Ковалеву С. Н. Крепил страны невидимый оплот...

Алкора
из http://stihi.ru/2021/05/06/5260
            Из цикла "Аллея Героев Санкт-Петербурга"

Сергею Никитичу Ковалёву (1919 - 2011) - генеральному конструктору советских атомных подводных крейсеров стратегического назначения

Как только в мире кончилась война,
Задачу обозначила страна -
Создать  модель советской  субмарины.
«Шестьсот семнадцать» - опытный проект,
Нас перенес вперёд на много лет
Трудами Ковалева из «Рубина».

Затем «Акула»: скорость, глубина,
Мощь атомных ракет и «тишина»...
И что ни год, то новые решенья.
Наш Ковалев творил подводный флот,
Крепил страны невидимый оплот -
России современной украшенье.

В глубинах моря страшно и темно,
Гигант подводный видит цель и дно
Не как земные жители - не глазом,
Есть только эхо и приборов строй...
Кто служит морю, в Петербурге свой,
Их по работе узнают здесь сразу!

06.06.21


Родился будущий конструктор 15 августа 1919 года в Петрограде в семье моряка. После окончания школы в 1937 году поступил в Ленинградский кораблестроительный институт. К началу войны он был студентом пятого курса. После прохождения практики на Балтийском заводе на строительстве крейсеров «Чапаев» и «Чкалов» Ковалёв был зачислен в бригаду рабочих и получил квалификацию судосборщика 6-го разряда. Летом и осенью страшного 1941 года, как и многие студенты-ленинградцы, Сергей Ковалев работал на строительстве оборонительных сооружений вокруг города: рыли противотанковые рвы, окопы, сооружали доты. В осеннюю стужу ночевали в лесу на кочках в болоте, попадали под артиллерийские и воздушные налеты.

Как один из лучших выпускников, Сергей Никитич был направлен на работу в находившееся в эвакуации в Горьком в (ЦКБ) №18 (в настоящее время - АО «Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин»). После окончания войны перед конструкторами была поставлена задача воспроизвести немецкую турбинную силовую установку и построить по собственному проекту опытную подводную лодку. Этому проекту присвоили номер 617. Проектные работы были доверены Ковалёву, не имевшему тогда еще практического опыта проектирования подводных лодок, тем более, такой уникальной - развивавшей скорость подводного хода в два раза большую, чем обычные дизельные подлодки.. Ни теоретических основ, ни практического опыта у советских судостроителей не было. Требовалось определить, какой должна быть форма корпуса, горизонтальные и вертикальные рули. Строительство головной лодки проекта велось без высоких технологий, но очень оперативно и быстро. Даже по сегодняшним меркам это ошеломительная скорость строительства!

Подводная лодка проекта 617 явилась гигантским шагом вперед советского подводного судостроения – она стала первой подводной лодкой в СССР, перешагнувшей 18-узловую величину подводной скорости. Но главным достоинством новой подводной лодки являлась ее энергетическая установка, ставшая технологическим прорывом!  Первые советские атомные подводные лодки превосходили американские по прочности и глубине погружения. Но значительно уступали по вооружению. А еще наши «шумели на весь океан», что нужно было срочно исправлять. Настоящим прорывом в 70-х годах прошлого века стала закладка первого атомного тяжелого стратегического ракетоносца проекта 941 «Акула». Подлодки этого типа обладают огромным запасом плавучести - более 40%. Но самое интересное, что этот гигант, способный разгоняться под водой до 50 км/ч, относится к числу самых малошумных среди атомных субмарин. По смелости и уникальности технических решений - проект 941, разработанный под руководством Сергея Ковалева и построенный на крупнейшей в нашей стране верфи «Севмаш», остается непревзойденным в мировом кораблестроении, и до сих не утратил своей роли. Создание данного типа кораблей позволило создать ядерный паритет с американцами.

И сегодня в составе российского ВМФ есть головной подводный стратегический крейсер проекта 941 - ТК-208 «Дмитрий Донской». Он прошел модернизацию и был переоборудован для испытаний ракетного комплекса «Булава-30». Запускать 40-тонную ракету с «Дмитрия Донского», минуя все полигонные и стендовые старты, позволила его уникальная архитектура. Создатель этого корабля - Сергей Никитич Ковалев - лично гарантировал полную безопасность экипажа во время испытаний. Как заявлял он сам, в эфире Первого канала: «это, в общем, явилось залогом к тому, чтобы можно было реально создавать принципиально новую морскую твердотопливную ракету «Булава-30». Недавно стало известно, что АПЛ «Дмитрий Донской» планируется довооружить 200 крылатыми ракетами типа «Калибр».

В последние годы жизни легендарный конструктор участвовал в проектировании и строительстве серии атомных субмарин с баллистическими ракетами проекта 955 «Борей». Академик Ковалев не любил полумер и доводил любое дело до конца. Выполнил и главную поставленную перед ним Родиной задачу. Именно его подводные ракетоносцы сейчас стоят на страже морских рубежей России!

Дважды Герой Социалистического Труда (1963, 1974), лауреат Ленинской премии (1965) и Государственной премии СССР, РФ (1978, 2007), кавалер четырёх орденов Ленина (1963, 1970, 1974, 1984), кавалер ордена Октябрьской Революции (1979), действительный член Российской академии наук (1991, АН СССР — с 1981), доктор технических наук

продолжение - http://stihi.ru/2021/06/10/8454