Бодлера новый эстетизм. 19

Светлана Водолей
                Портрет Бодлера работы Эмиля Деруа (1844)

                Посвящается 200-летию со дня рождения Шарля Бодлера.
                /9 апреля 1821 года — 31 августа 1867 года/               

                «Свет из окна Бодлера. 18»
                Светлана Водолей
                http://stihi.ru/2021/04/30/3792



                "Для отрока в ночи глядящего эстампы
                За каждой далью – даль, за каждым валом – вал,
                Как этот мир велик в лучах рабочей лампы
                И в памяти очей как безнадежно мал".

                Шарль Бодлер



В десятке метров от ступеней лучезарных
к реке, спукаюсь ниже, чем товарный
кромешный поезд едет, слишком длинный,
и Путь его — всё рядом — в мир старинный.

В десятке метров от отеля Пимодан
несет свои гнилые воды Сена.
Деталей множество, их видеть не проблема.
Для этого — продавленный диван.

И по причине близости реки,
от цвета туч меняющая мысли,
на кончике Пера, да и строки
одна тоска с петлёй широкой виснет.

Зависима от Света туч, вдвойне
готова распластаться возле, подле.
Пеняя белизной большой Луне,
и усмехаясь сладострастно-подло.

Я думала, сегодня не начну
писать вообще. Как будто перед штангой
с десятикратной силой покачну
устой Небытия. Чтобы понятно

вам был то, что я сейчас скажу.
Страстная Пятница, пусть чёрт её побрал бы,
украла у меня твою Главу, о Муза
Англетера... Абырвалга...

Мне показали явно, как и что.
Пропало в тот же миг одним движеньем,
одним прикосновением — в НИЧТО. Родник
быть перестал своим движеньем.

Исчезло всё, как с поля яблонь дым.
Он тоже белый безупречно, словно
Невеста идёт в храм с своим седым
приверженцем младого тела ровно.

Вокруг цветы. Конечно, Цветы Зла!
Под бой колоколов не успокоить.
Весенней из метелей помела
фата листву помелы беспокойной.*

Разрушенные стены Сен-Луи,
река и раньше как разрушала Остров.
/Васильевского острова слои
во мне снуют и будоражат остов

души!/ Здесь пятна гнили на камнях,
сыреющие стены, мир несущих.
А штукатурка сыплет "на сносях"
свои куски, отваливаясь сущим.

Прогорклый воздух так неумолим,
что лучше жить, его не замечая.
Здесь нет Музея. Каждый был гоним,
кто не договорился прежде. Мим
Бодлера и Готье так охраняем!

Отель элитный. Прав был "Paris noir".
Гостям высоким только предоставлен.
А я ходила к дому как к нему,
хоть раз в неделю. И горела лампа

в окне Бодлера!.. Трубы, водосток
покрыты золочёной краской внятно.
И вдохновения парил всеядный ток,
и в воздухе звучало непонятно...

О, к сожалению, в моём углу, дыре,
нет томика Бодлера! Если был бы,
то он с Луною не стоял в дворе,
а радовал картиной в раме. Bilde!**

Картина маслом. В этом уголке
Парижа старого рождались яды Цвета.
Столицы старой дебрях, в потолке
теней прославленных "зверей" подобья вепря.

Бульварные панели все в Цветах,
их магнетизм доставлен по заказу
ветрами тех расхристанных рубах
и платьев с украшениями стразов.

Влиять на настроение месье
с утра могла циничной вонью Сена.
Сырое лета марево в пенсне
бросалось как туман её степенный.

Зимой — неумолимо холодна,
как та красавица с лицом аристократки.
В её высокомерности видна
разливов грешных томность, их повадки.

Неисчислимы пятна, лишаи,
колдобины, размывы её бредней.
Утопленников, бледных как Луи,
в костюме с галстуком, прыжок — приход в передней.

И колыхание их чистоты и тьмы,
Цветами Зла покрытые буквально.
Где племена эстетов — это мы,
наш голос, еле тихий, инфернальный.

