Я обратил внимание на то, что среди поэтов
Принято писать стихи о любви, о жизни
и совсем не принято писать стихи о смерти!
Я задался целью разобраться почему это так!
Один человек, пишущий стихи, сказал мне
недавно, что тема смерти для него-табу,
она под строжайшим запретом, который он
сам наложил на эту тему!
Он признался, что боится того, что если он
напишет на тему смерти стихотворение, то
смерть "обратит на него своё смертельное
внимание" и призовет его к себе "досрочно,
раньше положенного срока"... Считаю, что
всё, что создал Всевышний достойно любви,
и если мы любим Бога, то мы должны любить
всё, что он создал, в том числе.. и смерть!
Бог создал и жизнь и смерть не случайно...
Они дополняют друга друга и не могут
существовать по отдельности, а только вместе!
Часть 1 Размышления о смерти
Смерть это - несшитый костюм,
Который прикроет бренное тело,
Это отточенный гения ум,
Его смерть заберёт, когда ждать… надоело…
Смерть это - жизни изобретение*1,
Чтоб жизнь не стояла и двигалась дальше,
Я живу, как и все на её усмотрение,
Смерть к себе призовёт, меня позже иль раньше!
Смерть - загадка, самая трудная,
И мало кто, смог её разгадать,
У людей о ней представление смутное,
Смерть – кому наказанье, а кому - благодать!
(Пролог)
Смерть это - недостроенный дом,
Тот, что мечтал давно ты построить,
Жить ты не будешь в будущем в нём,
Вынужден горько тебя я расстроить!
Смерть это - недовязанный сноп,
Ржи, что после уборки остался,
Не свяжет его уже хлебороб,
Тот, что с жизнью своей внезапно «расстался»!
Смерть это - недодышанный вздох,
И в жизни твоей – последний выдох,
Ты дней в жизни прожил - сколько ты смог,
«Голодных», «пьяных» ,«глупых» и «сытых»!
Смерть это - недокрикнутый крик,
И криков больше уже не будет,
Ведь жизни настал последний твой миг,
И мир этот быстро тебя позабудет!
Смерть это - тобой недолюбленный сын,
И не выдана вовремя замуж дочь,
До дна не выпитый в рюмке джин,
Смерть - самая длинная в жизни «ночь»!
Смерть это - вещь, очень нужная жизни,
Без смерти бы жизнь исчезла давно,
Жизнь ты отдал всю семье и отчизне,
Жаль время жизни твоё сочтено!
И смерть всю жизнь с тобою близко рядом,
Так было волею задумано Творца,
Под её пристальным "любовным взглядом",
Каждый находится с рождения, до «конца»!
Только на первый взгляд они несовместимы,
Со смертью жизнь … они всегда вдвоём,
Они Всевышним созданы, как "побратимы",
И к смерти каждый попадает «на приём»!
Смысл смерти понимают единицы,
Смерть – «переход», в жизнь новую – «окно»,
Жизнь состоит из многих воплощений*2,
Смерть полюбить - не каждому дано!
P.S.
Смерть это – всё, что с приставкой «Не»,
Жизнь это - всё, что с приставкой «Да»,
Пред смертью мы люди все наравне,
Она не забудет всех нас… никогда…
Часть 2 О любви к смерти
И если свет в твоих глазах померк,
И если умер ты внезапно в среду,
Что будешь делать утром ты в четверг?
И что готовить в пятницу к обеду?...
(Пролог)
Мы встречи с смертью обречённо ждём,
Всю жизнь живём в «Режиме ожидания»,
С рождения к ней без устали идём,
И встретимся, там все - «без опоздания»!
О смерти вспоминаем много раз,
Когда друзей и близких мы теряем,
И в своих снах мы представляем как,
Дверь в Преисподню, как мы сами отворяем.
Той Встречи нам увы не избежать,
Как бы не грустно и не страшно было,
И не было в истории ещё -
Чтоб Смерть забрать кого-нибудь забыла!
Нам не дано природу обмануть,
И эта встреча будет непременно,
От этой Встречи никому не ускользнуть…
Всю жизнь мы люди ждём ее смиренно!
Берёза умирает каждый год,
Зимой без листьев оставаясь «голой»,
Но за зимой холодною весна придёт,
Берёзу возрождая к жизни новой!
И как берёза человек живёт,
И обновляет тело как листву,
И никогда по сути не умрёт,
Рождаясь заново по волшебству!
И жизнь всего лишь есть игра,
Её конец является началом,
И смерть не чёрная холодная дыра,
Есть к Воплощению новому - сигналом!
Бессчётных жизни воплощений череда,
Идет на «сцене жизни постановка»,
Не остановится Сансара* ... никогда!
Смерть - на пути к Любви, лишь «остановка»…
И в этом я не одинок,
Все мы обречены на это,
«Командировки» только этой кончен срок,
И только в этой жизни «любви песня спета»!
Но верю, это не конец,
Мне на ошибки Бог укажет,
И в новом Воплощении их,
Все устранить меня обяжет!
Всевышний милостив ко всем,
И дарит нам ещё попытку,
Чтоб в жизни той, что предстоит,
Исправили свою ошибку...
Пока души придёт развития предел,
Пока любовь её заполнит без остатка,
Она переселяясь сменит много тел!
Никто к любви путь не проходит гладко
«Преджизненная бездна» не страшна,
Лишь потому, что мы о ней не знаем,
Рожденья страх неведом нам совсем,
А вот от страха смерти мы страдаем…
Всего два состояния небытия:
«До нашего рождения» и «после смерти»,
Но почему второго состояния я боюсь,
А первого, я не боюсь совсем поверьте…
Мы все уйдём когда-то на тот свет,
В рай или в ад, «где нас поджаривают черти»,
И в жизни нашей ничего страшнее нет,
Чем всеми с детства, так скрываемый страх смерти…
Смерть полюбить не каждому дано,
Смерть - гениальное изобретение*3,
Она, как жизнь лишь Времени звено,
Всевышнего бессмертное творение!
PS.
