...
– Да ты сам будь здоров, не кашляй.
– Ну, поехали. Главное, резко не тормози.
Стрелки дрогнули на циферблате небесной башни.

Я нащупал тропу и отбросил подальше трость.
Брат мой замер ничком на поросшем полынью склоне.
– Да вставай же! Послушай, ты здесь всего лишь гость.
Нас давно заждались в родном седьмом гарнизоне.

Он поднялся, ругнулся сквозь зубы, рванул назад.
На второй заход. Я не вправе мешать, и всё же
Об одном жалею – что не успел сказать:
Смерти нет, Серёжа.

Интересное произведение с фантастическим сюжетом, где персонажи - бессмертные души - отправляются в проживание земной жизни, как в командировку, каждый по своему заданию: «Срок вояжа недолгий, максимум сотня лет. Там внизу наши парни нуждаются в пополнении». Стихи эти нужно медленно читать, вдумываясь в  содержание - так читают умную философскую фантастику! - и это хорошо. Если стихи заставляют думать, значит, они не безделка. Написаны дольником - со скользящим числом безударных слогов (от 1 до 2) между Иктами. Только в одном месте - в первой строке 3 строфы, мне кажется, не хватает одного слога до нужного числа Иктов с строке. А остальное отлично. Стихи, которые запоминаются.

49. ДОЖДЬ. ИРИНА САЯПИНА 2 

Дождь был холодным, бесконечным,
Слегка сутулым   как старик.
Он в темноте ночной, предвечной
К стеклу оконному приник
И долго вглядывался в темень,
Дышал неведомой тоской,
А по стеклу струилось  время,
Зачем-то  ставшее рекой.
И лишь очнувшись от испуга
Мгновенно промелькнувших лет,
Я словно вырвалась из круга
Холодной проруби на свет.
Где занимался день обычный.
Обычный дождик моросил.
И лишь собачий голос зычный
О чем-то заунывно выл.

Эти стихи мне тоже запомнились, хотя и не все в них показалось удачным. Например, слово "предвечный", явно притянутое ради рифмовки с "бесконечным". Устаревшее "предвечный" означает "не имеющий ни конца, ни начала", в христианском богословии это слово обычно употребляется в качестве эпитета Бога - в значении "безначальный". Не очень понимаю, почему именно этот эпитет отнесен в пейзажном стихотворении к ночной темноте. А во всем остальном - интересно. Персонаж - дождь - автором олицетворен в сутулого старика, который «...к стеклу оконному приник и  долго вглядывался в темень, дышал неведомой тоской». А дальше и вовсе идет потрясающая фраза: «А по стеклу струилось время, зачем-то ставшее рекой»!!! Автор не просто описывает дождь, а повествует о своем взаимодействии с ним: «И лишь очнувшись от испуга мгновенно промелькнувших лет, я словно вырвалась из круга холодной проруби на свет». Стихи кажутся недописанным этюдом, авторская мысль в них не досказана, но все равно чем-то нравятся. Хотя... Можно ли "заунывно выть" "зычным"(то есть, "громким, звонким, резким") голосом? Как-то у меня не сочетаются эти два слова...

50. У СТАНЦИИ СТАРИЦА. ЕЛЕНА ШИПИНА

У станции Старица
заросшая старица –
мне так это нравится! Иду по тропе –
по бывшему берегу –
по времени ерику,               
старинное слово твердя нараспев.

Ветла ли поклонится,
иль выглянет звонница,
иль круче излучина вдруг повернёт –
душа всё торопится
их светом наполниться
и будто к распеву всесветному льнёт.               

Эти стихи знакомят нас с красивыми русскими устаревшими словами - "старица" (полностью или частично отделившийся от реки участок её прежнего русла;), "ерик" (относительно узкая протока, соединяющая водные пространства) и "всесветный" (всеобщий). И если понимать их значения, то это лаконичное стихотворение будет восприниматься как очень гармоничное поэтическое произведение, которое вызвало бы полное моё восхищение, если бы в 3-ей строке не оказался один лишний слог! Заменить бы "иду по тропе" на "вверх по тропе" - и далее - "тверЖУ нараспев", и было бы еще лучше.

53. ЭТАЖИ. АЛЕКСАНДР СОЛОМАТИН 3 
 
Февраль превращает нейроны в гнилые нитки.
Он словно японская водка – ни то ни сё,
хотя в новостях катаклизмов у нас в избытке –
то шарик летает, то землю опять трясёт.
Лютуют вороны, соседи орут за стенкой,
больная нога третий день не даёт уснуть.
Паскудный февраль нивелирует постепенно
привычную веру в какую-то там весну.
До слёз надоело бессильно бродить по краю,
фильтруя сквозь сердце свою и чужую боль.
Ему, очумелому, больше не помогают
стихи, сигареты, таблетки и алкоголь.
Упорно стараясь забраться как можно выше,
не видишь, как быстро кончаются этажи.
И, стоя на белой, умытой дождями крыше,
ты чувствуешь – как же прекрасна жизнь.