И города эстетика поёт!
Шарль сформулировал. Идти за ним осталось.
И Новой школы Манифест живёт,
как "Падаль" падшая нечайно с пьедестала.

Был вырожден пустотный классицизм,
галантность виршей под известный случай.
Увидеть красоту без всяких изм
в отталкивающей помойной куче.

Марке чудесно город рисовал,***
и берег Сены, и мосты в излишках
туманной дымки, восходя на пьедестал
известности! И Дебюсси в манишке

писал на строки Шарля свой романс.
Быт городской сродни тьме чёрных лестниц
от Достоевского. Всё сдвинуто как станс
под новый эротизм, его прелестниц.

И в нём живём сегодня. Что вперёд
нас гонит, притупляя остановки?
"Тех ненависть к отчизне", тех — завод
"цирцеиных ресниц", а в них нет толка,

хоть провели полжизни. Отстоять,
не принимая Нового щепоти
в оставшиеся дни! А нам стоять
колонной, чтобы с веком не отстать,

и возрождать безумие во плоти
с желаньем жить! Пока всегда ПОКА.
Вчера мне показали, как всё быстро.
Вот было, что писалось на века,
а вот уж нет. Всё уничтожено иль скисло.

Смотрю в эстамп как отрок, что в ночи.
И оторопь берёт за далью — валом.
И мир велик сквозь мглистые лучи
рабочей лампы, данной щедро налом.

Как безнадёжно мир мал! Мы малы
в своих движениях души, не ставшей жертвой.
А в Памяти очей одни углы
и раны профильные. Разве дятел мертвый?!****

Он рано облысел, любитель "зла"
гашиша, алкоголя, воспевая
на воды глядя Сены из угла,
дарующего взгляд свободный Майи.

С дровами баржи, чаек лёт резной
над городской, отчаянной и грязной
бессмертной набережной, с пылью мостовой
под разговор мадемуазель развязной...

Нас обуявший Новый эстетизм,
и обаявший город эталонный
даёт влюблённость в городскую жизнь
с её протяжным гулом обертонным.

Другого нет. Пронзительно красив
и озарён приёмный сын, бездельник
и книгочей. Под расточительный курсив
бы установлен опекунский "веник".

А высших сил достойнейший пригляд*****
внушил свой новый взгляд на мир и чувства.
Что нашептала свыше словно тля
прозрачная и пыльная Земля
в чудесном мире развращённого Искусства.

Нашёптанная свыше из программ
должна быть неуклонно исполнима.
Не бывший неудачником Ван Дамм
как всё другое не проходит мимо.

Транжир. Пришлось покинуть "Пимодан"
Так угораздило пройти меридиан.
"Землистое и длинное лицо",
и пряди редкие волос под стать губам.

С дурной наследственностью человек иль нет?
Поэт великий! Среди сотен бед
дождей парижских в год, с штрихами мет
от ржавой Сены. Господин планет!

Реальность городская, ни один
дождь не похож на дождь другой такой.
Цветы высаживают в Мае на постой,
а летний зной срывает как изгой,
что в мусорную яму хоть зарой.

            * * *

                Вонючая, теплая, мокрая
                столица, в смешении лица...
                Бодлер. Городская реальность
                как взнузданная кобылица!

                Светлана Водолей



Город - эталон. Первый град Искусств.
Художников здесь сонм. И сонм таких же чувств.
Столетье Девятнадцатое, только середина.
"Отравленных романсов" центральная Медина.******

Бессмертный супер-город, как "Маленький Париж",*******
где мне надуло в ворот как сладкого кишмиш.
Дворянских, деревенских стихов латифундист,
помещичьих бездельников-поэтов — не Париж.

Ландшафтному, лиричному пришёл почти конец.
Бодлеровским талантом убит был. Как венец
фонарная эпоха из улочек, воды
каналов тусклых, строфы из толщи нищеты

и блеска куртизанок, где главный — город-монстр.
И бледная нирвана, самоубийцев мост.
Эпох революционных любых литератур
и музыки, и оных невиданных скульптур

настало Время действий. Потом пришёл Бальзак.
Среди противодействий любых всё было так!
В России продолжали Полонские и Феты
писать о птичках летом... А Маяковский — Знак!