В себе страх смерти не преодолев,
Её как раньше, как и прежде… я боюсь,
Набравшись храбрости и страх презрев,
В любви до гроба к смерти … признаюсь …
25.08.2023г г.Владивосток( часть 1)
21.06.2025г Поезд Москва - Санкт-Петербург (часть 2)
Примечания:
* - Слово «сансара» («самсара») является санскритской транскрипцией. Дословный перевод — «прохождение» или «протекание». При этом данным словом в индуистских мировоззренческих текстах называют перерождение, переселение души (реинкарнацию). Получается, что сансара, проще говоря — это и есть перерождение.
Итак, согласно концепции переселения душ, плохая карма препятствует постижению Дао (правильный путь, который ведёт к возвышению), не позволяя достичь Брахмы (Бог, творец всего, согласно индуистской религии). А поскольку переселение души — это и есть самсара, именно она отвечает за появление плохой кармы. Независимо от того, в каких учениях встречается данное понятие, оно всегда означает порочный круговорот событий (жизней), в котором душа деградирует, наслаждаясь мирскими утехами.
В индуизме к сансаре относятся именно как к порочному кругу, из которого человек обязательно должен выйти, чтобы достичь обители Бога. Достичь целей можно путём медитаций, обратившись к йоге, либо путём бесконечной любви и бескорыстного служения Богу.
В джайнизме самсара представляет собой мирскую жизнь, которая полна боли и страдания. Душа в ней бесконечно вращается вместе с кармой.
В сикхизме считается, что для того, чтобы душа была помещена в человеческое тело, она должна сделать много хороших поступков в прошлом, чтобы её карма позволила приблизиться к моменту выхода из круговорота, а выйти из него можно только в облике человека.
Получается, что во всех подобных учениях мирская жизнь представлена в виде иллюзии,из которой нужно выйти, чтобы переместиться в лучший мир...
2* - Из знаменитой речи Стива Джобса перед выпускниками Стэнфордского университета (июнь 2005 год):
"Для меня большая честь быть с вами сегодня на вручении дипломов одного из самых лучших университетов мира. Я не оканчивал институтов. Сегодня я хочу рассказать вам три истории из моей жизни. И всё. Ничего грандиозного. Просто три истории.
Первая история – о соединении точек.
Я бросил Reed College после первых 6 месяцев обучения, но оставался там в качестве “гостя” ещё около 18 месяцев, пока наконец не ушёл. Почему же я бросил учёбу? Всё началось ещё до моего рождения. Моя биологическая мать была молодой, незамужней аспиранткой и решила отдать меня на усыновление. Она настаивала на том, чтобы меня усыновили люди с высшем образованием, поэтому мне было суждено быть усыновлённым юристом и его женой. Правда, за минуту до того, как я вылез на свет, они решили, что хотят девочку. Поэтому им позвонили ночью и спросили: “Неожиданно родился мальчик. Вы хотите его?”. Они сказали: “Конечно”. Потом моя биологическая мать узнала, что моя приёмная мать – не выпускница колледжа, а мой отец никогда не был выпускником школы. Она отказалась подписать бумаги об усыновлении. И только несколько месяцев спустя всё же уступила, когда мои родители пообещали ей, что я обязательно пойду в колледж.
И 17 лет спустя я пошёл. Но я наивно выбрал колледж, который был почти таким же дорогим, как и Стэнфорд, и все накопления моих родителей были потрачены на подготовку к нему. Через шесть месяцев, я не видел смысла моего обучения. Я не знал, что я хочу делать в своей жизни, и не понимал, как колледж поможет мне это осознать. И вот, я просто тратил деньги родителей, которые они копили всю жизнь. Поэтому я решил бросить колледж и поверить, что всё будет хорошо. Я был поначалу напуган, но, оглядываясь сейчас назад, понимаю, что это было моим лучшим решением за всю жизнь. В ту минуту, когда я бросил колледж, я мог перестать говорить о том, что требуемые уроки мне не интересны и посещать те, которые казались интересными.
Не всё было так романтично. У меня не было комнаты в общаге, поэтому я спал на полу в комнатах друзей, я сдавал бутылки Колы по 5 центов, чтобы купить еду и ходил за 7 миль через весь город каждый воскресный вечер, чтобы раз в неделю нормально поесть в храме кришнаитов. Мне он нравился. И много из того, с чем я сталкивался, следуя своему любопытству и интуиции, оказалось позже бесценным.
Вот вам пример: Reed College всегда предлагал лучшие уроки по каллиграфии. По всему кампусу каждый постер, каждая метка были написаны каллиграфическим почерком от руки. Так как я отчислился и не брал обычных уроков, я записался на уроки по каллиграфии. Я узнал о serif и sans serif, о разных отступах между комбинациями букв, о том, что делает прекрасную типографику прекрасной. Она была красивой, историчной, мастерски утонченной до такой степени, что наука этого не смогла бы понять.
Ничто из этого не казалось полезным для моей жизни. Но десять лет спустя, когда мы разрабатывали первый Macintosh, всё это пригодилось. И Мак стал первым компьютером с красивой типографикой. Если бы я не записался на тот курс в колледже, у Мака никогда бы не было несколько гарнитур и пропорциональных шрифтов. Ну а так как Windows просто сдули это с Мака, скорее всего, у персональных компьютеров вообще бы их не было. Если бы я не отчислился, я бы никогда не записался на тот курс каллиграфии и у компьютеров не было бы такой изумительной типографики, как сейчас.
Конечно, нельзя было соединить все точки воедино тогда, когда я был в колледже. Но через десять лет всё стало очень, очень ясно.
Ещё раз: вы не можете соединить точки, смотря вперёд; вы можете соединить их, только оглядываясь в прошлое. Поэтому вам придётся довериться тем точкам, которые вы как-нибудь свяжете в будущем. Вам придётся на что-то положиться: на свой характер, судьбу, жизнь, карму – что угодно. Такой подход никогда не подводил меня и он изменил мою жизнь.
Моя вторая история – о любви и потере.
