Бахтин, календула и Мышкин. 10 глава

Светлана Водолей
                "Только в форме исповедального самовысказывания
                может быть, по Достоевскому, дано последнее
                слово о человеке, действительно адекватное ему."

                М.М. Бахтин

         

         Свиток разворачивается постепенно... И "Опалесцирующая влага души"* заполняет пространство уверенно и нерушимо. Нет, я не нахожусь на тонущем корабле, а "Титаником" медленно выплываю из Небытия, чтобы ходя по кругу, по Цепи Златой, разбираться в загадках, которые предоставила жизнь.
         Только что, позавчера, я закончила Поэму "Не конца", посвящённую Марине Цветаевой, этой цветущей бездне, из которой так трудно было выбраться, и куда хочется вернуться. Но после, после... Именно поэтому не могла отвлекаться на роман, зато теперь могу спокойно продолжить.
         
         Детали выплывают из контекста как из тумана — очертания берегов, когда ты плывёшь и уже почти теряешь берег, внутренне содрогаясь от мысли, возможно ли будет возвратиться назад? А вдруг нет... или да? Противоположное и контрастирует, и притягивает друг друга. Но вряд ли будет интересно, если всё и сразу станет понятно. Мне нужен этот момент Содрогания, он просто необходим, когда ты явственно понимаешь, что и до сих пор многие вещи не ясны, и может быть никогда не станут ясны... Поэтому разбираюсь, и буду разбираться, пока есть силы и время понять: действительно ли мир спасёт Красота? И не обманул ли нас Достоевский в этом знаменитом утверждении, не ввёл ли всех нас в заблуждение, как говорят юристы, и не будет ли сломана шпага над моей головой как жестокий Приговор за то, что я когда-то поверила в это?!
         Действительно, на момент знакомства я была увлечена Достоевским как никогда, и носила с собой, зачитываясь и восторгаясь, цитируя и обсуждая его с любым собеседником, который подворачивался под руку. Чаще всего кто-то из моих подруг. Мы сидели в кафе каждый день и обсуждали, слушая мой восторженный монолог, посвящённый книге Бахтина о Достоевском, только что вышедшей из печати.** Я смаковала его идеи и вслух восхищалась прозрениями, проникновениями в суть творчества любимого писателя. Он волновал меня, я колебалась как Маятник Казанского собора, грозя землетрясением от возбуждения и литературного драйва.
         Так не виноват ли, может быть, и он, Достоевский, в том, что я так естественно, предметно и живо восприняла главное устремление князя Мышкина, которое заключалось в том, что можно и возможно "восстановить и воскресить человека"!
         