Яркая поэзия, написанная современным языком, стихи со своим лицом, с авторскими мыслями: «До слёз надоело бессильно бродить по краю, фильтруя сквозь сердце свою и чужую боль». Или: «Упорно стараясь забраться как можно выше, не видишь, как быстро кончаются этажи». Автор делится с нами своими настроениями, ему многое происходящее не нравится, вызывает боль - «Февраль превращает нейроны в гнилые нитки. Он словно японская водка – ни то ни сё, хотя в новостях катаклизмов у нас в избытке – то шарик летает, то землю опять трясёт» (хорошо продуманные и подобранные рифмы!). Но концовка стихотворения дарит  надежду: «стоя на белой, умытой дождями крыше, ты чувствуешь – как же прекрасна жизнь». Мне очень понравились эти стихи.

54. ПРОСТО ШЛА. АЛЛА РОМ   

Просто шла. Просто было холодно,
Просто вышел навстречу он,
Незнакомец с глазами Воланда-
Паранойя? Недобрый сон?

Но когда ночь так долго тянется
Между вторником и средой,
То какая, по сути, разница,
С кем делиться своей бедой?

Я озябшим котёнком брошенным
Прижималась к его груди,
А беда-то была с горошину,
Настоящая  впереди -

Не за звёздами, не за тучами -
Вьётся рядом, как лунь седой*...                * хищная птица
Мне, наивной, крыльцо скрипучее
Окропить бы святой водой,

А потом превратиться в фурию,
И орудовать помелом,
Чтоб не слыть беспросветной дурою,
Незнакомца впустившей в дом.

Только вот не держу В ПОРОГЕ я
Подходящего помела,
Оттого страна Бандерлогия
Мне гражданство своё дала.

Там, в несчастной стране, терпение -
Добродетель, не корень зла,
Там ещё при моём рождении
Масло Аннушка разлила,

Вот и множится зло липучее,
Прорастая в мой хрупкий рай -
Просто холодно. Просто мучает
Дребезжащий в душе трамвай...

При первом прочтении мне показалось, что эти стихи с подтекстом на гражданскую тему, но вчитавшись, поняла: это о личном, о неудачном выборе спутника персонажем стихов. Написано здорово - образно, эмоционально, точно. С четкими мыслями.  «Мне, наивной, крыльцо скрипучее окропить бы святой водой, а потом превратиться в фурию и орудовать помелом, чтоб не слыть беспросветной дурою, незнакомца впустившей в дом». Понравилась и использованная аллюзия на булгаковскую «Мастер и Маргарита»: «Там ещё при моём рождении масло Аннушка разлила». Только одна фраза меня здесь смутила: "только вот не держу В ПОРОГЕ я". Никогда не встречала предлога "в" сочетании с "порогом" - разве он бывает полым? В нем можно что-то хранить? 

57. У ТИГРИНОЙ ТРОПЫ. НИКОЛАЙ МАКСИКОВ

Угрюмый тигр грядой бугров гривастых,
Играючи, границы осмотрел,
И грозные разгладились гримасы,
В глазах угас огонь горячих стрел.
Негромкий рык, исторгнутый грудиной,
С берёзы стряс багрец прогорклых грёз.
В испуге вздрогнул над тропой звериной
Курчавый граб, и ветерок разнёс
рычание раскатом гулким грома,
Окрестность в страх растущий погрузив.
А тигр разлёгся, и густая дрёма
Обрушилась на зверя с грустных ив.
Вот шорохом и шелестом шуршащим
Шлейф тишины с ласкающих вершин,
Минувшее мешая с настоящим,
Шатром – расшитый шёлком крепдешин
на чуткий сон накинул ненароком,
В котором вдруг не сразу различишь
Ни зоркое с тропы тигриной око,
Ни павшую затем в подшёрсток тишь…

А эти стихи мне не только понравились, но и заставили долго думать. О чем они на самом деле? Удивительно сочно, богато и красиво описан тигр,  его сон, но неужели стихи только об этом? Все искала подтексты, аллегории, но так и сообразила, в чем они... Просто"красиво" мы обычно пишем о том, что видим и чувствуем - о природе. Неужели автор был настолько близок к тигру? Или это поэтический перифраз чьей-то прозы? Возможно, в этом кроется моя дремучесть, но я здесь очень хотела найти главную мысль стихов, но не разглядела её.

61. ДО ВЫБОРА, ДО ПЕРВЫХ ГРОЗ... ГЕННАДИЙ КРЫКСИН  (фрагмент)
Весь текст - http://stihi.ru/2023/06/20/6363

От лёгких слов, от лёгких песен,
к поступкам лёгким - только шаг
в коварную цветную плесень,
которую рассыпал враг...                !!!!