Мне повезло – я нашёл то, что я люблю по жизни делать довольно рано. Woz и я основали Apple в гараже моих родителей, когда мне было 20. Мы усиленно трудились, и через десять лет Apple выросла из двух человек в гараже до $2–миллиардной компании с 4000 работников. Мы выпустили наше самое лучшее создание – Macintosh – годом раньше и мне только-только исполнилось 30. И потом меня уволили. Как вас могут уволить из компании, которую вы основали? Ну, по мере роста Apple мы нанимали талантливых людей, чтобы помогать мне управлять компанией и в первые пять лет всё шло хорошо. Но потом наше видение будущего стало расходиться и мы в конечном счёте поссорились. Совет директоров перешёл на его сторону. Поэтому в 30 лет я был уволен. Причём публично. То, что было смыслом всей моей взрослой жизни, пропало.
Я не знал, чего делать несколько месяцев. Я чувствовал, что я подвёл прошлое поколение предпринимателей – что я уронил эстафетную палочку, когда мне её передавали. Я встречался с David Packard и Bob Noyce и пытался извиниться за то, что натворил. Это было публичным провалом и я даже думал о том, чтобы убежать куда подальше. Но что-то медленно стало проясняться во мне – я всё ещё любил то, что делал. Ход событий в Apple лишь слегка всё изменил. Я был отвергнут, но я любил. И, в конце концов, я решил начать всё сначала. Тогда я этого не понимал, но оказалось, что увольнение с Apple было лучшим, что могло было произойти со мной. Бремя успешного человека сменилось легкомыслием начинающего, менее уверенного в чём-либо. Я освободился и вошёл в один из самых креативных периодов своей жизни.
В течении следующих пяти лет я основал компанию NeXT, другую компанию, названную, Pixar и влюбился в удивительную женщину, которая стала моей женой. Pixar создал самый первый компьютерный анимационный фильм, Toy Story, и является теперь самой успешной анимационной студией в мире. В ходе поразительных событий, Apple купила NeXT, я вернулся в Apple, и технология, разработанная в NeXT, стала сердцем нынешнего возрождения Apple. А Laurene и я стали замечательной семьёй.
Я уверен, что ничего из этого не случилось бы, если бы меня не уволили из Apple. Лекарство было горьким, но пациенту оно помогло. Иногда жизнь бьёт вас по башке кирпичом. Не теряйте веры. Я убеждён, что единственная вещь, которая помогла мне продолжать дело была то, что я любил своё дело. Вам надо найти то, что вы любите. И это так же верно для работы, как и для отношений. Ваша работа заполнит большую часть жизни и единственный способ быть полностью довольным – делать то, что по-вашему является великим делом. И единственный способ делать великие дела – любить то, что вы делаете. Если вы ещё не нашли своего дела, ищите. Не останавливайтесь. Как это бывает со всеми сердечными делами, вы узнаете, когда найдёте. И, как любые хорошие отношения, они становятся лучше и лучше с годами. Поэтому ищите, пока не найдёте. Не останавливайтесь.
Моя третья история – про смерть.
Когда мне было 17, я прочитал цитату – что-то вроде этого: "Если вы живёте каждый день так, как будто он последний, когда-нибудь вы окажетесь правы". Цитата произвела на меня впечатление и с тех пор, уже 33 года, я смотрю в зеркало каждый день и спрашиваю себя: "Если бы сегодняшний день был последним в моей жизни, захотел ли бы я делать то, что собираюсь сделать сегодня?". И как только ответом было "Нет" на протяжении нескольких дней подряд, я понимал, что надо что-то менять.
Память о том, что я скоро умру – самый важный инструмент, который помогает мне принимать сложные решения в моей жизни. Потому что всё остальное – чужое мнение, вся эта гордость, вся эта боязнь смущения или провала – все эти вещи падают пред лицом смерти, оставляя лишь то, что действительно важно. Память о смерти – лучший способ избежать мыслей о том, что у вам есть что терять. Вы уже голый. У вас больше нет причин не идти на зов своего сердца.
Никто не хочет умирать. Даже люди, которые хотят попасть на небеса не хотят умирать. И всё равно, смерть – пункт назначения для всех нас. Никто никогда не смог избежать её. Так и должно быть, потому что Смерть, наверное, самое лучше изобретение Жизни. Она – причина перемен. Она очищает старое, чтобы открыть дорогу новому. Сейчас новое – это вы, но когда-то (не очень-то и долго осталось) – вы станете старым и вас очистят. Простите за такой драматизм, но это правда.
Ваше время ограничено, поэтому не тратьте его на жизнь чей-то чужой жизнью. Не попадайте в ловушку догмы, которая говорит жить мыслями других людей. Не позволяйте шуму чужих мнений перебить ваш внутренний голос. И самое важное, имейте храбрость следовать своему сердцу и интуиции. Они каким-то образом уже знают то, кем вы хотите стать на самом деле. Всё остальное вторично.
“Оставайтесь голодными. Оставайтесь безрассудными”.
3.Об отношении к смерти.
На первый взгляд, влечение к смерти представляется противоестественным понятием, так как всё живое прежде всего стремится выжить. Тем не менее, европейский психоанализ ещё с позапрошлого века оперирует такими категориями, как Танатос, Разрушитель, агрессия и самоагрессия, стремление вернуться к изначальному неживому состоянию.
В 1912 году, в Венском университете, уроженка Ростова-на-Дону Сабина Николаевна (Шейвэ Нафтульевна) Шпильрейн (в замужестве Шефтель) защитила докторскую диссертацию «Деструкция как причина становления». В этой работе впервые был поставлен вопрос о влечении к смерти, лежащем в основе человеческого бытия, о том, что Танатос-Разрушитель существующего и Эрос-Созидатель новой жизни всегда сопутствуют друг другу. Приближаясь к преклонным годам, люди так или иначе обращают внимание на естественный и неизбежный конец всякого, пусть и долгого, жизненного пути.