         Мы были молоды, мечтали о добром и вечном, об идеале человечности, которую искали в жизни через себя и других. Мы верили, что это Возможно! Мы не сомневались. Мы были смелы и бесстрашны! Мне же предоставилась такая возможность: изменить жизнь человека, повернуть её на 180 градусов к Счастью, которое, казалось, так близко. Творческое Начало взыграло во мне и поглотило всю меня.
         Я решила сотворить Образ, который отвечал бы всем моим представлениям об Идеале, и я в полную силу взялась за это утопическое и бесполезное дело. Нет, человек не меняется в течение жизни. Он только корректируется в ту или иную сторону добра или зла. Он такой какой он есть, и не может стать лучше, чем может. Он такой, и принимай его таким, каким он сам хочет быть. Но часто и от собственного желания это не может зависеть. Есть другая сила, потусторонняя, высшая, которая ведёт человека как Зомби с внедрённым чипом, и подводит туда, куда захочет сама.
         Моя ошибка в том, что я упустила мысль Достоевского о том, из-за чего они поссорились с Белинским: "В жизни есть только страдание." Эта идея взбесила его и стала причиной разлада. Видимо, он много страдал и желал, чтобы было иначе. Но в отличие от Красоты, которая спасёт мир, в этом Достоевский оказался прав.
         Второе, это то, что одна из магистральных тем с точки зрения богословия посвящена тому, как губительно мечтать. И что всякая мечтательность — огромный грех! Ведь вы пытаетесь скорректировать бога, который вас создал. Вы недовольны тем, что есть и хотите исправить. За это вы будете наказаны. За то, что вы недовольны произведением Создателя. За то, что вы отказываетесь быть овощем, зомби, управляемым, безглагольным словом Свобода, которая есть внутренняя и внешняя, потому что Свобода — это не существительное, это Глагол! Потому что смысл этого слова предполагает действие, борьбу во имя Свободы, а не отсиживание на диване, не Маска от страха в эпоху пандемий. В "Белых ночах" эта мечтательность вредит герою, она разъедает подлинное, съедает саму жизнь, уводя от реальности. Но хотим ли мы такой реальности, это вопрос! Большинство скажет: нет, не хотим. И не мечтали. И не желаем!
         А теперь, скажите, что мы делаем в молодости более всего? Да, именно это. Мы мечтаем. Мы мечтаем без начала и конца, мы плаваем за буйки своих мечт,
и счастливы, если что-то удаётся в этом направлении. Мечта — это главная составляющая часть моей жизни. Подобное притягивается подобным. Магнетизм Слова, сказанного вслух, действия, направленного туда, куда следует в нужный момент, реальность, которая никогда и никого не устраивает полностью, и всегда хочется изменить, улучшить, исправить. Мы всегда недовольны собой, по крайней мере я. Моя самокритичность внутренняя, обнажённая и очень жестокая. Мы все находимся в разладе с действительностью, в дисгармонии, особенно если вторгаемся в запрещённые сферы: изменить то, что предназначено свыше. Стать красивее, чем на самом деле. Зная свои изъяны, мы пытаемся корректировать себя, насколько это возможно. Иногда это получается. Тогда мы счастливы.
         
         Но чтобы не скатиться окончательно в философские размышления, я хочу рассказать эпизод, который остался в памяти живо и ярко. Можно было бы сказать, что я посвящаю его Бахтину.
         В те времена я была настолько наивна, что познакомила своего так называемого Избранника /оставим на какое-то безопасное время слово Монстр/ со всеми своими подругами. На тот момент и достаточно длительное время их было четыре. Ту, которая участвовала в этом эпизоде, о котором я сейчас расскажу, звали Саша. Она была красивая полу еврейка, умевшая подчеркнуть свою красоту при каждом удобном случае, начитанна и умна. Для моих интеллектуальных потребностей ума она была наиболее важной, если не считать другую, некрасивую и намного старше меня подругу, Зину. Та была вообще сплошной ходячий интеллект, который вполне успешно дополнял отсутствие внешней красоты.
       
         Я договорилась с Сашей пойти совместно в кино на нашумевший тогда фильм
Никиты Михалкова "Раба любви". Разумеется, со мной был и мой Избранник. Я его везде таскала за собой, заодно и образовывала, учила или точнее внедряла в него то, что нравилось мне и что я сама ценила и считала важным для развития души.  Конечно, интуиция мне подсказывала, что я поступаю рискованно. Мы только что знакомы, а я знакомлю его с красивой подругой. Наверно, в какой-то момент я уже жалела, что пригласила её вместе с нами в кино. Но отступать было поздно. Мы договорились встретиться прямо в кинотеатре, который находился на улице Карла Маркса. /Да, тогда ещё в Риге были улицы под такими названиями.../
         Мы пришли, а её ещё не было, она опоздала. И весь фильм мы сидели вдвоём в середине зала. Но в темноте потом я увидела, что она пришла и села в другом месте, потому что нас не было видно в темноте. Фильм закончился, и толпа хлынула на выход. Я уже надеялась на то, что мы просквозим мимо и благополучно не встретимся. Но не тут-то было. За нами зорко следили оба её серых глаза. Она догнала нас на выходе и мы пошли дальше втроём по улице Суворова. Я её тогда называла по-московски, на манер Надежды Александровны Павлович, с которой была уже знакома, и которая проживала на тот момент в моей комнате, обеспечивая гениальное соседство в Серебряном Блоковском обрамлении прямо у меня дома.
         Так вот, мы идём по Суворовской, на одном из перекрёстков продают цветы. Сидит тётушка, перед ней стоят оставшиеся цветы, среди которых прекрасный куст маленьких восточных алых роз на одной ветке. Мы как раз собирались перейти дорогу, чтобы зайти в кафе на другой стороне улицы. Саша вдруг останавливается, и с театральными жестами начинает восхищаться этими розами, с намёком на моего друга, что их срочно надо купить для неё. Мы остановились, и ему ничего не оставалось делать, как купить их и подарить ей. При мне. Это была единственная ветка, другой равноценной не было. Оставались только оранжевые ноготки, весьма скромные но яркие букетики. И мне достался за неимением лучшего такой букетик. Я тут же почувствовала себя униженной и обделённой, но сделать ничего не могла.
         