Загадочность осталась, пришёл Лотреамон.********
Паломничество в Мекку Искусства словно сон
прекрасный и беспечный. Ступеней лучезарь.
И века скоротечность... И поезда как встарь

с товаром едут мимо и мнятся длинным сном.
Товар его ранимый. Искусств оксюморон!

1 мая 2021 года

*Помело цитрусовый плод зелёного цвета, близкий родственник апельсина и грейпфрута.
**das Bild - /нем./ картина, портрет, изображение.
***Альбе;р Марке; (фр. Albert Marquet, 27 марта 1875, Бордо — 14 июня 1947, Париж) — французский художник-фовист.
****Это воспоминание из Детства, когда мне отец принёс с охоты мёртвого дятла, чтобы показать. Он был красив. Это была мёртвая Красота, которую я запомнила, и сожалею до сих пор, что её увидела.
*****"Высшие силы, вонючий Париж и Сена внушили ему новый взгляд на мир, ведь новая эстетика есть ничто иное, как новый взгляд на мир. Я понимаю в этом толк, я написал в 1977 году мои собственные “Цветы Зла” – а именно “Дневник Неудачника”, и с тех пор послушно выполняю программу этой книги, нашептанной мне свыше." Э.Л.
“Цветы Зла” появились из печати около 1852 года.
******"И небеса, как алтари, горят". Пожалуй, этот романс («Вечерняя гармония») является стержнем, своего рода музыкальной квинтэссенцией «Пяти стихотворений Бодлера» Дебюсси. Недаром первые строки стихотворения позже станут эпиграфом к одной из 24-х прелюдий для фортепиано. Этот вокальный цикл написан в 1887 г.
*******"Маленький Париж" - так называют Ригу.
********Граф де Лотреамо;н (фр. comte de Lautr;amont, псевдоним; настоящее имя — Изидор-Люсьен Дюкасс, фр. Isidore-Lucien Ducasse. — французский прозаик и поэт, поздний романтик, предтеча символизма и сюрреализма.
_________________________________


*Роман в стихах: "Аквариум Духа".
 Портреты или Картинная Галерея.

*Аквариум духа. 1.
http://stihi.ru/2021/01/15/5762

Загар веков.2.
http://stihi.ru/2021/01/15/6066

В театре "Одеон".3.
http://stihi.ru/2021/01/15/6902

Взмах рукава Василисы.4.
http://stihi.ru/2021/01/16/4335

Геометрий звёздных рокот. 5. О Блоке
http://stihi.ru/2021/01/17/3047

В Преодолении!6. О Блоке
http://stihi.ru/2021/01/17/4638

Largo аppassionatа.7. О Блоке.
http://stihi.ru/2021/01/18/4415

С оттенком Индиго.8.
http://stihi.ru/2021/01/21/2992

Из сказки Андерсена...9.
http://stihi.ru/2021/01/28/3823

Como el cido... 10. О Пушкине.
http://stihi.ru/2021/01/28/6884

Хватит питаться глянцем! 11. О Пушкине.
http://stihi.ru/2021/01/29/3765

На Чёрной под снегами.12. А.С. Пушкину.
http://stihi.ru/2021/02/06/4013

Ораторы Небытия. 13. О Маяковском.
http://stihi.ru/2021/02/03/4713

Дилемма личности. 14. О Маяковском
http://stihi.ru/2021/02/03/6818
____________________________________

ПредиСловие в середине. Дом у подножья вулкана
http://stihi.ru/2021/04/09/3134

Слова дорогая Померань.16.
http://stihi.ru/2021/04/09/6079

Джекпот из 19-го столетия.17. О Пушкине.
http://stihi.ru/2021/04/17/3187

Свет из окна Бодлера.18.
http://stihi.ru/2021/04/30/3792

Бодлера новый эстетизм.19.
http://stihi.ru/2021/05/02/3002

Гордость Наша! 20. Ф М. Достоевский
http://stihi.ru/2021/12/30/3745