До 1923 г. Сабина Шпильрейн продолжала исследовательскую деятельность в Европе, в 1923-м с семьёй переехала в Советскую Россию и стала научным сотрудником московского Детского дома-лаборатории «Международная солидарность». В этом экспериментальном учреждении воспитывались дети высокопоставленных руководителей, в том числе Василий Сталин. Затем, после запрета на психоаналитическую деятельность, работала клиническим психотерапевтом в Ростове-на-Дону. Летом 1942 года, когда город был оккупирован, начались массовые казни евреев. Последний раз Сабину Шпильрейн и двух её дочерей видели в колонне, которую вели на расстрел в Змиёвской балке. Зигмунд Фрейд, основываясь на идее Сабины Шпильрейн, сформулировал концепт влечения к смерти. Основоположник психоанализа исходил из того несомненного факта, что всё живое, органическое умирает вследствие внутренних причин, возвращаясь к неорганической материи. Тогда, по мысли Фрейда, можно сказать, что финальной целью всякой жизни является смерть, и, в соответствии с этим, в живом организме присутствует стремление к восстановлению первичного (неживого, неорганического) состояния. Более поздние исследования доказали, что древнейшие ритуалы уже контролировали разрушительные тенденции, свойственные человеку, чтобы сохранить не только жизни соплеменников, но и само существование людских сообществ. Такие обрядовые практики преобразовывали влечение к смерти в социально приемлемые формы за много тысячелетий до появления психоанализа как науки. Выдающийся биолог Илья Ильич Мечников в своих работах «Этюды о природе человека» и «Этюды оптимизма» использовал термин «инстинкт смерти» или «инстинкт естественной смерти». Учёный с мировым именем считал, что, при обязательном условии гармоничного и здорового существования, в 70 – 80 лет инстинкт жизни у человека естественным образом угасает и сменяется инстинктом смерти. Люди в таких годах, чувствуя удовлетворение прожитой жизнью, испытывают потребность небытия. Это положение Мечников подтверждал собранными им примерами ощущений, которые испытывают люди преклонного возраста в период проявления «инстинкта смерти». В известной степени позитивный эмоциональный фон ухода из жизни также подтверждается воспоминаниями тех, кто пережил клиническую смерть.
4.Смерть и любовь, смерть и жизнь.
С точки зрения философии - это любовь и милосердие. Она единственная, кто говорит правду и показывает людям их лецимерие. Если посмотреть, то смерть окружает нас по всюду. Мы скоро будем радоваться весне - смерти зимы. Мы смываем с себя каждый день миллиарды микроорганизмов. Топчим траву, хлопаем комаров и мух, травим крыс, рубим деревья. В какой-то момент можно заметить, что граница различия между смертью и жизнью начинает стираться: где одно, там и другое. Часто в смерти нас пугает не она. Нас пугает встреча с собственной ложью, лицимерием, сожалением о потраченном впустую времени, с жестокостью, безразличием, жизни не по предназначению. Мы все прекрасно понимаем, что умрём сами и умрут все вокруг, но эта информация к сожалению нас не стимулирует к полноценной жизни. Есть распространённая отговорка: я хочу сделать, но боюсь первого, второго и третьего. Так и со смертью, она чаще всего выступает причиной того, чтобы не жить, не действовать, не любить, не быть честным и добрым, хотя именно эти качества она и призвана раскрывать. Контакт со смертью приносит нам покой и умиротворение, которого многим так не хватает. Принятие смерти даёт нам бессмертие, потому что мы начинаем по-настоящему жить без страхов и лжи. Разговоры о ней нас сближают. Смерть - это то, что даёт нам опору, ведь только она является гарантированной. Встреча со смертью пробуждает, ведь благодаря ней люди впервые задумались о душе, о Боге, законах мироздания и всем том, что есть за пределами ума. Лично меня мысли о предстоящей смерти всегда возвращают к воспоминаниям и людям, которых я люблю, и рождают чувство непомерной благодарности за такую чудесную жизнь. Именно поэтому смерть и любовь, смерть и жизнь всегда неразрывно связаны друг с другом.
3. Как подружиться со смертью и сильнее полюбить жизнь
Все мы боимся смерти. Но научившись спокойно принимать ее, сможем по-новому взглянуть на жизнь. Для этого психотерапевты предлагают технику «диалога со смертью», буддисты советуют медитировать на процесс умирания, а мексиканцы проводят веселый праздник мертвых. Экзистенциальный психотерапевт Ирвин Ялом считал, что смерть обогащает жизнь, а врач Крис Гилберт предложила подружиться с ней для того, чтобы наслаждаться каждым днем.
Думая о смерти, многие из нас чувствуют страх, тревогу и гнев. Но, может, с ней стоит подружиться и превратить в союзника? Поможет ли это меньше бояться и больше радоваться жизни? Врач-терапевт Крис Гилберт предложила несколько способов принять факт нашей смертности и иначе посмотреть на жизнь.
5. День мертвых в Мексике.
Но дальше всех в отношениях со смертью продвинулись мексиканцы. Они не только не боятся ее — они ее празднуют. Ежегодно 31 октября, в канун Дня всех Святых, 1 ноября, в День всех святых и 2-го — в День всех душ — жители страны отмечают День мертвых, или Диас де Лос Муэртос. Они вспоминают своих умерших друзей и членов семьи и молятся за них, помогая их духовному путешествию. Люди танцуют и поют для мертвых, идут на кладбище, чтобы украсить могилы. Воссоединяясь таким образом с душами мертвых, они празднуют дружбу, любовь, семью и саму жизнь. Многие мексиканцы считают смерть естественной фазой, продолжением детства и зрелости. В День мертвых повсюду можно увидеть веселые скелеты и улыбающиеся черепа. Чему учит этот праздник? Только разглядев в смерти союзника, а не таинственного и страшного врага, мы сможем по-настоящему радоваться жизни.
6. Тема смерти в поэзии.
Тема смерти является одной из самых популярных и вечных тем в литературе и поэзии.
Смерть может быть представлена в поэзии различными способами. Некоторые поэты рассматривают смерть как неизбежный и неприятный факт жизни, который всегда будет присутствовать рядом с нами. Они передают свои эмоции и мысли о смерти через стихи, используя язык символов и метафор.