         Настроение как вы понимаете было испорчено. Внутри меня образовалась чёрная бездна, которая не исчезла до сих пор. Но воспитание и выдержка, конечно, взяли верх. И я, не подав виду с улыбкой пошла через улицу, за мной они, мой Избранник с подругой. Не знаю, кто и как чувствовал себя из них, было ли им как-то неудобно или жаль меня с этим букетиком календулы, но я держалась молодцом.
А как иначе? Я не могла унизить себя тем, что расстроилась по этому пресловутому поводу. Хотя повадки Саши я давно знала, все её штучки, ухватки-прихватки, чтобы завлечь мужчину. Как она, например, однажды уронила специально подготовленный для этого платок, чтобы поразить сопутствующего нам тогда художника, Белоснежностью этого платка, видимо, олицетворявшего непорочную чистоту девы, разумеется, с намерением, чтобы он его поднял и восхитился, галантно передав ей в руки. Всё это было и прошло.
         Мы зашли в кафе, сели за столик и заказали кофе. Пошёл разговор... Говорила в основном я, потому что даже у интеллектуальной Саши, а заодно и у моего Избранника отнялся дар речи. Они были в шоке от моего прекрасного весёлого настроения. Я это явственно помню. Может, кто-то даже рассчитывал, что у меня сдадут нервы, и я уйду, оставив их наедине... Вполне возможно. Скорее всего, Саша на это и рассчитывала, насчёт Избранника, не могу с уверенностью сказать. Но тоже сомневаюсь в его "чистоте и непорочности", как надо сомневаться в любом мужчине, когда рядом с тобой красивая подруга, правда, не красивей меня самой. Но это уже не важно. Их общий Шок меня ещё больше развеселил, и я пошла "во все тяжкие", достав из сумочки книгу Бахтина, чтобы зачитывать, цитируя и подтверждая свои гениальные мысли. Им ничего не оставалось делать, как только слушать и поддаться моему восторгу по поводу Бахтина-Достоевского. А убеждать и заводить я умела как никто. Это были мои пощёчины за доставленное неудовольствие. Я себя чувствовала одновременно и униженной, и легко победившей это унижение. Конечно, это было нелегко, раз до сих пор помню как видео. Да и не только помню, но и так же чувствую, с не меньшей силой, а может даже и с большей.