От лёгких грёз с обложек глупых,
из клипов липких - в маяту
несёт поток страстишек мутных,
сдирая свет и красоту.

Клубится дым, и пиво льётся,
и что похлеще, всё равно,
а враг смеётся, зло смеётся,
а жизнь - не шоу, не кино.
 
Без Заповедей гаснут дети
и дети будущих детей -
от лёгкости во всём на свете,
что суть - кормление чертей!

Эти стихи не были в моей выборке лучших, но хочу дать их в статье, потому что очень понравилось их начало - тот самый фрагмент, который я здесь распечатала. Мне захотелось показать вам их как пример стихосложения.  Нет, здесь не шедевр высокой и красивой поэзии, это просто хорошо написанные стихи, но мне в них очень мысль понравилась - не избитая, не общеизвестная - авторская, о которой стоит задуматься и стоит поднять. «От лёгких слов, от лёгких песен к поступкам лёгким - только шаг в коварную цветную плесень, которую рассыпал враг». И в одном этом четверостишии все главное уже сказано. Необыкновенная "легкость бытия", к сожалению, давно проникла в наш мир, она стала рекламируема, внедряема в сознание поколений, как необходимость и цель, как правильность отношения ко всему, а это как раз то, чему больше всего радуется Князь Мира Сего - силы зла. Об этом первые четыре строфы стихотворения (над третьей, где "что похлеще", еще хочется поработать!). А дальше умные и интересные стихи переходят в повторение сказанного, мудрые интонации наблюдения превращаются в авторское назидание и призыв, что часто портит впечатление читателя от любых стихов. Многие из нас (я не исключение!) часто неоправданно увеличиваем объем своих стихов: нам хочется высказаться в рифму (пока она сама идет!), нам жаль выкидывать то, что легко сложилось, хотя новых мыслей в стихах уже нет, мы начинаем повторяться, страдать многословием... Гениальные стихи - это краткие стихи! Насыщенные мыслью и точностью образа! Но как же всем нам сложно писать именно такие....

63. ЛЕТО СУЕТНО ПО СУТИ. БЕККИ СКВИРРЕЛ 

            Лето суетно по сути –
            Стог воздвигнут до небес,
            Рак взбодрился в сонной мути,
            Испещрён следами лес.

            В переполненном амбаре
            Вьётся серый хоровод.
            Солнце тешится в ударе,
            Отрешившись от забот.

            Хорошо бы спозаранку
            Взять в сообщники туман
            И упрятать море в банку,
            А в придачу – и лиман.

            Булькнет рыбка золотая
            В долгом обмороке дня.
            Кот мяукнет, замирая:
            «Ты возьмёшь с собой меня?»

Не буду скрывать - я люблю этого автора, хотя даже не знаю, кто прячется под ником Сквиррел (Белки). Что бы она ни создавала, она пишет профессионально, так по крайней мере, я понимаю профессиональное мастерство.

Мастер не создает досконально точную фотографию того, что видит, пытаясь описать ее предельно красиво, будь то летняя гроза или бушующее море, он не зарифмовывает по всем правилам стихосложения потрясающе мудрые соображения по поводу того, что недавно для себя открыл, а чаще всего - услышал от других, мастер просто смотрит на мир и выбирает из него несколько важных деталей - мазков, из которых непонятно каким образом рождается картинка, в которой есть все: и настроение, и содержание, и даже спрятанная где-то мысль, послужившая поводом к написанию. Мне кажется,  мастерскую поэзию вообще невозможно точно определить - ее можно только почувствовать. И такая поэзия - не продукт "легкости", а продукт накопленного автором опыта и большого труда над каждым словом, продукт личной образованности и общей культуры. И если все это уже есть в человеке, то рождаются стихи, кажущиеся нам легкими и воздушными, которые, почему-то нас "цепляют" и запоминаются, хотя почему именно они, и что в них такого особенного, мы не всегда можем объяснить. Вот как я, например, долго и безуспешно пыталась в этой статье объяснить вам, чем именно мне понравились именно эти стихи, а не другие - тоже отлично сложенные. Каждый из наших судей ТМА каждый раз отбирает свои собственный набор "зацепивших душу" стихов, и эти наборы у всех нас удивительно разные! Так что, не обижайтесь на меня, дорогие участники конкурса «Мастер класс -2023», на мой субъективизм и мою возможную дремучесть. Я изложила здесь только свои личные впечатления, не пытаясь с кем-то спорить. Спасибо всем авторам, кто участвовал - это была потрясающе интересная работа над анализом ВСЕХ стихов. С теплом, Ваша Алкора. 24.09.23.