Другие поэты обращаются к теме смерти в более философском ключе. Они исследуют смысл смерти, ее влияние на жизнь и проблемы бессмертия. Это может приводить к размышлениям о смысле жизни, ценностях и этических вопросах.
Тема смерти может также быть использована для выражения горя, утраты и скорби. Поэты могут отдавать дань умершим, выражать свои чувства потери и делиться своим опытом горя с другими людьми.
Смерть является неотъемлемой частью жизни, и поэты используют ее как средство для осмысления и выражения своих мыслей и чувств.
2* - теория перевоплощения души ( теория реинкарнации)
лово «реинкарнация» переводится как «повторное воплощение». Теория реинкарнации включает в себя две составляющие:
Душа, а не тело представляет собой подлинную сущность человека. Это положение согласуется с христианским мировоззрением и отвергается материализмом.
После гибели тела душа человека через какой-то промежуток времени воплощается в новом теле. Каждый из нас прожил на Земле множество жизней и обладает опытом, выходящим за рамки текущей жизни.
Отождествление себя с телом заставляет человека испытывать сильный страх перед смертью. Ведь после неё он полностью исчезнет, и все его труды окажутся бессмысленными. Это заставляет людей вести себя так, будто смерти вовсе не существует. Чтобы отвлечься от идеи конечности своего существования и отсутствия смысла жизни, люди пытаются забыться в мимолетных делах и развлечениях. Это может быть сосредоточенность на своей семье или сильная погружённость в работу. Человек может прибегать и к таким опасным развлечениям, как употребление наркотиков. Вера в конечность жизни образует в сердцах людей духовный вакуум. Вера в вечную природу души позволяет вновь обрести смысл жизни.
Реинкарнация является законом, действующим на человека вне зависимости от его веры. Доктрина реинкарнации говорит, что человек сам несёт ответственность за свои действия. Последующее рождение зависит от его поступков в предыдущих жизнях. Таким образом, устанавливается справедливость, и объясняются тяжелые обстоятельства жизни тех, кто еще не успел нагрешить. Последующее воплощение позволяет душе исправить свои ошибки и выйти за рамки ограничивающих представлений. Сама идея постоянного обучения души вдохновляет. Мы можем избавиться от зацикленности на текущих делах, найти новый взгляд на сложные и угнетающие ситуации. С помощью способностей, развитых в прошлых рождениях, душа получает возможность преодолеть те проблемы, которые были не решены ранее.
Многие из нас не имеют воспоминаний о своих прошлых жизнях. Этому могут быть две причины:
1.Нас научили их не помнить. Если семья принадлежит к другой вере или кто-то из членов семьи атеист, то такие воспоминания будут пресекаться. Высказывание ребенка о подробностях прошлой жизни может восприниматься как выдумка или вовсе как психическое расстройство. Таким образом, ребенок учится скрывать свои воспоминания, а впоследствии и сам забывает их.
2.Воспоминания могут быть тяжёлыми или шокирующими. Они могут помешать нам сохранять нашу идентичность в текущей жизни. Мы можем не выдержать их и действительно сойти с ума.
Идея реинкарнации поддерживалась различными учёными и мудрецами на протяжении тысячелетий. На данный момент доктрина реинкарнации в большей степени сохранилась в индуизме. Многие ездят в Индию, чтобы ближе соприкоснуться с этой религией и получить духовный опыт. Однако на Западе тоже были последователи этой теории. Ниже мы рассмотрим великих личностей разных исторических периодов, поддерживающих теорию реинкарнации души.
ч.1.Доктрина переселения душ в религиях Востока
Доктрина перевоплощения является центральным звеном множества индийских религий. Присутствует она и в буддизме. Для представителей восточных вероучений идея перевоплощения является естественной.Понятие перевоплощения душ является главным в индуизме. О нём написано в священных текстах: в Ведах и Упанишадах. В Бхагавад-Гите, вмещающей в себя суть индуизма, перевоплощение сравнивается со сменой старых одежд на новые.Индуизм учит, что наша душа пребывает в постоянном круговороте рождения и смерти. После множества рождений она разочаровывается в материальных наслаждениях и ищет высший источник счастья. Духовная практика позволяет осознать, что наше истинное Я — это душа, а не временное тело. Когда материальные влечения перестают управлять ей, душа выходит из круговорота и переселяется в духовный мир.
В буддизме утверждается, что существует пять уровней, на которых можно воплотиться: жители ада, животные, духи, люди и божества. Условия, в которых родится душа в следующий раз, зависят от ее деятельности. Процесс перерождения происходит до тех пор, пока существо не распадётся либо не достигнет пустоты, что доступно немногим. В джатаках (древнеиндийских притчах) рассказывается о 547 рождениях Будды. Он воплощался в разных мирах, помогая обрести освобождение их жителям.
ч.2 Реинкарнация в философии Древней Греции
В Древней Греции приверженцами концепции реинкарнации были Пифагор и его последователи. Сейчас признаются заслуги Пифагора и его школы в математике и космологии. Всем нам еще со школы знакома теорема Пифагора. Но Пифагор прославился и как философ. По Пифагору, душа приходит с небес в тело человека или животного и воплощается до тех пор, пока не получит права вернуться обратно. Философ утверждал, что помнит свои предыдущие воплощения.
Ещё один представитель философов в Древней Греции, Эмпедокл, изложил теорию о переселении душ в поэме «Очищения».
Известный философ Платон также был сторонником концепции перевоплощения. Платоном были написаны знаменитые диалоги, где он передаёт беседы со своим учителем Сократом, который не оставил собственных трудов. В диалоге «Федон» Платон пишет от имени Сократа, что наша душа может прийти на землю вновь в человеческом теле или в виде животных, растений. Душа спускается с небес и сначала рождается в теле человека. Деградируя, душа переходит в оболочку животного. В процессе развития душа снова является в человеческом теле и получает возможность обрести свободу. В зависимости от недостатков, которым подвержен человек, душа может воплотиться в животном соответствующего вида.