         Сейчас я бы так себя не повела. Впрочем, Бахтин бы никак не пострадал. Всё что я хотела сказать по его поводу, я бы сказала, и может, даже больше. Но под конец, я бы очень изящно и, разумеется, случайно пролила кофе или супчик ей на платье, если не на умную головку, дабы испортить его навсегда. Лучше супчик, и обязательно с томатом, чтобы Память не отстиралась никогда. Но ведь и кофейные пятна не отстирываются...
         Потом мы пошли по той же Суворовской, дошли до угла улицы Авоту, куда нам надо было повернуть к дому номер 10, где мы жили. И что вы думаете?
         До того как мы подошли к перекрёстку, он несколько раз предлагает купить арбуз и идти к нам гости его есть. Он — при мне — приглашает мою подругу, которой только что подарил розы, а мне календулу, видимо рассчитывая на моё замечательно-весёлое настроение, так ловко продемонстрированное в кафе, как полный дурак.
         Очевидно, что не полный дурак, а рассчитывая на то, что именно я, как полная дура, соглашусь на это. Но тут уже моё Молчание стало не только дороже золота, но и самой Короны Екатерины Великой. Раза три я подвергалась этому испытанию арбузом, но в ответ — только Корона Екатерины Великой вместо поддержки.
         Мы распрощались с Сашей, которой пришлось удалиться восвояси. Ей я никогда об этой своей обиде не рассказывала, но, возможно, в качестве
эксперимента, задам вопрос при встрече. Вообще у меня запланированы интересные встречи с Прошлым, с теми, кто ещё жив и в добром здравии. Очень интересно, как она прокомментирует этот эпизод из прошлой жизни. Уверена, что вспомнит. Всё, что касается любви или любовных интриг, не забывается никогда. Боль болит вечно. Не помню, чем закончился этот вечер. Наверно, хорошо... Потому что иначе я бы помнила. Но сейчас я считаю, что никакой любви с его стороны не было. Это был явный Знак, что ко мне он относился ровно так же, как и ко всем другим. Я просто проявила чисто женский азарт в победе над мужчиной и победила эту ситуацию. Жаль, что всё пошло дальше и вылилось в дальнейшие, столь продолжительные отношения. 
         На тот момент у меня не было, кому рассказать, с кем посоветоваться. С мамой мы не были близки, а папе такое не расскажешь, хотя моему можно было, чтобы услышать мнение как мужчины об этом. Наверно, я считала для себя унизительным рассказать, что мой Избранник отодвинул меня на второй план, как только ему предоставилась возможность пообщаться с моей подругой. Помните, как в фильме "Служебный роман": "У меня больше нет подруг. Я их ликвидировала."  Но это произошло много позже. А пока я экспериментировала во всём, постигая психологию жизни как её постигал Бахтин в отношении нашего общего любимца, Достоевского.
Ни Саша не тянула на Настасью Филипповну, ни мой Избранник на князя Мышкина.
Я же училась понимать и видеть реальную жизнь сквозь мечтательный туман несокрушимой молодости. А может, я была тогда княгиней Мышкиной, отважившейся на подвиг: воскресить, возродить, спасти. Прямо ВВС какое-то получается...
         Дорогая жертва. Очень дорогая. Ценою в жизнь.

31 октября 2021 года

*"Опалесцирующая влага души" - так называется 2-й том моего Собрания сочинений.

**Имеется ввиду книга: М.М.Бахтин "Проблемы поэтики Достоевского".

***Роман "Великая Гэтсби."

          I часть

Роковая встреча. 1 глава
http://stihi.ru/2021/07/02/2848

Монстр. 2 глава
http://stihi.ru/2021/07/03/1602

Вхождение в семью. 3 глава
http://stihi.ru/2021/07/05/3637

Здесь и сейчас. 4 глава
http://stihi.ru/2021/09/06/2258

Никогда не говорите никогда! 5 глава
http://stihi.ru/2021/09/06/3638

Абсолютный слух. 6 глава
http://stihi.ru/2021/09/06/4340

На Белом Коне! 7 глава
http://stihi.ru/2021/09/06/4904

Чужие сердца и миры. 8 глава
http://stihi.ru/2021/10/30/2126

Asaru ezers - Озеро Слезы. 9 глава
http://stihi.ru/2021/10/30/2879

Бахтин, календула и Мышкин. 10 глава
http://stihi.ru/2021/10/31/2747

Ещё раз о любви. 11 глава
http://stihi.ru/2021/11/01/4975

Белые кони, Чёрные кони...12 глава
http://stihi.ru/2021/11/03/1748

В сплетении веков. 13 глава
http://stihi.ru/2021/11/03/3947

Дева непорочная. 14 глава
http://stihi.ru/2021/11/05/1185         

Взгляд. Измена. Харассмент. 15 глава
http://stihi.ru/2021/11/18/2647

Женские истории. Ток-шоу без мелочей. 16 глава
http://stihi.ru/2021/11/19/2017

Чай со свечами... 17 глава
http://stihi.ru/2021/11/29/3013

Ларей чёрные абзацы. 18 глава
http://stihi.ru/2021/11/30/2383

Жизнь в Синем плаще. 19 глава
http://stihi.ru/2021/12/04/1966

Девятый вал. 20 глава
http://stihi.ru/2021/12/04/2686

===============================================

                II часть

В Огненной колеснице.1 глава
http://stihi.ru/2021/12/14/2551   

В мраке и тьме полутёмных квартир. 2 глава
http://stihi.ru/2021/12/18/4242