Доктрины реинкарнации придерживался и Плотин — основатель школы неоплатонизма. Плотин утверждал, что человек, убивший свою мать, в следующем рождении станет женщиной, которая будет убита своим сыном.
ч.3. Раннее христианство
Современное христианское учение утверждает, что душа воплощается только один раз. Кажется, что так считалось всегда. Однако есть мнения, что раннее христианство благосклонно относилось к идее перевоплощения. Среди поддерживавших эту идею был Ориген — греческий теолог и философ.
Ориген имел большой авторитет среди современников и стал основателем христианской науки. Его идеи повлияли как на восточное, так и на западное богословие. Ориген 5 лет учился у неоплатоника Аммония Сакса. В это же время у Аммония учился Плотин. Ориген говорил о том, что Библия включает в себя три уровня: телесный, душевный и духовный. Нельзя толковать Библию буквально, т. к. кроме конкретного смысла, она несёт тайную весть, доступную далеко не всем. Около 230 г. н. э. Ориген создал изложение христианской философии в трактате «О началах». В нём он пишет и о перевоплощении. Философ писал, что души, склонные к злу, могут родиться в оболочке животного и даже растения. Исправив свои ошибки, они возвышаются и обретают Царствие Небесное вновь. Душа вступает в мир, обладающая силой побед или ослабленная поражениями предшествующего воплощения. Поступки, совершённые человеком в этой жизни, предопределяют обстоятельства рождения в следующей.
В 553 году теория реинкарнации душ была осуждена на Пятом Вселенском Соборе. Собор был учреждён византийским императором Юстинианом. С помощью голосования члены собора решали, допустим ли оригенизм для христиан. Весь процесс голосования был под контролем императора, часть голосов была фальсифицирована. Теория Оригена была предана анафеме.
ч.4 Средние века и эпоха Возрождения
В этот период учение о переселении душ развивается в Каббале — эзотерическом течении в иудаизме. Каббала распространилась в XII-XIII вв. Средневековые каббалисты выделяли три вида переселения. Рождение в новом теле обозначалось термином «гилгул». В описании гилгула иудейские тексты сходны с индуизмом. В книге «Зогар» говорится о том, что последующее рождение определяется тем, какие пристрастия имел человек в предыдущем. Влияют на него и последние мысли перед смертью. В Каббале упоминаются и два других вида реинкарнации: когда душа вселяется в уже существующее тело со злыми или добрыми помыслами.
Среди прочих деятелей того времени концепции придерживался Джордано Бруно — итальянский философ. Со школьной программы мы знаем, что он поддерживал гелиоцентрические воззрения Коперника, за что был сожжён на костре. Однако мало кто знает, что к сожжению он был приговорен не только за это. Бруно говорил о том, что человеческая душа после гибели тела может вернуться на землю в ином теле. Или пойти дальше и путешествовать по множеству миров, которые существуют во вселенной. Спасение человека не определяется его отношениями с Церковью, а зависит от прямой связи с Богом.
ч.5 Новое время
В новое время концепцию о перевоплощении развивал Лейбниц. Это проявилось в его теории о монадах. Философ утверждал, что мир состоит из субстанций, называемых монадами. Всякая монада есть микрокосм и находится на своей ступени развития. В зависимости от ступени развития монада имеет связь с разным количеством подчиненных ей монад более низкого уровня. Эта связь образует новую сложную субстанцию. Смерть — это отделение главной монады от подчиненных. Таким образом, смерть и рождение тождественны обычному обмену веществ, который происходит у живого существа в процессе жизнедеятельности. Только в случае реинкарнации обмен имеет характер скачка.
Теорию о перевоплощении развил и Шарль Боннэ. Он считал, что во время смерти душа сохраняет часть своего тела и потом развивает новое. Поддерживал её и Гёте. Гёте говорил, что понятие деятельности убеждает его в правильности теории переселения душ. Если человек неустанно действует, то природа должна дать ему новую форму жизни, когда ныне существующая не сможет удерживать его дух.
Сторонником теории реинкарнации был и Артур Шопенгауэр. Шопенгауэр выражал своё восхищение индийской философией и говорил о том, что творцы Вед и Упанишад осознавали сущность вещей более ясно и глубоко, чем ослабевшие поколения. Вот его размышления о вечности души:
Убеждение, что мы недоступны для смерти, носимое каждым из нас, исходит из осознания нашей изначальности и вечности.
Жизнь после смерти не является более недоступной для понимания, чем нынешняя жизнь. Если возможность существования открыта в настоящем, значит, она будет открыта и в будущем. Смерть не может разрушить большего, чем мы имели при рождении.Есть то существование, которое не может быть уничтожено смертью. Оно вечно существовало до рождения и будет вечно существовать после смерти. Требовать бессмертия индивидуального сознания, которое разрушается вместе с гибелью тела, — это значит желать постоянного повторения одинаковой ошибки. Для человека недостаточно переселиться в лучший мир. Нужно, чтобы перемена произошла внутри него.Убеждение, что дух любви никогда не исчезнет, имеет под собой глубокую основу.
ч.6 XIX-XX вв
В реинкарнацию верил и Карл Густав Юнг, швейцарский психиатр, развивший учение о коллективном бессознательном. Юнг пользовался понятием вечного «Я», которое рождается вновь, чтобы постигнуть свои глубочайшие тайны.
Известный политический лидер Махатма Ганди говорил о том, что концепция перевоплощения поддерживала его в его деятельности. Он верил в то, что если не в этом, то в другом воплощении осуществится его мечта о всеобщем мире. Махатма Ганди был не только политическим лидером Индии. Он был и её духовным лидером. Следование своим идеалам сделало Ганди настоящим авторитетом. Мировоззрение Ганди сложилось благодаря осмыслению Бхагавад-Гиты. Ганди отвергал любые формы насилия. Ганди не делал различия между простым служением и престижной работой. Ганди внёс решающий вклад в улучшение положения неприкасаемых. Он не ходил в те храмы, куда запрещали входить неприкасаемым. Благодаря его проповедям были приняты законы, которые препятствовали унижению низших каст.
Обеспечение независимости Индии от Великобритании. Ганди действовал с помощью тактики гражданского неповиновения. Индийцы должны были отказаться от титулов, которые давала Великобритания, работы на госслужбе, в полиции, в армии и от покупки английских товаров. В 1947 году Британия сама дала независимость Индии.
ч.7 Россия
Л.Н. Толстой — широко известный русский писатель. Его произведения многие изучали в школе. Однако немногие знают, что Толстой интересовался ведической философией и изучал Бхагавад-Гиту. Лев Толстой признавал учение о реинкарнации. Рассуждая о жизни после смерти, Толстой показывал вероятность двух путей. Либо душа сольется со Всем, либо родится вновь в ограниченном состоянии. Второе Толстой полагал более вероятным, т. к. считал, что зная только ограниченность, душа не может ожидать неограниченной жизни. Если душа будет жить где-то после смерти, значит, где-то она жила и до рождения утверждал Толстой.
Н. О. Лосский является представителем русской религиозной философии. Он был одним из основателей направления интуитивизма в философии. Вот как доказывает идею перевоплощения русский философ:
Невозможно даровать человеку спасение извне. Он должен сам справиться со своим злом. Бог ставит человека в такие ситуации, которые покажут ничтожность зла и силу добра. Для этого нужно, чтобы душа продолжала жить после физической смерти, получая новый опыт. Всякое зло искупается страданиями до тех пор, пока сердце не станет чистым. Для такого исправления нужно время. Оно не может произойти в пределах одной короткой жизни человека.
Создавая личность, Бог дарует ей силу творить. Тип жизни человек вырабатывает сам. Поэтому он ответственен за свои действия, за свои черты характера и за своё внешнее проявление в теле.
Лосский отмечал, что забывание — естественное свойство человека. Многие взрослые не помнят часть своего детства. Тождество личности зиждется не на воспоминаниях, а на основных стремлениях, которые влияют на то, каким путём пойдёт человек.
Если страсть, вызвавшая неблаговидный поступок в прошлом воплощении, остаётся в душе при последующем рождении, то и без воспоминания о совершённых поступках, само наличие и проявление её приводят к наказаниям.
Блага и трудности, которые получают новорожденные, определяется их прошлым рождением. Без теории перевоплощения разные условия рождения противоречат благости Бога. В противном же случае рождающееся существо само создаёт их. Следовательно, оно и отвечает за них.
Лосский, однако, отвергал, что человек в следующем воплощении может родиться в оболочке животного или растения.
ч.8 Карма и реинкарнация
Понятие кармы тесно связано с теорией реинкарнации. Закон кармы – закон причины и следствия, согласно которому поступки человека в настоящем определяют его жизнь как в этом, так и в последующих воплощениях. То, что происходит с нами сейчас, является следствием поступков прошлого.
В тексте Шримад-Бхагаватам, одной из основных Пуран, говорится о том, что действия существа создают его очередную оболочку. С приходом смерти человек перестаёт пожинать плоды определенного этапа деятельности. С рождением он получает результаты следующего этапа.
После физической смерти душа может перевоплотиться не только в человеческой оболочке, но и в теле животного, растения или даже полубога. То тело, в котором мы живем, называется грубым телом. Однако существует ещё и тонкое тело, состоящее из ума, разума и эго. При гибели грубого тела тонкое тело остаётся. Этим объясняется то, что в последующем воплощении сохраняются стремления и черты личности, которые были характерны для неё в предыдущей жизни. Мы видим, что даже младенец имеет свой индивидуальный характер.
Генри Форд говорил о том, что его талант копился на протяжении множества жизней. Он принял доктрину перерождения в 26 лет. Работа не приносила ему полного удовлетворения, т. к. он понимал, что неизбежность смерти делает его усилия напрасными. Идея реинкарнации дала ему возможность верить в дальнейшее развитие.
Реинкарнация отношений
Помимо личных взаимоотношений существуют более тонкие связи. В предыдущих воплощениях мы уже встречались с какими-то людьми. И эта связь может продолжаться несколько жизней. Бывает, что нами не были решены какие-то задачи перед человеком в прошлой жизни, и мы должны их решить в настоящем.
Есть несколько типов связей:
Родственные души. Те души, которые помогают друг другу перейти на новый уровень сознания. Они часто имеют противоположный пол, чтобы сбалансировать друг друга. Встреча с родственной душой может длиться недолго, но иметь сильное влияние на человека.
Души-близнецы. Они очень похожи друг на друга по характеру, по своим интересам. Часто чувствуют друг друга на расстоянии. При встрече возникает ощущение, что давно знаком с человеком, возникает чувство безусловной любви.
Кармические отношения. Такие отношения часто бывают сложными, в них нужно много работать над собой. Людям нужно проработать вместе какую-то ситуацию. Если остался какой-то долг перед человеком с прошлой жизни, значит, пришло время его вернуть.
О связи душ в последующих жизнях писал и Лосский. Существа царства Бога обладают космическим телом и связаны друг с другом. Человек, питающий к другому лицу истинную любовь, соединяется с ним неразрушимой связью. При новом рождении связь остается хотя бы в виде безотчётной симпатии. На более высоком этапе развития мы сможем вспомнить все предыдущие этапы. Тогда появляется возможность сознательного общения с той личностью, которую мы полюбили вечной любовью.
Душа не может удовлетвориться лишь материальными наслаждениями. Однако высших наслаждений можно достичь лишь с помощью духовного опыта, который помогает осознать свою духовную природу. Концепция реинкарнации учит нас не зацикливаться на преходящих моментах, позволяет осознать вечность души, что поможет в решении сложных проблем и в обретении смысла жизни.
Источник
ОГЛАВЛЕНИЕ сборника стихов - "Энциклопедия любви или Ещё раз про любовь":
Раздел 1 - Введение. Что такое любовь (3)
1.http://stihi.ru/2023/08/18/2124 Введение сборника
2.http://stihi.ru/2023/08/13/2875 Что такое любовь в прозе
3.http://stihi.ru/2023/07/26/7603 Что такое любовь в стихах
Раздел 2 - О Божественной любви (2)
4.http://stihi.ru/2022/12/10/137 О любви к Богу
5.http://stihi.ru/2022/12/27/303 О любви Бога
Раздел 3 - О типах или видах земной, человеческой любви (13)
6.http://stihi.ru/2022/12/12/3866 О материнской любви
7.http://stihi.ru/2022/12/06/7742 О безответной любви
8.http://stihi.ru/2022/12/10/3012 О ложной любви
9.http://stihi.ru/2022/12/16/6921 О тайной любви
10.http://stihi.ru/2022/12/18/48 О платонической любви
11.http://stihi.ru/2022/12/23/4706 О ветренной любви
12.http://stihi.ru/2022/12/23/8442 О потерянной или разлученной любви
13.http://stihi.ru/2023/01/05/2274 О безрассудной любви
14.http://stihi.ru/2023/01/16/7641 О безусловной любви
15.http://stihi.ru/2022/12/20/5212 О первой любви
16.http://stihi.ru/2023/07/11/7268 О последней или поздней любви
17.http://stihi.ru/2022/12/11/2179 О настоящей любви
18.http://stihi.ru/2023/01/18/5883 О преданной любви
19.http://stihi.ru/2023/08/23/162 О постоянной и единственной любви и однолюбах
20.http://stihi.ru/2023/08/21/281 О непостоянной любви
21.http://stihi.ru/2022/10/31/1695 О любви к родине
22.http://stihi.ru/2023/08/18/6633 О любви к малой родине
23.http://stihi.ru/2023/07/29/1552 О любви к прошлому
24.http://stihi.ru/2023/08/15/3597 О любви к настоящему
25.http://stihi.ru/2023/08/17/6877 О любви к будущему
Раздел 4 - О любви к людям (16)
26.http://stihi.ru/2022/12/09/2989 О любви к ближнему
27.http://stihi.ru/2022/12/13/3425 О любви к себе
28.http://stihi.ru/2023/07/16/7185 О любви к Роду и своим предкам
29.http://stihi.ru/2023/07/18/6803 О любви к будущим потомкам
30.http://stihi.ru/2023/07/19/7602 О любви к матери
31.http://stihi.ru/2023/07/22/5289 О любви к отцу
32. О любви к жене
33. О любви к мужу
34.http://stihi.ru/2022/12/14/247 О любви к родителям
35.http://stihi.ru/2022/12/17/2940 О любви к внукам
36.http://stihi.ru/2023/07/13/5029 О любви к детям
37.http://stihi.ru/2023/07/15/5657 О любви к бабушкам
38.http://stihi.ru/2023/07/15/5750 О любви к дедушкам
39.http://stihi.ru/2022/12/18/5965 О любви мужчины к женщине
40.http://stihi.ru/2022/12/22/3565 О любви женщины к мужчине
41. О любви мужчины и женщины ( стих двое во вселенной 27.10.2022)
42.http://stihi.ru/2023/08/02/7459 О любви к обыкновенному среднему человеку
43. О любви в семье (Всё есть любовь 10.02.2021))
44. О любви старика к девушке (Тютчев- Денисьева, Гете(74 года) -девушка 17 лет...
45. О любви старухи к юноше ( Президент Макрон 45 лет -ученик, а его жена Брижит 70 лет - его бывшая учительница)
Раздел 5 - О любви к искусству (9)
46. О любви к балету
47. О любви к поэзии
48. О любви к книгам (прозе)
49. О любви к музыке
50. О любви к песне
51. О любви к опере
52. О любви к оперете
53. О любви к театру
54.http://stihi.ru/2023/07/31/2507 О любви к танцам
Раздел 6 - О любви к природе (7)
55.http://stihi.ru/2022/12/26/173 О любви к природе
56. О любви к Вселенной.
57. О любви к планете Земля
58. О любви к новому дню (Пожелание хорошего дня 16.05.2021)и Пожелание 16.07.21
59. О любви ко времени (О времени 18.05.2021)
60. О любви к морю
61. О любви к горам (Зачем нам подниматься в горы 28.10.2021)
62. О любви к лесу
63.http://stihi.ru/2023/08/05/6544 О любви к цветам
64.http://stihi.ru/2023/08/07/1802 О любви к солнцу
65.http://stihi.ru/2023/08/09/2165 О любви к утру
66.http://stihi.ru/2023/08/13/2123 О любви к восходу солнца
67. О любви к грозе
68. О любви к переменам в жизни (11.Время перемен 19.03.2021)
Раздел 7 - О любви к остальному (7)
69.http://stihi.ru/2022/12/15/208 О любви к жизни
70.http://stihi.ru/2023/08/25/1064 О любви к смерти
71. О любви к счастью ( что такое сачстье 31.12 2020)
72.http://stihi.ru/2023/01/24/8653 О любви к любимой работе
73. О любви к труду
74. О любви к учёбе (Жизнь как вечная учеба 1.01.2021)
75. О любви к принципам (не могу поступаться принципами 26.10.2020)
76. О чувстве меры в любви ( О чувстве меры 13.02.2021)
77. О любви к животным
78. О любви к путешествиям
79. О любви к мостам ( Мосты 04.12.2020г)
80.http://stihi.ru/2023/08/08/2919 О любви к главному запаху в мире
81. О любви к спорту
82.http://stihi.ru/2023/08/10/2778 О любви к медитации
Раздел 8 Прочее о любви
83. О любви ( Люблю 28.11.2020)
84.http://stihi.ru/2017/11/12/439 Как слово понимать любить
85. Об осторожности в любви (7.Кто есть кто 5.09.2021)
86. О страхе любви ( многие бояться отдаваться своим чувствам, бояться сделать себе ещё больнее,бояться быть брошенными потом, бояться разлюбить, не верят своим чувствам до конца... и остаются в страхе одинокими...
Раздел 9 - О любви к тому что не является любовью
87.http://stihi.ru/2023/08/02/2113 О любви к пиву
Раздел 10. Эпилог
88. О чуде любви ( что любовь есть и она от бога и она непозноваема никем и никогда